Ценностные ориентации современных студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 13:08, реферат

Краткое описание

Цель исследования – выявить состояние и динамику ценностных ориентаций студентов российских вузов.
Задачи:
Охарактеризовать ценностные ориентации как понятие социологии;
Теоретически проанализировать, каким образом аномия в российском обществе воздействует на социализацию российского студенчества;
Выявить основные мотивации ориентации, связанные с получением высшего образования у студентов в свете ценностных детерминант их жизненных планов;
Проанализировать динамику студенческих оценок «хорошей жизни».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Понятие ценности в социологии…………………………………….................4
2 Студенческая молодёжь как объект исследования……………………………7
3 Ценностные ориентации современных студентов…………………………….9
Заключение………………………………………………………………………..16
Список использованных источников……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология, Ценностные ориентации современого студента 2.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..3

1 Понятие ценности в социологии…………………………………….................4

2 Студенческая молодёжь как  объект исследования……………………………7

3 Ценностные ориентации современных  студентов…………………………….9

Заключение………………………………………………………………………..16

Список использованных источников……………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социальная аномия в российском обществе охватывает разные сферы деятельности и разные сообщества, приобретая специфические  черты и свои темпы преодоления безнормности. В молодёжных сообществах этот процесс существенно осложняется возрастными особенностями освоения социальных ценностей и норм, связанная с тем, что в период молодости ценностно-нормативная регуляция только формируется. В результате возникает проблемная ситуация, суть которой состоит в том, что ценностные ориентации будущих специалистов в период наиболее активного освоения ими основ мировоззрения и профессиональной деятельности испытывают на себе деформирующее влияние социальной аномии, что содержит повышенный риск ценностной дезориентации.

Объект исследования – студенты российских вузов.

Предмет исследования – ценностные ориентации студентов российских вузов  в условиях социальной аномии.

Цель исследования – выявить  состояние и динамику ценностных ориентаций студентов российских вузов.

Задачи:

  1. Охарактеризовать ценностные ориентации как понятие социологии;
  2. Теоретически проанализировать, каким образом аномия в российском обществе воздействует на социализацию российского студенчества;
  3. Выявить основные мотивации ориентации, связанные с получением высшего образования у студентов в свете ценностных детерминант их жизненных планов;
  4. Проанализировать динамику студенческих оценок «хорошей жизни».

Гипотеза. Ценностные ориентации студентов  российских вузов характеризуются высоким уровнем устойчивости ценностей семьи, любви, здоровья и нестабильности ценностей материальной обеспеченности и образования.

1 Понятие ценности в социологии

 

Понятие ценности в классической социологии определяется как любой предмет, материальный или идеальный, в отношении которого индивиды занимают позицию оценки [1, с. 112]. Или как то, к чему стремятся как к цели, или рассматривают как средство достижении цели, или как предмет, способный удовлетворять потребности субъекта, как явления и их свойства, как отношения между субъектами, как смыслы и стратегии жизни [5, с. 74]. «Одни выводят ценностный аспект мира из индивидуально-психических переживаний, другие – объективными; они утверждают относительность всех ценностей, другие что ценность есть «отношение», другие – что ценность есть качество; одни считают ценности идеальными, другие – реальными, третьи – не идеальными, но и не реальными» [1, с. 38].

Прообразы ценностей возникают  с появлением человеческого общества первоначально в условиях тотальной регламентации индивидуального повеления с целью выживания самой общины. С усложнением хозяйственных связей, с развитием человечества, с появлением излишков необходимых продуктов возникают интересы, как отношения людей друг к другу по поводу обладания той или иной жизненной социальной позицией (социальным положением), которая обеспечивает возможность удовлетворения потребностей. С появлением интересов возникает разнородность индивидуальных устремлений и необходимость регулировать поведение людей, в том числе и на отдалённую перспективу, согласовывать представления об индивидуальном и общественном благе. Уже в это время возникают элементы ценностного отношения, закрепляющиеся в сознании, «внутреннем убеждении» индивидов в том, какие поступки являются «правильными» или «неправильными», «должными» или «недозволенными». Это элементы субъективного восприятия ценностей, как регламентации взаимоотношений, объективно проявляющиеся в образцах формирующейся культуры. Именно с этих пор возникают ценности, как новые отношения между людьми по поводу пользы и блага. Ценность, таким образом, становится стандартом суждений конкретного лица о своих собственных поступках и поступках других. Таким образом, ценность, как социальный феномен, не может существовать без общества. Общество же представляет собой продукт «значимого взаимодействия» людей. Компонентами человеческого взаимодействия являются субъекты взаимодействия – индивиды или группы индивидов; значения, ценности и нормы, благодаря которым индивиды взаимодействуют; открытые действия и материальные артефакты как двигатели или проводники, с помощью которых объективируется и социализируются нематериальные значения, ценности и нормы. Ценность как взаимодействие между людьми не может быть статичной, являясь, в свою очередь, компонентом каждого из составных моментов взаимодействия. Ценность, выработанная индивидами в процессе взаимодействие в виде культурных норм. Однако сами по себе объекты окружающего мира не являются для индивида ценностью до тех пор, пока ро поводу их применения не возникнет ситуация, в которой индивид должен будет занять позицию, определяющую его поведение на основе осознания блага. Ценность является предпосылкой и результатом подобного выбора, значит, предпосылкой и результатом сложившихся взаимоотношений  между людьми. До возникновения ситуации выбора нельзя говорить о ценностях, о вписывании в определённые взаимоотношения, в которых человек предполагает выживать, значит, нельзя говорить и о жизненных стратегиях. Именно во взаимоотношении  ценностная значимость передаётся от одного индивида к другому или отвергается им. Поэтому ценности проблематичны  по своей природе, как отношения между людьми по поводу разного толкования и восприятия ими пользы и блага. Ценность представляется для индивида своеобразной базой, основой решений индивида, основной его поведения, если индивид с ней действительно солидаризировался. Оценивание всех других явлений действительности происходит для индивида как следствие определённого ценностного взаимодействия между людьми в данном месте и в данное время.

Таким образом, ценность – это, прежде всего, взаимодействие между людьми, имеющее для них положительную  значимость, проявляющееся во всех компонентах взаимодействия – в  сознании действующих и мыслящих индивидов, в образцах культуры (как артефактах взаимодействия), а также непосредственно в самом взаимодействии между людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Студенческая молодёжь как  объект исследования

 

С самого начала социология студенчества основывалось на количественных методах анализа эмпирических данных, получаемых в результате широких полевых исследований путём различных опросов, анкетирования, тестирования и т.д. Социология студенчества носила описательно-дескриптивный характер.

По мере накопления и обобщения  данных описательной социологии, у неё начинает появляться собственный терминологический и методологический аппарат, с помощью которого формируется структурно-функциональная и конфликтологическая социология. Качественные методы этой структурно-статистической  социологии позволили совершить существенный скачок в объяснении структуры и функции студенчества.

Лисовский В.Т. выделяет три исследовательских  подхода в социологии молодёжи:

  1. Научный, присущий учёным, изучающим молодёжь в становлении и развитии с учётом конкретных исторических, социальных условий, в которых проходит её жизнедеятельность;
  2. Критически – осуждающий, или негативный, подход, характерный для социологов, которые называют молодёжь «потерянным», «растерянным», «равнодушным», «опоздавшим», «взрывающимся» и т.п. поколением;
  3. Восторженно-оптимистический, проявляющийся в идеализации молодёжи [4, с. 39].

Но только с появлением концепции, позволяющей в единой методологии соединить структурный и генетический подходы, опираясь при этом на статистические данные, удалось наиболее близко подойти к феномену студенчества, умело, совмещая культурную функцию и поле социальной базы студенчества.

Студенчество – полноценная, самостоятельная, социокультурная общность, которая обладая активностью в меру своей функции образования и «функционирующая в системе высшего образования», «выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а личность» [3, с. 87]. Поэтому главной функцией этого производства является образовательная деятельность.

Структурное определение студенчества базируется на одном важнейшем критерии, по которому ту или иную группу молодёжи можно отнести к студенчеству. Этот критерий связан с промежуточным положением студенчества между пассивным объектом социальной заботы и активным субъектом социального действия. Студенчество, с одной стороны, является предметом образовательной опеки государства и воспитательно-культурной заботы общества, а, с другой стороны, способно принимать самое деятельное участие в общественной практике, включая экономическое производство и политическую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Ценностные ориентации современных  студентов

 

Особенности ценностных ориентаций студенческой молодёжи определяются влиянием следующих факторов:

  1. Возрастно-демографический;
  2. Амбивалентно-транзитивный;
  3. Образовательный;
  4. Дивиатно-деликвитный

Возрастно-демографический фактор формирования ценностных ориентаций связан с определённым возрастом (17-28 лет), с социальным статусом и в известной мере зависимостью студенческой молодёжи от опеки со стороны общества и государства.

Зависимость от общества и государства вынуждает студенчество идти на поводу у государственных идеологий и общественных стереотипов, не давая ему возможность проявить свою самостоятельность в самостоятельном и независимом выборе ценностных ориентаций. Желание угодить, понравиться, «причёсанность» представляет собой вид конформизма, связанного с нуждой и экономической несамостоятельностью студенчества, и носит откровенно негативный характер, что лишний раз доказывает связь политической свободы с экономической независимостью.

Позитивным  моментом возрастно-демографического фактора, влияющего на формирование ценностных ориентаций студенчества, можно считать то, что сознание молодого человека широко открыто для восприятия знания аксиологической направленности, поскольку в «табула раса» его души ещё много свободного места.

Амбивалентно-транзитивный фактор обусловлен двойственно-переходным характером студенческой массы, чья самостоятельность уже сказалась в выборе будущей профессии и специализации, а, с другой стороны, этой самостоятельности ещё предстоит реализоваться практически. Так теоретическое осознание своей свободы в реализации право на выбор профессии не подкреплено никакой практической базы.

Отсутствие  социальной практике придаёт теоретическому основанию формирования ценностных ориентаций спекулятивный и умозрительный характер. И, как правило, это спекулятивное основание оказывается вскоре быстро утраченным, вследствие столкновения с практической стороной своей профессиональной деятельности.

Однако, с  другой стороны, транзитивность обладает и потенцией высокого полёта творческой мысли в стремлении к высотам человеческого духа, что связано с отсутствием привязанности к своим будущим профессионально-функциональным и «цеховым» ценностям.

Образовательный фактор является, пожалуй, самым позитивным, поскольку связан с системным процессом образования, в которое помимо специальных профилирующих дисциплин включаются аспекты гуманитарного образования, которое имеет огромное значение в деле формирования ценностных ориентаций, и которое делает, по сути высшее образование высшим. Студенты, обучаясь таким предметам как история, философия, социология, история искусств, религиоведение, уже в процессе образования сталкивается с философскими идеями, вокруг которых, как известно, вращается мир, с историческими примерами подвигов народа и его отдельных представителей, с социологическими принципами и законами, на которых основана социальные стабильность и солидарность, с образцами и высокими шедеврами мирового искусства и т.д.

Девиатно-делинквентный фактор опосредует асоциальные формы переоценки прежних ценностей и усвоения новых. Социальная фрустрация, кризис переходного возраста, коренная ломка инфантильных стереотипов, мучительной и болезненной  адаптации к быстроменяющимся условиям социального окружения, императив экономической самостоятельности и необходимость создавать, а потом содержать семью, - всё это не может ни вызвать различные патологические формы отклоняющегося поведения, как-то: алкоголизм, наркомания, суицидальный синдром, первесивную сексуальность и т.д.

Такие патологии провоцируют пессимизм, апатию, вражду, неприязнь, депрессию, конфликтность в отношении к  «навязываемым» обществом ценностей и норм. Именно этот асоциальный резерв студенчества становится заложником агрессивно-политических, радикальных и откровенно антиконституционных сил общества.

Девиантно-делинквентная часть  студенчества (по разным подсчётам, примерно 1-5%) легко склоняется к идеологиям фашизма, крайнего национализма, национал-большевизма.

Основная проблема ценностной ориентации студенчества заключается в принципиальной их поляризованности, которая оказывает  непосредственное влияние на их расклад и направленность.

Современное студенчество ориентировано  на биогенные ценности, способствующие их выживанию, прежде всего, на физическом уровне. Получение высшего образования для современного российского студенчества в реалиях современной России, где не человек, как человек, а человек, как обладатель определённой денежной суммы, считается полноценным человеком, - это способ выжить, благодаря профессии, при вступлении в разнообразные взаимоотношения по окончании учебного заведения. Ориентация на успех в жизни становится одной из ведущих жизненных стратегий студентов в современных рыночных условиях. Готовность самому «делать свою судьбу», не надеясь на государство, - это новая черта, присущая каждому второму студенту. Наряду с экономическими ценностями, наиболее важными для сегодняшнего студенчества являются ценности семьи. Оставляет желать лучшего ценность «здоровье», поскольку приведённые эмпирические данные показывают, что забота о здоровье современным студенчеством отнюдь не осознана как приоритетная ценность. На словах студенты признают здоровье ценностью, однако заботиться о своём здоровье они не намерены. Примерно 85% студентов не считают, что здоровье и успехи в профессиональной деятельности находятся в непосредственной зависимости, поэтому у них нет мотива для занятий физической культурой, спортом и т.д.

Выявление позиций студентов  относительно социогенных ценностей показало, что современное студенчество морально подготовлено к конкурентной борьбе в условиях рыночной экономики. Более половины современного студенчества отличает эгоистическая направленность личности, допустимость насильственных действий по принципу «цель оправдывает средства», утилитарное отношение к культуре. Только 20% студентов отличает альтруистическая направленность личности, отказ от насилия, благоговение перед культурой. Наблюдается превалирование ценностей «биогенных» над ценностями «социогенными»: «прагматики - интеллектуалы» по численности в 5 раз превосходят «интеллигентов». В условиях жестких реалий современной России молодёжь стремится обеспечить себе, прежде всего, приемлемые условия жизни и отодвигает на второй план вопросы социума как целого, как менее значимые.

Информация о работе Ценностные ориентации современных студентов