Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 13:14, курсовая работа
Задачами данной курсовой работы можно выделить:
Исследовать понятия этничность, идентичность и составного понятия этническая идентичность.
Исследовать причины перехода от осознания своей этнической идентичности к этническим конфликтам.
Исследовать этнические конфликты в России на примере «Манежки».
Введение.
Этническая идентичность. Данная проблема получила свое развитие примерно в середине XX века, и тем самым характеризуется малой изученностью как зарубежным, так и отечественным научным сообществом. И является значимым аспектом в развитии России как многонациональной страны.
Являясь достаточной молодой, данная проблема подвергается активному изучению. И с каждым годом количество монографий по этой проблематике возрастает. Одними из авторов работ по этой проблеме в исторической антропологии являются:
- Хотинец В. Ю. Этническое самосознание.1
В предлагаемой монографии рассматривается этническое самосознание человека, изучение которого, безусловно, является актуальным и перспективным направлением развития отечественной этнопсихологии. В данном издании впервые в российской психологии наиболее полно представлены результаты теоретических и эмпирических исследований этнического самосознания.
- Крысько В. Г. Этническая психология.2
Этнопсихология изучает своеобразие проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей и является в настоящее время одной из самых молодых, сложных и перспективных наук. В монографии раскрываются история развития этнопсихологии в России и за рубежом, основные понятия и категории этой науки, принципы и методы этнопсихологических исследований. Большое внимание уделяется психологическим особенностям различных этнических общностей, их сравнительной характеристике, психологии семейных отношений в различных этносах, а также специфике межэтнических конфликтов и методам воспитательной работы в многонациональных коллективах.
- Тишков В.А Очерки теории и политики этничности в России.3
Сборник научных статей и очерков В. А. Тишкова освещает природу и политическую роль этнического фактора и национализма в России, проблемы антропологии власти и управления в многоэтничном обществе. На основе новейших теоретических подходов делается историко-культурный анализ ряда этнических конфликтов (ошского, осетино-ингушского и войны в Чечне), а также формулируются предложения по стратегии и механизмам национальной политики, включая вопросы предотвращения и разрешения конфликтов и гражданского нацие-строительства.
Задачами данной курсовой работы можно выделить:
Во время анализа и проведения исследования были привлечены следующие источники:
-Письменные
А) Новая философская энциклопедия
Б)Социальные опросы и интервью5
Глава 1.
Определение понятий этничность, идентичность и составного понятия этническая идентичность.
До недавних пор понятие
идентичности практически не использовалось,
оно не было предметом ни теоретического,
ни эмпирического изучения. Оно не
встречалось в монографиях, учебниках
и журнальных публикациях, этого
понятия не найти даже в последних
изданиях психологических словарей.
Только в последние годы оно начинает
появляться на страницах психологической
печати, однако по-прежнему для большинства
читателей остается чуждым, малопонятным
и плохо вписывающимся в
«Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства)».6
Но термин этническая идентичность состоит из двух отдельных терминов, каждый из которых требует отдельного изучения.
Этничность – широко используемая в науке категория, обозначающая существование культурно отличительных (этнических) групп и идентичностей. В отечественном обществознании более широко употребляется термин «этнос» во всех случаях, когда речь идет об этнических общностях (народах) различного историко-эволюционного типа (племя, народность, нация). Понятие этноса предполагает существование гомогенных, функциональных и статичных характеристик, которые отличают данную группу от др., обладающих иными параметрами тех же характеристик. Но среди научного сообщества также нет единства в подходе к определению феномена этничности, но есть некоторые свойственные общностям характеристики, которые позволяют считать их этническими или говорить о присутствии этничности как таковой. К числу таких характеристик относятся:
Этничность формируется и существует в контексте того социального опыта и процессов, с которыми связаны люди. Некоторые участники этих процессов идентифицируются другими как члены определенной этнической группы. С внутригрупповой точки зрения этничность основывается на комплексе культурных черт, которыми члены этой группы отличают себя от других групп, даже если они в культурном отношении очень близки. В последнее время выделяют три основных подхода к пониманию этничности: эссенциалистский (примордиалистский - одно из научных направлений в этнологии, рассматривающее этнос как изначальное и неизменное объединение людей «по крови» с неизменными признаками. Является наиболее ранним направлением в этнологических исследованиях.), инструменталистский и конструктивистский.
Первый подход предполагает, что «этническая идентификация (в русифицированном варианте – «национальная принадлежность») основана на глубоких и основополагающих связях с определенной группой или культурой, а значит, и на существовании реальных, осязаемых основ этой идентификации, которые могут рассматриваться или как преимущественно биологические, или как культурно-исторические факторы. Осознание групповой принадлежности как бы заложено в генетическом коде и является продуктом ранней человеческой эволюции. В крайней форме этот подход рассматривает этничность в категориях социальной биологии как расширенную форму родственного отбора и связи, как изначальный инстинктивный импульс.
Культурный вариант
Более современные подходы
в рамках этой традиции признают субъективную
природу этничности, как и любой
др. формы групповой социальной идентичности,
только обращенной в прошлое и
оформленной в современном
В то же время социальное
значение этничности включает помимо
эмоциональных моментов также и
рационально-
«Идентичность – категория социально-гуманитарных наук (психологии, социальной философии, культурной антропологии, социальной психологии и др.), применяемая для описания индивидов и групп в качестве относительно устойчивых, «тождественных самим себе» целостностей»8.
Идентичность есть не свойство (т.е. нечто присущее индивиду изначально), но отношение. Она формируется, закрепляется (или, напротив, переопределяется, трансформируется) только в ходе социального взаимодействия. В строгом смысле слова идентичность может быть атрибутирована только индивидами, поскольку только индивиды обладают качеством субъектности и, соответственно, способны относить или не относить к себе определенные значения. Поэтому термин идентичность для групп применим лишь в переносном, метафорическом смысле. Например, начиная с середины 80-х гг. в политологии стало общепринятым говорить о субъектах международных отношений как о конкурирующих друг с другом «идентичностях» («исламской», «христианской», «западной», «восточной», «евразийской» и т.д.). Однако на деле такие образования не представляют собой устойчивых единств, а распадаются на множество более мелких – в конечном счете, на индивидов, которые только и могут идентифицировать себя в качестве членов той или иной группы. Идентичность делится на два вида:
В зависимости от того, что
выступает основанием идентификации
(профессиональная или этническая группа,
регион, политическое движение и т.д.)
можно выделить различные типы социальной
идентичности: профессиональная (шахтер,
инженер, врач, спортсмен и т.д.), этническая
(баварец, каталонец, татарин, фламандец
и т.д.), региональная (сибиряк, техасец,
северянин, дальневосточник и т.д.),
политическая (коммунист, демократ, националист,
либерал и т.д.). Место этнической
идентичности в структуре личности
может меняться. В одних условиях
она не играет существенной роли или
вообще не выражена (этнический индифферентизм),
в др. выступает на первый план или
даже доминирует, вытесняя иные идентификации
индивида. Процессуальный и ситуативный
характер этнической идентичности особенно
очевиден в ситуации большого города.
Самоидентификация индивидов с
той или иной этнической группой
зависит от целого ряда обстоятельств
(наличие ярко выраженных «других»,
возможности социальной интеграции,
политические и правовые нормы, действующие
в данном сообществе по отношению
к культурным меньшинствам и т.д.).
В любом случае, однако, активизация
этнической идентичности связана не
с «пробуждением» некой дремавшей
в глубине индивидуального