Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 20:09, реферат
После обнаружения в XIX столетии развалин городов майя в глубине тропических джунглей Центральной Америки по поводу этой культуры и ее таинственной гибели возникло множество домыслов. Она оставила нам руины величественных храмов и пирамид, а также крепостей и дворцов на горных вершинах. Причины ее гибели не ясны и продолжают порождать все новые гипотезы. Разразился ли в регионе экологический, сельскохозяйственный или социальный кризис? Разрушило ли великолепные города с их огромными стадионами и роскошными бассейнами какое-то стихийное бедствие? Или майя стали жертвами чужеземного вторжения?
ВВедение…………………………………….………………………………………….2
ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ МАЙЯ………………………………………………….2
НАУКА И ИСКУССТВО МАЙЯ....................................................................................4
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ МАЙЯ........................................8
аСТРОНОМИЧЕСКИЕ ПОЗНАНИЯ МАЙЯ.............................................................10
Тайна гибели цивилизации майя...............................................................11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................................12
Список литературы 14
Содержание
ВВедение…………………………………….………
ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ МАЙЯ………………………………………………….2
НАУКА
И ИСКУССТВО МАЙЯ..........................
РЕЛИГИОЗНЫЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ МАЙЯ..........................
аСТРОНОМИЧЕСКИЕ ПОЗНАНИЯ
МАЙЯ..........................
Тайна
гибели цивилизации майя..........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............
Список литературы 14
Майя - группа индейских народов, родственных по языку. К ним относятся индейцы юкатеки, чоли, лакандоны, чонтали, чорти, чухи, цельтали, цоцили, тотики, хакальтеки, хаустеки, киче, пакоман, покомчи и другие. Общая их численность примерно 2,7 миллионов человек.
Майя - одна из ярчайших цивилизаций доколумбовой Америки. Это "культура-загадка", "культура-феномен" полная противоречий и парадоксов. Она породила огромное количество вопросов, но не на все есть ответы. Почему майя обосновались в столь непригодном для жизни месте - джунглях Южной Мексики?
Откуда взялись эти народы? Как они появились в джунглях Америки? Как и стоило полагать, точного ответа на эти и другие вопросы у нас нет. В разные времена ученые высказывали иногда и совсем противоположные версии.
После обнаружения в XIX столетии развалин городов майя в глубине тропических джунглей Центральной Америки по поводу этой культуры и ее таинственной гибели возникло множество домыслов. Она оставила нам руины величественных храмов и пирамид, а также крепостей и дворцов на горных вершинах. Причины ее гибели не ясны и продолжают порождать все новые гипотезы. Разразился ли в регионе экологический, сельскохозяйственный или социальный кризис? Разрушило ли великолепные города с их огромными стадионами и роскошными бассейнами какое-то стихийное бедствие? Или майя стали жертвами чужеземного вторжения?
Много чего приходиться археологам домысливать и придумывать самим. Вряд ли когда-нибудь мы будем точно знать, что тогда происходило, и как жили эти загадочно-экзотичные для нас индейцы. Но это не останавливает энтузиастов ученых. И с каждым годом мы чуть-чуть, но приближаемся к разгадкам тайн цивилизации майя.
Историю и культуру народа майя принято делить на три основных периода, границы между которыми весьма подвижны:
Согласно
преданиям майя пришли на территорию теперешней
Мексики из Гондураса и Гватемалы. Повсеместный
рост их городов предполагает однозначный
вывод: до своего прихода сюда майя уже
обладали единой и древней культурой.
Новая территория майя имела форму треугольника.
Его углы образовывали города Вашактун,
Паленке, Копан. Остальные центры, возникшие
позднее, находились на сторонах треугольника
и внутри него. Тогда проявилась еще одна
специфическая черта майя - расширение
земель шло от периферии к центру, а не
наоборот, как повсюду.
Майяские города-государства (самые крупные
и известные из них - Тикаль. Копан, Чичен-Ица,
Ушмаль) были средоточием власти и культуры.
Они имели свою схему застройки. Ядро (ритуальная,
храмовая зона) располагалось на холме.
Вокруг него находились дворцы жречества
и знати (амельхенов). Обычно это были монументальные
дворцы из камня и извести в один - пять
этажей, расположенные на террасах и платформах,
фасадом ориентированные на восток. Они
имели свои алтари, бани, были обставлены
простой, но удобной мебелью (кроватями
из прутьев, деревянными и каменными скамейками,
столами и ширмами).
На
периферии, у подножья холма располагались
деревянные двух- и четырехкомнатные хижины
простых горожан, крытые пальмовыми листьями.
Во главе города-государства стоял халач-виник
(великий человек). Его власть была наследуемой,
пожизненной и неограниченной.
Чтобы подчеркнуть избранность и исключительность правителя, воплощения божественных сил на земле, его лицо украшалось изощренной татуировкой, нос с помощью пластического вещества наращивался до размеров огромного орлиного клюва, зубы затачивались и украшались нефритовыми пластинками, а мочки ушей прорезались и вытягивались с помощью индюшиных яиц.
Костюм подчеркивал священный сан халач-виника. Он был украшен блестящими цветными узорами из раковин, древесины, камней и перьев. Множество ремней, браслетов, нагрудников, наколенников имело священные узелки, талисманы и амулеты. Его головной убор, оформленный в виде животного, должен был символизировать тесную связь с богом.
Майяская знать называлась амельхенами - от слова "альмехенооб", букв. "те, кто имеет оба имени": по отцу и по матери. Мужчины простого происхождения носили только имя отца, а дочери - только матери; кроме этого, каждый человек имел имя, данное ему при рождении, и имя, характеризующее его внешний вид (прозвище).
Простолюдины делились на две группы:
Низшие люди составляли соседскую общину, сообща владея землей. Их занятиями по преимуществу были земледелие и птицеводство (индейки, утки). Они возводили пирамиды и дворцы, прокладывали между городами широкие, вымощенные камнем "белые дороги". В среднем дороги имели ширину 10 м и протяженность около 100 км, были приподняты над местностью на 0,5 - 2.5 м и представляли собой прямую линию. Все майя были религиозны. Мир в их представлении был сложным образованием, наводненным священными силами. Творцом всего сущего они считали бога Хунаб Ку. Он имел сына Ицамну (господина небес и верховного бога - основателя жречества), отождествляемого с Солнцем (порядком, теплом, светом, мужским началом).
Согласно мировоззрениям майя боги и человек должны взаимно заботиться друг о друге. Боги дают людям жизнь, здоровье, богатство и счастье, а люди должны давать им свою энергию и кровь.
Отсюда идея об исключительной важности любой формы жертвоприношений. Ими могли быть цветы, пища, любимые животные и украшения, произведения искусства и ароматические смолы - все, что только дорого сердцу. Более серьезным видом жертвы считалось прокалывание языка, гениталий, щек и губ колючей проволокой или женская кровь. Майя были убеждены: раны в теле человека служили проходом сверхъестественных сил и предков в мир людей. С их помощью передавалась энергия звезд и светил на землю. Так достигались реальная взаимосвязь и единство всех уровней космоса и земного сообщества.
Более жестокие жертвоприношения - ритуальные убийства и каннибализм - совершались в особо критических случаях (природные катаклизмы, политические события, эпидемии). Ритуал каннибализма осуществлялся лишь с одной целью - обрести достоинства умершего.
К повседневным ритуальным действиям относились воскурение душистых растений, молитвы, посты (воздержание от соли, перца, мяса и секса), исповеди (публичные рассказы о грехах с целью очищения души), культовые танцы и песни.
Храмы
были настоящими научно-исследовательскими
центрами древних майя.
Основы математики, астрономии, письменности
майя переняли у ольмеков. Наблюдения
за звездным небом фиксировались письмом
и связывались в последовательности и
периодичности математикой. Впервые в
мире майя разработали точную систему
нумерации и применили идею учета местоположения
цифр при записи больших чисел.
Майя определили продолжительность года
- 365,242129 дня (по современным данным, год
длится 365,242198 дня) и период обращения Луны
вокруг Земли - 29,53059 дня; с необычайной
точностью предсказывали затмение Луны
и фазы Марса. Их календарная система
включала 269-дневный счет по 13 дням недели
(цикл связан с периодом беременности
- "Цолькин"), 365-дневный счет, сориентированный
по Солнцу (год состоял из 17 двадцатидневных
месяцев и пяти добавочных дней - "хааб"),
и 52-летний большой цикл, разработанный
на основе комбинаций двух первых календарей.
Большую роль в жизни майя играли 20-летний
малый (короткий счет - "катун") и лунный,циклы.
Мысль о том, что все живое подчинено числовым
периодичным законам гармонии, необходимости
и стабильности, привела к появлению астрологии.
Зодиак майя представлял собой иллюстрацию
модели космоса, привязанную к реинкарнационному
циклу человека. В нем было 13 главных созвездий:
Кабан (Стрелец), Олень (Козерог), Обезьяна
(Водолей), Ягуариха с близнецами (Рыбы),
Белка (Овен), Лягушка (Скорпион), Попугай
(Весы), Удав - Пернатый Змей (Дева), Сова
(Лев), Скорпион (Рак), Черепаха (Близнецы),
Гремучая Змея (Телец), Летучая Мышь (Змееносец).
Судьбу человека определяли исходя из
момента его зачатия и рождения.
Майя развили, обогатили и усложнили ольмекское иероглифическое письмо новыми элементами. В большинстве своем их иероглифы имеют строго определенное фонетическое значение и являются слогами.
Немногочисленные
сохранившиеся книги майя условно называют
кодексами и различают по месту хранения:
Парижский, Дрезденский, Мадридский.
Особый интерес представляют книги пророчеств
жрецов ягуара. Это рассказы о мировых
эрах, о грядущих событиях и катастрофах.
Народ майя сумел сберечь свою устную литературу: песни и молитвы, пророчества и заговоры. Это поэтический мир мистических образов, мир магии и таинственных сил космоса.
Литература майя знакомит со своеобразным мышлением этого народа. Выше холодного разума и сухого расчета они ставили чистоту и благородство человеческого сердца, служение божественным проявлениям Вселенной.
Майя были очень музыкальны. Пение и музыка были частью их жизни (обыденной, мирской и ритуальной, религиозной). Сохранились музыкальные инструменты майя и их изображения. Это в основном различные виды барабанов, погремушек и бубенцов, буковых труб, флейт и свистков. Музыка и пение сопровождали танец. Нам известны танец воинов, длившийся целый день (холан окот, в котором участвовало более 800 человек), танец "старых женщин", исполнявшийся на раскаленных углях, танец на ходулях и многие другие. Чаще всего эти танцы носили ритуальный характер, но существовали и светские музыкальные представления этического значения. Сценой служили высокие платформы, покрытые резными плитами. На них инсценировались легенды, древние истории, комедии и трагедии.
Зрелость культуры майя особенно подтверждается их архитектурой и изобразительным искусством. Майя возводили свои уникальные постройки из грубо обработанного камня, уложенного в известковый раствор, или из известкового бетона, облицованного камнем. Фасады всегда украшались богатым рельефом. Отличительная черта построек - строгая простота и развитое чувство пропорции. Монументальность своих сооружений они умело подчеркивали свободным пространством вокруг них, расположением площадей, дорог, улиц под прямым углом и окружающим ландшафтом. На основе этих принципов они возвели множество великолепных городов, дворцов и пирамид. Храмы имели квадратную планировку, тесное внутреннее пространство (из-за толщины стен) и выполняли роль святилищ.
Архитектуру дополняли скульптура и живопись. Их образы показывают достоверную панораму жизни майяского общества. Основные темы: божества, правители, их быт и войны.
Майя
применяли все скульптурные приемы: резьбу,
барельеф, горельеф, круглый и моделированный
объем. Использовались камень (обсидиан,
кремень, нефрит), раковины, кость, дерево.
Многие скульптуры раскрашивались в различные
цвета.
Колоритной была и живопись майя. С ней
нас знакомят "кодексы" и фрески.
Классическим образцом фресок являются
огромные настенные росписи города Бонампака
(конец VIII в.н.э.). Яркие образы воинов и
пленников, знати и слуг, сцены быта, битв,
пыток и смерти переданы реалистично и
динамично. Они создают атмосферу драматической
напряженности событий.