Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 11:59, курсовая работа
Александр Иванович Куприн в своих рассказах часто использует диалоги. И в каждом из них присутствуют вопросы и ответы. Так и мы в повседневной жизни, общаясь с окружающими, задаём вопросы и получаем ответы. Возможно ли представить свою жизнь без общения, без возможности получения новой информации? Разумеется, нет.
Но в современном обществе имеет место проблема примитивизма речи, особенно в молодежной среде. Так ли это?
В данной курсовой работе я хотела бы обратить внимание на типы вопросительных предложений, которые использует в своем творчестве классик русской литературы.
Введение.
К.Г. Паустовский: «Часть современных
Куприну критиков, так называемых “литературных
чистоплюев”, обвиняла писателя, особенно
в связи с “Молохом”, в том, что он не окончил
“литературную консерваторию” и допускает
в своих вещах языковые и стилистические
небрежности.
Обвинение это объясняется
тем, что Куприн стремился сказать всё,
что он хотел, “по свежему следу”, не откладывая
работу и не вынашивая её годами. Ему было
важно заразить людей своим состоянием,
своими мыслями, гневом или радостью, своей
заветной мечтой, и для этого он не искал
особых слов и особых эпитетов.
Куприн любил и превосходно
знал русский язык, но никогда не делал
из него раз навсегда установленного литературного
канона.
Временами его язык приближается
к разговорному, к языку устного рассказчика,
и в этом отношении он несколько родствен
языку Толстого. Вместе с тем Куприн всегда
восхищался языком Чехова — “благоуханным,
тонким и солнечным”. Эта солнечность
языка, его свет, его сила, его свежие краски
были присущи и купринскому языку.»
Язык в произведения Куприна, действительно, живой и понятный детям и взрослым. Именно благодаря этому языку Куприн любим и взрослыми, и детьми.
Александр Иванович Куприн в своих рассказах часто использует диалоги. И в каждом из них присутствуют вопросы и ответы. Так и мы в повседневной жизни, общаясь с окружающими, задаём вопросы и получаем ответы. Возможно ли представить свою жизнь без общения, без возможности получения новой информации? Разумеется, нет.
Но в современном обществе имеет место проблема примитивизма речи, особенно в молодежной среде. Так ли это?
В данной курсовой
работе я хотела бы обратить
внимание на типы
Это нужно сделать для того, чтобы убедиться в богатстве русского языка или опровергнуть его существование и понять, существуют ли отличия между типами вопросительных предложений в их структуре, значении, или же все они похожи как две капли воды. Рассказы Куприна-очень подходящий материал для проведения такого исследования.
Глава 1.
Предложе́ние (в языке) — это минимальная единица
языка, которая представляет собой грамматически организова
Признаки предложения.
1. Имеет грамматическую основу.
2. Является высказыванием о
3. Является единицей общения.
4. Имеет интонационную
Виды предложений.
В зависимости от строения, цели высказывания, эмоциональной окраски, полноты грамматической
основы и наличия второстепенных членов
предложения бывают простые и сложные ,повествовательные, вопросител
побудительные, восклицательные
По цели высказывания предложения делятся на:
Какие же предложения называются вопросительными и какую функцию они выполняют в русском языке?
Вопросительными называются предложения,
в которых специальными языковыми средствами
выражается стремление говорящего узнать что-либо или
удостовериться в чем-либо. Вопросительные
предложения, таким образом, информируют
о том, что хочет узнать говорящий. Характер
искомых сведений может быть самым различным:
это могут быть сведения о деятеле (Кто здесь сейчас разговаривал?), о месте действия (Ты была на пристани?), о цели (Зачем это ему понадобилось?), о ситуации в целом (Что-нибудь я забыл?; Есть у т
С точки зрения характера ожидаемого
ответа вопросительные предложения неоднородны:
ответ может подтверждать или отрицать
истинность чего-л. (- Завтра можете ко мне прийти
Вопросительные предложения часто имеют
субъективно-модальную окраску. В них
может выражаться предположение (Опять будем встречать кого-ни
Вопрос может совмещаться также с теми
значениями, которые обычно выражаются
невопросительными предложениями. Так,
вопрос Ведь ты домой идешь? содержит элемент утверждения; вопрос Молока не продашь ли, х
Примечание. В некоторых случаях граница между вопросом
и утверждением оказывается нечеткой,
предложение выступает как полувопрос-полуутвержде-ние: Т
В выражении вопросительности главная
роль принадлежит интонации,вопросительным
частицам ли, не... ли, что, чт
В словаре лингвистических терминов Т.В. Жеребило предлагается следующая классификация типов вопросительных предложений:
1) собственно вопросительные предложения;
2) предложения, не заключающие вопроса, но имеющие вопросительную форму:
а) вопросительно-риторические;
б) вопросительно-
в) вопросительно-
г) вопросительно-
Собственно вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ. (Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир?)
Своеобразной
разновидностью вопросительных предложений,
близких к собственно вопросительным,
являются такие, которые, будучи обращенными
к собеседнику, требуют лишь подтверждения
того, что высказано в самом вопросе. Такие предложения
называют вопросительно-
Вопросительные предложения могут заключать
в себе отрицание того, о чем спрашивается,
это вопросительно-
Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные
предложения могут быть объединены в вопросительно-
Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса. Например: Итак, может быть, наш прекрасный поэт продолжит прерванное чтение?; Не поговорить ли нам сначала о делах? ; - Так вы дадите мне Гоголя? - спрашивает Иван Матвеич.
В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе. Вопросительно-риторические предложения особенно распространены в художественной литературе, где являются одним из стилистических средств эмоционально окрашенной речи. Например: Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий с своею совестью? Желанья... Что пользы напрасно и вечно желать?; Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей?
По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса): - Скажите, Степан, вы женились по любви? - спросила Маша. - Какая у нас в деревне любовь? - ответил Степан и усмехнулся
Форму вопросительного предложения могут иметь и вставные конструкции, которые также не требуют ответа и служат лишь для привлечения внимания собеседника, например: Обвинитель сломя голову летит в библиотеку и - можешь себе представить? - ни похожего номера, ни такого числа мая месяца в сенатских решениях не обнаруживает.
Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера - неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др. Например: Как, ты ее разлюбил? Разве ты меня не узнаешь? И как могла она допустить до этого Курагина?
Дополнительные оттенки могут быть эмоционального плана, например, оттенок отрицательной экспрессии: Ты, что, глухой, что ли?; оттенок вежливости (смягчение вопроса достигается обычно с помощью частицы не): Ты не придешь завтра ко мне? Ср.: Ты придешь завтра ко мне?
Глава 2.
Обратимся к произведениям А.И.Куприна и посмотрим, использует ли автор в своем творчестве вопросительные предложения, или же обходится одними повествовательными.
Рассмотрим отрывок из детского рассказа «Слон»:
- Милая Надя, милая моя девочка, - говорит мама, - не хочется ли тебе
чего-нибудь?
- Нет, мама, ничего не хочется.
- Хочешь, я посажу к тебе на постельку всех твоих кукол. Мы поставим
креслица, диван, столик и чайный прибор. Куклы будут пить чай и
разговаривать о погоде и о здоровье своих детей.
- Спасибо, мама... Мне не хочется... Мне скучно...
- Ну, хорошо, моя девочка, не надо кукол. А может быть, позвать к тебе
Катю или Женечку? Ты ведь их так любишь.
- Не надо, мама. Правда же, не надо. Я ничего, ничего не хочу. Мне так
скучно!
- Хочешь, я тебе принесу шоколаду?
Но девочка не отвечает и смотрит в потолок неподвижными, невеселыми
глазами. У нее ничего не болит и даже нет жару. Но она худеет и слабеет с
каждым днем. Что бы с ней ни делали, ей все равно, и ничего ей не нужно.
Так лежит она целые дни и целые ночи, тихая, печальная. Иногда она
задремлет на полчаса, но и во сне ей видится что-то серое, длинное,
скучное, как осенний дождик.
Очевидно, что здесь происходит диалог между обеспокоенной мамой и заболевшей маленькой девочкой. В данном случае мама задает вопросы, а дочка на них отвечает.
Эту ситуацию можно было бы описать примерно следующим образом:
Мама спрашивает дочку, нужно ли ей что-нибудь, но та от всего отказывается.
Но одно это предложение не может передать всех чувств мамы-беспокойства, тревоги за своего ребенка, желание поддержать дочку, угодить ей, порадовать. Вряд ли читателям было бы интересно читать произведения, в которых сухо излагаются факты.
В данном случае для создания художественности произведения огромную роль играют вопросительные предложения.
-Милая Надя, милая моя девочка, не хочется ли тебе
чего-нибудь?
-А может быть, позвать к тебе Катю или Женечку?
-Хочешь, я тебе принесу шоколаду?
В первом предложении мы видим уточнение желания девочки, средство выражения уточнения- частица не…ли, обрамляющая слово, требующее уточнения.
Во втором случае-тоже уточнение, но выражается оно иначе- вводной конструкцией может быть.
В третьем случае-предложение принести шоколаду. Выражено обособлением глагола хочешь.
Все три предложения в данном случае принадлежат к собственно вопросительному типу. На этом примере видно, что структура предложений одного типа может быть различной.
Следующий пример из этого же рассказа:
Но однажды утром девочка просыпается немного бодрее, чем всегда. Она
что-то видела во сне, но никак не может вспомнить, что именно, и смотрит
долго и внимательно в глаза матери.
- Тебе что-нибудь нужно? - спрашивает мама.
Но девочка вдруг вспоминает свой сон и говорит шепотом, точно по
секрету:
- Мама... а можно мне... слона? Только не того, который нарисован на
картинке... Можно?
Рассмотрим вопросительные предложения из этого отрывка:
- Тебе что-нибудь нужно?
- Мама... а можно мне... слона? Только не того, который нарисован на
картинке... Можно?
В случае с вопросом мамы всё понятно-это опять собственно вопросительное предложение, требующее положительного или отрицательного ответа.
Что касается слов девочки, то в них прослеживается нерешительность, боязнь получить отказ. Об этом свидетельствует двукратное повторение слова можно?
Из выше написанного можно сделать вывод: предложения одного типа могут иметь различную субъективно-модальную окраску: забота мамы и нерешительность дочки.
Следующая ситуация из этого рассказа:
Жена смотрит на него тревожно.
- Милый, здоров ли ты? Не болит ли у тебя голова? Может быть, ты плохо спал сегодня?
- Я совсем не спал, - отвечает он сердито. - Я вижу, ты хочешь
спросить, не сошел ли я с ума? Покамест нет еще. До свиданья! Вечером все будет видно.
В словах жены мы слышим обеспокоенность здоровьем её супруга. Разное синтаксическое строение предложений одного типа позволяет автору избежать тавтологии и более глубоко передать чувства женщины.
- Я вижу, ты хочешь спросить, не сошел ли я с ума? Покамест нет еще.
Это предложение является вопросительно-утвердительным. Муж переспрашивает, правильно ли он понимает вопросы жены о своём здоровье.
Он рассержен тем, что его считают сумасшедшим, и не дожидаясь ответа жены, сам отвечает на свой вопрос.