А.И. Куприн и рассказы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

Александр Иванович Куприн в своих рассказах часто использует диалоги. И в каждом из них присутствуют вопросы и ответы. Так и мы в повседневной жизни, общаясь с окружающими, задаём вопросы и получаем ответы. Возможно ли представить свою жизнь без общения, без возможности получения новой информации? Разумеется, нет.
Но в современном обществе имеет место проблема примитивизма речи, особенно в молодежной среде. Так ли это?
В данной курсовой работе я хотела бы обратить внимание на типы вопросительных предложений, которые использует в своем творчестве классик русской литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

 

Перейдём к встрече девочки Нади и слона:

 

Слон  осторожно  берет  и  пожимает  ее

тоненькие пальчики своим подвижным сильным пальцем и  делает  это  гораздо

нежнее, чем доктор Михаил Петрович. При этом слон качает  головой,  а  его

маленькие глаза совсем сузились, точно смеются.

   - Ведь  он все понимает? - спрашивает девочка немца.

   - О, решительно  все, барышня!

   - Но только  он не говорит?

   - Да, вот  только не говорит. У меня,  знаете,  есть  тоже  одна  дочка,

такая же маленькая, как и вы. Ее зовут Лиза. Томми с  ней  большой,  очень

большой приятель.

   - А вы, Томми, уже пили чай? - спрашивает  девочка слона.

   Слон опять  вытягивает хобот и дует в  самое лицо девочки теплым  сильным

дыханием, отчего легкие  волосы  на  голове  девочки  разлетаются  во  все

стороны.

 

Предложение Ведь он все понимает? тоже является вопросительно-утвердительным, средство выражения-утвердительная частица ведь в начале предложения.

 

- Но только  он не говорит?

Как и в предыдущем случае, здесь мы видим вопрос-утверждение. Девочка догадывается, что слон не говорит, но спрашивает, чтобы убедиться в своей догадке.

 

Следующее предложение:

-А вы, Томми, уже пили чай?

 

В данном случае мы вновь видим собственно вопросительное предложение. В нём присутствует обращение к слону, от которого девочка ждёт ответа.

 

-А это вот, посмотрите, это  слон!

Правда, совсем не похоже? Разве же слоны бывают такие маленькие, Томми?

 

Здесь мы снова видим вопросительно-утвердительное предложение. Словом правда девочка просит поддержки у слона. А следующее предложение, напротив, является вопросительно-отрицательным. Средство выражение отрицания- частица разве же.

 

Посмотрим на еще одно известное произведение А.И.Куприна-рассказ «Белый пудель».

 

Первый пример:

  Дедушка  сам

сознавал эти недостатки своей  машины  и  иногда  замечал  шутливо,  но  с

оттенком тайной грусти:

   - Что поделаешь?.. Древний орган... простудный... Заиграешь  -  дачники

обижаются: "Фу, говорят, гадость какая!" А ведь пьесы были очень хорошие,

модные, но только нынешние господа нашей  музыки  совсем  не  обожают. Им сейчас "Гейшу" подавай, "Под двуглавым орлом", из "Продавца птиц" - вальс.

Опять-таки трубы эти...

 

Здесь мы можем видеть пример риторического вопроса. Звучит вопрос что поделаешь? Но ответ на него не предусмотрен автором. В данной фразе мы можем услышать смирение старика с судьбой и сожаление о том, что ничего нельзя поделать.

 

Следующий пример:

 

- Ты что, Сережа? - спросил шарманщик.

   - Жара, дедушка  Лодыжкин... нет никакого терпения! Искупаться бы...

 

Шарманщик задаёт конкретный вопрос мальчику, называя его по имени. Это собственно вопросительное предложение. Здесь слова ты что? Употреблены в значении что случилось? Субъективно-модальная окраска-обеспокоенность за мальчика.

 

Следующий разговор:

 

  Мне  один знакомый фельдшер говорил: соль эта самая на человека действует... значит,

мол, расслабляет... Соль-то морская...

   - Врал, может  быть? - с сомнением заметил Сергей.

   - Ну, вот, врал! Зачем ему врать? Человек  солидный, непьющий... домишко

у него в Севастополе. Да потом здесь и спуститься к морю  негде.  Подожди,

дойдем ужотко до Мисхора, там  и  пополощем  телеса  свои  грешные.  Перед обедом оно лестно, искупаться-то... а потом, значит, поспать  трошки...  и отличное дело...

 

 

- Зачем ему врать? В этой ситуации данное предложение является вопросительно-отрицательным, употребляется в значении незачем ему врать. Тип предложения здесь можно определить только благодаря контексту.

 

Еще один пример:

 

- Эт-то что  за безобразие! - захрипел он сдавленным, испуганным и в  то

же время начальственно-сердитым шепотом. - Кто  позволил?  Кто  пропустил?Марш! Вон!..

 

Здесь мы видим два вопросительных предложения, они оба являются риторическими. Восклицания Марш! Вон! исключают возможность ответа на вопросы. Интонация данных предложений позволяет нам понять чувства автора слова-злость, ярость.

 

- Вы вот что... - начал запыхавшийся дворник  еще издали. -  Продавайте,

что ли, пса-то? Ну, никакого сладу с панычом.

 

-  Продавайте, что ли, пса-то?

 

В этом случае мы видим пример вопросительно-побудительного предложения. Дворник одновременно задаёт вопрос и настаивает на продаже собаки, эта фраза-своеобразная просьба пойти навстречу барыне.

 

Следующий пример из того же произведения:

 

Дневной жар и длинный  путь  изморили  артистов,  которые  встали

сегодня чуть свет. У дедушки слипались глаза. Сергей зевал и потягивался.

   - Что, братику, разве нам лечь поспать на  минуточку? - спросил дедушка.

 

В дедушкиных словах мы видим вопрос-утверждение. Этой фразой дедушка предлагает мальчику отдохнуть, одновременно проявляет заботу и советуется с ним.

 

Смотрим далее:

 

-  К  мировому...  да...  конечно...  Это  верно,  к  мировому...  -  с

бессмысленной, горькой улыбкой повторял Лодыжкин. Но глаза его  неловко и конфузливо забегали. - К мировому... да... Только вот  что,  Сереженька...

не выходит это дело... чтобы к мировому...

   - Как это  не выходит? Закон один для  всех. Чего им в зубы  смотреть?  -

нетерпеливо перебил мальчик.

 

Находим вопросительные предложения:

- Как это не  выходит? Чего им в зубы  смотреть? 

 

Это вопросительно-отрицательные предложения. В них мальчик выражает своё несогласие со словами деда и возмущение по поводу того, что дед боится отстаивать свою правоту.

 

 

- Сереженька, родной  мой! - протянул к нему старик  дрожащие руки. -  Да

будь только у меня  пачпорт  настоящий,  разве  я  бы  поглядел,  что  они

генералы?

 

Здесь мы снова видим вопросительно-отрицательную конструкцию. Автор слов выражает несогласие с произволом властей, но ничего не может с этим поделать. Несогласие переплетается с досадой на отсутствие возможности исправить ситуацию.

 

- Сереженька, может, убежит  от  них  еще  Артошка-то?  -  вдруг  опять

всхлипнул дедушка. - А? Как ты думаешь, милый?

   Но мальчик не  ответил  старику.  Он  шел  впереди  большими,  твердыми

шагами. Его глаза упорно смотрели вниз на дорогу, а тонкие  брови  сердито

сдвинулись к переносью.

 

В этой ситуации мы наблюдаем собственно вопросительный тип предложения. Дедушка обращается к Серёже и ждёт от него ответа. Субъективно-модальная окраска-надежда дедушки на возвращение собаки.

 

Рассмотрим еще один рассказ-  «Куст сирени».

 

Первая сцена, в которой автор дает нам диалог:

 

Наконец она заговорила  первая,  с

той осторожностью, с которой говорят только  женщины  у  кровати  близкого

труднобольного человека...

   - Коля, ну  как же твоя работа?.. Плохо?

   Он передернул  плечами и не отвечал.

   - Коля, забраковали  твой план?

 

Здесь мы видим прямое обращение женщины к мужу с целью выяснить, как обстоят дела у него на работе. Это собственно вопросительные предложения, которые передают заботу женщины о супруге и тревогу о нём.

 

 

- Ну да, ну да, забраковали, если уж тебе так  хочется  знать.  Неужели

сама не видишь? Все к черту пошло!

 

В ответе муж тоже использует вопросительное предложения, которым подтверждает, что дела его идут плохо. Его слова несут негативную эмоциональную нагрузку, потому что он разочарован и подавлен.

 

- Какое же пятно, Коля? - спросила она еще раз.

   - Ах, ну, обыкновенное пятно, зеленой краской.

 

Женщина вновь обращается к мужу. И мы вновь видим использование собственно вопросительного предложения. Повторение вопроса подчёркивает то, что ей не безразлична судьба мужа,  и она всячески хочет узнать, в чём дело и помочь супругу справиться с проблемами.

 

Думал  я,  думал,  что  теперь  из  него

сделать, да и решил кучу деревьев на том месте изобразить... Очень  удачно

вышло, и разобрать нельзя, что пятно было. Приношу нынче профессору. "Так,

так, н-да. А откуда у вас здесь, поручик, кусты  взялись?"  Мне  бы  нужно

было так и  рассказать,  как  все  было.  Ну,  может  быть,  засмеялся  бы

только...

 

В этом случае мы можем вновь наблюдать наличие вопросительного предложения. Но здесь оно выполняет роль повествования, т.к. вопрос звучит в процессе рассказа сути проблемы жене.

 

- Но почему  же он так уверенно говорит, что там нет кустов?

   - Ах, господи, почему? Какие ты, ей-богу, детские  вопросы  задаешь.

 

В этой ситуации мы видим явление, которое часто встречается в повседневной жизни: ответ вопросом на вопрос. Первый собеседник, в нашем случае, жена,  спрашивает мужа о причинах проблемы, на что тот отвечает тоже вопросом. Это происходит потому, что он раздражен и ему трудно говорить о своих неудачах.

 

Уж глядел он на них, глядел, даже листочек сорвал и  пожевал.

"Что это  за дерево?" - спрашивает.  Я  говорю:  "Не  знаю,  ваше-ство".  -

"Березка, должно  быть?" -  говорит.  Я  отвечаю:  "Должно  быть,  березка,

ваше-ство".

 

Здесь представлен диалог профессора и Николая. Профессор задает вопросы, собеседник на них отвечает. В первом случае мы видим собственно вопросительное предложение, заданное с целью получить информацию о названии дерева. Во втором случае-вопросительно-утвердительное предложение, из которого мы понимаем, что профессор почти уверен в правоте своего предположения.

 

Заключение.

 

Выполнение поставленных исследовательских задач позволяет сделать следующие выводы:

 

В трёх рассмотренных рассказах А.И.Куприна найдены все типы вопросительных предложений. Наиболее часто автор прибегал к использованию собственно вопросительных предложений. Далее по популярности следуют вопросительно-утвердительные предложения, вопросительно-риторические, вопросительно-отрицательные и вопросительно-побудительные.

 

При этом разнообразии вопросительных предложений  нельзя не отметить, что с их помощью автор передаёт всю палитру человеческих чувств и эмоций. Если говорить о женских персонажах, то вопросами они показывают свое небезразличие к судьбе близких.

 

Представители мужского пола в произведениях Куприна при помощи разных типов вопросов выражают гнев, опасение, раздражение, надежду, несогласие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. А.И.Куприн. Избранные сочинения. -М., "Художественная литература", 1985.
  2. А.И.Куприн. Повести и рассказы, Лениздат,1976
  3. Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М., 1990
  4. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник.-М.: Агар, 2000.
  5. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык.
  6. Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим". Т.В. Жеребило. 2010.
  7. Термины и понятия лингвистики: Синтаксис: Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2011.
  8. Щерба Л.В. О монологической и диалогической речи // Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957.

 

 

 


Информация о работе А.И. Куприн и рассказы