МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ СТАРООСКОЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ ИМ.А.А.УГАРОВА
(филиал)федерального государственного
автономного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский технологический
университет «МИСиС»
ОСКОЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ
Реферат по культурологи
на тему:
«Эпоха Возрождения
«Ренессанс»
Выполнила: студентка III курса
группы Э-12д
Григоренко Елена.
Старый Оскол
2013
Содержание
Приложение (электронная презентация)
1 Возрожде́ние, или Ренесса́нс (от «re/ri» —
«снова» или «заново» и «nasci» — «рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних
веков и предшествующая культуре нового
времени. Примерные хронологические
рамки эпохи: начало XIV — последняя четверть XVI века и в некоторых случаях — первые
десятилетия XVII века. Отличительная черта эпохи
Возрождения — светский характер культуры
и её огромный интерес, в первую
очередь, к человеку и его неограниченным
возможностям и его деятельности. Появляется
интерес к античной культуре, происходит как бы
её «возрождение» — так и появился термин. Колыбелью итальянского Возрождения
считается город Венеция.
«Возрождение» возникло вследствие кардинальных
изменений общественных отношений в Европе.
Рост городов-республик привёл к росту
влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях:
мастеровых и ремесленников, торговцев,
банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой,
во многом церковной культурой. Это привело
к появлению гуманизма — общественно-философского движения,
рассматривавшего человека, его личность,
его свободу, его активную, созидающую
деятельность как высшую ценность.
В городах стали возникать светские центры
науки и искусства, деятельность которых
находилась вне контроля церкви. Новое
мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических отношений.
Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло
огромную роль в распространении античного
наследия и новых взглядов по всей Европе.
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны
ещё в XIII и XIV веках, но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века.
Во Франции, Германии и других странах это движение началось
значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета.
В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием
чего является возникновение маньеризма и барокко.
2 Человек эпохи Возрождения
Философы Возрождения от Эразма до Монтеня преклонялись перед разумом
и его творческой мощью. Разум — это бесценный
дар природы, который отличает человека
от всего сущего, делает его богоподобным.
Для гуманиста мудрость являлась высшим
благом, доступным людям, и поэтому своей
важнейшей задачей они считали пропаганду
классической античной литературы. В мудрости
и познании, верили они, человек обретает
настоящее счастье — и в этом состояло
его подлинное благородство. Улучшение
человеческой природы через изучение
античной литературы — краеугольный камень ренессансного гуманизма.
3 Философия
«Афинская школа» — самая знаменитая фреска
Рафаэля (1509-10)
Философы эпохи Возрождения
Леонардо Бруни - Отстаивал идею полного
развития личности, осуждал аскетизм.
Убежденный республиканец, противник
тирании. Автор произведений «История
Флоренции» (т. 1-12, 1439), «Жизнь Данте», «Жизнь
Петрарки».
Галилео Галилей - исповедует теорию
двух истин. По Галилею, есть две истины:
истина, изложенная в Св. Писании, и истина,
изложенная в книге природы. Они не противоречат
друг другу, поскольку Св. Писание является
книгой Божественного откровения, а книга
природы — книгой Божественного творения.
Но познавать эти две книги мы можем разными
способами.
Николай Коперник - Наблюдения за движением небесных тел привели Коперника к выводу о неверности учения, утверждающего, что Земля неподвижна, а вокруг неё обращаются Солнце, Луна и звёзды. На смену геоцентрической (землецентрической) схеме мироздания он выдвинул гелиоцентрическую (солнцецентрическую), согласно которой небесные тела, включая Землю, обращаются вокруг Солнца.
Джордано Бруно - Придерживался пантеизма, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. Призывал познавать не сверхприродного Бога, а саму природу, являющуюся «Богом в вещах».
Лоренцо Валла - Основное его произведение — «О наслаждении». Уже из названия явствует, что Валла был философом, возрождавшим эпикурейское мировоззрение. Вторая часть названия этого произведения — «...или Об истинном и ложном благе». Кроме того, у него есть трактаты «О красотах латинского языка» (против современного ему варварского латинского языка), «О свободеволи», «О монашеском обете», «Сопоставление Нового Завета», а также знаменитая работа «Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина».
Жан Боден - В своем произведении
«Разговор семи человек»
одним из первых обосновывал
деистическую идею о естественной религии, не
признающей вероисповедных
различий. При жизни издал
несколько произведений. Важнейшие из
них: «Метод легкого изучения истории»
и «Шесть книг о государстве».
Мишель Монтень -автор книги «Опыты», в которой с литературной красочностью проводится тонкий анализ душевных переживаний человека. Исходный пункт учения — скептицизм.
Томас Мор - самым знаменитым и
влиятельным его произведением стала
«Золотая книга столь же полезная, как
забавная, о наилучшем устройстве государства
и о новом острове Утопии», "Утопия"
означает "место, которого нет".
Мартин Лютер - постепенно он приходит к мысли, что «только верою оправдывается человек». Считал, что никакие добрые дела не нужны — достаточно лишь веры в Иисуса Христа, чтобы спастись. Лютер написал объемный труд «О рабстве воли»
Томмазо Кампанелла - В своих философских взглядах стоит на позиции двойственной истины, различает две книги - природы и Священного писания. Отказывается согласовывать выводы науки с религиозной картиной мира. В основе вещей лежит материя. В отличие от Бруно, полагает, что Бог - вне мира и сотворил мир. Материя пассивна.
Плифон (1355–1452) — православный священник из Константинополя. Плифон отличался свободомыслием, несмотря на то что был православным священником и принадлежал к высшим слоям духовенства. Он интересовался другими религиями, античной культурой (название трактата «Законы» явно навеяно платоновскими «Законами»)
Леонардо да Винчи - известный
как универсальный человек, помимо огромного вклада в искусство и инженирию оставил
разрозненные философские заметки. Леонардо
был одним из первых европейцев, которые
утверждали, что познание возможно
только через ощущение и математические знания, а почёт «учёных мужей прошлого» и теология не имеют
смысла. Отрицал потоп и «схоластические обманы»
4 Литература
Истинным родоначальником эпохи
Возрождения в литературе принято считать
итальянского поэта Данте Алигьери (1265—-1321), который истинно раскрыл
сущность людей того времени в своем произведении
под названием «Комедия», которое впоследствии
будет названо «Божественной комедией». Этим названием потомки явили
свое восхищение грандиозным созданием
Данте. В литературе Возрождения наиболее
полно выразились гуманистические идеалы
эпохи, прославление гармонической, свободной,
творческой, всесторонне развитой личности.
Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего
мира человека, богатство его эмоциональной
жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература
пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595) выдвинули её в число
«классических» (наряду с древнегреческой
и древнеримской) литератур для других
стран.
Литература Возрождения опиралась
на две традиции: народную поэзию и «книжную»
античную литературу, поэтому часто рациональное
начало сочеталось в ней с поэтической
фантастикой, а комические жанры получили
большую популярность. Это проявилось
в наиболее значительных литературных
памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле. С эпохой Возрождения связано
появление национальных литератур — в
отличие от литературы средних веков,
создававшейся преимущественно на латыни.
Широкое распространение получили театр
и драма. Самыми известными драматургами
этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания).
Отрывок из «Божественной комедии»
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!
Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой чаще.
Не помню сам, как я вошел туда,
Настолько сон меня опутал ложью,
Когда я сбился с верного следа.
5 Изобразительное
искусство
«Рождение Венеры», около 1485, Сандро Боттичелли — одно из первых со времён
античности изображений обнажённого женского
тела.
Для живописи эпохи Возрождения
характерно обращение профессионального
взгляда художника к природе, к законам
анатомии, жизненной перспективе, действию
света и другим идентичным естественным
явлениям.
Художники Возрождения, рисуя
картины традиционной религиозной тематики, начали использовать
новые художественные приёмы: построение
объемной композиции, использование пейзажа как элемент сюжета на заднем
плане. Это позволило им сделать изображения
более реалистичными, оживленными, в чём
проявилось резкое отличие их творчества
от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями
в изображении.
6 Архитектура
Главное, чем характеризуется
эта эпоха — возвращение в архитектуре
к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение
в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных
частей, о чём наглядно свидетельствуют
уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых
зданий сменяется упорядоченным, на смену
несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола. Наибольший вклад в развитие
ренессансной архитектуры внесли мастера:
Филиппо Брунеллески (1377—1446) — основоположник ренессансной
архитектуры, разработал теорию перспективы, вернул в строительную практику многие элементы античной архитектуры, создал впервые за многие столетия купол, до сих пор доминирующий в панораме Флоренции. (Церковь
Санта-Мария-дельи-Анжел)
Донато Браманте (1444—1514) — зачинатель архитектуры Высокого
Возрождения, мастер центрических композиций
с идеально выверенными пропорциями. (Собор
Святого Петра).
Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — главный архитектор Позднего
Возрождения, руководивший грандиозными
строительными работами в папской столице. (Библиотека
Лауренциана)
7 Музыка
В эпоху Возрождения (Ренессанса)
профессиональная музыка теряет характер
чисто церковного искусства и испытывает
влияние народной музыки, проникается
новым гуманистическим мироощущением.
Высокого уровня достигает искусство
вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей
«Ars nova» («Нового искусства») в Италии
и Франции XIV в., в новых полифонических
школах — английской (XV в.), нидерландской
(XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской,
немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).
Появляются различные жанры
светского музыкального искусства. Складываются
новые жанры инструментальной музыки.
Эпоха Возрождения завершается
появлением новых музыкальных жанров —
сольной песни, оратории и оперы.
8 Возрождение В России
Тенденции Возрождения, существовавшие
в Италии и Центральной Европе, повлияли
на Россию во многих отношениях, хотя это
влияние было весьма ограничено из-за
больших расстояний между Россией и основными
европейскими культурными центрами с
одной стороны, и сильной привязанности
русской культуры к своим православным
традициям и византийскому наследию с
другой стороны.
Царя Ивана III можно считать родоначальником Ренессанса
в России, поскольку именно при нём в России
начал работу ряд архитекторов из Италии,
которые принесли новые технологии строительства
и некоторые элементы Ренессанса, в целом
не отдаляясь от традиционной конструкции
русской архитектуры. В 1475 году архитектор
из Болоньи Аристотель Фиораванти был
приглашён, чтобы восстановить Успенский собор в Московском
Кремле, поврежденный во время землетрясения.
В качестве образца архитектор использовал
Владимирский собор XII века, и разработал
проект, сочетающий традиционный русский
стиль с присущим Возрождению чувством
простора, пропорции и симметрии.
В 1485 году Иван III поручил строительство
Теремного дворца в Кремле Алевизу Фрязину Старому.
Он является архитектором первых трёх
этажей. Кроме этого, Алевиз Фрязин Старый
наряду с другими итальянскими архитекторами
внёс большой вклад в строительство кремлевских
стен и башен. Грановитая палата,
служившая местом проведения приёмов
и пиров русских царей, является работой
двух других итальянцев, Марко Руффо и Пьетро Солари, и ещё сильнее отмечена итальянским
стилем. В 1505 году прибыл в Москву итальянский
архитектор, известный в России как Алевиз
Фрязин. Возможно, это был венецианский
скульптор Алевиз Ламберти да Монтань.
Он построил 12 церквей для Ивана III, в том
числе Архангельский собор,
также отмеченный успешным смешением
русской традиции, православных канонов
и стиля Ренессанса. Считается, что собор митрополита Петра в Высоко-Петровском монастыре,
ещё одна работа Алевиза Фрязин, служил
образцом для так называемой архитектурной
формы «восьмерик на четверике».