Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 09:39, курсовая работа
Актуальность исследуемой темы связана с тем, что в наши дни существует достаточно много различных методик и педагогических школ, как продолжающих традиции, так и основывающиеся на новых технологиях обучения. Поэтому следует изучать особенности формирования словарного запаса и его взаимосвязь с воспитанием ребенка. Система занятий по развитию речи — один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания дошкольников.
Введение…………………………………………………………………………...3
Дошкольное образовательное учреждение……………………………….5
Основы развития словаря детей дошкольного возраста………….5
Периодизация развития речи у детей……………………………....6
Методика развития словаря у детей дошкольного возраста….....12
Комплексные занятия в работе педагога дошкольного образовательного учреждения………………………………….....15
Диагностика и формирование словаря у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………18
Определение уровня речевого развития дошкольников второй младшей группы…………………………………………...18
Комплексные занятия по развитию речи дошкольников………..27
Диагностика речевого развития детей в подготовительной группе……………………………………………………………….40
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………47
У детей 4-го года жизни широко используется разговорная форма речи. Увеличивается словарь, изложение связное. Предметы объединяются по назначению: одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, т.д.
Согласовываются правильно существительные и прилагательные (синее платье; синий шарик) или существительные и числительные (пять шариков, один шарик); правильно употребляются падежные окончания. Дети хорошо рассказывают или пересказывают.
в) 5 – 6 лет
К 5-6 годам речь грамматически и лексически в основном сформирована.
У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети все еще чаще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.
«У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь».
г) Данные роста словаря В.Штерна, Д.Эльконина, Смита
Первая наиболее полная периодизация В.Штерна на русском языке была опубликована в работе «Психология раннего детства до шестилетнего возраста» в 1914 г. и долгое время оставалась очень популярной и часто цитируемой отечественными исследователями. В.Штерном выделены: предварительная стадия (первый год жизни), в течение которой у ребенка появляется лепет, подражание комплексам звуков, примитивное понимание предложений, а затем четыре эпохи (периода):
первая эпоха (1 год — 1 год 6 мес.) характеризуется наличием в речи ребенка небольшого количества имеющих смысл звуковых реакций, которые можно рассматривать как однословные предложения. Элементы речи еще не имеют определенного грамматического или связанного с понятиями характера. В звуковом отношении они еще близки к лепету. В речи преобладают звукоподражание и звуковые речедвигательные реакции;
вторая эпоха (1 год 6 мес. — 2 года) — «пробуждается сознание значения языка и воля его завоевывать». Запас слов сильно возрастает, появляются вопросы о названиях вещей. Предложение состоит уже из нескольких слов. Возникает понятие о частях речи;
третья эпоха (2 года — 2 года 6 мес.) — начало изменений по флексиям. Ребенок выражает тонкие, формальные изменения понятий при помощи изменения слов. Различные виды флексий (спряжение, склонение, степени сравнения) развиваются практически одновременно. Вопросительные, восклицательные, утвердительные предложения строятся в форме главного предложения;
четвертая эпоха (2 года 6 мес. — 4-5 лет), в течение которой ребенок научается передавать главенство и подчиненность, овладевает придаточными предложениями. У него обнаруживается склонность к словообразованию.
Материалы Н.А.Рыбникова и А.Н.Гвоздева о генезисе речи позволили уточнить временные рамки возникновения тех или иных новообразований, внесли качественные дополнения в описание усвоения ребенком родного языка. Они отметили, что звукоподражательные слова появляются у ребенка с 9,5 мес. (у В.Штерна — с 1 года). Это — существительные, употребляющиеся в именительном падеже, в единственном числе.
В период с 1 года 6 мес. до 1 года 8 мес. наряду с двусловными предложениями ребенком усваивается повелительное наклонение глаголов, поскольку оно выражает желание ребенка и имеет для него важное значение.
С 1 г 8 мес. до 1 года 10 мес. в речи появляются формы множественного числа, так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна. А.Н.Гвоздев, как В.Штерн, отметил, что у ребенка с 1 года 6 мес. до 2 лет наблюдаются первый период вопросов о названии вещей («Что это?») и связанный с этим явлением рост словаря.
«Важным новообразованием является появление в возрасте 3 лет грамматических форм, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи), во времени (глагольные времена). Сначала появляется родительный падеж, затем дательный, творительный и предложный. Но полное овладение падежными формами происходит позднее». Возраст 4-5 лет характеризуется появлением в речи ребенка многословных фраз, монологов, соединительных союзов и местоимений, придаточных предложений, второго периода вопросов — о причинно-следственных связях («Почему?»).
В работах как зарубежных (переведенных на русский язык), так и отечественных исследователей было показано, что речевая творческая активность максимальна у детей в возрасте 2-3 лет и практически полностью исчезает к 5-6 годам. На эту активность, как отмечал Н.А.Рыбников, сильное угнетающее влияние оказывает стереотипная фразеология плакатов и афиш.
По данным Д.Б. Эльконина рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания. Индивидуальные вариации здесь более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития:
в исследованиях В. Штерна дети пяти лет имеют запас слов – 2200, а дети шести лет – 2500-3000 слов.
в исследованиях Смита дети пяти лет имеют число слов 2072, прирост слов – 202, дети пяти-шести лет – 2289 с приростом слов в 217, дети шести лет – 2589 с приростом слов в 273.
В 1979 г. сотрудниками НИИ содержания и методов обучения АПН РСФСР был проведен сравнительный анализ результатов ранних и более поздних отечественных и зарубежных исследователей, который показал, что количественные данные о словарном запасе детей 1 года -7 лет, приведенные Н.А.Рыбниковым, совпадают с данными Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца и других: максимальный рост словаря наблюдается в период с 2 до 5 лет. В этом же исследовании отмечено, что наиболее исследованной областью в психологии детской речи является речь детей от 1 года до 4 лет.
Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка, заключающееся в овладении морфологической системой, связано с активностью ребенка по отношению к языку. В дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только средством общения, но и предметом сознательного изучения.
Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача обогащения словаря ребенка. У всех людей есть пассивный словарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников, и это характерно, пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных проблем – перенести как можно больше пассивных слов в актив.
По мнению Л.П. Якубинского, «на первое место в словарной работе выдвигается положение о том, что слово является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, процессов, свойств, а работ над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи».
Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи. Неотъемлемым свойством слова как единицы языка является его значение. Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет, поэтому необходимо знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией способствует развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и связывать по смыслу.
Словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей их действительностью. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).
Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
Синонимическая работа с детьми (подбор слов, близких по своему значению) переплетается с усвоением тематических групп слов (глаголы движения: идти, шагать, плестись, брести и т.п.: или глаголы, обозначающие речь: сказал, спросил, ответил, закричал).
Работа над антонимами (словами с противоположным значением) проводится с детьми при составлении словосочетания и предложений. Дети находят антонимы в пословицах, поговорках. Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представления детей о слове, помогает уточнить его значения. А, подбирая словосочетания со словами противоположного значения, дети глубже понимают многозначность слова.
Многозначность слова показывается дошкольником на хорошо знакомых словах с конкретным предметным значением (ручка, игла, молния и т.д.)
Составляя предложения с многозначными словами, дети показывают, на какой смысл того или иного слова они ориентируются. Работа над многозначными словами может идти по таким направлениям: называние слова, подбор к нему признаков и действий – составление словосочетаний, затем предложений и использование многозначных слов в связном тексте.
В процессе словарной работы необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. в конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно выражают замысел говорящего.
Реализация программы по словарной работе с детьми дошкольного возраста осуществляется через систему соответствующих занятий трех разновидностей:
— занятия, в которых словарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений окружающей действительности (экскурсия, демонстрация предметов и т.п.)
— занятия, где словарная работа опирается на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях (ознакомление с качествами, свойствами, особенностями),
— занятия, решающие задачи словарной работы в процессе обобщений, формирования понятий.
Для обучения монологической речи детей дошкольного возраста обычно используются следующие виды занятий: рассказывание по картине, пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов об игрушках, составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание), составление рассказов из личного опыта, рассказывание по серии сюжетных картинок.
Основным приёмом обучения монологической речи на начальном этапе является приём совместного рассказывания: воспитатель начинает предложение, ребёнок заканчивает. В совместном рассказывании воспитателя и ребёнка функцию планирования берёт на себя педагог. Он задаёт схему высказывания, а ребёнок заполняет эту схему различным содержанием. Образец рассказа не предлагается, т. к. этот приём не способствует проявлению самостоятельности и инициативы. На следующем этапе ведущим приёмом обучения становится план, который даётся в естественно-разговорной форме.
Перед тем, как выполнить основное задание (составить описательный или повествовательный рассказ и т. д.), детям предлагаются игры и упражнения на развитие и обогащение словаря, на формирование грамматического строя речи. Воспитатель должен помнить, что методика обучению связной речи находится во взаимосвязи с работой над другими сторонами речевого развития.
Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.
«Комплексные занятия широко используются практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей. В области экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность».
Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.
Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для дошкольников. К занятию организуется специальная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени, 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи и графике. Осмотр выставки, переживание красоты – это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач.
Информация о работе Влияние комплексных занятий на развитие речи