Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 20:05, реферат
Среди выдающихся русских писателей начала ХХ века, одно из наиболее видных и своеобразных мест принадлежит Александру Ивановичу Куприну», - пишет Афанасьев В. Н. [3]
Творчество Александра Ивановича Куприна тесно связано с традициями русского реализма. В своем творчестве писатель опирался на достижения трех своих кумиров: Пушкина, Льва Толстого и Чехова. Главное направление творческого поиска Куприна выражено в следующей фразе: "Нужно писать не о том, как люди обнищали духом и опошлели, а о торжестве человека, о силе и власти его".
1
Введение
Стр. 3
2
Основные темы и мотивы в творчестве А.И. Куприна
Стр. 4-7
3
Повесть «Гранатовый браслет»
Стр. 8-11
4
Главная тематика в повести А.И. Куприна «Олеся»
Стр. 12-16
5
Заключение
Стр. 16-17
6
Список литературы
Стр. 18
По мнению Афанасьева В. Н., «Гранатовый
браслет» - одно из самых задушевных
и любимых читателями произведений
Куприна, - и все же печать некоторой
ущербности лежит и на образе ее
центрального героя – Желткова,
и на самом чувстве к Вере Шеиной,
отгородившейся своей любовью от
жизни со всеми ее волнениями и
тревогами, замкнувшемся в своем
чувстве, как в скорлупе, Желтков
не знает подлинной радости любви»
"Гранатовый браслет"
Любовь для писателя – основа
всего существующего: «Любовь должна
быть трагедией, величайшей тайной в
мире. И никакие жизненные
4. Главная тематика в повести А.И. Куприна «Олеся»
Повесть А.И. Куприна «Олеся» связана с его полесскими впечатлениями 1897 года. Главным увлечением Куприна явилась охота. Целые дни он проводил с крестьянами-охотниками, скитаясь среди безбрежных полесских лесов и болот.
С особым чувством Куприн всегда писал о любви. Он был убежден, что «любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в голосе, не в красках, не в походке, не в творчестве выражается индивидуальность. А в любви.
Понимание любви как высшего мерила человеческой личности, облагораживающей человека и возвышающей его над обстоятельствами, с большим мастерством раскрыто Куприным в повести «Олеся».
В повести Куприн поэтизирует здоровые человеческие чувства – любовь, благородство души, близость к природе, умение наслаждаться ее гармонией и красотой. Природа, щедро и любовно описанная в повести, придает светлый, тон повести о судьбе Олеси и Ивана Тимофеевича. В основу повести "Олеся" положена история любви молодой девушки к начинающему писателю. По словам Ивана Тимофеевича, Олеся поразила его необычной, оригинальной красотой. Она была высокой брюнеткой лет двадцати - двадцати пяти. Чистое любопытство свело главного героя с Мануйлихой и ее внучкой Олесей, с которыми так неласково обошлась деревня, прогнавшая их в дремучий лес, обвинив Мануйлиху в колдовстве. Привыкнув относиться к людям с опаской, главная героиня не сразу открылась Ивану Тимофеевичу, тая в себе что-то неразгаданное: "Плохо нам от них (людей) приходится...". Купринская деревня "укутана тьмой", разобщена, бесчувственна. Одиночество, исключительность положения Олеси определяют ее судьбу. Неторопливо развертывается повесть от лица городского интеллигента Ивана Тимофеевича. Вслед за ним читатель знакомится с "упорно необщительными" и невежественными крестьянами, с ограниченным и мрачным полесовщиком Ярмолой; с самим рассказчиком, скучающим наблюдателем чуждых ему нравов, с жадной и ожесточившейся от преследований бабкой-"колдуньей" Мануйлихой. Все они связаны с определенной социальной средой, скованы ее укладом и законами, вплоть до недавней власти над Полесьем польских панов, и поэтому бесконечно далеки от какой бы то ни было гармонии. И только Олеся, воспитанная матерью-природой, могучей ее силой, сохраняет в себе в чистом виде врожденные человеческие дарования. И хотя автор явно идеализирует натуру девушки, однако в ее поведении, чувствах, мыслях воплощаются вполне реальные способности людей, и поэтому повесть убеждает глубокой психологической правдой. В характере Олеси слились гордость и самоотверженность. В слиянии с красотой окружающего зеленого царства взращена редкая способность Олеси приносить счастье, возрождать эмоции, лечить душевные раны. Поэтому встречи Олеси с Иваном окрашены участием вечно прекрасных земли и неба.
Олеся полюбила "доброго, но только
слабого" главного героя. Судьба для
нее была предрешена. Главная героиня,
человек мнительный и суеверный,
верит картам. Она знала, чем кончится
ее близость с писателем. "Никогда
вы сердцем не полюбите... а тем, которые
вас будут любить, вы много горя
принесете",- говорит Олеся. Взаимной
любви не получилось. У Ивана Тимофеевича
было только влечение к главной героине,
ошибочно принятое им за любовь. Интерес
к ней возник из-за непосредственности
и оригинальности Олеси. "Самобытная,
свободная натура, ум, детски невинный,
но и не лишенный лукавого кокетства
красивой женщины", - говорит о
ней начинающий поэт. Для слабовольного
Ивана Тимофеевича мнение общества
значило очень много. Он не мыслил
себе жизни вне этого общества.
Олеся - истинный человек. "Выросшая
в лесах, сроднившаяся с природой,
Олеся не знает расчета и хитрости,
ей чуждо себялюбие - все то, что
отравляет взаимоотношение
С какой любовью и заботой она относится к населению леса: зайцам, зябликам, скворцам: "Зачем бить птах или вот зайцев тоже? Никому они худого не делают, а жить им хочется также, как и нам с вами. Я их люблю: они маленькие, глупые такие". Олеся и бабку свою жалеет, и вора Трофима, и даже озверевшую толпу, избившую ее, прощает: "Все я одна, глупая. Ну, чего я полезла... в самом деле?". "Во всех ее движениях, в ее словах есть что-то благородное, какая-то врожденная изящная умеренность, порядочность, уверенность в свои силы", - замечает Иван Тимофеевич, - Олеся - хозяйка этого леса, мать всему живому, в ее внешности, в "чистом, нежном профиле" есть что-то от богородицы Марии, придающие светлому лицу одновременно и властность, и наивность.
Олеся и Иван Тимофеевич, эти люди
очень разные: Олеся — “цельная,
самобытная, свободная натура, ее ум,
одновременно ясный и окутанный
непоколебимым посредственным суеверием,
детски-невинный, но и не лишенный лукавого
кокетства красивой женщины”, а
Иван Тимофеевич — “человек, хотя добрый,
но только слабый”. Они принадлежат
к разным социальным слоям: герой
— образованный человек, писатель,
приехавший в Полесье “наблюдать
нравы”. Героиня — “ведьмака”,
неграмотная девушка, выросшая в
лесу. Но, несмотря на эти различия,
они полюбили друг друга. Ивана Тимофеевича
привлекли красота, нежность, женственность,
наивность Олеси, а она, напротив,
осознавала все его недостатки и
понимала, что их любовь обречена, однако
любила его всей своей пылкой душой
так, как только способна любить женщина.
Ее любовь вызывает восхищение, потому
что Олеся ради любимого человека
была готова на все, на любую жертву.
Ведь ради Ивана Тимофеевича она
пошла в церковь. Это было тяжелым
испытанием для главной героини.
Она пересилила страх не только перед
людьми, но и перед Богом. Чистая,
безграничная любовь сподвигла Олесю
на этот решительный шаг. Иван Тимофеевич,
любя Олесю, в то же время боялся
своей любви. Именно эта боязнь помешала
ему жениться на ней: “Одно лишь
обстоятельство пугало и останавливало
меня: я не смел даже вообразить себе,
какова будет Олеся, одетая в людское
платье, разговаривающая в гостиной
с женами моих сослуживцев.
Трагедия
любви Олеси и Ивана Тимофеевича — это
трагедия людей, которые "выломились"
из своей социальной среды. Трагична судьба
самой Олеси, ведь она резко отличалась
от перебродских крестьян, прежде всего
своей чистой, открытой душой, богатством
внутреннего мира. Именно это породило
ненависть к Олесе черствых, ограниченных
людей. Ведь, как известно, люди всегда
стремятся уничтожить того, кого они не
понимают, кто от них отличается. Поэтому
Олеся вынуждена расстаться с любимым
и бежать из родного леса.
5. Заключение
Литературное наследие Куприна значительно и по объему, и по содержанию. В своей прозе он дал огромную галерею типов, отразив жизнь различных слоев русского общества, показал его типичные проблемы и «болевые» точки. Тем не менее оценки его творчества весьма неоднозначны. «Куприн - настоящий художник, громадный талант», - говорил Л. Толстой. Но тот же Толстой утверждал, что у Куприна нет никакой идеи. Иван Бунин называл Куприна писателем «большой талантливости», но он, же отмечал, что его «многое задевало даже в лучших его рассказах». Другие утверждают, что его наблюдения шли не вглубь, а вширь. Третьи искренне воспринимают его произведения как «классическое детское чтение».
В творчестве писателя нет резкого деления героев на положительных и отрицательных, хороших и плохих, правильных и неправильных, так как писатель понимал условность и размытость этих понятий. В этом проявляется авторская «терпимость» к человеку, его недостаткам и ошибкам. Но все же наиболее близки автору герои, несущие сильный нравственный потенциал. Таким образом, в структуре персонажей Куприна «внутреннее» является смысловой доминантой. В изображении внутреннего мира Куприн использует прием углубления одной черты, являющейся ведущей в изображаемой личности. [6] Художественное мастерство Куприна, берет истоки в его глубоком знании жизни. Он любил и принимал жизнь такой, какая она есть, и впитывал ее всем своим существом. Поэтому созданные Куприным образы настолько живые, что мы сопереживаем им как близким людям. [5]
Сегодня произведения А. Куприна вызывают большой интерес. Они привлекают читателя своей простотой, человечностью, в самом благородном смысле этого слова. Он сам прожил яркую, наполненную многообразными впечатлениям жизнь - побывал и военным, и конторщиком, и землемером, и актером бродячей цирковой труппы. Писателю очень интересны человеческие судьбы. Он старался жить интенсивной творческой жизнью и продолжать служение литературе.
А.И. Куприн выдающийся русский художник широко открытыми и зоркими глазами наблюдал великую "реку жизни", стремился проникнуть в ее глубины. Он внес значительный вклад в русскую литературу. Гуманизм, доброта, душевная мудрость — вот чему можно учиться у этого писателя. [3]
6. Список литературы