Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 19:27, реферат
Если понимать общество как продукт взаимодействия людей, то культуру можно рассматривать как качественную сторону этого взаимодействия, взаимоотношений между людьми. Общество всегда представляет собой результат социальных отношений, и в этом смысле оно неизменно. А культурное начало в нем (т. е. качество этих отношений), напротив, динамично, изменчиво. Особенности социальной системы определяются ее культурной основой: сложившимися в обществе ценностями, нормами, обычаями, традициями, религиозными верованиями, уровнем образованности, менталитетом. Таким образом, культура - это качественная сторона общественных отношений, достигнутый уровень развития общества.
Переход от воинских доблестей к придворной жизни привел к заметным изменениям и в нормах поведения. Теперь ценились уже не сила и мужество, а изящество манер, галантное обращение с женщинами, искусство этикета. Можно сказать, что дворянская этика вырождается в этикет - сложную, разработанную до деталей систему условных, формальных правил и манер поведения, предназначенных для общения в узком, аристократическом круге лиц. Искусство этикета было более важным отличительным признаком аристократа, чем любые юридические документы, удостоверявшие его сословную принадлежность. Высшего расцвета этикет достигает при французском дворе в правление Людовика XIV.
В дальнейшем сформировался идеал благородного человека, джентльмена. Для него не имеет особого значения сила и внешняя красота, великолепие одежды и воинские доблести. Их заменили хорошее воспитание, достойные манеры, образование, полученное в закрытой школе, грамотная речь, владение другими языками. Описание носителей этого типа культуры можно найти в книгах
У. Теккерея, в первой главе романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин".
В традиционных обществах
статусная символика может
Особенно настойчиво сохраняют свою социокультурную среду высшие слои общества. Это достигается за счет таких вещей, как проживание в фешенебельных районах, покупка товаров в дорогих магазинах, отдых на модных курортах, общение с людьми определенного достатка и статуса.
7. Регулятивная функция
культуры связана, прежде
8. В качестве особой
некоторые культурологи
9. Компенсаторная функция
культуры позволяет человеку
отвлекаться от
Компенсаторную функцию выполняют такие виды духовной культуры, как искусство и религия. Искусство позволяет восполнить то, что недостает человеку в его жизни, неизбежно ограниченной пространством и временем. Мы как бы заново переживаем судьбы героев произведений, вместе с их персонажами попадаем в различные жизненные ситуации, испытываем при этом определенные чувства, переживания. И все это обогащает наш жизненный опыт, восприятие и понимание жизни, расширяет круг общения.
Применительно к религии
правильнее было бы говорить об иллюзорно-компенсаторной
функции, потому что религия дает
человеку иллюзорную надежду и утешение.
В религии происходит мнимое снятие
противоречий и конфликтов: социальное
неравенство превращается в равенство
перед богом, фактическое бессилие
человека компенсируется всесилием
бога, смертный оказывается бессмертным,
а мир зла и несправедливости
заменяется "царством божьим" ("царством
небесным"). Важное значение при этом
имеет психологический аспект компенсаторной
функции, который особенно отчетливо
проявляется в молитве и
Список используемой литературы
1. Орлова Э.А. Динамика
культуры и целеполагающая
2. Флиер А.Я. Культура
как фактор национальной
3. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарного знания. СПб., 1994.