Ценностные ориентации современных студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 13:08, реферат

Краткое описание

Цель исследования – выявить состояние и динамику ценностных ориентаций студентов российских вузов.
Задачи:
Охарактеризовать ценностные ориентации как понятие социологии;
Теоретически проанализировать, каким образом аномия в российском обществе воздействует на социализацию российского студенчества;
Выявить основные мотивации ориентации, связанные с получением высшего образования у студентов в свете ценностных детерминант их жизненных планов;
Проанализировать динамику студенческих оценок «хорошей жизни».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Понятие ценности в социологии…………………………………….................4
2 Студенческая молодёжь как объект исследования……………………………7
3 Ценностные ориентации современных студентов…………………………….9
Заключение………………………………………………………………………..16
Список использованных источников……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология, Ценностные ориентации современого студента 2.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время отмечается явный  рост «квазирелигиозности» студентов. Духовные ценности не нарабатываются студенчеством в процессе напряжённой работы мысли и души, а формируются с экрана телевизора по типу зомбирования. Духовные, эстетические ценности под напором ценностей экономических и псевдодуховых растворяются без следа и не способствуют очеловечиванию человека. Около 70% студентов не особенно озабочены чистотой своей совести, к ней стремятся лишь 30% студенческой молодёжи.

В политических ценностях современные  студенты не видят ни смысла, ни цели, к которой они хотели бы идти. Студенты теряют интерес к политике, потому что, как им кажется, политика ничего не даёт и не меняет, нет объединяющей идеи общества, социум разобщён, молодёжь, как часть общества, отчуждена от экономических благ. Примерно половина респондентов-студентов осознано, готовы служить отчизне и прикладывать усилия для формирования гражданского общества. Вторая половина находится в поисках собственной идентификации, её ценности конструируются в таких взаимоотношениях между людьми, которые не дают положительного заряда для возможности гордиться страной.

В целом современную ситуацию характеризуют  отсутствие сфер жизни, являющихся преимущественно значимыми или, наоборот, незначимыми для большинства студентов. Студентов отличает полярность, расплывчатость нравственных позиций, большая ориентация на материальные блага, нежели на духовные ценности, слабый интерес к проблемам общества и страны. Современные студенты не актуализировали для самих себя то, что им действительно надо, чего им не надо, чего им не хочется. Ценностный выбор они не могут сделать даже в собственном сознании, поскольку в нём хаос и соблазны, а не чёткие представления о том, чему им стоит посвятить свою жизнь.

Экономические ценности являются одними из значимых ценностей для современного студенчества. Студенты желают получения  не просто профессии, а высокооплачиваемой профессии. Самореализация студентов подстёгивается не желанием принести пользу людям, а желанием выжить, благодаря профессии. Значит, именно экономические ценности в большой степени сегодня оказывают влияние на состояние ума студентов и их жизненные стратегии. Современные студенты морально готовы пойти на отступление от честного выполнения обязанностей ради высокого заработка.

Природа, окружающая среда осознается современными студентами как ценность. Потенциально готовы защищать окружающую среду около 3/4 современного студенчества. Однако приоритетной эта ценность не является. Практических шагов к защите этой ценности студенты не предпринимают. Скорее, экологические ценности будут существенным образом, хотя и латентно, влиять на выбор жизненной позиции студента.

Выявлено большое внимание студенчества к параметру здоровья, как ценности. Не только в сознании, но и во взаимоотношениях с другими, студенты демонстрируют приверженность здоровому образу жизни. Изменение в жизни страны привели студенчество к мысли о том, что индивид не только должен сам заботиться о своей судьбе, но и содержать себя в порядке как биоорганизм.

Подавляющее большинство студентов  считает семью одной из приоритетных ценностей, на эту ценность они ориентируются, все свои действия и поступки соотносят с этой ценностью, руководствуются ей в выборе своего жизненного пути. Однако характер ценности «семья» в сознании студентов меняется с терминального (ценность – цель) на инструментальный (ценность – средство). Студенты в сознании стремятся к этой ценности как к цели, однако в действительности готовы смириться с тем, что создание семьи может явиться лишь средством в достижении других, более прагматичных целей.

Статусные ценности не являются в  настоящее время приоритетной ценностью для студенчества, они ещё не столкнулись с реальной действительностью, в которой желанная для них высокооплачиваемая работа зависит не от содержания труда, а от занимаемого положения на служебной лестнице.

Значение ценности образования  в последние годы выросло. Однако образование для многих студентов сегодня является инструментальной, а не терминальной ценностью. Самореализация человека в современных условиях сопряжена именно с получением высокого заработка, как измерителем достоинств человека в новых реалиях России. Поэтому студенты видят в образовании инструмент доступа к материальным благам. Ценности науки, как исследовательской деятельности, т.е. деятельности связанной с получением профессии. сегодня студентам нужны именно профессиональные знания, которые необходимы для осуществления узко профессиональной деятельности, а не «превращение во всесторонне развитого человека».

Честность, как человеческое качество, считают ценным ¾ студентов, но половина студентов полагают, что в наше время честно трудиться не стоит. Налицо раздвоение сознания и поведения  студентов: хотят иметь дело с честными и порядочными людьми и ценят в них эти качества, но не верят в то, что честным путём можно обеспечить себе достойное (в смысле экономического достатка) существования.

Эстетические ценности («искусство, красота, эстетика») являются одними из самых непопулярных у студентов технических вузов. В иерархии ценностей студенты поставили эстетические ценности на последнее место. Эстетические ценности не формируются и уже не будут сформированы нынешними студентами, не считая небольшой  их части (всего 18% - 25%). Эти ценности не способны оказать сколько-нибудь существенного влияния на жизненные ориентиры современного студенчества.

Выяснилось, что отношение 81,6% современных студентов к религии – положительно. Однако и здесь проявляется типичная для студентов технических вузов ситуация, когда в сознании они признают ценным одно (52% считают, что верить в бога нужно), в реальных взаимоотношениях между людьми – другое (истинно верующих всего 5% студентов, по их словам).

Ценности власти, государства являются до некоторой степени, как показало исследование, иллюзорными ценностями. Примерно 63,6% респондентов в своих мыслях являются патриотами своей страны, которых волнует её будущее. Однако уже один из пяти студентов легко откажется от Родины, если у него появится возможность реализовать свои смысложизненные ориентации в другой стране. При возникновении даже гипотетической ситуации воплощения в реальность практических шагов по защите Родины, студенты продемонстрировали практически полный отказ от этой ценности. Как показало исследование, правовые ценности имеют достаточно низкий рейтинг в среде студентов, в иерархии смысложизненных ценностей эта ценность заняла девятое место из двенадцати. Ценность «демократии» стоит ниже ценности «повышения роли закона», студенты не понимают значения демократии, закон для них – что-то более конкретное, как инструмент, с помощью которого можно решать проблемы. Свободу слова и права и человека, как основы демократии, современные студенты большой ценностью не считают, скорее всего, потому, что не интересуются политической жизнью общества. Можно предположить, что в будущем усиление роли закона будет происходить за счёт ущемления прав граждан и ограничения свободы слова.

 

 

Заключение

 

Состояние переходности в современном  российском обществе воздействует на нормативные ориентиры студентов таким образом, что ценностные ориентации, даже опосредовано связанные с общественным взаимодействием, такие как материальная обеспеченность, образование и т.д., не обладают стабильностью, в чём находит подтверждение гипотеза исследования. Ценностное ядро, сформированное из ценностных доминант, переданных индивиду ещё на этапе его первичной социализации и обладающих особенной устойчивостью, определяют одну из базовых тезаурусных конструкций, характерных для студенчества.

Формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные  периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 349с.

2 Биченко И.Г. К вопросу ценностных ориентациях молодёжи / Высшее образование для XXI века: Пятая международная научная конференция,  - МосГУ, 13-15 октября 2008 г.: доклады и материалы. – Секция 6. – Высшее образование и мировая культура. – Вып.2./ отв. Ред. В.А. Луков, Н.В. Захаров. – М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, - 2008. – С. 22-25.

3 Выниянц Д.Ю. Социокультурные ценности современной российской молодёжи. Автореферат на соискание учёной степени кандидата социологических наук. – Ставрополь, 2001.

4 Гаврилюк В.В. Трикоз Н.А. динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации. Социологические исследования. – 2000. - №12. – С. 96-114.

5 Лапин Н.И. Динамика ценностных ориентаций населения реформируемой России. – М.: Социология, - 2006. -284с.

6 Леденцов Д.С. Ценности современного студенчества. Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2007. – Т.2 - №3. – с. 129-138.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Ценностные ориентации современных студентов