Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 09:39, курсовая работа
Актуальность исследуемой темы связана с тем, что в наши дни существует достаточно много различных методик и педагогических школ, как продолжающих традиции, так и основывающиеся на новых технологиях обучения. Поэтому следует изучать особенности формирования словарного запаса и его взаимосвязь с воспитанием ребенка. Система занятий по развитию речи — один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания дошкольников.
Введение…………………………………………………………………………...3
Дошкольное образовательное учреждение……………………………….5
Основы развития словаря детей дошкольного возраста………….5
Периодизация развития речи у детей……………………………....6
Методика развития словаря у детей дошкольного возраста….....12
Комплексные занятия в работе педагога дошкольного образовательного учреждения………………………………….....15
Диагностика и формирование словаря у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………18
Определение уровня речевого развития дошкольников второй младшей группы…………………………………………...18
Комплексные занятия по развитию речи дошкольников………..27
Диагностика речевого развития детей в подготовительной группе……………………………………………………………….40
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………47
Чего больше, лодок или спортсменов?
Всем ли спортсменам хватает лодок?
После ответов на эти вопросы можно предложить отобрать из набора столько лодок и спортсменов, сколько нарисовано кружков и крестиков.
На рисовании дети украшают блюдечко в подарок волшебнику.
Сначала рассматривается образец.
Уточняется расположение узора, составляющие его элементы и цвет. Намечается последовательность его выполнения. Затем дети рисуют такой же узор. Ребята дарят волшебнику красивое блюдечко.
Воспитатель анализирует работу детей на занятии. Дает установку на последующую деятельность.
Конспект комплексного занятия в старшей группе по развитию речи «В заколдованном лесу»
Цели:
Расширение и активизация словаря по теме: «Осень».
Активизация словаря определений.
Упражнение в употреблении слов – антонимов.
Упражнение в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Упражнение в составлении предложений, употреблении однокоренных слов
Развитие логического мышления.
Развития мелкой моторики рук.
Воспитание доброго отношения друг другу.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие
– Ребята! я очень рада вас видеть. Представьте, что вы домашние животные и я хочу с вами поздороваться.
Здравствуйте, котята!
Мяу-мяу-мяу! (Моют лапки)
Здравствуйте, утята!
Кря-кря-кря! (Показывают клювики)
Здравствуйте, гусята!
Га-га-га! (Хлопают крылышками)
Здравствуйте, лягушата!
Ква-ква-ква! (Руки согнуты в локтях, ладони расжать вперед, качают руками вправо-влево)
Здравствуйте, коровки!
Му-му-му! (Выставляют рожки)
Солнце давно встало!
Ку-ка-ре-ку! (Поднимают согнутые в коленях ноги, «хлопают крыльями»)
Здравствуйте, барашки!
Бе-бе-бе! (Приставляют к головам кулачки и вращают ими)
А я сварила кашку. Ешьте все!
– Сегодня мы отправляемся в путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, надо пройти в волшебные ворота в игре «Скажи наоборот»:
большой – маленький;
громко – тихо;
грустный – радостный;
высокий – низкий;
открыть – закрыть;
пустой – полный;
вежливый – грубый;
легко – трудно;
тепло – холодно;
сильный – слабый;
солнечный – пасмурный;
чистый – грязный.
– Вот мы и попали в лес. А тут, ребята, посмотрите:
«Курьи ножки у избушки,
А в избе живет старушка,
Пол метлою подметает,
В ступе над землей летает».
– Кто это? (Баба Яга)
Звучит музыка, появляется Баба -Яга.
Баба Яга: Ах, вы нехорошие дети! Разбудили меня! Ага, значит вы меня не любите! Не хотите со мной дружить? (Не хотим, ты всегда грубая, невежливая, страшная)
– Тогда я вам отомщу за это! Вот возьму и превращу вас в какие-нибудь пни и коряги. Нет-нет, лучше отправлю я вас всех в заколдованный лес. И вы никогда оттуда не выберетесь.
Музыка. Дети приседают, свет гаснет. Баба Яга бегает вокруг детей и шепчет заклинания. (Декорации: пень, 2 дерева, куст елки, на деревьях паутина.) Баба Яга убегает, дети открывают глаза.
– Ребята! посмотрите, а ведь Баба Яга действительно нас в заколдованный лес отправила. Какой-то странный лес. Давайте посмотрим, как тут красиво.
Поворачиваем голову вправо-влево,
И снова вправо-влево.
А теперь подняли голову вверх,
Опустим вниз, посмотрим под ноги,
И опять вверх, вниз.
– А как же нам отсюда выбраться? Давайте подумаем, кто нам может помочь?
– Кто живет в лесу и охраняет его? (Лесник, лесничий)
– Тропинка в лесу какая? (Лесная)
– Как называется маленький лес? (Лесок)
– Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовичок)
– Так кто нам поможет выбраться из заколдованного леса? (Лесовичок)
– Тогда давайте позовем Лесовичка.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята, я все слышал и буду рад вам помочь, но многое зависит и от вас самих. Этот лес непростой, и тропинка, ведущая из него состоит из заданий. Если вы правильно выполните эти задания, то выйдете из леса. Ну что, ребята, постараемся? (Да)
– Хорошо. Тогда вам первое задание: Баба Яга не знает, какая в лесу бывает погода? Поможем ей разобраться? (Сели на ковер)
Если дождь идет – дождливая;
дует ветер – ветреная;
холодно – холодная;
если пасмурно – пасмурная;
если хмуро – хмурая;
если сыро – сырая;
если солнечно – солнечная;
если ясно – ясная;
если мороз – морозная.
– А теперь давайте, ребята, поиграем в игру «Скажи со словом осенний»
Небо какое? – Осеннее.
Ветер какой? – Осенний.
Аллея какая? – Осенняя.
Солнце какое? – Осеннее.
Туча какая? – Осенняя.
Дождь какой? – Осенний.
Цветы какие? – Осенние.
Лес какой? – Осенний.
Погода какая? – Осенняя.
Сапоги какие? – Осенние.
Утро какое? – Осеннее.
Пальто какое? – Осеннее.
– Молодцы, ребята! Ой, ребята! Пошел дождь!
– Какой дождь? (Холодный, сильный, моросящий)
– Покажите, как вы замерзли.
Дождик бегает по крыше
Бом! Бом! Бом! (Стучат ладонями по спинкам друг друга)
По веселой звонкой крыше
Бом! Бом! Бом! (Постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите
Бом! Бом! Бом! (Поколачивают кулачками)
Никуда не выходите
Бом! Бом! Бом! (Растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте
Бом! Бом! Бом! (Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями)
А уйду – тогда гуляйте
Бом! Бом! Бом! (Поглаживают ладонями)
– Вы согрелись? Тогда отправляемся дальше. Куда мы попали? (На полянку)
– На какую полянку? (Грибную)
Пальчиковая гимнастика «Опята»
На пеньке живет семья (одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки)
Мама. Папа, брат и я (поочередно пальчики разжимают)
Дом у нас один, а крыша (две руки вместе ладонями вверх)
Есть у каждого своя («крыша» из ладошек)
Лесовичок: Давайте, ребята соберем в корзину грибы.
– Какие грибы мы собрали? (Съедобные)
– А какие остались на полянке? (Несъедобные: мухомор, поганки)
– А теперь, ребята садитесь, выполним следующее задание, научим Бабу Ягу считать поиграем в игру «Мы считаем»: одна лисичка, две лисички, три лисички, четыре лисички, пять лисичек (тоже проводится со словами: масленок, пенек, подберезовик, подосиновик).
– Молодцы, ребята! Поскачем на одной ноге на другую полянку.
– На какую полынку мы прискакали? (Птичью)
– Какие птицы на поляне? (Перелетные)
– Почему их так называют? (Улетают в теплые края)
– Почему улетают? (Трудно найти зимой корм)
– Ребята! Если мы этих перелетных птиц назовем ласково, то поможем им улететь в теплые края.
Соловей – соловушка;
Жаворонок – жаворонушек;
Скворец – скворушка;
Ласточка – ласточка;
Стриж – стрижонок;
Журавль – журавушка;
Лебедь – лебедушка;
Утка – уточка;
Кукушка – кукушечка;
Трясогузка – трясогузочка;
Птенец – птенчик;
Гнездо – гнездышко.
– Молодцы, ребята! А кто же здесь спрятался? (Птенцы)
– Какие? (Зимующие)
Дыхательное упражнение «Ветер»
– Ребята! Подул ветер! Как ласково можно назвать ветер? (Ветерок)
Подул маленький ветер у-у-у
Подул сильный ветер У-У-У
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а
Рябиновый – и-и-и
Березовый – о-о-о
Дубовый – e-e-e
– Давайте, соберем листья с дорожки. Какой у тебя лист?
Лист дуба – дубовый;
Лист березы – березовый;
Лист рябины – рябиновый;
Лист осины – осиновый;
Лист клена – кленовый;
Шишка сосны – сосновая;
Шишка ели – еловая.
– Ой! Ребята! Мне кажется, что я вижу выход из этого леса. Давайте вспомним, кто же нас сюда отправил? (Баба Яга)
– А почему? (Она на нас обиделась)
– Я предлагаю, ребята, пройти на последнюю полянку и сделать ей что-нибудь приятное. Может она изменит свое отношение к нам и сама, может быть измениться. А заодно и с последним заданием справимся.
– На какую полянку мы пришли? (На овощную)
– Какие овощи здесь лежат? (Морковь, помидоры, огурцы, тыква, капуста…)
– Давайте приготовим из них сок.
сок из помидоров – томатный;
сок из огурцов – огуречный;
сок из моркови – морковный;
сок из свеклы – свекольный;
сок из капусты – капустный;
сок из тыквы – тыквенный.
– Так, какой мы сок приготовили? (Овощной)
Лесовичок: Молодцы, ребята! Баба Яга будет довольна. А я прощаюсь с вами, до свидания!
– Спасибо, Лесовичок, за помощь. Ребята! Давайте позовем Бабу Ягу и угостим ее соком.
Баба Яга: А я следила за вами и очень рада, что вы справились со всеми заданиями. А последнее ваше решение меня очень обрадовало и я обещаю вам исправиться, быть хорошей и доброй. Спасибо за все. До свидания!
(Звучит музыка)
– Ну что ж, ребята и нам пора в детский сад. Грустно возвращаться назад – покажите как вам грустно. Закрывайте глаза, покружитесь, но мы еще вернемся – скорее улыбнитесь. Вот и детский сад. Понравилось вам в лесу?
– Какая Баба Яга стала?
– А теперь, ребята. Расскажем нашим гостям. Как вы живете?
Физминутка «Как ты живешь»
Как живешь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так!
Как стоишь? – Вот так!
Как шалишь? – Вот так!
Как смешишь? – Вот так!
Как дружишь? – Вот так!
– Молодцы!
Чтобы сделать вывод, что данные комплексные занятия способствуют развитию речи дошкольников, необходимо провести диагностику уровня речевого развития детей в подготовительной группе.
2.3. Диагностика речевого развития детей в подготовительной группе
При диагностике речевого развития у детей старшего дошкольного возраста мы опирались на следующие положения:
Коммуникативно-риторические умения в подготовительной группе связаны с умением анализировать и оценивать общение
А также с умением общаться, когда оценивается умение ориентироваться в ситуации.
При диагностике речевого развития речи детей подготовительной группы были использованы следующие показатели оценки:
— умение ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая кто говорит, к кому обращается говорящий, с какой целью, что – о чем, как и др.;
— умение анализировать и оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, что сказал говорящий, что хотел сказать, что сказал ненамеренно и т.д.;
— владение своим голосом, использование средств выразительности речи (умение пользоваться интонацией, выбрать оптимальный темп, громкость произношения, плавность речи);
— овладение культурой слушания, внимательно слушать собеседника, адекватно реагировать на речь говорящего;
— уместно использовать правила речевого этикета, вести этикетный диалог;
— соотносить вербальные и невербальные средства общения, владение невербальными средствами (мимикой, жестами, телодвижениями).
Для выявления уровня речевого развития у старших дошкольников применялась диагностика «Развитие речи по программе «Радуга».
Диагностика детей подготовительной группы по развитию речи проводилась по следующим направлениям.
1. Для диагностики звуковой
Информация о работе Влияние комплексных занятий на развитие речи