Биография А.С. Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 07:35, биография

Краткое описание

Пушкин (Александр Сергеевич) - величайший русский поэт, род. 26 мая 1799 г., в четверг, в день Вознесения Господня, в Москве, на Немецкой ул. О своих предках по отцу он пишет в 1830-31 гг.: "Мы ведем свой род от прусского выходца Радши или Рачи (мужа честна, говорит летописец, т.е. знатного, благородного), въехавшего в Россию во время княжения св. Александра Ярославича Невского... Имя предков моих встречается поминутно в нашей истории. В малом числе знатных родов, уцелевших от кровавых опал паря Иоанна Васильевича Грозного. историограф именует и Пушкиных.

Вложенные файлы: 1 файл

биография.docx

— 62.80 Кб (Скачать файл)

В 1814 г. Сергей Львович П. вновь поступил на службу в Варшаве по комиссариату (чиновником он оказался, конечно, крайне небрежным), а его 15-летний сын впервые  выступил в печати с стихотворением: "Другу-стихотворцу" (4 июля, в 13 No "Вестника Европы"), за подписью: Александр  Н. К. ш. п.

Несмотря на подъем патриотического  чувства, которое было естественным следствием событий 1812-1814 гг., первые поэтические  опыты П. направлялись не в эту  сторону, а являлись подражанием  любовной и вакхической лирике и  отчасти сатире французских и  русских учеников и продолжателей  Горация. Из французских поэтов П. больше всего подражал Парни, из русских - Батюшкову, Жуковскому, Василию П. Но и в этих "полудетских песнях на чужой  голос" местами слышится будущий  П., то в искренности чувства, то в  оригинальности мыслей и ощущений, то в силе и смелости от дельных  картин и стихов.

В этих пробах пера нельзя не заметить и уменья усваивать от каждого  образца лучшее и быстро отделываться от его недостатков: так, псевдоклассический арсенал собственных имен, очень  богатый в наиболее ранних стихотворениях Пушкина, скоро уступает место умеренному употреблению утвердившихся формул; славянские выражения, в роде: пренесенный, взмущенны волны, расточил врагов, черный вран стрежет, быстро редеют и употребляются только в наименее задушевных его пьесах. В высшей степени поразителен факт, что одно из произведений 15-летнего лицеиста; который три года назад думал по-французски, сделалось почти народною песнью и начиная с 20-х годов перепечатывалось на лубочных листах; это так наз. "Романс" ("Под вечер осенью ненастной"), от которого потом, по забывчивости, отказывался сам автор. В первых (1814 г.) стихотворениях поражает также раннее развитие чувственности ("К Наталье", "К молодой актрисе", "Красавице, которая нюхала табак"). То обстоятельство, что стихи 15-летнего П. попали в печать, не могло очень сильно выдвинуть его между товарищами: редакторы того времени очень любили поощрять юные таланты, особенно из хороших фамилий, и первое стихотворение Дельвига напечатано было еще раньше.

Но вот наступил день публичного экзамена 8 января 1815 года (переходного  в старший класс), на который приехал  Державин. Пушкину велели прочесть собственное стихотворение: "Воспоминания в Царском Селе", написанное (по совету Галича) в державинском и  даже отчасти ломоносовском стиле (но местами с истинным чувством, сильно и красиво выраженным), во славу Екатерины, ее певца и ее победоносного внука. Державин был  растроган, хотел обнять поэта (который  убежал, вследствие юношеской конфузливости) и, говорят, признал в П. достойного себе наследника. Это стихотворение, за полной подписью автора, было напечатано в "Российсском Музеуме", который  в том же году поместил и еще  несколько произведений П.

С этого времени П. приобретает  известность и за стенами лицея, что заставило смотреть на него иными  глазами и его самолюбивых  родителей, только что переселившихся в Петербург на постоянное жительство. 16-ти-летний лицеист отдался поэзии, как призванию, тем более, что  через отца и дядю он имел возможность  познакомиться лично с ее наиболее уважаемыми им представителями: к нему в лицей заезжали Жуковский и  Батюшков, ободряли его и давали ему советы (особенно сильно и благотворно  было влияние Жуковского, с которым  он быстро и близко сошелся летом 1815 г.; см. стих. "К Жуковскому"). Профессора начинают смотреть на него как на будущую известность; товарищи распевают хором некоторые его  пьесы в лицее же положенные на музыку. В своих довольно многочисленных стихотворениях 1815 г. П. уже сознает  силу своего таланта, высказывает глубокую благодарность музе, которая скрасила ему жизнь божественным даром, мечтает  о тихой жизни в деревне, при  условии наслаждения творчеством, но чаще представляет себя эпикурейцем  учеником Анакреона, питомцем нег и  лени, поэтом сладострастия, и воспевает  пирушки, которые, по-видимому, были гораздо  роскошнее и многочисленнее в  его воображении, чем в действительности.

В это время в П. начинает вырабатываться способность истинного художника  переселяться всецело в чуждое ему  миросозерцание, и он переходит от субъективной лирики к объективной (см. стихотв. "Лицинию") и даже к эпосу ("Бова", "Казак"). Судя по отрывку его лицейских записок (изд. фонда, V, 2), написанное им в этом году представляет собою только малую  часть задуманного или начатого: он обдумывает героическую поэму ("Игорь  и Ольга"), начинает комедию и  пишет повесть в роде фантастико-тенденциозных  повестей Вольтера, которого изучает  весьма серьезно. Стих П. становится еще  более изящным и легким; местами  образность выражений доходит до небывалой в нашей новой словесности  степени ("Мечтатель"); зато местами (особенно в похвальных, псевдоклассических стихотворениях, напр. "На возвращение  государя из Парижа") даже свежая, оригинальная мысль поэта еще не умеет найти  себе ясного выражения.

В 1816 г. известность П. уже на столько  велика, что стареющийся лирик  Нелединский-Мелецкий, которому императрица  Марья Федоровна поручила написать стихи на обручение великой княжны Анны Павловны с принцем Оранским, прямо отправляется в лицей и  заказывает пьесу П., который в  час или два исполняет заказ  вполне удовлетворительно. Известные  светские поэты (кн. П. А. Вяземский, А. А. Шишков) шлют ему свои стихи и  комплименты, и он отвечает им, как  равный. Дмитриев и Карамзин выражают очень высокое мнение об его даровании (последний летом этого года жил  в Царском, и П. был у него в  доме своим человеком); с Жуковским, которого после смерти Державина  считали первым поэтом, Пушкин уже  сотрудничает ("Боже царя храни!"). Круг литературного образования  П. значительно расширяется: он перечитывает старых поэтов, начиная с Тредьяковского, и составляет о них самостоятельное  суждение; он знакомится с немецкой литературой (хотя и во французских  переводах). Анакреонтические мотивы Батюшкова  начинают, в произведениях П., уступать место романтизму Жуковского.

В наиболее задушевных стихотворениях П., господствует элегическое настроение, которое в самом конце пьесы  своеобразно заканчивается примиряющим  аккордом (например "Послание к Горчакову"). Вообще последние строчки стихотворений  П. уже теперь приобретают особую полноту мысли; рельефность и  звучность. Крупный факт внутренней жизни поэта за это время - юношеская, поэтическая любовь к сестре товарища, К. П. Бакуниной, которая жила в Царском  Селе летом и иногда посещала лицей  зимою; самые тонкие оттенки этого  идеального чувства, то пережитые, то вычитанные у других лириков (Парни и Вольтер  по-прежнему остаются его любимцами). П. в состоянии выразить своим  мягким и нежным стихом, которым  он иногда позволяет себе играть, подобно  трубадурам или мейстерзингерам (см. стихотворение "Певец").

Идеальная любовь П.; по-видимому, не мешала увлечениям иного рода; но и для  них он умел находить изящное выражение, то в полународной форме романса - песенки в тоне Дмитриева и  Нелединского ("К Наташе", горничной  княжны Волконской), то с привнесением оригинальной идеи (напр, "К молодой  вдове"). Умные мысли, искреннее  чувство и изящные пластичные образы находим мы у П. даже в именинных  поздравлениях товарищам и в  альбомных стихотворениях, которые  он писал им перед выпуском и копии с которых сохранял: видно, что и тогда уже он дорожил каждым стихотворным словом своим и никогда не брался за перо только для того, чтобы наполнить пустую страницу.

В языке его теперь чаще прежнего встречаются смелые для того времени, чисто народные выражения (в роде: частехонько, не взвидел и пр.), до тех пор освященные примером одного Крылова (его П. изучал уже с 15-летнего  возраста; см. "Городок"). Благодаря  лицейской свободе, П. и его товарищи близко сошлись с офицерами лейб-гусарского полка, стоявшего в Царском Селе.

Это было не совсем подходящее общество для 17-ти-летних "студентов", и  вакхическая поэзия П. именно здесь  могла перейти из области мечтаний в действительность; но не следует  забывать, что среди лейб-гусар  П. встретил одного из самых просвещенных людей эпохи (притом убежденного  врага всяких излишеств), П. Я. Чаадаева, который имел на него сильное и  благотворное влияние в смысле выработки  убеждений и характера; да и прославившийся своими проказами и "скифскою жаждою". П. Н.

Каверин учился в геттингенском  университете, и не даром же П. видел  в нем живое доказательство того, Что резвых шалостей под легким покрывалом И ум возвышенный и сердце можно  скрыть (см. "Послание к Каверину", в первонач. виде). Дружеские отношения  с лейб-гусарами и свежая память о войнах 1812 -15 гг. заставили и  П. перед окончанием курса мечтать  о блестящем мундире; но отец, ссылаясь на недостаток средств, согласился только на поступление его в гвардейскую  пехоту, а дядя убеждал предпочесть  службу гражданскую.

П., по-видимому без особой борьбы и  неудовольствия, отказался от своей  мечты и в стихах стал подсмеиваться  над необходимостью "красиво мерзнуть на параде". Его гораздо более  прельщала надежда "погребать  покойную академию и Беседу губителей  российского слова" (письмо кн. Вяземскому от 27 марта 1816 г.); он рвался в бой, но в бой литературный.

По родственным и дружеским  связям, а еще более по личному  чувству и убеждению он был  всецело на стороне последователей Карамзина в Жуковского и вообще всего нового и смелого в поэзии. Еще на лицейской скамье он был  пылким "арзамасцем", в самых  ранних стихотворениях воевал с "Беседой" и кн. Шаховским, и на них впервые  оттачивал свое остроумие. "Арзамас" оценил его талант и рвение и считал его заранее своим действительным членом. На публичном выпускном экзамене П. читал свое написанное по обязанности (в духе времени), но местами глубоко  искреннее стихотворение "Безветрие".

9 июня 1817 г. государь явился в  Лицей, сказал молодым людям  речь и наградил их всех  жалованьем (П., как окончивший по 2-му разряду получил 700 р.). Через  4 дня П. высочайшим указом определен  в коллегию иностранных дел  и 15 июня принял присягу.

В начале июля он уехал в отпуск в Псковскую губ., в село Михайловское, где родные его проводили лето. Позднее П. вспоминал, как он "обрадовался  сельской жизни, русской бане, клубнике и пр.; но - продолжает он - все это  нравилось мне недолго. Я любил  и доныне люблю шум и толпу". Уже за 2 недели до конца отпуска  П. был в Петербурге и писал  в Москву кн. Вяземскому, что "скучал в псковском уединении". Однако, и из кратковременного пребывания в  деревне П. вынес несколько плодотворных воспоминаний (знакомство с родственниками Ганнибалами и поэтическая дружба с обитательницами соседнего  Тригорского).

Жизнь, которую вел П. в Петербурге в продолжение трех зим (1817-1820), была очень пестрая, на глаза людей, дурно  расположенных к нему - даже пустая, беспорядочная и безнравственная, но во всяком случае богатая разнообразными впечатлениями. Он скорее числился на службе, чем служил; жил с своими родителями на Фонтанке близ Покрова, в небольшой комнате, убранство  которой соединяло "признаки жилища молодого светского человека с поэтическим  беспорядком ученого".

Дома он много читал и работал  над поэмой "Руслан и Людмила", задуманной еще в Лицее, а вне  дома жег "свечу жизни" с обоих  концов. Он проводил вечера и целые  ночи с самыми неистовыми представителями "золотой молодежи", посещал  балет, участвовал в шутовском "оргиальном" обществе "Зеленой лампы", изобретал  замысловатые, но не невинные шалости  и всегда готов был рисковать  жизнью из-за ничтожных причин.

"Молодых повес счастливая  семья" состояла, однако, из людей  развитых и в умственном, и  в эстетическом отношении; на  их веселых ужинах смело обсуждались  политические и экономические  теории и литературно-художественные  вопросы. С другой стороны,  пылкое агрессивное самолюбие  П., усиленное ранними успехами, некоторые  лицейские связи и семейные  предания (Серг. Льв. был очень  тщеславен в этом отношении), влекли  его в так наз. большой свет, на балы гр. Лаваля и др., где  его больше всего привлекали  красивые и умные женщины. Петербургская  жизнь Евгения Онегина есть  поэтически идеализированное (очищенное  от прозаических мелочей, в  роде недостатка денег и др. неудач) воспроизведение этих двух  сторон жизни П. по выходе  из лицея. Существенное различие  в том, что у поэта, помимо  удовольствий, было серьезное дело, которым он мечтал возвеличить не только себя, но и Россию: было еще третье общество, где он отдыхал и от кутежей, и от света.

В конце сентября или в октябре 1817 г. П. в первый раз (и в последний, за прекращением заседаний) посетил  Арзамас, этот "Иерусалим ума и  вкуса", и завязал прочные, на всю  жизнь, сношения с его членами. Но Арзамас, при всей свежести идей своих, все же был только литературной партией, кружком, и П. скоро перерос его. Уже в 1818 г. он является к П. А. Катенину, взгляды которого довольно далеко расходились  с принципами Арзамаса, со словами: побей, но выучи. Катенин, как признавал  П. впоследствии, принес ему великую  пользу: "ты отучил меня от односторонности  в литературных мнениях, а односторонность  есть пагуба мысли" (письмо 1826 г. No 163).

П. находит время часто видаться с Дельвигом и Кюхельбекером, с которыми его прежде всего соединяет  любовь к литературе; он постоянный посетитель суббот Жуковского, частый гость в доме Карамзина. Когда  он, после 8 месяцев такой слишком  переполненной жизни, схватил гнилую горячку и должен был потом  отлеживаться в постели, он "с  жадностью и со вниманием" проглатывает только что вышедшие 8 т. "Истории" Карамзина и всецело овладевает их сложным содержанием.

Он все умеет обращать на пользу своему великому делу: любовные интриги  дали ему в 19 лет такое знание психологии страсти, до которого другие доходят путем долгого наблюдения см. стих. "Мечтателю", I, 192-3); с другой стороны, вера в высокое призвание  спасала его от сетей низкопробного  кокетства развратниц (см. "Прелестнице", I, 191).

В эту пору стихи для него - единственное средство изливать свою душу; как далеко шагнул он в них вперед в смысле красоты формы и силы выражений, видно из невольного восторга друзей-соперников, которые тонко понимали это дело (кн. Вяземский пишет Жуковскому 25 апр. 1818 г.: "Стихи чертенка-племянника чудесно хороши. В дыму столетий это выражение - город. Я все отдал  бы за него движимое и недвижимое. Какая  бестия! Надобно нам посадить его  в желтый дом: не то этот бешеный  сорванец нас всех заест, нас и  отцов наших").

Информация о работе Биография А.С. Пушкина