Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 18:19, реферат
В своей работе я выявляю желание показать, как развивается и выражается авторская песня на протяжении всего жизненного и творческого пути В. Цоя. С одной только гитарой и невероятным абстрактным талантом он сумел донести до умов и сердец таких же, как и он сам, простых людей всю необъятную истину человеческого существования.
Для достижения вышеназванной цели в первую очередь необходимо: 1) Охарактеризовать рассматриваемую тему. 2) Выявить пути ее возникновения, а также первоисточник в художественной литературе.
1.Введение…………………………………………………………………………………………………с.3
2.Оснавная часть: «Потерянное поколение Виктора Цоя»
2.1 Авторская песня: сущность и этапы ее становления ………………………………..с.4
2.2 Авторская песня как вид творчества ……………………………………………………..с.4
2.3 Этапы формирования авторской песни ………………………………………………….с.4
2.4Виктор Цой: его поколение, его песни……………………………………………………..с.6
2.5 Виктор Цой - жизненный цикл ……………………………………………………………..с.6
2.6 В. Цой и его поколение.................................................................................................с.7
2.7 Песни Виктора Цоя …………………………………………………………………………..с.8
3.Заключение …………………………………………………………………………………….с.11
4.Список использованных источников……………………………
И это - лишь некоторые новаторские черты его творчества, многократно растиражированные последователями, среди которых просматриваются разные по значимости фигуры А. Башлачева, Ю. Шевчука, К. Кинчева, В. Цоя, и др. И до сих тяжело найти хоть одного человека, который не знал бы творчество этих поющих поэтов и, который, взяв первый раз в руки гитару и песенник с аккордами песен, не искал бы песен Цоя, чтобы начать…
2.5 Виктор Цой - жизненный цикл. Виктор Робертович Цой родился в обычной ленинградской семье преподавателя физкультуры и инженера 21-го июня 1962-го года. Еще с младшего возраста в нем стали проявляться творческие наклонности: его тянуло рисовать, играть на гитаре, сочинять стихи. Мама, Валентина Васильевна, делала всё, чтобы развить способности сына, поощряла любую тягу к творению.
В младших классах Витя ходил в изостудию, потом - через день - в художественную школу. В пятом классе ему подарили первую гитару. В то время было легко что-то сочинять, ведь эта тропа была почти неизведанной. Вместе со своим другом, Максимом Пашковым, Цой организовал группу с необычным для того периода названием «Палата № 6». Окончив школу, Виктор поступает в Серовское училище на оформительское отделение.
Но вскоре его выгоняют, и начинающий музыкант идет на завод, а потом в вечернюю школу. Виктор от природы был застенчивым. Среди друзей он был самым скромным, как в разговорах, так и во внешнем виде. В нем не было раскрепощенности. Эти качества в какой-то мере мешали ему. «Может быть, и друзей то у него не было» - как писал друг и лидер группы Зоопарк, Майк Науменко: « от него всегда исходил какой-то флюид одиночества».
В отношениях он, скорее, искал выгоду и расчет. «Цой вообще умело использовал людей, он всегда знал, как заводить нужные знакомства » - рассказывает тот же Майк. Больше всего удивляет в его жизни то, как ему удавалось совмещать простой быт советского парня и возвышенный образ «черного рыцаря». «Витька был уникальный человек, потому что в общении с ним никогда не проскальзывали те мысли, которые вдруг появлялись в его песнях.
В общении всё было гораздо проще, на уровне быта» сказал Александр Титов, член группы Кино. В 1979-м Цой поступает в ПТУ на специальность резчика по дереву. Но и здесь его повсюду сопровождает музыка. Постепенно происходят знакомства с разными людьми, которые впоследствии сыграют какую-то роль в его жизни. Одним из значимых и важных для карьеры было знакомство с
Борисом Гребенщиковым. Уже достаточно известный в широких кругах, он замечает в начинающем музыканте настоящий талант. Встреча произошла в электричке, когда Борис Борисович возвращался с одного из своих концертов. Виктор с друзьями тоже оказался там, и при нем была гитара. Услышав, как он поет, Гребенщиков тут же понял, что перед ним подлинный мастер. «Когда слышишь правильную
и нужную песню, всегда есть такая дрожь первооткрывателя, который нашел драгоценный камень или там амфору Бог знает какого века - вот у меня тогда было то же самое. Когда через молоденького парня, его голосом проступает столь грандиозная штука - это всегда чудо» рассказывает певец. Что превратило простого питерского парня в настоящую звезду, кумира миллионов? Не было какого-то определенного события, грани между одной жизнью и другой.
Всё произошло само по себе. Популярность и признание обрушились на него неожиданно, сделав из подростка истинного мужчину, знающего своё дело. Летом 1981-го года Виктор создает новую группу с еще более необычным названием «Гарин и гиперболоиды». Осенью того же года группа вступает в Ленинградский рок-клуб. К тому времени о Цое уже начинают узнавать, по крайней мере, в его городе.
Через год образовывается группа «Кино», уже постоянная и ставшая монументальной в истории русского рока. Первые шаги к известности группе помог осуществить Гребенщиков, познакомив Цоя с директором звукозаписывающей студии, Андреем Тропилло, под руководством которого и создается первый альбом «45». В это время музыкант знакомится со своей будущей женой,
Марианной. Она тоже сыграла в его жизни огромную роль, и была наставником, как в профессиональной деятельности, так и в личном духовном развитии. Молодые начинают встречаться, сожительствовать, а в 1984 году вступают в законный брак. Через год у них рождается сын Александр. Цой не гонялся за славой и не любил давать интервью. Он оставался «своим» парнем даже тогда, когда в его жизни появляется новое увлечение - кинематограф.
Он снялся в шести фильмах, два из которых - «Асса» и «Игла» - надолго вошли в историю. После мучительных месяцев в психиатрической клинике, куда певец попадает добровольно, чтобы «откосить» от армии, он, наконец, получает постоянную работу кочегаром в легендарной котельной, которую окрестили «Камчаткой». Это было место, где собирались друзья Цоя и после тяжелого трудового дня пели песни. Виктору нужно было работать, хотя он мог бы этого и не
делать, ведь к тому времени слава уже настигла музыканта. Но он говорил, что ему это нравится. Так Цой делал себя ближе к народу. Его знакомая, американская девушка, Джоанна Стингрей однажды сказала: «Тогда я поняла, почему его песни значили так много для такого количества людей. Это были песни, написанные реальным человеком». После Марианны у Цоя появилась Наташа, хотя брак так и не был расторгнутым.
Вообще в его жизни было мало девушек. Он сближался только с теми, кого действительно любил. Но любовь для него не была чем-то особым, очень важным, и, тем не менее, эта тема нашла себя в его творчестве. Конец восьмидесятых Виктор Цой уже стал знаменитым по всей стране. Его знают, любят, ценят. Его песни поют везде: от подъездов и переходов до клубов. И вот на этом пике, на вершине карьеры и жизни он покидает мир.
Ему было только двадцать восемь лет, но он достиг всего, чего можно достичь. «В 1989 мы часто летали в Ленинград по делам. Витя в то время уже окончательно обосновался в Москве вместе с Наташей, и возвращались мы из Ленинграда с мешками, полными писем. Мы садились в конце самолета и читали их. Витя старался читать все письма, они очень много для него значили, он понимал, что ему выпала особая миссия в жизни.
Тогда, в самолете, он сказал мне, что добился всего, чего хотел в жизни, что он счастлив » Джоанна Стингрей газете «Московский Комсомолец», №5, 1988г 15 августа Виктор Цой погиб в автокатастрофе.
2.6 В. Цой и его поколение. На первый взгляд кажется, что Виктор Цой со своими песнями никак не связан с темой «потерянного» поколения. Ведь он не принадлежал к участникам каких-либо военных действий и не относился к маргинальной прослойке общества. Тогда почему же он сам и люди, изучавшие его творчество, называли поколение, в котором они жили, именно «потерянным», «обманутым»? Основу художественного образа в мировоззрении поэта составляет метафора. А значит, любое выражение, определение может оказаться двусмысленным. Едва ли не в каждом слове есть скрытое значение. Это объясняется тем, что во времена Цоя любое вольнодумие, идущее в народ, строго охранялось цензурой.
Она пресекала всякие "выпады" в сторону государства, а без них были немыслимы песни и стихи тех людей, которые были чем-то недовольны и хотели выплеснуть это недовольство в широкие массы. Поэтому приходилось как-то «вуалировать» то, что носило заостренный характер. С другой стороны, метафоричность творчества Цоя можно объяснить его необычным складом ума. Просто этот человек от природы мыслил так, что любое сказанное им слово было уже готовым художественным образом. Теперь становится объяснимым то, как «война» связана с его поколением. Речь идет об идеологической войне, и поэт ведет ее с помощью особого оружия - слова. Он хочет донести суть своих мыслей до всего народа так, чтобы об этом не догадался тот, кому они не предназначены. Это похоже на послание шифровкой очень важной информации, о которой не должен знать враг, находящийся в опасной близости. По сути, «война» эта ведется с начала жизни, и никто не знает, почему она возникла, но все продолжают упорно принимать в ней участие. Так, в знаменитой песне автора «Звезда по имени Солнце» есть слова: «И две тысячи лет война, война без особых причин. Война - дело молодых ». История поколения Цоя приходится на 1960-1990 года, которые можно разделить на два периода советской эпохи: период «застоя» и перестройки. Первый характеризуется отсутствием каких-либо серьезных потрясений в политике государства,а также социальной стабильностью и высоким уровнем жизни партийной элиты и чиновничества. Перестройка, напротив, отличалась насыщенной программой реформирования страны, в ходе которой вышли наружу копившиеся десятилетиями проблемы, особенно в экономике и межнациональной сфере. Какой-либо четкой идеологической основы у нее не было, а изменения в стране производились руками людей, привлеченных легкой прибылью от торговли - как уличной, так и международной.
Этот контраст, скачок от мирной жизни к реформам не мог дать людям хорошей жизни. Застой чувствовался и в духовной сфере поколения, против которого пытались вставать те, кому это было не безразлично. Народ метался от одного культурного стереотипа к другому, у него не было четко сформированного пути, по которому следовало жить, у него не было миссии. Кем являлся представитель того самого поколения, о котором идет речь?
Во-первых, это молодого возраста, может даже подросток. Студенты, музыканты, шпана, мелкие рабочие, не имеющие постоянного дела, но обладающие острым чувством справедливости. Вот кто окружал Цоя и на кого он ориентировался, создавая свое мнение об обществе. Виктор причислял к нему и себя, стараясь ничем не выделяться из своего круга, быть на одном уровне с народом. В то время среди молодежи было особенно распространено явление протеста.
Они не могли радикально повлиять на старшее поколение, так как оно не воспринимало недовольных всерьёз. Поэтому молодым приходилось выражать свое недовольство через песни, стихи, внешний вид, манеру поведения. В связи с этим появлялись различные субкультуры, такие как хиппи, панки и т.п. По сути, этот протест был внутренним и использовался лишь для того, чтобы просто отделить себя от других, позлить их. Эти люди не были "пустыми", они лишь выбрали для себя ту форму жизни, в которой им было удобнее существовать.
2.7 Песни Виктора Цоя
Все песни Виктор Цой сочинял сам. В отрыве от музыки слова кажутся довольно простыми. Но это были не стихи, а именно тексты песен. Особенным в них было то, что романтические и высокие образы сочетались с реалистичными, бытовыми миниатюрами из жизни. Почти каждое слово в песне было символом и несло двойной смысл.
Для поэта было важно, чтобы его творения достигали какой-то определенной цели, высшей точки осознания, чтобы их хотелось слушать. Сначала темами творчества становились какие-то личностные проблемы, переживания. Зачастую Цой просто переносил на бумагу свои чувства и мысли, которые крутились в его голове, накладывал на них музыку, и рождалась песня; иногда было наоборот: возникала мелодия, а затем - слова. « Как появляются ваши песни? Это для меня загадка. Я не знаю Я начинаю играть. Потом появляются слова » Из интервью газете «Советская молодежь», №12, 1984г - признается Цой. Позже настроение песен переходит к чему-то глобальному, важному не только автору, но и всем остальным. И чувствуется, что устами Цоя поёт всё поколение. Цой высказывается: «А как вы считаете, какие песни о проблемах молодежи нужно писать Понимаете, я пишу песни не потому, что нужно, а потому, что меня лично волнуют проблемы.
Вот как раз, когда «нужно», получается нечестно. А если меня не волнует какая-то проблема, если не почувствовал то, что меня задело я не могу писать песню» Из интервью газете «Аргументы и факты» Самой гениальной и узнаваемой песней по праву можно считать «Звезда по имени Солнце»: на ней выросли наши родители, ее до сих пор знают наизусть и поют с огромным удовольствием. Белый снег, серый лед, На растрескавшейся земле. Одеялом лоскутным на ней -Город в дорожной петле. А над городом плывут облака, Закрывая небесный свет. А над городом - желтый дым, Городу две тысячи лет, Прожитых под светом Звезды По имени Солнце И две тысячи лет - война, Война без особых причин. Война - дело молодых, Лекарство против морщин. Красная, красная кровь -Через час уже просто земля, Через два на ней цветы и трава, Через три она снова жива И согрета лучами Звезды По имени Солнце И мы знаем, что так было всегда, Что Судьбою больше любим, Кто живет по законам другим И кому умирать молодым. Он не помнит слово "да" и слово "нет",Он не помнит ни чинов, ни имен. И способен дотянуться до звезд, Не считая, что это сон, И упасть, опаленным Звездой По имени Солнце
Весь текст - сплошная
метафора. Этот прием является
главным в творчестве поэта. Солнце
олицетворяет Истину, реальную жизнь,
то, что скрыто от человека. Первое
и второе предложения - грустный
образ современного мира, представленный
в виде контраста «черного»
и «серого» цветов. Здесь автором
отвергается традиционный
Третья строфа раскрывает образ» живущего по законам другим» - это тот, кто ищет свой собственный путь, соответствующий его принципам; это - бунтарь, человек, недовольный ложным образом жизни, протестующий против всего, что вызывает сомнение. Он обречен на раннюю смерть («И кому умирать молодым»). Герой сумел достичь в своей жизни той отметки, границы, за которой скрывается реальность; он приблизился к Солнцу, но не смог выдержать его слепящей энергии и погиб.
Как не вспомнить здесь известную русскую пословицу «Правда глаза колет» Только в нашем случае Истина, которая вероятнее всего так и должна оставаться скрытой, привела к куда более страшным последствиям. Добраться до источника света и тепла возможно лишь умея летать. В метафоричном значении «летать» - это высоко мыслить, думать философскими отрезками; соответственно, мысли в этом случае являются крыльями. Итак, жизнь в понимании Цоя представляет собой серую сказку, ложное существование. Она и является тем «потерянным», «обманутым» поколением, которое никогда не видело «Солнца», но догадывалось о нем. Кто-то продолжает жить по заданной системе. А те, кто отправляются в путь на поиски Правды, нещадно уничтожаются тем же самым светилом. И хотя они прожили очень мало на этой земле, их миссия беспредельно велика: они упорно продолжают идти вперед, и чем ближе они к цели, тем больше им известно о жизни. Виктор Цой сам был человеком, «живущим по законам другим», он умел «летать», и благодаря ему многие другие люди тоже этому научились. И он ушел от нас, исполнив свою миссию: он увидел это Солнце и рассказал нам о нем. Другая, не менее известная песня отражает социальную составляющую «потерянного» поколения и повествует о политической системе страны.