Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 18:33, контрольная работа
Анализ культуры и ее элементов шел постоянно на протяжении всей истории философии, и в качестве первого собственно научного подхода к анализу культуры можно назвать эволюционный.
Эволюционизм был первой парадигмой (по терминологии Т.Куна) культурологических исследований, возникшей в XIX веке. Анализ культуры в рамках данной парадигмы ориентирован на оперирование естественнонаучными категориями и методами.
Введение 3
1. Первые эволюционистские теории культур 4
2. Эволюционистская концепция культуры Э. Тайлора 7
3. Критика теории анимизма 12
4. Эволюционизм Г.Спенсера 15
5. Недостатки эволюционистской теории культур 17
Заключение 18
В-третьих, в рамках этой парадигмы была разработана описательная модель изучения культуры, где культура представляется как сумма компонентов, каждый из которых в принципе может быть исследован вне связи с другими.
Классическим примером дескриптивной интерпретации культуры являются то понимание культуры, которое было дано в работах Э.Тайлора.
В-четвертых, эволюционисты определили основные источники данных, на которых до сих пор базируется реконструкция эволюции: археологические данные, письменные исторические источники, непосредственные наблюдения «примитивных» обществ.
В-пятых, можно назвать утверждение в качестве одного из главных методов в исследовании эволюции общества и культуры сравнительного метода, который на момент оформления эволюционного подхода уже существовал в биологии и филологии. Данный метод не был систематическим образом сформулирован, но в исследовательской практике сравнения использовались постоянно. Единственный и очень существенный недостаток в применении сравнительного метода эволюционистами заключался в следующем: на этом этапе развития культурологической мысли разница между объектами естественнонаучного исследования и объектами культурологического рассмотрения еще не была
осознана.
Эволюционистский подход внес существенный вклад в познание
культурной реальности истории человечества, в понимание человеческой природы, функций культуры и закономерностей ее развития. Благодаря этому подходу взгляд на культуру обрел некоторую определенную целостность, систематичность и упорядоченность. Хотя именно эта систематичность, во многом навязанная идеалом естественных наук, привела ко множеству ошибок и затруднений, которые не было
возможности решить в рамках этой парадигмы.
Мифология и религия Древнего Египта
1. Религия Древнего Египта
Египетская (древнеегипетская) религия - система политеистических верований племен и народов долины Нила в эпоху первобытнообщинного и раннерабовладельческого общества.
Огромное значение в верованиях древних египтян играло поклонение природе, а зооморфизм и тотемизм, характерные для их религии, объясняются важной ролью скотоводства и охоты в экономике страны.
К глубокой древности восходил в Египте культ священного камня.
Были свойственны для религии древнейших египтян и представления о "священной земле", "матери природы", а также о боге земли Гебе. Первый водный хаос, основу всей природы, они называли богом Нун. Египтяне обоготворяли Нил, именуя его Хапи, сопоставляя его с богом животворящих сил Осирисом и называя его "старшим среди богов, Нилом (Хапи), который создал все, который разливается, чтобы дать жизнь людям". Дождь, вода, в представлениях древних египтян, исходила из "глаза солнечного бога Гора", или из тела и глаз плачущей богини Изиды, а священный источник около Гелиополиса воспринимался египтянами Древнего Царства как проявление водного божества. Все воды они населяли духами, "которые пребывают в воде" и среди которых царит бог водяной пучины Собк, изображавшийся в виде крокодила или человека с головой крокодила.
Стихия огня, исходящая из недр земли и опаляющая людей с высоты неба, в представлениях египтян, была тесно связана с космической водой (влагой).
Весь растительный и животный мир был населен духами, богами и богинями, обитавшими в отдельных растениях, деревьях и животных.
Культ животных (зоолатрия) был широко распространен в Египте, начиная с архаической (додинастической) эпохи. Египтяне поклонялись священным львам и львицам. Таковы были культ Миизисс в Бубастисе, культ богинь-львиц в городах Тинис, Мемфис и в Эскэ, среди которых особым почтением пользовался культ львиноголовой богини Сомхет. А в городе Буто почитали ядовитую змею, именуя ее богиней Уаджит. Чтили египтяне и домашних животных: например, священных быков Аписа и Мневиса в Мемфисе и Гелиополисе Бог Хнум, почитаясь богом творческой силы, изображался в виде барана. Особое распространение во всем Египте получил культ священной коровы - богини Хатхор. Покровителями царской власти считали сокола, пчелу, коршуна и змею, а самого фараона часто изображали в виде льва с головой человека - Сфинкса.
С эпохи родового строя в Египте существовал культ предков и связанный с ним заупокойный культ. Полагая, что загробная жизнь есть лишь продолжение земного существования, египтяне оберегали посредством мумификаций тело покойного (Хат) для того, чтобы душа человека Ба могла вечно пребывать в нем.
С телом (Хат) был связан Ка, или "двойник" человека, его энергетический фантом, наделенный всеми атрибутами человека и способный существовать независимо от него, перемещаться по земле, возноситься на небо и беседовать с богами.
Душа же называлась египтянами Ба, и в отношении ее возрения их были очень протеворичивы. Сам иероглиф Ба означал "величественный", "благородный", "могущественный". Считалось, что Ба живет в Ка и, по-видимому, обладает таинственной способностью становиться телесной и бестелесной по своему желанию.
Ба изображалась в виде сокола с головой человека, и по природе своей состоит из чистого эфира, имея способность оставлять гробницу и подниматься в небеса, наслаждаясь там вечным существованием.
Однако в некоторых текстах имеются указания на то, что иногда она посещала тело в гробнице и была способна оживить его и общаться с ним. Подобно сердцу - Аб - она являлась вместилищем жизни человека.
Существовал в представлении египтян и духовный разум, или дух человека - Ху, имевший вид святящегося неосязаемого образа его тела. Другой очень важной частью человеческой сущности была Сехем (древнеегип. - властвовать над чем-либо) - сила. Очевидно, Сехем человека была персонификацией его жизненной силы. Она следовала за своим земным владельцем на небо.
Следующей составляющей человека была Ханбит - Тень, всегда пребывающая возле души.
Одной из наиболее важных составляющих сущности человека была его Рен - Имя, с уничтожением которого разрушаются и все остальные сущности человека, ибо безымянное существо не может быть представлено богам.
Египтяне были уверены, что увековечение имени отца является сыновьим долгом.
В эпоху Древнего Царства древний бог воды и растительности Осирис постепенно превратился в центральную фигуру заупокойного культа, судью мертвых, царя загробного мира.
Молитвы и заклинания, писавшиеся в эпоху Среднего Царства на стенках погребальных камер и саркофагов, в эпоху Нового Царства и позднее писались уже на свитках папирусов, постепенно образуя дошедшую до нашего времени "Книгу Мертвых" ("Книгу воскресения", или, точнее, "Книгу выхода днем" - Пер-ем-херу).
Древняя "Книга мертвых", родившаяся из "Текстов пирамид" (Древнего Царства) и "Текстов саркофагов" (Среднего царства), изменялась на протяжении веков.
Особое значение приобрел в Древнем Египте солярный культ - культ бога солнца, центром которого в древнейшие времена был город Иуну, греками впоследствии названный Гелиополисом - Городом Солнца, игравший роль крупнейшего религиозного центра Египта в течение всей его древней истории.
В эпоху Древнего Царства верховным богом Солнца является бог Ра. С культом Ра постепенно сливается культ бога Гора, изображавшегося в виде солнечного диска с крыльями птицы.
В эпоху Среднего царства, когда политический центр Египта из Мемфиса перешел в Фивы, местный фиванский бог Амон становится верховным государственным богом Египта. И, как прежде, культ бога Ра слился с рядом других богов древних культов, так и теперь культ Амона впитал в себя множество местных культов других областей во главе с культом гелиопольского бога Ра, породив тем самым культ единого бога Амон-Ра, создателя мира, изначального верховного бога, прародителя богов.
Уже в эпоху Древнего Царства обоготворение царя достигло апогея.
В эпоху Нового Царства получает совершенное воплощение и развитие догмат о царе как сыне верховного бога Солнца.
Древние боги природы вместе с развитием царского культа превращаются в общегосударственные ветви богов - покровителей Египта, фараона и его власти. Осирис с течением времени превратился в царя загробного мира, первого царя Египта, покровителя власти фараона и поэтому изображается в виде фараона со всеми знаками царской власти. Древний бог солнца Гор, сохранивший свой тотемный облик сокола, с течением столетий превратился в охранителя царя.
Но наряду с этими могущественными культами вплоть до христианской эпохи существовал и популярный в простом народе культ фетишей.
С древнейших времен в Египте почитали особый фетиш в виде двух перекрещенных стрел или лука, соединенного в футляр, ставший священным символом богини Нейт, украшенный перьями и лентами папирусный посох бога Ух.
Пантеон древних египтян в общих чертах можно изобразить следующим образом. Из теорий всех египетских жреческих школ в наиболее полном виде сохранилось учение жрецов города Гелиополя. Анализируя погребальные тексты времен фараонов V - VI династий, можно установить перечень богов гелиопольской, или "великой Эннеады" (древнеегип. паут - девятки), которую возглавлял бог Тему (или Атму).
Кроме богов "Великой Эннеады", была группа из девяти богов, получившая название "Малой Эннеады", и третья, стоявшая ниже ее в божественной иерархии.
Особо почитались те боги, которые имели отношение к человеческой судьбе. Они и входили в девятку богов Гелиополиса и принадлежали к циклу Осириса. Возглавлял этот список:
1) Тему, или Атму, т.е. "тот, кто завершает" день, подобно тому как Птах был богом, "который его открывал". В гимнах Тему именовали "создателем богов" и "творцом людей". Культ его восходил к глубокой древности, среди богов Египта он занял место Ра.
2) Вторым был бог Шу - первородный сын Тему. Шу изображали поднимающимися из земли с солнечным диском на плечах. Кроме того, он олицетворял свет.
3) За ним следовала сестра-бизнец Шу, олицетворявшая влагу и солнечное тепло, богиня умерших (по-видимому, была связана с утолением ими жажды).
4)За ними следовал Себ - сын бога Шу, первоначально считавшийся богом земли, позже богом мертвых. Одна из легенд называет его "Великим Гоготуком", отождествляя с гусем. Он сотворил яйцо, из которого произошел мир. От него и богини Нут произошли Осирис, Исида, Сет и Нефтида.
5) Богиня Нут была супругой Себа. Первоначально богиня неба, женского начала, участвовавшего в сотворении мира.
6) Осирис - сын Себа и Нут, муж Исиды, отец Хора. Осирис считался человеком, имевшим божественное происхождение; на земле он жил и правил как царь. Осирис породил сына Гора (Хора). В одной из своих ранних ипостасей Осирис был божеством солнца, а в додинастический период был судьей и богом умерших. Во времена же XVIII династии он уже был равен Ра.
7) Исида - жена Осириса и мать Гора (Хора), богиня природы, олицетворявшая собою рассвет. Почиталась египтянами в качестве "Божественной Матери", которую изображали в виде женщины, держащей на коленях и кормящей грудью младенца Гора (Хора).
8) Сет - сын Себа и Нут, муж Нефтиды, олицетворял собой ночь. Первоначально почитался египтянами как бог, помогавший душам умерших всходить с земли на небо: он держал вместе с братом своим Хором Старшим (не путать с Гором, сыном Осириса), олицетворявшем день, лестницу на небо. Однако вскоре после правления фараонов под общим именем Сети, чьи имена произошли от имени этого бога, отношение египтян к богу Сету резко изменилось. Теперь он стал воплощением и олицетворением всего злого и странного в природе: безлюдной и суровой, выженной солнцем пустыни, грозы, бури и т.д.
9) Нефтида - сестра Исиды и ее спутница во всех скитаниях и бедах. Подобно Исиде, и она находилась в ладье бога солнца Ра при сотворении Мира, вероятно, олицетворяя сумерки или самое начало ночи, супруга Сета. Согласно одной из легенд, она родила Анубиса от Осириса.
Известны и другие Эннеады.
Следует отметить Хора Древнего (позже с ним путали сына Исиды), чьим символом был сокол, и который, подобно Ра, тоже был богом Солнца. С его именем были связаны четыре бога старого света - четыре духа Хора (Гора), поддерживающие небо с четырех сторон - Хапи, Туамутеф, Амсет, Кебсеннуф (олицетворявшие север, восток, юг и запад).
Важнейшими богами загробного мира были: Анубис, сын Ра или Осириса, повелитель страны умерших; Упуат (Апуат), разделивший с ним власть (символом обоих был шакал), богиня Маат (древнеегип. - прямая), честная, праведная, стойкая в правде, участвовавшая в сотворении мира вместе Тотом, Птахом и Хнему (Хнумом), богиня любви и творения Хатхор, богиня Мехурит, представлявшая одну из ипостасей Хатхор - Небесную Корову, а также представлявшая собой ту часть неба, где солнце завершает свой дневной бег и где, как верили египтяне, проходил Суд над умершими.
2. Египетская мифология
Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируется на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них - "Тексты пирамид" - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанных на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего Царства (26 - 23 вв. до н.э.); "Тексты саркофагов", сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего Царства (21 - 18 вв. до н.э.), "Книга мертвых" - составлявшаяся начиная с периода Нового Царства и до конца Древнего Египта, сборники заупокойных текстов. Мифологические представления нашли отражение также в таких текстах, как "Книга Коровы", "Книга часов бдений", "Книги о том, что в загробном мире", "Книга дыхания", "Амдуат" и другие. Значительный материал дают записи драматических мистерий, которые исполнялись во время религиозных праздников и коронационных торжеств фараонов жрецами, а в некоторых случаях и самим фараоном, произносившими от лица богов записанные речи. Большой интерес представляют магические тексты, заговоры и заклятия, в основе которых часто лежат эпизоды из сказаний о богах, надписи на статуях, стелах и т.д., иконографический материал. Источником сведений о египетской мифологии являются также труды античных авторов: Геродота, посетившего Египет в 5 в. до н.э., Плутарха (1 - 2 вв. н.э.), оставившего подробный труд "Об Исиде и Осирисе", и другое.
Информация о работе Эволюционизм как парадигма изучения культуры