Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 17:37, реферат
Альбер Камю – один из моралистов в современной французской литературе ХХ столетия
1.0. С давних пор культура Франции была щедра на «моралистов», то есть назидателей, нравоучителей, проповедников добродетели. Прежде всего это мастера пера и мыслители, обсуждающие в своих книгах загадки человеческой природы с остроумной прямотой, подобно Монтеню в ХVIв., Паскалю и Ларошфуко в ХVIIв., Вальтеру, Дидро, Руссо в XVIII в. Франция XX столетия выдвинула очередное созвездие таких моралистов: Сент-Экзюпери, Мальро, Сатр... Среди первых в ряду этих громких имен должен быть по праву назван и Альбер Камю. В своем творчестве он рассмотрел концепцию отчуждения личности и общества.
ВСТУПЛЕНИЕ
Альбер Камю – один из моралистов в современной французской литературе ХХ столетия
1.0. С давних пор культура
Франции была щедра на «
1.1. К одной из таких
книг относится и произведение
Камю «Посторонний», о котором
уже написаны тысячи станиц. Он
вызвал живой интерес как во
Франции, так далеко за ее
рубежами. Но и сегодня, более
сорока лет после его выхода
а свет, книгу продолжают читать,
она остается во Франции
1.2. Литература о «Постороннем»
настолько разнообразна, что знакомство
с ней дает довольно полное
представление о возможностях
различных направлений в
ГЛАВА І. Общие положения
2.1. Творческая история
«Постороннего» довольно легко
прослеживается по «Записным
книжкам» Камю. Он отмечает,
что главный герой повести
- человек, не желающий
оправдываться. Он предпочитает
то представление, которое
2.2. По запискам Камю, герой
- хранитель правды, но какой? Ведь
этот человек странный, на что
некоторым образом намекало
Когда «Посторонний» вышел в свет, целое поколение с жадностью прочло эту книгу - поколение, жизнь которого не покоилась на традиционных основах, была замкнутой, лишенной будущего, совсем как жизнь «Постороннего». Молодежь сделала из Мерсо своего героя.
2.3. Как писал Камю, основной
проблемой был абсурд. Главное,
что определяет поведение
Психология Мерсо, его
поведение, его правда - результат
долгих размышлений Камю над эстетикой
абсурда, которая по-своему отражала
его собственные жизненные
2.3.1. «Посторонний» - произведение
сложное, его герой «
Вторая - зеркало первой, но зеркало кривое. Однажды пережитое в ходе судебного разбирательства, и «копия» до неузнаваемости искажает натуру. С одной стороны, Камю стремится показать столкновение «обычного человека» лицом к лицу с судьбой, от которой защиты нет - и это метафизическая плоскость романа. С другой стороны, своим негативизма Мерсо поверяет общепринятые ценности, чтобы своей внутренней правдой осудить внешнюю ложь.
2.3.2. Жанр романа близится
к моралистическому роману, поэтому
философско-эстетическая
2.3.3. Механически размеренно
течет жизнь молодого героя
на городской окраине Альшера.
Служба мелкого клерка в конторе,
пустая и монотонная, прерывается
радостью возвращения Мерсо к
пляжам «залитым солнцем, к
краскам вечернего южного неба»
Мерсо не требует много от жизни и по-своему он счастлив. Следует отметить, что среди возможных названий романа Камю отметил в своих черновиках «Счастливый человек», «Обыкновенный человек», «Безразличные». Мерсо - скромный, уступчивый и благожелательный, правда, без особого радушия, человек. Ничто не выделяет его из числа обитателей бедных предместий Алжира, кроме одной странности - он удивительно бесхитростен и равнодушен ко всему, что обычно представляет интерес людей.
2.3.4. Жизнь алжирца сводится
Камю до уровня
Он не видит оснований менять свою жизнь, когда хозяин конторы предлагает ему подумать о карьере, где для него нашлась интересная работа. В Париже Мерсо уже бывал, у него нет не малейшего честолюбия никаких надежд. Ведь жизнь, считает он, не поменяешь, та или иная жизнь в конечном счете равноценна.
Но, когда-то в начале жизни Мерсо учился, был студентом и, как все, строил планы на будущее. Но ученье пришлось оставить, и тогда он очень скоро понял, что все его мечты в сущности не имели смысла. Мерсо отвернулся от того, что прежде казалось преисполненным значения. Он погрузился в пучину равнодушия.
2.3.5. Вероятно, именно здесь
надо искать причину
2.3.6. Секрет «индивидуума»
героя заключается в выводах,
которых он уехал, осознав
Хотя, слово «абсурд» встречается в романе всего лишь один раз в конце последней главы, уже первые страницы «Постороннего» поручают читателя в атмосферу абсурда, которая не перестают сгущаться до последней сцены.
2.4. Рассказ ведется от
первого лица, и в то же время
он парадоксально безразличен.
Разговорную заурядность и
2.5. «Посторонний» Камю
служит примером для всех, кто
склонен судить о произведении,
о писателя исходя из
Какова же основная идея повести? Безмятежно-равнодушный, инертный Мерсо - это человек которого не вывело из сонного равновесия даже совершенное им убийство, однажды все-таки впал в неистовство. Случилось это именно в ключевой сцене романа, когда тюремный священник попытался вернуть героя в лоно церкви, приобщить к вере, будто все вертится по воле божьей. И Мерсо вытолкал священника за двери своей камеры. Но почему этот пароксизм ярости вызвал у него именно священник, а не жестокий, загонявший его в тупик следовать, не скучающий судья, вынесший ему смертный приговор, не бесцеремонная, пялившаяся на него, как на одинокое животное, публика? Да потому, что все они лишь утверждали Мерсо в его представлении о сущности жизни и только священник, призывал уповать на божественное милосердие, довериться божественному промыслу, развернул перед ними картину бытия гармонического, закономерного, предопределенного. И картина эта угрожала поколебать представление о мире - царстве абсурда, мире - первозданном хаосе.
Взгляд на жизнь как на нечто бессмысленное - модернистический взгляд. Поэтому «Посторонний» - произведение для модернизма классическое.
ГЛАВА II. Непосредственный анализ произведения
3.1. Примечательно, что
развитие действия в романе
почти не наблюдается. Жизнь
Мерсо – скромного обывателя
из пыльного предместья Алжира
– мало чем выделяется из
сотни ей подобных, так как
это жизнь будничная,
3.2. Следует отметить главную
особенность Мерсо - это полное
отсутствие лицемерия,
3.3. В приюте для престарелых
Мерсо снова не понимает
Для Мерсо голоса стариков, зашедших в приютский морг звучат «приглушенной трескотней попугаев», у сиделок вместо лица - «белая марлевая повязка», на старческих лицах вместо глаз среди густой сетки морщин - «лишь тусклый свет». Перес падает в обморок, как «сломавшийся палец» Участники похоронной процессии похожи на механических кукол, стремительно сменяющих друг друга в нелепой игре.