Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 21:05, доклад
В стремительно-короткой жизни Лермонтова было множество любовных увлечений — как мимолетных, так и сильных привязанностей. Показная холодность и постоянные светские ухаживания составляли часть его жизни. Он был вулканом — то спящим и молчаливым, то огненным и страстным. И от этого страдали все его женщины. Возможно, именно такая холодность и привела Вареньку Лопухину к алтарю, где она стояла в подвенечном платье, бледная и красивая, как все невесты, и необычайно грустная... Рука об руку с другим, которому она сказала «да». Потому что Лермонтов не расслышал и не разгадал ее «да»...
А вот репутацию
Вареньки Михаил Лермонтов всегда берег.
Он практически никогда не называл
ее имени в своих произведениях,
даже явно посвященных ей. В некоторых
произведениях он пытался «замаскировать»
имя любимой. Так, он переименовал свою
героиню, которую сначала хотел
назвать Варварой, в Веру — в
драме «Два брата», неоконченном романе
«Княгиня Лиговская» и в своем
самом известном романе «Герой нашего
времени». Более того, в последнем
Лермонтов изменил и
Свою возлюбленную Лермонтов видел крайне редко. Скорее всего, последняя их встреча состоялась, в 1838 году. Тогда Варвара с мужем была проездом в Петербурге. Шан-Гирей был поражен переменой, произошедшей в ней: «Бледная, худая, и тени не было прежней Вареньки... только глаза сохранили свой блеск и были такие же ласковые, как и прежде». Как рассказывает Павел Висковатый, через некоторое время Лермонтову выпал случай увидеть дочь Варвары Александровны. Этому событию он посвятил трогательное стихотворение «Ребенку»:
О грезах юности томим воспоминаньем,
С отрадой тайною и
тайным содроганьем,
Прекрасное дитя, я
на тебя смотрю,
О если б знала ты, как
я тебя люблю!
Далее в строках стихотворения слышится мягкое извинение перед любимой женщиной, Лермонтов терзается тем, что был холоден к ней, тем, что своей язвительностью причинил возлюбленной немало горя. «Смотри ж, не говори ни про мою печаль, ни вовсе обо мне», — просил он у маленького человечка... Но Варваре вовсе не обязательно было напоминать о Лермонтове, она его и так помнила до самой своей смерти.
То же самое было и с Лермонтовым. В стихотворении, обращенном к своей дальней родственнице, Екатерине Быховец, он написал:
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая
долгим взором:
Таинственным я занят
разговором,
Но не с тобой я сердцем
говорю.
Я говорю с подругой юных
дней,
В твоих чертах ищу
черты другие...
Он действительно
искал в ней милые черты
Вареньки Лопухиной. И находил, его
радовало даже самое отдаленное сходство.
Екатерина Григорьевна
Это стихотворение было написано в 1841 году, когда Лермонтову оставалось только искать знакомые черты, ведь больше Вареньки он не видел. В этом же году послал он ей последнее письмо — хотя муж и запрещал это — даже не письмо, а творческое напоминание о себе, последнюю редакцию поэмы «Демон». И в этом же году он был убит на дуэли, так и не обретя счастья в любви. Хотя счастливого поэта вообще трудно представить.
Варвара Александровна не смогла даже попрощаться с любимым — он упал замертво на далекой кавказской земле. И она не смогла закрыть навсегда его глаза — загадочные глаза, которые поражали многих портретистов. Когда его хоронили в Пятигорске, она находилась в далеком северном Петербурге, до которого еще не долетела эта печальная весть.
Варвара пережила мятежного поэта на десять лет. Для нее это были непростые годы. Узнав о его трагической смерти, она стала постепенно угасать, без всякой видимой на то причины, без всякой болезни. Просто ей незачем было жить. Как написал Шан-Гирей, «она... томилась долго и скончалась, говорят, покойно».
Имя Вареньки Лопухиной
появилось в работах о