Влияние комплексных занятий на развитие речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 09:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследуемой темы связана с тем, что в наши дни существует достаточно много различных методик и педагогических школ, как продолжающих традиции, так и основывающиеся на новых технологиях обучения. Поэтому следует изучать особенности формирования словарного запаса и его взаимосвязь с воспитанием ребенка. Система занятий по развитию речи — один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Дошкольное образовательное учреждение……………………………….5
Основы развития словаря детей дошкольного возраста………….5
Периодизация развития речи у детей……………………………....6
Методика развития словаря у детей дошкольного возраста….....12
Комплексные занятия в работе педагога дошкольного образовательного учреждения………………………………….....15
Диагностика и формирование словаря у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………18
Определение уровня речевого развития дошкольников второй младшей группы…………………………………………...18
Комплексные занятия по развитию речи дошкольников………..27
Диагностика речевого развития детей в подготовительной группе……………………………………………………………….40
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Алёна.doc

— 326.00 Кб (Скачать файл)

Третья часть занятия – это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные – развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений.

«Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия – смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку».

Комплексные занятия могут быть организованы на самые разные темы. Например, занятие об овощах может включать беседу по картине «Уборка овощей на огороде», разыгрывание стихотворения Ю. Тувима в переводе С. Михалкова «Овощи», рисование или аппликацию плодов; занятие «Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем» – это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранить, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки.

Комплексные занятия – это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

 

 

3) учить детей создавать узор  на круге, располагая элементы  по краю 2.Диагностика и формирование словаря у детей дошкольного возраста

    1. Определение уровня речевого развития дошкольников                 второй младшей группы

 

Теоретическое изучение проблемы определило необходимость проведения анализа данного вопроса в реальном воспитательном процессе и апробации материала исследования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в г. Новороссийск МДОУ № 81 «Электроник». Целью данного опытного обучения было выявление уровня развития речи у дошкольников второй младшей и подготовительной групп, а также проверка справедливости выдвинутой гипотезы.

Опытное обучение проходило в три этапа:

  1. Диагностический;
  2. Аналитический.

Диагностический этап мы начали с определения задач, которые необходимо решить в процессе опытно-экспериментальной работы:

1) рассмотреть и проанализировать работу по развитию речи детей дошкольного возраста, осуществляемую воспитателями детских садов;

2) изучить особенности проведения  комплексных занятий на базе  второй младшей и подготовительной  групп;

3) раскрыть значение комплексных занятий в развитии речи дошкольников.

Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой и грамматическим строем; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты.

На занятиях по развитию речи и вне занятий, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведений художественной литературы воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют определенное значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова.

Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой группы раннего возраста. В программе этой группы основными задачами являются: развитие гуления и лепета, способствующих развитию артикуляционного аппарата, слухового сосредоточения, голосовых реакций, накопление пассивного словаря и формирование умения повторять за воспитателем некоторые простейшие слова.

В программе второй группы раннего возраста, когда речь ребенка становится средством общения со взрослыми и сверстниками, предусмотрено формирование правильного звукопроизношения, развитие элементов связной речи.

В первой и второй младших группах педагоги создают условия для использования детьми в устной речи распространенных предложений.

Программа средней группы нацелена на освоение детьми правильного произношения всех звуков родной речи, формирование навыков пересказывания и составления небольших рассказов.

В старшей группе особое место занимают развитие фонематического слуха и дальнейшее совершенствование связной речи.

В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты. Воспитатель подводит детей к звуковому анализу слов, учит делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов — предложения, дает первые представления о слове, предложении (без грамматического определения их).

Во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие диалогической речи, формирование культуры общения. Воспитатель развивает самостоятельную активную речь ребенка, поощряет желание говорить, общаться с другими людьми.

На начальном этапе опытно-экспериментальной работы были выявлены коммуникативные умения и навыки дошкольников вышеуказанного образовательного учреждения. Исследование проводилось в двух группах детского сада – второй младшей и подготовительной. В процессе прохождения практики велось наблюдение за деятельностью воспитателя во время комплексных занятий в разных группах (второй младшей, средней, старшей и подготовительной).

На диагностирующем этапе исследование имело целью определить уровень развития речи дошкольников, выявить недостатки воспитателей в работе по этой проблеме, а также наметить пути совершенствования работы по развитию речи посредством комплексных занятий.

Для определения уровня развития речи детям второй младшей группы было предложено три задания в соответствии с теоретическими положениями, описанными в первой главе:

Первое задание базировалось на методике педагогической диагностики речевого развития у детей, разработанной А.И. Максаковым.

Задание № 1

Используя картинку, воспитатель предлагает ребёнку: «Я буду произносить слова, которые мне нравятся, а ты повторяй их вслед за мной: шапка – жук – чайник – щётка – репа – рыба – лопата – сумка – пингвин – вертушка»

(Два последних слова дают  представление о том, как ребёнок  воспроизводит сложные слова со стечением согласных. Набор слов рекомендован А.И. Максаковым)

Задание № 2

Цель упражнений: проверить, как дети согласуют существительные с прилагательными и числительными (первые четыре предложения); как образуют существительные по аналогии (четыре последние фразы).

1. Воспитатель рассказывает, используя  картинку, а ребёнок помогает ему, подсказывает нужное слово, заканчивает фразу.

«Мяу! – мяукнула мама-кошка, и к ней сразу же примчался один…? – котёнок (котёночек). За ним бегут остальные …? – котята (котятки).

Утка пересчитала своих…? – утят (утяток). Не досчиталась одного…? - утёнка (утёночка). Пошла искать его»

2. Закончи предложения: «У лисицы  трое лисят. У волчицы четверо…? - волчат. У медведицы двое…? –  медвежат. У барсучихи трое…? –  барсучат».

Задание № 3. Что на картинке?

Воспитатель просит ребёнка рассказать, что он видит на картинке. Были использованы цветные листы-вкладыши в книге В. Гербова «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» со следующими сюжетами: «Дети кормят курицу и цыплят», «Едем в автобусе», «Играем с песком» [8, c. 84].

Анализ полученных данных велся на базе следующих таблиц:

Задание № 1

Слова

Не искажает слово

Заменяет первый звук в слове на С, сь, ц з, ль, ш

Другие звуки

1. Шапка

     

2. Жук

     

3. Чайник

     

Слова

Произносит  слово правильно 

Произносит слово с искажением (записать его)

1. Пингвин

   

2. Вертушка 

   

 Задание № 2

1.Правильно закончил первые  четыре предложения

 

2. Не понял задания и не  закончил:

 

- четыре предложения

 

- три предложения

 

- два предложения

 

- одно предложение

 

2.Правильно употребил:

- три слова-названия детёнышей

 

- два слова

 

- одно слово 

 

 Задание № 3

1. Правильно понял содержание  картинки 

 

2. Не понял про что картинка

 

3. Попытался самостоятельно рассказать  о том, что изображено на картинке. При этом составил рассказ:

 

- из 4-5 предложений

 

- из 2-3 предложений

 

- из 1 предложения

 

4. рассказывал, отвечая только на  вопросы 

 

 

Уровень речевого развития дошкольников оценивался следующим образом:

10 баллов - очень высокий 8-9 баллов - высокий 4-7 баллов - средний 2-3 балла - низкий 0-1 балл - очень низкий

10 баллов - за отведенное время  ребенок правильно назвал слова  и повторил их  без ошибок, успел (за 3 минуты) удовлетворительно объяснить, что на картинке, правильно назвал  детёнышей животных и согласовал  их с числительными.

8-9 баллов - ребенок назвал все слова, но в одном из них не сумел произнести сочетание согласных, правильно употребил имена детёнышей и согласовал их с числительными, составил рассказ по картинке (2-3 предложения).

6-7 баллов - ребенок назвал все  слова, но три-четыре из них исказил, назвал не всех животных, составил рассказ по картинке.

4-5 баллов - ребенок назвал все  слова, но три-четыре из них  исказил, назвал не всех животных, неправильно согласовал названия  детёнышей с числительными, по  картинке составил рассказ из 1 предложения.

2-3 балла – повторил не все  слова, допустил ошибки в произношении  слов «пингвин», «вертушка», не назвал  несколько детенышей, неправильно  употребил с числительными, рассказывал  по картинке, отвечая на вопросы.

0-1 балла – не смог произнести  слова и назвать детенышей, не понял о чем картинка.

Результаты, полученные с помощью рассмотренной методики и заданных вопросов, представлены в таблице № 1.

Таблица №1

Результаты диагностики по выявлению уровня речевого развития детей второй младшей группы

Оценка результатов

группа 20 чел

1) 1. очень высокий уровень

0

2. высокий уровень развития

2

3. средний уровень развития

11

4. низкий уровень развития

7

2) 1. правильно ответили на все  вопросы

1

2. правильно ответили на 4 вопроса

10

3. правильно ответили меньше 4 вопросов

10




 

Полученные данные представлены в следующей диаграмме:

Рис. 1 Уровень развития речи у детей второй младшей группы (в %)

Как видно из таблицы № 1  и Рис. 1, уровень развития речи у детей этого возраста невысок. Многие дети плохо справились с заданием. Выявленный в ходе исследования уровень развития является недостаточным, т.к. работа осуществлялась без комплексного подхода, мало места уделялось экскурсиям, наблюдениям и практической деятельности, отсутствовало разнообразие методов, форм занятий, в частности комплексных. Соответственно для последующего речевого развития необходимо проводить комплексные занятия, направленные на активизацию коммуникативной деятельности, ориентируясь на модель выпускника дошкольного образовательного учреждения.

Информация о работе Влияние комплексных занятий на развитие речи