Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:07, реферат
Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).
Язык фиксирует значимые для человека представления, его отношения к ним.
введение………………………………………………………………………… 3
1. Язык и символы культуры…………………………………………………. 4
1.1. Совокупность знаковых систем языковой культуре человека…………. 4
1.2 Естественные и Функциональные знаковые системы………………….. 5
1.3. Конвекциональные системы……………………………………………… 5
1.3.1. Флористическая символика……………………………………………………6
1.3.2. Гербовая символика в культуре……………………………………………… 8
1.4. Вербальные знаковые системы……………………………………............ 12
1.5. Знаковые системы записи………………………………………………… 13
Заключение……………………………………………………………………… 15
Список литературы……………………………………………………………. 16
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»
Контрольная работа № 22
По дисциплине КУЛЬТУРОЛОГИЯ
На тему «Языки и символы культуры.»
Студента(ки) Михайловой Екатерина Николаевны
Специальность «Реклама и связи с общественностью»
Курс, группа 1-СЗ-41
Шифр зачетной книжки 1235029
e-mail kapusha3105@gmail.com
Содержание
введение…………………………………………………………
1. Язык и символы культуры…………………………………………………. 4
1.1. Совокупность знаковых систем языковой культуре человека…………. 4
1.2 Естественные и Функциональные знаковые системы………………….. 5
1.3. Конвекциональные системы……………………………………………… 5
1.3.1. Флористическая символика……………………………………………………6
1.3.2. Гербовая символика в культуре……………………………………………… 8
1.4. Вербальные знаковые системы…………………………………….........
1.5. Знаковые системы записи………………………………………………… 13
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).
Язык фиксирует значимые для человека представления, его отношения к ним. В сфере социального взаимодействия язык выступает в качестве медиатора, проводника, посредника, средства, позволяющего придавать интерсубъективное, культурное значение субъективному, индивидуальному опыту, транслировать социально-значимые представления, придавать таким представлениям общезначимый, разделяемый смысл.
Самая серьезная проблема коммуникации
заключена в переводе смыслов
с одного языка на другой, каждый
из которых имеет множество
1. Язык и символы культуры
1.1. Совокупность знаковых систем языковой культуре человека
Термин «понимание»
Понимание апперцептивно, т. е. новая информация ассимилируется путем соотнесения с тем, что уже известно, новое знание и новый опыт включаются в систему знания, уже имеющегося, на этой основе происходит отбор, обогащение и классификация материала.
Основной структурной единицей
языка культуры, с точки зрения
семиотики, являются знаковые системы.
Знак — это материальный предмет
(явление, событие), выступающий в
качестве объективного заместителя
некоторого другого предмета, свойства
или отношения и используемый
для приобретения, хранения, переработки
и передачи сообщений (информации, знаний).
Это овеществленный носитель образа
предмета, ограниченный его функциональным
предназначением. Наличие знака
делает возможной передачу информации
по техническим каналам связи
и ее разнообразную —
Любой язык культуры имеет природные
предпосылки формирования, но сам
не является природным явлением. Он
формируется во взаимодействиях
и коммуникациях совместно
Знаки, составляющие каждого из языков
культуры и предназначенные для
выражения представлений и
Данные системы ниже мы рассмотрим подробнее.
1.2 Естественные и Функциональные знаковые системы
Под естественными знаками понимаются вещи и явления природы в том случае, когда они указываются на какие-то иные предметы или явления и рассматриваются в качестве носителя информации о них. Чаще всего естественные знаки являются принадлежностью, свойством, частью какого-то целого и поэтому дают информацию о последнем. Естественные языки — это знаки-признаки, например, дым — знак огня.
Функциональные знаки — это также знаки-признаки. Но в отличие от естественных знаков, связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловлена не их объективными свойствами, а теми функциями, которые они выполняют. Как правило, это вещи и явления, имеющие непосредственное прагматическое предназначение, но включенные в человеческую деятельность помимо своих непосредственных функций, они еще получают знаковую функцию, т. е. дают какую-то информацию о вещах и явлениях. К функциональным знакам, например, можно отнести производственную технику, поскольку любой механизм или деталь может выступать как знак, который имеет информацию обо всей технической системе, элементом которой он является и т. д.
1.3. Конвекциональные системы
Если для естественных и функциональных знаков знаковая функция является побочной и выполняется ими как бы «по совместительству», то для конвенциональных это функция является основной. Конвенциональные знаки являются знаками в полном смысле этого слова. Их значения задаются не предметами и процессами, о которых они информируют, а соглашениями между людьми. Различают 4 типа конвенциональных знаков:
1) сигналы, извещающие или
2) индексы — условные
3) образы строятся на сходстве,
подобии с тем, что они
4) символы материальные. Культурные
объекты, выступающие в
Наряду с отдельными конвенциональными
знаками, вводимыми по тому или иному
поводу, в ходе развития культуры возникают
разнообразные системы
1.3.1. Флористическая символика
Во всех культурах растения – основной символ живой земли и циклической природы рождения, смерти и возрождения. Растения символизируют жизненную силу, жизненный цикл, питание, изобилие, пассивность, неподвижность.
Символически растение, его плод и цветок тесно связаны с Великой Матерью, богиней земли, плодородия и растительности, а также с плодородной силой вод, дающих жизнь. Полное соков растение – это материнство. Растения и деревья часто выступают в роли мифологических предков и обычно бывают связаны с культом Луны.
Растения или цветы,
Вечнозеленые растения означают бессмертие,
бесконечность, жизненность, юность и
бодрость. Венки из вечнозеленых растений
символизируют неувядающую
Растение, цветки которого распускаются на каждом стебельке и узле = мало помалу. Символ того, что все приходит к совершенству постепенно, чего мы должны терпеливо ждать.
Очень чувствительное растение, торопливо сворачивающее свои листочки даже от легкого прикосновения символизирует человека, испытывающего отвращение к насилию, человека, душевное равновесие которого легко нарушить. Символ неприятия греха и порока, отстранения от соблазнов, способствующих нашему падению2.
Деревья были объектом поклонения у всех древних народов. Считалось, что в определенных деревьях живут боги. Самое первое дерево, приобретшее символическое значение, - Древо Познания.
Дерево – один из центральных традиционных символов. Весьма часто символическое дерево не принадлежит к какому-либо определенному роду, хотя некоторые народы отбирают какой-нибудь отдельный вид, как пример родовых. Так, дуб считался священным у кельтов; ясень – у скандинавских народов; липа – в Германии; фиговое дерево – в Индии.
В наиболее общем смысле символизм
дерева обозначает жизнь космоса: его
согласованность, рост, распространение,
процессы зарождения и возрождения.
Дерево представляет неистощимую жизнь,
а потому оно эквивалентно символу
бессмертия. Поскольку дерево обладает
вытянутой вертикальной формой, символизм
центра мира выражается в терминах
мировой оси. Дерево, с его корнями,
находящимися под землей, и с его
ветвями, вздымающимися к небу, символизирует
направленную вверх тенденцию. А
посему соотносится с другими
символами, такими как лестница и
гора, представляющими общие
Интересно отметить, что три мира
древесного символизма отображают три
основных составных структуры дерева:
корни, ствол и крону. В рамках
общего значения дерева как мировой
оси и как символа неистощимых
жизненных процессов (роста и
развития) различные мифологии и
фольклоры выделяют три или четыре
оттенка значений. Некоторые из них
суть просто конкретные аспекты базового
символизма, однако другие настолько
тонки, что это ведет к дальнейшему
обогащению символа. На самом примитивном
уровне есть «Древо Жизни» и «Древо
Смерти» в отличие от Мирового
Древа и Древа познания Добра
и Зла, которые характерны для
более поздних стадий; указанные
два дерева, однако, попросту представляют
собой две различные
На христианском Западе широко распространены легенды об отмирающих деревьях, ветвях или палках, которые в качестве знаков изъявления милости Божьей начинали зеленеть. Снабженный ветвями «деревянный крест» средневековой пластики находится во взаимосвязи с символикой воскресения, которое дерево олицетворяет через свой листопад и зимний покой перед новым распусканием листьев.
Буйно разросшееся дерево как символ словно говорит: «Мои собственные отпрыски – причина моей погибели». Символ олицетворяет дурных и невоспитанных детей, которые часто приносят своим родителям на старости лет всяческие неприятности, чем прибавляют им седых волос. Как подтверждение этого символического значения можно привести четверостишие У.Шекспира: