Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 19:04, реферат
Древнерусское язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до государственной "княжеской" религии Киевской Руси IX века. До эпохи христианизации язычество было универсальной системой, дающей обобщающую картину мира и пронизывающей все сферы человеческого быта. С этими сферами соотносилась и иерархия мифологических существ - от пантеона высших богов до сонмов низших духов. Мир сверхъестественный находился в постоянной взаимосвязи с миром людей: они объединялись не только благодаря антропоморфизации сверхъестественного мира и космоса в целом, но и при посредстве многочисленных ритуалов и медиаторов - животных, природных явлений и предков. Язычество охватывало всю сферу духовной культуры и значительную часть культуры материальной, поскольку общество было проникнуто убеждённостью в постоянном присутствии и участии сверхъестественной силы во всех трудовых и бытовых процессах.
Введение
Глава 1. Древнерусское язычество - истоки и историческое значение
Глава 2. Мифология древних славян, пантеон языческих богов
Глава 3. Крещение Руси, возникновение "двоеверия"
Заключение
Список источников и используемой литературы
Перуна называли "княжьим богом", поскольку он был покровителем князей, символизировал их власть. Такой бог был чужд большинству общинных славян - земледельцев. Это - бог воинов и дружинников. В известных договорах славян с греками говорится, что князья-воители клялись Перуном. В историко-социологическом плане культ Перуна следует относить к поздней эпохе, когда обозначились черты военной демократии и князья-воители у славян стали обладать большей властью, нежели жреческое сословье, культивирующее своих богов, например Рода и рожаниц.
Характерной чертой ритуалов, связанных с Перуном, является их соотнесение с дубами и дубовыми рощами и возвышенностями, на которых ставили в древности статуи Перуна и его святилища. Молнии - это стрелы бога-громовника. Перун, по легенде, в левой руке носит колчан стрел, а в правой лук, пущеная им стрела поражает противника и производит пожары. Его палица, или по другим версиям, топор, как знак карающего божественного орудия, стали символом власти, их функции перенесли на царский скипетр, жреческий и судейский жезлы.
С введением на Руси христианства, древние верования в Перуна смешались с новыми христианскими, и многие черты Перуна были перенесены на Илью-пророка. В народном сознании даже и в настоящее время Илья-пророк представляется скорее языческим божеством, чем христианским святым. Когда из надвигающейся тучи гремит гром и сверкает молния, можно услышать: "Илья-пророк едет в огненной колеснице по небу и мечет свои стрелы в нечистого".
Перуну был придан характер главы всех богов, после чего началось создание грандиозной статуи божества. Голова Перуна была отлита из серебра, а усы позолочены. Однако реформа не удовлетворила князя Владимира, строившего единое государство. Несколько лет спустя он решился на принятие христианской религии, активно распространяемой одним из самых могущественных государств того времени - Византийской империей.
Кроме персонажей высшей мифологии, наши предки населяли также свой мир и менее значительными существами. Русалками и кикиморами, лешими и водяными, навьями и упырями, домовыми, овинниками, банниками и целым сонмом других мелких божков и духов, память о которых не дошла до наших времен. Для славян-язычников годовой цикл был наполнен не только постоянной работой в поле, на пастбище и дома, но и языческими праздниками, которые были связаны с солнечными циклами, почитанием предков, сельскохозяйственными работами. Во время зимних праздников крестьяне рядились в животных, гадали о будущем урожае, девушки гадали о женихах, в домах готовили особые блюда (каши, пироги, блины). Масленица знаменовала проводы зимы и встречу весны. Празднование Ярилы должно было обеспечить будущий урожай. В июне праздновали Купалу - самый длинный день в году. Затем шли праздники, знаменовавшие окончание летних полевых работ, сбор урожая и т. д. Особые дни в году были выделены для поминовения предков.
Весь быт крестьянина был опоэтизирован и осмыслен. Мифологическое значение имела и изба крестьянина: украшения на воротах, узоры ставен, конек на крыше, красный угол в избе, рисунки на полотенцах и рубахах, обрядовые кушанья (печенье в виде жаворонков, блины, писаные яйца,). Эта культура, прочно вошедшая в народный быт, не смогла полностью исчезнуть после принятия христианства.
Необходимо отметить следующий немаловажный аспект в древнерусском язычестве. Он заключается в том, что главная и наиважнейшая особенность славяно-русской веры состояла в том, что в мире все едино - боги, природа, люди. Все, рожденное Родом, по сей день несет его имя. Самое важное заключается в том, что все боги и произошедшие от них люди являются родичами, родственниками. Все они - проявления первых богов, их уменьшенная копия. Славяне называли себя потомками, а не рабами богов, как это принято в некоторых современных культах, в том числе и в христианстве. "Дажьбожьи внуки" - русские, так говорится в "Слове о полку Игореве". Славяне - потомки богов и им нечего было их молить, они славили богов, считая, что состоят с ними в родстве, единосущном и единокровном.
ГЛАВА 3. КРЕЩЕНИЕ РУСИ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ "ДВОЕВЕРИЯ"
Языческая религия обожествляла силы природы, поэтому пантеон богов прямо или косвенно был связан с выполняемыми родом и племенем хозяйственными функциями. С усложнением общественной жизни и социальной структуры общества, с образованием этнически неоднородного государства язычество как религиозная система, по мнению князя Владимира Святославовича, оказалось неспособным идеологически обосновать происходящие перемены, объединить общество. Власть и общество приобретали раннефеодальный характер, тогда как духовные и нравственные отношения выстраивались в соответствии с родоплеменными. Первоначально Владимир пытался преодолеть это противоречие в рамках старой религии. Ранее упоминаемая "языческая" реформа Владимира 980 года имела задачу реорганизации язычества с целью придания ей более широкого общественно-политического звучания. Утверждение общерусского культа "дружинного бога" Перуна, первого среди сохраненных по реформе "идолов", должно было упрочить идеи единодержавия, целостности государства, которые противопоставлялись традициям племенного сепаратизма.
Однако киевский князь очень скоро отказался от реформы, признав несовместимость старой религии с поставленными целями: простое выдвижение на первый план тех языческих богов, которые выполняли "приоритетные" социальные функции, не могло повлечь за собой пересмотр всей системы политеистических верований и обрядов. Подобное реформирование не превращало язычество в социальный интегратор и регулятор общественных отношений, в чем сильно нуждалось общество. В какой-то степени, язычество было лишено универсализма, который присущ христианству.
Принятие христианства сразу поставило Русь в один уровень с передовыми государствами того времени, облегчило дипломатические связи, так как люди средневековья придавали очень большое значение религии, а христианство охватило к этому времени примерно три четверти Европы, Закавказье и значительную часть Ближнего Востока.
Общепризнанной датой принятия христианства стал 988 год. Однако новая религия утвердилась далеко не сразу. Процесс христианизации затянулся на века. Православной церкви пришлось вести упорную борьбу с дохристианскими верованиями. Пласты народного языческого сознания были настолько мощны, что христианство было вынуждено воспринять и приспособить некоторые его черты. Культ богов сменился культом святых с прежними "языческими функциями". Сила дохристианских верований позволяет говорить о своеобразном двоеверии как историко-культурном феномене народной жизни средневековой Руси.
Прежде всего, следует обратить внимание на то, что сам термин "двоеверие" не имеет точного определения. Разные авторы используют его в самых различных значениях. Обычно под ним имеется в виду "оязычивание" христианства. Под влиянием мощных языческих пережитков христианство на Руси якобы получило специфическую окраску, резко отличающую его от всех прочих течений христианства. На интуитивном уровне восприятия такая точка зрения представляется вполне оправданной. Действительно, русское христианство отличалось от близких ему по происхождению конфессий. Однако с не меньшим успехом то же самое можно сказать и обо всех прочих течениях христианства. Вопрос в том, явилось ли именно восточнославянское язычество единственным или основным определяющим фактором в формировании самобытности русского христианства? Поскольку и сам термин "язычество" не вполне определен, такой подход допускает произвольное расширение явления "двоеверия".
Христианство лишь частично уничтожило довольно свободную и в некоторых отношениях достаточно аморфную структуру язычества, поставило его в иные условия и подчинило своей, якобы значительно более высокой иерархии ценностей. Бытовое христианство предоставило языческим мифологическим персонажам и представлениям статус "нечистой силы", отрицательного духовного начала, противостоящего силе "крестной", чистой и преисполненной святости. Образно говоря, в народном фольклорном представлении небо оказалось занятым силами небесными, праведными и божественными, преисподняя, подземный мир, болота, ямы и овраги - силами нечистыми и темными, а земля - место борьбы двух миров и начал, человек же и его душа - средоточие этой борьбы. Силы эти все же неравноправны и не равновелики, ибо воля Божья и промысел Божий господствует над всем и определяет все. Такое народное христианское мировоззрение, типичное для славян обеих конфессий - православной и католической, нельзя считать и называть двоеверием, поскольку оно цельно и представляет собой единую систему верований.
Само это специфическое явление, которое, видимо, правильнее во всех отношениях называть народным христианством, а не "двоеверием", вобрало не только христианскую и языческую (в узком смысле восточнославянскую) традиции, но и мощный пласт так называемой городской, ахристианской культуры, во многом определившем характер и формы нового духовного симбиоза.
Проанализировав мнение большинства исследователей данного вопроса, можно прийти к выводу о том, что принципиальных различий между новой религией и старым миропониманием не было, и это, в свою очередь, не способствовало полному отмиранию язычества. И в язычестве и в христианстве одинаково признавался единый владыка Вселенной. В обоих вероисповеданиях существовали невидимые силы низших разрядов, проводились моления - богослужения и магические обряды с заклинаниями-молитвами. Каркасом годичного цикла празднеств были солнечные фазы, существовало понятие "души" и ее бессмертия, ее существования в загробном мире. Поэтому перемена веры расценивалась внутренне не как смена убеждений, а как перемена формы обрядности и замена имен божеств.
Деревенское население продолжало жить согласно религиозным прадедовским представлениям, хотя и считалось крещеным. А город и княжеско-боярские круги, приняв многое из церковной сферы и широко пользуясь социальной стороной христианства, не только не забывали своего язычества с его богатой мифологией, укоренившимися обрядами и жизнерадостными карнавалами-игрищами с их танцами, музыкой гусляров и пением, но и поднимали свою старинную, гонимую церковью религию на более высокий уровень.
На основании всего вышесказанного можно предположить, что древнеславянское язычество как система пантеизированного мировоззрения определяет общее направление и содержание всех последующих типов мировоззрения, проникая и пронизывая их на всех этапах развития Русского государства. Очевидно, речь идёт о существовании определенных ментальных стереотипов, которые не нуждаются в обосновании и передаются на уровне некоего социального кода, что показывает, насколько неповторимо и живуче язычество.
Крещение Руси не смогло перечеркнуть предшествовавшие традиции язычества, господствующие в течение многих столетий. Христианство приобрело на русской почве свои специфические черты. Именно слияние древней языческой культуры, обычаев славян и новых верований и по сей день определяет особенности русского православия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги краткого экскурса по заявленной теме в формате данной работы, можно отметить следующие моменты: безусловно, "язычество древних славян" - многослойная, сложная, имеющая обширное поле для изучения тема. С одной стороны, она уводит нас в глубину отдаленных тысячелетий первобытности, с другой - явно и полнокровно проявляется в русском фольклоре и традициях, доживших до наших дней.
Народная культура сохранила и донесла до нас богатое фольклорное наследие наших предков в виде песен, сказок, заговоров, а традиционный крестьянский быт сохранил символику вышивок и резьбы по дереву, также заключающую в себе древний языческий смысл. Даже христианство на Руси настолько впитало в себя языческую символику и обрядность наших предков, что еврейская и греческая составляющие постепенно отошли в нём на второй план. Это однозначно указывает на то, что изучение истории русского народа, познание его культуры и всех видов народного творчества невозможно без выявления их архаичной языческой подосновы. Изучение древнерусского язычества - это не только углубление в первобытность, но и путь к пониманию культуры народа.
По своей сути язычество являет собой естественную духовность, свойственную человеку от рождения. Оно берёт своё начало в самой природе и в родовой памяти народа, а не основывается исключительно на некоем частном мнении. В разные исторические эпохи языческая вера наших предков принимала различные формы, сохраняя при этом свою изначальную духовную суть. Некоторые из этих формаций с течением времени естественным образом отмирали, чтобы освободить место новым, но это не означало вырождения языческих традиций, возможно в силу того, что способность самообновляться - признак живой сущности. Важно подходить к изучению данной темы, учитывая её духовную составляющую, а не только с позиции слепой реконструкции древнего быта.
Язычество древних славян являлось верой простого народа, который естественным образом был приближен к земле, природе. Это была, своего рода система магических знаний, которая могла умереть только вместе с народом. Пока народ способен жить, и осознавать себя на своей земле наследником предшествующих поколений, будет жива и его традиция, и в данном случае термин "традиция" необходимо воспринимать как высокоразвитое философско-этическое учение.
Языческая вера наших предков - это традиционная народная культура, родовая система верований, комплекс мировоззрений, направленных на гармоничное развитие человека в природе, приобретение им необходимых способностей, используемых на благо своего рода-племени. Возможно, именно этого не хватает современному обществу, отравленному своим же разрушительным отношением к организму планеты и собственному на ней существованию.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981.
2. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987.
3. Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. репринтное изд. СПб.: типография М. М. Стасюлевича, 1914.
4. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. том I. репринтное изд. Харьков: Епархиальная типография, 1916.