Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:09, реферат
Сознательная жизнь и творчество этого замечательного мастера связаны по преимуществу с Москвой. И хотя он, подобно своим современникам, много проектировал для провинции, его творчество ассоциируется прежде всего, с древней столицей; здесь находится постройки, принесшие Шехтелю известность и определившее его вклад в историю не только русской, но и мировой архитектуры.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………
Основная часть………………………………………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………………………………………..
Приложение……………………………………………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………………………………………….
Реферат по
культорологии
Фёдор Осипович Шехтель
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Федор Осипович Шехтель — российский архитектор, живописец, график, сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших зодчих России и Европы рубежа XIX—XX столетий. Также Ф. О. Шехтель являлся кавалером орденов Св. Анны и Св. Станислава.
Сознательная жизнь
и творчество этого замечательного
мастера связаны по преимуществу
с Москвой. И хотя он, подобно своим
современникам, много проектировал
для провинции, его творчество ассоциируется
прежде всего, с древней столицей;
здесь находится постройки, принесшие
Шехтелю известность и
Шехтель работал в стиле модерн. Этот стиль исчисляет свою историю примерно с 1895 года, хотя его первые признаки появляются уже в 1870 – х годах. Стиль модерн развивается в основном в архитектуре. Характерным для него было разнообразие и переливы форм, многоцветность, сочетание, казалось бы несочетаемых, геометричных форм с пластичными линиями. Модерн нигде не стал государственным стилем: он оказался слишком волен для официальных зданий. Он использовался в строительстве особняков и парадных зданий.
Об этом поистине
выдающемся человеке написано немало
трудов. Многие исследователи занимались
изучением творчества зодчего. На основе
работ таких личностей, как: Кириченко
Е. И., Сайгина Л. В., А.С. Логинова и др. и
составлен данный реферат
Основная часть
Биография
Родился в Петербурге 26 июля (7 августа) 1859 в семье обрусевшего немецкого инженера-технолога, здесь же родились его брат Осип (1858) и сестры Александра (1860), Юлия (1862) и Мария (1863). Отец Осип Осипович (1822—1867) в 1855 году женился на Дарье Карловне (Розалии Доротее) Гетлих, происходившей из купеческой семьи, будущей матери Фёдора Осиповича. Мать происходила из семьи саратовских купцов Жегиных и позже служила экономкой в семье Третьяковых. Федор Осипович был женат на своей кузине, Наталье Тимофеевне Жегиной, отец которой Т. Е. Жегин был известной личностью и дружил с П. М. Третьяковым.
В Саратове примечательной личностью считался дядя зодчего — купец 1-й гильдии Франц Осипович Шехтель, который выступил в роли одного из учредителей первого в городе литературно-музыкального кружка просвещенного купечества — Немецкого танцевального клуба. В мае-июне 1859 года Ф. О. Шехтель построил в своём загородном саду деревянный летний театр с партером и ложами. Впоследствии театр не раз горел и перестраивался, менялся и облик устроенного Шехтелем увеселительного сада. В настоящее время на месте сада разбит сквер, в котором стоит современное здание Саратовского академического театра драмы, ведущего свое начало от маленького театра Шехтеля.
Переезд Осипа Осиповича
Шехтеля с семьёй на постоянное место
жительства в Саратов случился, видимо,
в течение 1865 года, когда будущему
зодчему было шесть лет. Возможно,
на переезде Осипа настоял его
старший брат. Сам он тяжело заболел,
а других братьев — Антона, Ивана
и Алоиза Шехтелей — уже не было
в живых. Вероятно, хозяйство братьев
требовало постоянного
Осенью 1865 года городская дума передала антрепризу сроком на пять лет петербургскому купцу инженеру-технологу Осипу Осиповичу Шехтелю. Однако способностям Шехтеля-антрепренера не суждено было раскрыться полностью: он умер от воспаления лёгких в конце февраля 1867 года. Осип Осипович Шехтель пережил брата только на два месяца, оставив после себя в «наследство» запутанные торговые дела и огромные долги. Его жена через доверенное лицо — Т. Е. Жегина — продала загородный сад с театром французской подданной Аделаиде Сервье. Так как братья состояли «в нераздельном капитале», то вышло так, что из-за огромных долгов Ф. О. Шехтеля семья его младшего брата оказалась без всяких средств к существованию. Положение было настолько тяжелым, что в 1868 году Дарья Карловна отдала своего младшего сына Виктора-Иоанна в семью проживавшего в столице статского советника К. Ф. Дейча, фамилию которого он впоследствии принял. Старший сын Осип был определён в Мариинскую земледельческую школу в Николаевском городке (ныне Октябрьский городок Татищевского района Саратовской области), а младшие дети, в том числе Фёдор, продолжали обучаться дома.
Годы учёбы
После сдачи вступительного экзамена осенью 1871 года Фёдор Шехтель был зачислен во второй класс первой мужской гимназии — единственного учебного заведения, дававшего среднее образование. Учился Фёдор Осипович посредственно, фактически имея приличные баллы по чистописанию, да ещё по рисованию и черчению.
Этим предметам Шехтель учился у «милейшего, «добрейшего старичка» Андрея Сергеевича Година, того самого, у которого пятью годами раньше учился «технике рисования с натуры» сын командующего Саратовским губернским батальоном Миша Врубель.
26 августа 1873 года
Фёдор Шехтель стал одним из
43 «казеннокоштных»
Лица, окончившие училище,
имели определённые льготы при прохождении
воинской службы. Свидетельство об
окончании приготовительного
В 1875 году Шехтель приехал в Москву и поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества на курс Д. Н. Чичагова, которое он оставил в 1878 году, не окончив курса (на основании рапорта инспектора К. А. Трутовского «за плохую посещаемость»).
В 1880-е годы
работал помощником у
Антон Павлович
представлял Шехтеля
Свою карьеру Лентовский начинал в "летнем театре городского «Сада Шехтель» в Саратове, принадлежавшему дяде и отцу Фёдора Осиповича. Построенный по проекту Шехтеля в «помпейском» стиле открытый театр «Антей», пожалуй, самая крупная его работа тех лет. Сложная механическая начинка сцены была специально предназначена для постановки всякого рода «чудес, полётов, превращений», и здесь увидели свет самые головокружительные феерии и оперетты Лентовского. В Петербурге для Лентовского Шехтель строил театр «Ливадия» и ресторан в «китайском» стиле «Кинь-Грусть», а в Москве — множество временных сооружений.
Н. А. Попов — замечательный
русский театральный деятель, режиссёр,
энтузиаст и руководитель народных театров,
писатель и критик — так вспоминает о Шехтеле:
Ф. О. Шехтель очень легко относился к своим
театральным работам, ни с какой стороны
не ценил своих эскизов и, раздавая их
по мастерским, не заботился об их сохранении.
И большая часть исчезла бесследно. У него
самого хранились только два альбома —
«Люди-звери» и ещё один альбом с набросками
костюмов. Остальная сохранившаяся часть
его работ находится у немногих частных
лиц и в Государственном театральном музее
имени А. А. Бахрушина. К Бахрушину в своё
время пришёл архив Лентовского и среди
вороха бумаг Бахрушина удалось выделить
значительную коллекцию работ Шехтеля,
которая состояла из афиш, рисунков, программ.
Опыт графика и сценографа помог ему развить
идею архитектуры как эксцентрически-живописного
зрелища.
Самостоятельное творчество
В 1894 году, сдав экзамен на право производства строительных работ, начал работать самостоятельно. Видимо, самой первой постройкой Шехтеля можно назвать жилое помещение на углу Немецкой (ныне Бауманской), 58 и Денисовского переулка. Будучи учеником Каменского, которому порою и приписывают авторство, Шехтель в 1878 (1884?) году выполнил заказ текстильного фабриканта Щапова на это строительство. Свой первый личный дом на Петербургском шоссе, 20, Шехтель возводил, числившись купцом.
К концу XIX века по его проектам было построено уже немало зданий, преимущественно дач и особняков. Лейтмотивом образных концепций Шехтеля было чаще всего средневековое зодчество, романо-готическое либо древнерусское.
Западное Средневековье с налётом романтической фантастики доминирует в первой крупной самостоятельной работе Шехтеля — особняке З. Г. Морозовой на Спиридоновке (1893 г.), где С. Т. Морозов дал архитектору практически неограниченные финансовые ресурсы. К работе над оформлением этого здания Шехтель привлёк тогда ещё малоизвестного М. А. Врубеля. Среди построек зодчего 1890-х годов следует ещё назвать «готическую» дачу И. В. Морозова (1895) в Петровском парке (в комплексе усадьба, конюшня, ограда), построенный в этом же стиле особняк М. С. Кузнецова на Мясницкой улице, д.6, дом готических форм по адресу проспект Мира, 43 и собственный дом в Ермолаевском переулке (1896 г.). С 1893 по 1898 годы помощником Шехтеля работал архитектор В. Д. Адамович.
Работы архитектора конца 1890-х годов показывают мастерское владение «готикой», но зодчий вновь несколько раз обращается к «русскому» стилю, делает классические интерпретации. Черты принципиально нового направления, позже названного «модерном», впервые проступили в торговом доме В. В. Аршинова на Большой Ордынке, 32 (1899 г.).
Перелом от готики к модерну произошёл в 1900 году. Весной Шехтель выполнил проект здания типографии А. А. Левенсона в Трёхпрудном переулке, выдержанный в формах любимой им готики, но уже в конце года, когда завершалась постройка этого сооружения, он создал внутреннюю лестницу в совершенно иной манере. Что же произошло в творческой биографии мастера в процессе перестройки этого сооружения?
14 апреля 1900 года в Париже открылась Всемирная выставка, почти на целый год взбудоражившая художественную среду всей Европы. Шехтель был награждён за участие в ней серебряной медалью.