Эпоха Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:27, реферат

Краткое описание

Возрождение положило начало новому этапу в истории мировой культуры. Этап этот, как отмечал Ф. Энгельс, был величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени человечеством. По значению, которое имело Возрождение для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена в прошлом только эпоха расцвета античной цивилизации.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная возрождение.docx

— 36.49 Кб (Скачать файл)

1 Социально-экономические  предпосылки культуры Возрождения и ее характерные черты

 

 

Возрождение положило начало новому этапу в истории мировой  культуры. Этап этот, как отмечал  Ф. Энгельс, был величайшим прогрессивным  переворотом из всех пережитых до того времени человечеством. По значению, которое имело Возрождение для  развития культуры и искусства, с  ним может быть сопоставлена в  прошлом только эпоха расцвета античной цивилизации. В эпоху Возрождения  зародилась современная наука, в  особенности естествознание. Достаточно напомнить о гениальных научных  догадках Леонардо да Винчи, об основании  Фрэнсисом Бэконом опытного метода исследования, об астрономических теориях Коперника, о первых успехах математики, о географических открытиях Колумба и Магеллана.

Особое значение имело  Возрождение для развития искусства, утверждения принципов реализма и гуманизма в литературе, театре и изобразительном искусстве.

Гуманизм – (от лат. humanus – человеческий) система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений между  людьми.

Художественная культура Возрождения представляет для человечества неповторимую и непреходящую ценность. На ее основе возникла и развилась  передовая художественная культура нового времени. Более того, искусство  Возрождения открывает собой, по существу, первый этап в истории  искусства Нового времени. Сам язык изобразительного искусства Нового времени сложился в искусстве  Возрождения, в особенности в  его живописи. Огромное значение имело  искусство Возрождения для всего  дальнейшего развития зодчества  и ваяния. То же относится и в  значительной мере к театру и литературе.

Расцвет культуры и искусства  Возрождения имел всемирно-историческое значение. Однако это вовсе не значит, что культура всех народов мира при  переходе от феодализма к буржуазному  обществу проходила через период Возрождения как через обязательный этап своего развития. Чтобы в недрах позднего феодального общества впервые  возникла и победила антифеодальная, гуманистическая художественная культура ренессансного типа, сложилось передовое светское мировоззрение, возникло представление о свободе и достоинстве человеческой личности, необходимо было сочетание определенных исторических условий, которые оказались возможными в определенной части земного шара, а именно в Западной и отчасти Центральной Европе.

Экономика и культура средневековой  Европы на первых этапах развития феодализма отставала от рано расцветших могучих  культур Востока (Византия, Арабский Восток, Китай, Индия, Средняя Азия). В дальнейшем, однако, именно в Европе впервые созрели предпосылки  к переходу от феодализма к капитализму, то есть к новой, более высокой  общественно-исторической формации. Эти  новые общественные отношения сложились  еще в недрах европейского феодального  общества в торгово-ремесленных  городах – городских коммунах.

Именно тот факт, что  в некоторых экономически наиболее развитых областях средневековой Европы города приобрели политическую самостоятельность, облегчил зарождение в них раннекапиталистических отношений. На этой основе и возникла открыто враждебная старой феодальной культуре новая культура, названная культурой Возрождения (Ринашименто – на итальянском, Ренессанс – на французском языке). Таким образом, первая антифеодальная в истории человечества культура возникла в ставших на путь капиталистического развития независимых городах-государствах, спорадически вкрапленных в массив Европейского континента, который находился в целом еще на стадии феодализма.

В дальнейшем переход к  первоначальному накоплению, бурная и мучительная перестройка всей экономики и социального строя  Западной Европы вызвали формирование буржуазных наций, образование первых национальных государств. В этих условиях культура Западной Европы перешла к  следующему этапу своего развития –  к периоду зрелого и позднего Возрождения. Этот период представляет собой в целом более высокую  ступень развития раннего капитализма  в рамках разлагающегося феодализма. Однако сложение культуры и этого  периода основывалось на освоении и  дальнейшем развитии тех идеологических, научных и художественных завоеваний, которые были достигнуты в городской  культуре предшествующего этапа  Возрождения. Сам термин «Возрождение»  появился уже в XV в., в частности  у Вазари, автора знаменитых жизнеописаний  итальянских художников. Вазари рассматривал свою эпоху как время возрождения  искусства, наступившего после многовекового  господства искусства средневековья, которое ренессансные теоретики  считали временем полного упадка. В XVIII столетии, в век Просвещения, термин «Возрождение» был подхвачен Вольтером, высоко оценившим вклад этой эпохи в борьбу против средневековой догматики (от догматизм – метод мышления, при котором  определенные положения превращаются в закостеневшие выводы, применяющиеся без учета конкретных условий жизни; Догматизм толкует все истины как абсолюты). В XIX в. этот термин был распространен историками на всю итальянскую культуру XV-XVI вв., а впоследствии на культуру других стран Европы, прошедших через данный этап историко-культурного развития.

В течение XIX – начала XX вв. исторической и искусствоведческой наукой, как западноевропейской, так  и русской, было много сделано  по углубленному изучению литературы, искусства и культуры этой замечательной  эпохи. В эпоху империализма, и  особенно в последние десятилетия, в буржуазной науке получили распространение  теории, пытающиеся отрицать принципиальную противоположность Возрождения  эпохе средневековья, свести на нет  светский антифеодальный характер его  искусства и культуры. В иных случаях  искусство Возрождения трактуется западной наукой как упадочное, натуралистическое, «материалистическое» и т.д.

Этому стремлению ряда ученых очернить традиции гуманизма Возрождения  современная передовая наука  противопоставляет последовательную защиту и изучение замечательного вклада Возрождения в культуру человечества, всемерно подчеркивая его поистине огромную прогрессивную, революционную  роль.

Большое значение в формировании культуры Возрождения имело обращение  к великому наследию античности, не полностью утраченному в средневековой  Европе. С особой полнотой и последовательностью  культура и искусство Возрождения  осуществились в Италии, чья земля  была насыщена величавыми останками  античной архитектуры и искусства. Однако решающее значение, определившее исключительную роль Италии в формировании культуры и искусства Возрождения, имело то обстоятельство, что именно в Италии наиболее последовательно  развились экономика и культура средневековых городов-государств, уже в XII-XV вв. совершился переход  от средневековой торговли и ремесел  к раннекапиталистическим отношениям.

Широкое и своеобразное развитие получили культура и искусство Возрождения  и на северо-западе Европы, особенно в передовых для того времени  нидерландских городах XV в., а также  в ряде районов Германии (прирейнские и южногерманские города). Позже, в период первоначального накопления и формирования национальных государств, большую роль сыграли культура и искусство Франции (конец XV в. и особенно XVI вв.) и Англии (конец XVI – начало XVII вв.).

Если искусство Возрождения  в своей последовательной форме  развилось только в некоторых  странах Европы, то тенденции развития в сторону гуманизма, по существу аналогичные принципам искусства  Возрождения, получили очень широкое  распространение в большинстве  европейских стран. В Чехии в  десятилетия, предшествующие гуситским  войнам, и в эпоху гуситских  войн складывался самобытный вариант  переходной, ренессансной по своему типу, культуры. В XVI в. в культуре Чехии  получило развитие искусство позднего Возрождения. Своими особыми путями шла эволюция искусства Возрождения  в Польше. Важным вкладом в культуру позднего Ренессанса явились искусство  и литература Испании. В XV в. ренессансная культура проникла и в Венгрию. Однако ее развитие было прервано после разгрома страны турками.

Замечательные культуры народов  Азии в своей исторической эволюции не знали Возрождения. Застойность  феодальных отношений, характерная  для этих стран в эпоху позднего средневековья, чрезвычайно замедлила  их экономическое, политическое и духовное развитие. Если в течение V-XIV вв. культура народов Индии, Средней Азии, Китая  и отчасти Японии в ряде существенных отношений опережала культуру народов  Европы, то, начиная с эпохи Возрождения, ведущая роль в развитии науки  и искусства перешла на несколько  веков к культуре народов Европы. Это было обусловлено тем, что  вследствие неравномерности исторического  развития в Европе раньше, чем где-либо, стали созревать предпосылки  для перехода от феодализма к более  высокой фазе общественного развития – к капитализму. Именно этот временный  социально-исторический фактор, а не мифическое «превосходство» белой  расы, как пытались утверждать буржуазные реакционные идеологи и апологеты  колониальной экспансии, обусловил  важный вклад Европы, начиная с  эпохи Возрождения, в мировую  художественную культуру. Пример замечательных  древних и средневековых культур  Востока, а в наше время бурный расцвет национальной культуры народов  Азии и Африки, достаточно убедительно  разоблачают всю лживость этих реакционных  теорий.

Великие завоевания культуры Возрождения если не непосредственно, то косвенно способствовали развитию и победе передовой антифеодальной культуры всех народов мира. Все народы, преодолевающие феодальный этап своего развития в борьбе за создание новой национальной демократической культуры, новаторски развивающей самобытные гуманистические завоевания, раньше или позже обращались в одних случаях непосредственно к наследию Возрождения, в других к опыту современной им передовой светской, демократической идеологии и культуры Нового времени, которые, в свою очередь, выросли на основе дальнейшего развития, углубления и творческой переработки достижений Возрождения.

Так, например, в ходе исторического  развития Руси культура русского народа на рубеже XVII-XVIII вв. стала перед задачей решительного преодоления уже изживших себя условных и религиозных форм древнерусского искусства и обратилась к сознательному отображению новой действительности в формах самой действительности.

Этот процесс был в  значительной мере облегчен и ускорен  возможностью учета опыта западноевропейского  искусства XVII в., опиравшегося, в свою очередь, на художественные завоевания эпохи Возрождения.

Такова самая общая (в  значительной мере поверхностная) характеристика Ренессанса. Она позволяет выявить  его отличительные черты:

– индивидуализм практический и теоретический, означающий, что в центр своего мировоззрения и жизненной практики деятели Возрождения поставили человеческую индивидуальность;

– культ светской (т.е. нецерковной) жизни с подчеркнутым стремлением к чувственным удовольствиям;

– светский дух религии с тенденцией к язычеству. Под "светским духом религии" следует понимать то, что, оставаясь религиозными людьми (христианами), представители Возрождения стали меньше придавать значения обрядовой и культовой стороне религиозной жизни, сосредоточив свое внимание на ее внутренней, духовной стороне. Для осмысления христианских ценностей они широко привлекали идеи, содержащиеся в дохристианских античных (т.е. языческих) религиозных учениях;

– освобождение от власти авторитетов, означавшее иное отношение к авторам и учениям, признанным средневековой схоластикой. Деятели Возрождения смело критиковали, например, Аристотеля, чего, как правило, не могли допустить себе схоластические мыслители;

– особенное внимание к прошлому, к древности. Античная греко-римская культура стала предметом самого внимательного изучения, преклонения и подражания;

– чрезвычайный вкус к искусствам.

 

 

 

2 Гуманизм как  целостная основа новой культуры

 

 

Открытие древнего мира было произведено деятелями Возрождения  таким путем, что стало одновременно открытием человеческой индивидуальности. Как это стало возможным? Чтобы  ответить на этот вопрос, прежде всего обратим внимание на значение термина "гуманизм". Его происхождение связано с понятием studia humanitatis – буквально "гуманитарные студии". Так начиная с XIV в. обозначали комплекс учебных дисциплин, в который входили грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами. Возрождение, конечно, было связано с занятиями именно этими дисциплинами. Их изучение издавна строилось на знакомстве с античными авторами. Однако гуманисты Возрождения увидели в "гуманитарных студиях" не просто некоторые дисциплины, занятые изучением человека, а главное – средство его развития и возвышения. Если другие учебные предметы призваны формировать практические навыки овладения определенной профессией, то гуманитарные науки заняты воспитанием и образованием человека, формированием человеческого в человеке. Осознав особое значение гуманитарных занятий, Возрождение особо акцентировало и значение античного наследия для воспитания человечности. Начиная с Ф. Петрарки (XIV в.), обнаружилась отчетливая тенденция считать классическую латинскую и греческую древность, прежде всего древнюю литературу, единственным образцом для всего, что касается духовной и культурной деятельности. Латинские и греческие авторы рассматриваются теперь в качестве истинных учителей человеческого.

Информация о работе Эпоха Возрождения