Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 09:39, курсовая работа
Актуальность исследуемой темы связана с тем, что в наши дни существует достаточно много различных методик и педагогических школ, как продолжающих традиции, так и основывающиеся на новых технологиях обучения. Поэтому следует изучать особенности формирования словарного запаса и его взаимосвязь с воспитанием ребенка. Система занятий по развитию речи — один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания дошкольников.
Введение…………………………………………………………………………...3
Дошкольное образовательное учреждение……………………………….5
Основы развития словаря детей дошкольного возраста………….5
Периодизация развития речи у детей……………………………....6
Методика развития словаря у детей дошкольного возраста….....12
Комплексные занятия в работе педагога дошкольного образовательного учреждения………………………………….....15
Диагностика и формирование словаря у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………18
Определение уровня речевого развития дошкольников второй младшей группы…………………………………………...18
Комплексные занятия по развитию речи дошкольников………..27
Диагностика речевого развития детей в подготовительной группе……………………………………………………………….40
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………47
Третья часть занятия – это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные – развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений.
«Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия – смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку».
Комплексные занятия могут быть организованы на самые разные темы. Например, занятие об овощах может включать беседу по картине «Уборка овощей на огороде», разыгрывание стихотворения Ю. Тувима в переводе С. Михалкова «Овощи», рисование или аппликацию плодов; занятие «Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем» – это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранить, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки.
Комплексные занятия – это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.
3) учить детей создавать узор на круге, располагая элементы по краю 2.Диагностика и формирование словаря у детей дошкольного возраста
Теоретическое изучение проблемы определило необходимость проведения анализа данного вопроса в реальном воспитательном процессе и апробации материала исследования.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в г. Новороссийск МДОУ № 81 «Электроник». Целью данного опытного обучения было выявление уровня развития речи у дошкольников второй младшей и подготовительной групп, а также проверка справедливости выдвинутой гипотезы.
Опытное обучение проходило в три этапа:
Диагностический этап мы начали с определения задач, которые необходимо решить в процессе опытно-экспериментальной работы:
1) рассмотреть и проанализировать работу по развитию речи детей дошкольного возраста, осуществляемую воспитателями детских садов;
2) изучить особенности
3) раскрыть значение комплексных занятий в развитии речи дошкольников.
Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой и грамматическим строем; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты.
На занятиях по развитию речи и вне занятий, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведений художественной литературы воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют определенное значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова.
Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой группы раннего возраста. В программе этой группы основными задачами являются: развитие гуления и лепета, способствующих развитию артикуляционного аппарата, слухового сосредоточения, голосовых реакций, накопление пассивного словаря и формирование умения повторять за воспитателем некоторые простейшие слова.
В программе второй группы раннего возраста, когда речь ребенка становится средством общения со взрослыми и сверстниками, предусмотрено формирование правильного звукопроизношения, развитие элементов связной речи.
В первой и второй младших группах педагоги создают условия для использования детьми в устной речи распространенных предложений.
Программа средней группы нацелена на освоение детьми правильного произношения всех звуков родной речи, формирование навыков пересказывания и составления небольших рассказов.
В старшей группе особое место занимают развитие фонематического слуха и дальнейшее совершенствование связной речи.
В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты. Воспитатель подводит детей к звуковому анализу слов, учит делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов — предложения, дает первые представления о слове, предложении (без грамматического определения их).
Во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие диалогической речи, формирование культуры общения. Воспитатель развивает самостоятельную активную речь ребенка, поощряет желание говорить, общаться с другими людьми.
На начальном этапе опытно-экспериментальной работы были выявлены коммуникативные умения и навыки дошкольников вышеуказанного образовательного учреждения. Исследование проводилось в двух группах детского сада – второй младшей и подготовительной. В процессе прохождения практики велось наблюдение за деятельностью воспитателя во время комплексных занятий в разных группах (второй младшей, средней, старшей и подготовительной).
На диагностирующем этапе исследование имело целью определить уровень развития речи дошкольников, выявить недостатки воспитателей в работе по этой проблеме, а также наметить пути совершенствования работы по развитию речи посредством комплексных занятий.
Для определения уровня развития речи детям второй младшей группы было предложено три задания в соответствии с теоретическими положениями, описанными в первой главе:
Первое задание базировалось на методике педагогической диагностики речевого развития у детей, разработанной А.И. Максаковым.
Задание № 1
Используя картинку, воспитатель предлагает ребёнку: «Я буду произносить слова, которые мне нравятся, а ты повторяй их вслед за мной: шапка – жук – чайник – щётка – репа – рыба – лопата – сумка – пингвин – вертушка»
(Два последних слова дают представление о том, как ребёнок воспроизводит сложные слова со стечением согласных. Набор слов рекомендован А.И. Максаковым)
Задание № 2
Цель упражнений: проверить, как дети согласуют существительные с прилагательными и числительными (первые четыре предложения); как образуют существительные по аналогии (четыре последние фразы).
1. Воспитатель рассказывает, используя картинку, а ребёнок помогает ему, подсказывает нужное слово, заканчивает фразу.
«Мяу! – мяукнула мама-кошка, и к ней сразу же примчался один…? – котёнок (котёночек). За ним бегут остальные …? – котята (котятки).
Утка пересчитала своих…? – утят (утяток). Не досчиталась одного…? - утёнка (утёночка). Пошла искать его»
2. Закончи предложения: «У лисицы трое лисят. У волчицы четверо…? - волчат. У медведицы двое…? – медвежат. У барсучихи трое…? – барсучат».
Задание № 3. Что на картинке?
Воспитатель просит ребёнка рассказать, что он видит на картинке. Были использованы цветные листы-вкладыши в книге В. Гербова «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» со следующими сюжетами: «Дети кормят курицу и цыплят», «Едем в автобусе», «Играем с песком» [8, c. 84].
Анализ полученных данных велся на базе следующих таблиц:
Задание № 1
Слова |
Не искажает слово |
Заменяет первый звук в слове на С, сь, ц з, ль, ш |
Другие звуки | ||
1. Шапка |
|||||
2. Жук |
|||||
3. Чайник |
|||||
Слова |
Произносит слово правильно |
Произносит слово с искажением (записать его) | |||
1. Пингвин |
|||||
2. Вертушка |
Задание № 2
1.Правильно закончил первые четыре предложения |
|
2. Не понял задания и не закончил: |
|
- четыре предложения |
|
- три предложения |
|
- два предложения |
|
- одно предложение |
|
2.Правильно употребил: - три слова-названия детёнышей |
|
- два слова |
|
- одно слово |
Задание № 3
1. Правильно понял содержание картинки |
|
2. Не понял про что картинка |
|
3. Попытался самостоятельно |
|
- из 4-5 предложений |
|
- из 2-3 предложений |
|
- из 1 предложения |
|
4. рассказывал, отвечая только на вопросы |
Уровень речевого развития дошкольников оценивался следующим образом:
10 баллов - очень высокий 8-9 баллов - высокий 4-7 баллов - средний 2-3 балла - низкий 0-1 балл - очень низкий
10 баллов - за отведенное время
ребенок правильно назвал
8-9 баллов - ребенок назвал все слова, но в одном из них не сумел произнести сочетание согласных, правильно употребил имена детёнышей и согласовал их с числительными, составил рассказ по картинке (2-3 предложения).
6-7 баллов - ребенок назвал все слова, но три-четыре из них исказил, назвал не всех животных, составил рассказ по картинке.
4-5 баллов - ребенок назвал все
слова, но три-четыре из них
исказил, назвал не всех животных,
неправильно согласовал
2-3 балла – повторил не все
слова, допустил ошибки в
0-1 балла – не смог произнести слова и назвать детенышей, не понял о чем картинка.
Результаты, полученные с помощью рассмотренной методики и заданных вопросов, представлены в таблице № 1.
Результаты диагностики по выявлению уровня речевого развития детей второй младшей группы
Оценка результатов |
группа 20 чел |
1) 1. очень высокий уровень |
0 |
2. высокий уровень развития |
2 |
3. средний уровень развития |
11 |
4. низкий уровень развития |
7 |
2) 1. правильно ответили на все вопросы |
1 |
2. правильно ответили на 4 вопроса |
10 |
3. правильно ответили меньше 4 вопросов |
10 |
Полученные данные представлены в следующей диаграмме:
Рис. 1 Уровень развития речи у детей второй младшей группы (в %)
Как видно из таблицы № 1 и Рис. 1, уровень развития речи у детей этого возраста невысок. Многие дети плохо справились с заданием. Выявленный в ходе исследования уровень развития является недостаточным, т.к. работа осуществлялась без комплексного подхода, мало места уделялось экскурсиям, наблюдениям и практической деятельности, отсутствовало разнообразие методов, форм занятий, в частности комплексных. Соответственно для последующего речевого развития необходимо проводить комплексные занятия, направленные на активизацию коммуникативной деятельности, ориентируясь на модель выпускника дошкольного образовательного учреждения.
Информация о работе Влияние комплексных занятий на развитие речи