Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:04, творческая работа
Если свет создает все цвета и формы, тогда что же такое свет? Как он действует? Согласно научному определению, свет - электромагнитная энергия, которую солнце излучает в виде волн различной длины, распространяющихся с одинаковой скоростью. В зависимости от длины волны световой спектр делится на видимую и невидимую часть
ЦВЕТ - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
СВЕТ: ОТРАЖЕННЫЙ, ПРЕЛОМЛЕННЫЙ, ПРОПУЩЕННЫЙ И ПОГЛОЩЕННЫЙ
СВЕТОВЫЕ ЛУЧИ... ПОГЛОЩЕНИЕ И ОТРАЖЕНИЕ
СВЕТ И КРАСЯЩИЕ ВЕЩЕСТВА
СТРУКТУРА ЦВЕТА
ЯРКОСТЬ
ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА
СВЕТЛОТА - САМОЕ ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО ЦВЕТА
СВЕТЛАЯ, СРЕДНЯЯ, ТЕМНАЯ ГАММЫ
УПРАЖНЕНИЕ НА СМЕШИВАНИЕ КРАСОК
СВЕТ И ТЕНЬ СОЗДАЮТ ОБЪЕМ
НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА
КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ) ЦВЕТА
МОНОХРОМНЫЙ КОЛОРИТ
ОСВЕЩЕНИЕ МЕНЯЕТ ЦВЕТ ПРЕДМЕТОВ
ЦВЕТ СОЗДАЕТ НАСТРОЕНИЕ
ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ЦВЕТОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО ЦЕНТРА
ПУАНТИЛИЗМ. ОПТИЧЕСКОЕ СМЕШИВАНИЕ ЦВЕТОВ
ВЫБОР ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
НАЧИНАЕМ ПИСАТЬ. ОГРАНИЧЕННАЯ ПАЛИТРА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра: АиСЗ
Творческая работа
на тему:
Цветоведение
Выполнила студентка гр. СА-31
Гранкина Ю.И.
Преподаватель: Киселёв Ю.И.
ТАМБОВ 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ЦВЕТ - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
СВЕТ: ОТРАЖЕННЫЙ, ПРЕЛОМЛЕННЫЙ, ПРОПУЩЕННЫЙ И ПОГЛОЩЕННЫЙ
СВЕТОВЫЕ ЛУЧИ... ПОГЛОЩЕНИЕ И ОТРАЖЕНИЕ
СВЕТ И КРАСЯЩИЕ ВЕЩЕСТВА
СТРУКТУРА ЦВЕТА
ЯРКОСТЬ
ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА
СВЕТЛОТА - САМОЕ ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО ЦВЕТА
СВЕТЛАЯ, СРЕДНЯЯ, ТЕМНАЯ ГАММЫ
УПРАЖНЕНИЕ НА СМЕШИВАНИЕ КРАСОК
СВЕТ И ТЕНЬ СОЗДАЮТ ОБЪЕМ
НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА
КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ) ЦВЕТА
МОНОХРОМНЫЙ КОЛОРИТ
ОСВЕЩЕНИЕ МЕНЯЕТ ЦВЕТ ПРЕДМЕТОВ
ЦВЕТ СОЗДАЕТ НАСТРОЕНИЕ
ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ЦВЕТОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО ЦЕНТРА
ПУАНТИЛИЗМ. ОПТИЧЕСКОЕ СМЕШИВАНИЕ ЦВЕТОВ
ВЫБОР ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
НАЧИНАЕМ ПИСАТЬ. ОГРАНИЧЕННАЯ ПАЛИТРА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ЦВЕТ - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Если свет создает все цвета и формы, тогда что же такое свет? Как он действует? Согласно научному определению, свет - электромагнитная энергия, которую солнце излучает в виде волн различной длины, распространяющихся с одинаковой скоростью. В зависимости от длины волны световой спектр делится на видимую и невидимую часть. Видимую часть спектра составляет тот самый белый свет, которому мы обязаны цветами и формами. Сам по себе белый свет невидим глазу, пока он не падает на какой-нибудь предмет и не отражается от него. В зависимости от молекулярной структуры и пигментации предметов лучи смешиваются, поглощаются или отражаются.
Поверхность предмета также
воздействует на световые лучи, которые
отражаются от нее. Если поверхность
блестящая и гладкая, отраженный
свет будет более ярким, чем от
матовой и шероховатой
Конструируя телескоп, Исаак Ньютон заметил, что солнечный луч (белый свет), проходя через призму, образует разноцветный пучок. Призма - простое треугольное стеклянное тело, обладающее свойством разделять световые лучи на отдельные цвета. Они называются цветами спектра. Такой же спектр представляет собой радуга. Когда солнечный свет проходит сквозь падающие капли воды под определенным углом, капли преломляют лучи на цвета спектра, и мы видим радугу. Дождевые капли при этом играют роль естественных призм, преломляя и отражая свет, который мы видим.
Призма разделяет луч на отдельные цвета. Исаак Ньютон заметил, что всего таких цветов семь: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
Чтобы подкрепить свою гипотезу, Ньютон пропустил преломленный пучок через другую призму, и луч снова стал белым. Многие ученые заметили открытие Ньютона, заинтересовались им и посредством экспериментов выяснили, что все цвета спектра могут быть созданы путем смешивания различных комбинаций красного, желтого и синего. Эти цвета - красный, желтый и синий - стали называть первичными или основными цветами цветового круга. Смешивая краски, входящие в этот круг, мы можем создать множество оттенков цвета, но в отличие, например, от зеленого или лилового, никаким смешиванием мы не получим основные цвета - красный, желтый и синий. Ньютон изучал не красящие вещества, а световые лучи. В них отсутствовали белый и черный, которые играют важную роль в смешивании современных красок. Наши краски - твердые вещества, пигменты. В сочетании со связующим они варьируются от прозрачных до кроющих. Каждая обладает своей поглощающей и отражающей способностью.
СВЕТ: ОТРАЖЕННЫЙ, ПРЕЛОМЛЕННЫЙ, ПРОПУЩЕННЫЙ И ПОГЛОЩЕННЫЙ
Прозрачный красочный слой - просматривающийся насквозь. Полупрозрачный -просматривающийся частично, матовый, затуманенный. Непрозрачный - непросматривающийся, покрывающий другие краски.
Гранильщику, обрабатывающему драгоценные и цветные камни, важно знать, как каждый камень будет преломлять свет. (Преломление, или рефракция, - искривление луча или световой волны при прохождении через слои веществ различной плотности.) Чем выше преломляющая способность, тем заметнее камень искривляет луч. То же самое справедливо для масляных красок. Преломляющая способность красящих веществ бывает разной, а мы еще заметнее меняем ее, добавляя различные растворители и смешивая краски. Прекрасный камень аметист имеет лиловый или сиреневый оттенок. Но если мы измельчим его, получится белый порошок - потому, что лучи наталкиваются на крохотные частицы камня, отражаются в разных направлениях, и отраженный белый свет начинает преобладать над преломленным. (Отражение - это преломление луча под острым углом без проникновения внутрь вещества.)
На иллюстрациях слева показано, как ведут себя световые лучи, падая на поверхности предметов с различными свойствами. Через прозрачный предмет лучи проходят полностью, только незначительное количество отражается от поверхности. Если поверхность шероховатая или матовая, направление лучей меняется, как показано слева. Обратите внимание, что в данном случае поверхность либо почти не отражает свет, либо не отражает его совсем. В обоих случаях при прохождении сквозь внутреннюю структуру предметов лучи искривляются. Те же правила искривления световых лучей действуют для красящих веществ. Для примера возьмем прозрачный краплак темный и непрозрачный кадмий оранжевый. Поскольку краплак прозрачен, мы смотрим сквозь краску, а не на нее, как в случае с непрозрачным кадмием оранжевым. Эти свойства легли в основу метода лессировок.
На страницах 44 и 45 мы еще поговорим о лессировках, но это тема отдельной книги. Обратите внимание, что в случае с краплаком темным световой луч проникает сквозь краску, наталкивается на поверхность холста и отражается уже от нее.
Степени прозрачности и непрозрачности красящих веществ варьируются. К примеру, ультрамарин синий - прозрачный, а кадмий красный средний - непрозрачный. Но если их смешать, получится краска с новыми свойствами - полупрозрачная серая. Кроме того, поверхности прозрачных красок отражают меньше света, чем поверхности непрозрачных
СВЕТОВЫЕ ЛУЧИ... ПОГЛОЩЕНИЕ И ОТРАЖЕНИЕ
Когда белый луч дневного света падает на разноцветные краски, каждый цвет проявляет свои поглощающие и отражающие свойства, подобно всем прочим предметам. На рисунках внизу белые лучи показаны в разложенном виде, чтобы поглощение и отражение каждого компонента было нагляднее. Во всех примерах слева направо присутствуют красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый цвета. Чтобы проиллюстрировать соответствующие явления, я выбрал три цвета и одну смесь цветов.
Кадмий желтый светлый отражает желтые лучи и поглощает все остальные. Ультрамарин синий отражает голубой и красный лучи, которые образуют синий цвет. Вермильон поглощает все лучи, кроме красных и небольшого количества желтых.
СВЕТ И КРАСЯЩИЕ ВЕЩЕСТВА
На этих трех иллюстрациях показано, как ведут себя световые лучи, падая на красящие пигменты различной плотности. На левом рисунке видно, что лучи полностью проникают сквозь прозрачный слой краски, а затем отражаются от поверхности основы. На среднем рисунке видно, что некоторые частицы краски поглощают лучи, процесс отражения меняется. Это происходит в случае смешивания прозрачных и непрозрачных красок. На правом рисунке показано, что сквозь непрозрачный пигмент лучи не проникают, поэтому их модифицирует только поверхность краски.
Смешанные краски
На следующих рисунках показано, что мы видим, когда смотрим на различные смеси красок через мощный микроскоп.
СТРУКТУРА ЦВЕТА
Разобравшись в том, что такое свет и цвет, мы должны систематизировать знания, чтобы правильно применять их на практике. Как уже отмечалось, применение цвета во многом определяется личными качествами и эмоциями. Все последующие схемы и иллюстрации приведены здесь только для справки, в качестве рекомендации по применению цвета, но ни в коем случае не догмы, отрицающей ваши личные представления о цвете. Не старайтесь безоговорочно принимать эту информацию. Вместо этого попрактикуйтесь в применении цвета по мере чтения книги, и вы удивитесь, обнаружив, что использование всех этих схем и систем войдет у вас в привычку.
В 1898 г. художник и преподаватель Альберт А. Мюнсель привел в систему открытия Исаака Ньютона, составив таблицы цветов, которые не только позволяли различать цвета спектра, но и пользоваться ими при обдумывании картины, подборе цветовой гаммы и т. д. Поскольку теперь мы воспринимаем оттенки цвета как составляющие системы Мюнселя, процесс изучения цвета и колористики значительно упростился. Сегодня система Мюнселя - одна из самых известных в мире. Она принята на вооружение Управлением мер и весов, ею пользуются художники и колористы всего мира. Со временем появилось множество разновидностей цветовых систем, но большинство основаны на принципах системы Мюнселя.
ЯРКОСТЬ ЦВЕТА. С этим все просто: она позволяет нам отличить один цвет от другого и дать ему название.
СВЕТЛОТА ЦВЕТА. Это цветовой тон. Из трех качеств светлота - самая важная, о ней следует помнить постоянно. Если неправильно выбран тон, неправильно взят и сам цвет.
НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА. Краски, только что выдавленные из тюбика, самые насыщенные. Смешав их с другими красками или растворителями, мы меняем чистоту и интенсивность цвета.
Главные положения этой системы помогут и вам, с какими бы материалами вы ни работали, поскольку эти правила применимы к любым окрашенным веществам. Для начала изучим три основных качества цвета.
Эти три качества известны как составляющие каждого цвета. Они были открыты Гельмгольцем и позднее легли в основу системы Мюнселя.
На следующих страницах мы подробно рассмотрим эту систему. Но не забывайте, что фундаментом цветовой системы служат три только что рассмотренных качества цвета.
ЯРКОСТЬ
Первое качество цвета - ЯРКОСТЬ. Для взаимного расположения ярких цветов используют цветовой круг. Нарисуем собственный цветовой круг, которым будем пользоваться и дальше. Должен заметить, что не все масляные краски одинаковы. Каждый производитель выпускает краски, несколько отличающиеся от остальных по цвету, густоте и т. д. В начале выберите марку красок, которая вам нравится, и старайтесь пользоваться только ими. По мере приобретения опыта можете начинать смешивать краски разных марок. С самого начала покупайте только качественные краски, какие можете себе позволить. От дешевых польза невелика.
Первичные (или основные) цвета - три базовых цвета, из которых путем смешивания получаются все остальные. Как говорилось ранее, эти три цвета нельзя получить путем перемешивания каких-либо других. Нарисуйте круг, поместите мазок кадмия желтого светлого сверху, кадмия красного светлого слева, а ультрамарина синего справа
Вторичные цвета - оттенки цвета, которые можно получить смешиванием двух основных. Получите зеленый цвет, смешав стронциановую желтую с церулеумом, и поместите мазок на указанное место. Лиловый цвет получите, смешав ультрамарин синий и краплак малиновый. Оранжевый -смешав кадмий желтый светлый и кадмий красный светлый.
Третичные (производные) цвета получаем путем смешивания основных и вторичных цветов. Желтый и зеленый дают нам желто-зеленый цвет и т. д. Дорисуйте цветовой круг, двигаясь по часовой стрелке. Между кадмием желтым светлым и зеленым поместите стронциановую желтую, слегка растушевав с соседними цветами. Между зеленой и ультрамарином синим -церулеум. Смешайте ультрамарин синий и ультрамарин фиолетовый. Поместите краплак малиновый между кадмием красным светлым и лиловым. Смешайте кадмий красный светлый и оранжевый. Двигаясь вверх по кругу, добавьте кадмий желтый средний и кадмий желтый светлый в верхней точке. У нас получился цветовой круг. Эта схема позволит двигаться дальше, изучать все двенадцать цветов и представлять себе их взаимосвязь.
ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА
Теперь, когда у нас есть цветовой круг с размещенными на нем яркими цветами, запомним, что цвета на «красной» половине круга считаются ТЕПЛЫМИ, а на «синей» - ХОЛОДНЫМИ. Да, мой круг отличается от других, которые вы наверняка видели, но собственная схема кажется мне более логичной. На многих других схемах все желтые тона были отнесены к теплым. По-моему, это нелогично: некоторые желтые тона, например лимонно-желтый, довольно холодные, выглядят почти зеленоватыми и не содержат примесей красного, как кадмиевые желтые краски. Если посмотреть на круг, видно, что желтые тона довольно далеко заходят на «холодную» половину и, следовательно, играют важную роль в обеих группах. Я разделил круг прямо посередине, между кадмием желтым светлым и стронциановой желтой.
Желтый
Если добавить немного белил к любому цвету из области лиловых, получится лавандовый или сиреневый оттенок. Его можно отнести и к теплым, и к холодным тонам, поскольку это лиловый цвет.
На этой схеме лиловый цвет занимает место, где обычно стоит фиолетовый. Я считаю, что так будет правильно: лиловый цвет - результат смешивания красного и си него цветов. Фиолетовые лучи - самые короткие в видимом спектре, а ультрафиолетовые дают синевато-лиловый цвет. Следовательно, поскольку фиолетовый - это синевато-лиловый цвет, его место на «холодной» половине круга. Пурпурный помещен на «теплую» сторону, поскольку красного в нем больше, чем лилового.