Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 19:25, контрольная работа
Цель работы: Охарактеризовать основные элементы культуры. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
ѕ Изучить и проанализировать основные элементы культуры:
a) Язык;
b) Ценности;
c) Идеологию;
d) Знания и убеждения.
Введение
1.Основные элементы культуры
1.1. Язык
1.2. Ценности
1.3. Идеология
1.4. Знания, убеждения
Заключение
Содержание
Введение
1.Основные элементы культуры
1.1. Язык
1.2. Ценности
1.3. Идеология
1.4. Знания, убеждения
Заключение
Введение
Когда в повседневном разговоре заходит речь о культуре, ее роли в нашей жизни, чаще всего вспоминают классическую художественную литературу, театр, изобразительное искусство, музыку, то есть часто культуру в обыденном сознании отождествляют с образованностью и особым, “культурным” поведением.
Несомненно, всё названное есть важная, но очень большая часть того, что представляет собой многогранное и сложное явление, называемое культурой. Понятие культуры является фундаментальным для социологии, поскольку культура определяет своеобразие поведения людей, являющихся её носителями и отличает одно общество от другого.
В социологии под культурой
в широком смысле слова понимают
специфическую, генетически ненаследуемую
совокупность средств, способов, форм,
образцов и ориентиров взаимодействия
людей со средой существования, которые
они вырабатывают в совместной жизни
для поддержания определенных структур
деятельности и общения. В узком
смысле культура определяется социологией
как система коллективно
Термин “культура” произошёл от латинского “culture” - “возделывать, облагораживать”. Когда мы говорим о культуре, мы имеем в виду те явления, которые качественно отличают человека от природы. В круг этих явлении входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе - изготовление орудий труда, религия, одежда, украшение, шутка и т.д. Круг таких явлений очень широк, он включает в себя и сложные феномены, и простые, но крайне необходимые для человека.
Культура формируется как механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в той среде, в которую они попали, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами, выделять своё “Мы” среди прочих.
Актуальность данной темы объясняется тем, что все проявления человеческой культуры характеризуются в ее элементах.
Проявления человеческой культуры можно разделить на материальные и нематериальные.
Материальная культура представляет собой совокупность созданных искусственно материальных объектов: строения, памятники, автомобили, книги и т.д.
Нематериальная, или духовная культура объединяет в себе знания, умения, идеи, обычаи, мораль, законы, мифы, образцы поведения и т.д.
Элементы материальной и нематериальной культуры тесно связаны между собой: знания (явления духовной культуры) передаются через книги (явления материальной культуры). Определяющую роль в жизни общества играет нематериальная культура: объекты материальной культуры могут быть разрушены (в результате войны, катастрофы, например), но их можно восстановить, если не утеряны знания, умения, мастерство. В то же время утрата объектов нематериальной культуры невосполнима. Для социологии интересна в первую очередь именно нематериальная, духовная культура.
Цель работы: Охарактеризовать основные элементы культуры. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
ѕ Изучить и проанализировать основные элементы культуры:
a) Язык;
b) Ценности;
c) Идеологию;
d) Знания и убеждения.
1. Основные элементы культуры
Самая мелкая, далее неделимая единица культуры называется элементом культуры. В материальной культуре таким элементом будет какой-то глубже неделимый предмет, например, гайка, в нематериальной - рукопожатие как составляющая ритуала приветствия. Таких единиц в любой культуре можно насчитать тысячи и тысячи.
Как правило, элементы культуры не существуют самостоятельно, без связи с другими элементами, обычно многие элементы культуры связаны между собой. Совокупность культурных элементов, возникших на базе какого-то исходного элемента и функционально с ним связанных, называется культурным комплексом. Например, спортивная игра (футбол) является культурным комплексом. В него входят как материальные элементы (мяч, ворота), так и нематериальные (правила игры, этика судейства). Объединение нескольких культурных комплексов создает культурный институт (семья, школа). Например, институт брака включает в себя культурные комплексы знакомства и ухаживания, венчания, свадьбы и т.д. 18, С.215
Среди культурных элементов особо выделяются основные, или базисные, элементы. К базисным элементам духовной культуры относятся: язык; ценность; культурная норма, и т.д.
1.1. Язык
Язык - понятийно-логический
и знаково-символический
У малых народов Севера, живущих охотой, сбором ягод, своё название имеет каждое особое состояние зрелости, например, клюквы. Давно известно, что у народов, где искони развито овцеводство -- ягнёнок, овца, баран в зависимости от возраста имеют свои многочисленные названия; то же многообразие названий рыб, их упитанности, возраста -- у народов, живущих рыбной ловлей. 18, С.215 .
В начале ХХ века исследователями было обращено внимание на то, что южноафриканские племена, связанные со скотоводством, имеют очень дифференцированный цветовой словарь, касающийся окраса домашних животных (96 оттенков мастей у коров). Однако для них было затруднительно обозначить синий и зелёный цвета, поскольку в их языке не было соответствующих наименований. Кстати, сейчас в русском языке и других европейских языках более 11 базовых цветовых категорий и 12-ый -- голубой. Но в английском на роль 12-ой категории претендует "charteuse" (желтовато-зеленоватый). 4.
У одних народов только человек "кто", всё остальное -- "что" (в том числе домашние животные). У других наряду с человеком "кто" относится и к животному миру. В языках одних народов жёсткое построение фразы с подлежащим обязательно на первом месте, у других -- подлежащее может стоять как в начале, в середине, так и в конце фразы.
Казалось бы, какое всё
это имеет отношение к
Конечно, способ понятийно-логического упорядочивания и восприятия мира зависит от многих обстоятельств, в том числе -- от типа хозяйственной деятельности. То, что более значимо, по той или иной причине оказывается более точно и подробно структурировано, а это может сказаться на стилевом разнообразии культур, стать одной из составляющих трудноуловимого аромата каждой культуры.
Отметим и роль языка как ретранслятора культуры. Очевидно, что культура распространяется и жестом, обрядом, мимикой, танцем. Ушедшие поколения доносят до нас свои умения, навыки, строй мысли в вещественных формах и т. д. Но во всех случаях вряд ли что-нибудь может конкурировать с наиболее ёмким, доступным, точным ретранслятором культуры, каким является язык.
В оценке языка как ретранслятора культуры встречаются две крайние позиции. Одни вообще считают, что для передачи национального своеобразия роль языка незначима. Поэтому практика вытеснения родного языка языком, имеющим международный статус, -- явление дескать вполне допустимое, не наносящее реального вреда развитию национальной культуры.
Вместе с тем, нельзя абсолютизировать роль языка в качестве чуть ли не единственного носителя культуры, как это пытаются сделать некоторые исследователи, и в особенности политики.
Очень часто, тем более в ХХ веке, язык выступает лишь средством коммуникации. На русском языке в той или иной мере может быть передана и нерусская культура. На английском языке -- неанглийская.
Например, социологи, исследовавшие типы карьеры в Англии и США, получили, используя тонкие методы, и по этому поводу любопытные данные. Оказалось, в этих двух странах, пользующихся формально одним языком, в одни и те же термины, описывающие карьеру человека, его продвижение по службе, вкладывались разные смыслы. 5.
1.2. Ценности
В фундаменте культуры лежат ценности. Разные культуры различаются в первую очередь разным набором ценностей. В этом наборе выделяются базисные ценности, которые определяют содержание культуры и образ жизни ее носителей. Функция базисных ценностей - защита и сохранение целостности социальной группы - носителя данной культуры (патриотизм, вера в Бога и т.д.). 18, С.218 .
Противоположность (или несовместимость) базовых ценностей препятствует взаимодействию культур, восприятию даже небазовых ценностей и моделей поведения.
Например, работа женщин на производстве или участие в общественной жизни является совершенно нормальным явлением в жизни европейских стран, в России, США и др., но осуждается в большинстве мусульманских стран, поскольку такая европейская базовая ценность, как равенство полов, противоречит фундаментальным ценностям ислама. 18, С.218 .
Но есть ценности, общие для всех культур и народов, так называемые общечеловеческие (уважение к старшим, забота о детях и т.д.). Именно на основе таких ценностей возможно взаимодействие и взаимообогащение культур, культурная ассимиляция.
Ценностью называется любой
объект, способный удовлетворить
общественную или индивидуальную потребность.
В систему ценностей
a) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни и т.д.);
b) универсальные, которые, в свою очередь подразделяются на:
c) витальные (жизнь, здоровье,
личная безопасность, благосостояние,
семья, образование,
d) общественного признания
(высокое социальное положение,
e) межличностного общения
(честность,
f) демократические (свобода слова, совести, национальный суверенитет и т.д.);
g) партикулярные (привязанность к “малой Родине”, семье, а также всякого рода фетишизмы (вера в богов, стремление к идеалам и т.д.).
Ценности выступают как:
ѕ желательное, предпочтительное
для данного социального
ѕ критерий оценки реальных явлений;
ѕ они определяют смысл целенаправленной деятельности;
ѕ регулируют социальные взаимодействия;
ѕ внутренне побуждают к деятельности.
Другими словами, ценность и ориентирует человека в окружающем мире, и побуждает, мотивирует на конкретные действия.
Система ценностей крайне важна для человека: ценностная установка представляет собой своеобразную программу деятельности и общения, связанную с выбором вариантов поведения, которые сделали бы эту деятельность и общение успешными. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в процессе обучения, воспитания и т.д. Они ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность. Процесс усвоения ценностей происходит в ходе социализации личности.
Ценности являются основаниями социальных оценок, т.е. разделяемых большинством людей представлений о том, что есть добро, красота, справедливость, счастье и т.д. Ценности указывают на то, что есть самое важное в культуре, что должно уважаться и сохраняться.
Способом закрепления и сохранения самих культурных ценностей выступают нормы культуры.
Культурная норма - это правило, образец, стандарт должного поведения в соответствии с общепринятыми ценностями.
Норма служит главным образом для регуляции поведения людей. В нормах содержится требование поступать определённым образом, их исполнение и предписание обеспечиваются разными формами принуждения, начиная с общественного и кончая государственными.
Совокупность норм образует нормативную систему.
К основным типам нормативных систем можно отнести: обычай, мораль, религию, право.
Различие в системах ценностей,
идеалов не должно заслонять то общее,
что объединяет носителей единой
культуры (да и человеческой цивилизации
в целом). Осознание своих социально-
1.3. Идеология
Мир ценностей существует в разных видах.
Ценности могут быть описаны, интерпретированы, аргументированы в виде строгой, логически обоснованной доктрины, или в виде стихийно сложившихся представлений, мнений, чувств. В первом случае речь идёт об идеологии, во втором -- об обычаях, традициях, ритуалах, обрядах, воздействующих и передающих своё содержание на социально-психологическом уровне.
Идеология при таком предстаёт как достаточно сложное и многоярусное образование. Она может выступать как в виде идеологии всего человечества, идеологии конкретного общества, так и идеологии класса, социальной группы, сословия. Но это отнюдь не означает, что каждый класс, социальная группа имеют как бы полностью изолированную, лишь её "собственную" идеологию. Сведение всех видов идеологии к классовой идеологии в своё время привело к подчинению идеологии человечества, идеологии общества специфическим узкоклассовым аспектам. Последние приобрели в деятельности некоторых государств доминирующее значение. Делался акцент на том, что различает, обособляет социальные объекты, группы, классы, а это волей-неволей усиливало конфронтационное начало и не только в сфере идеологической деятельности.