Жанры литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:45, реферат

Краткое описание

На самом деле, все жанры, существующие во “взрослой” литературе, есть и в детской: роман, повесть, рассказ, новелла, очерк и т. д. Но очевидно и различие между идентичными жанрами “взрослой” и детской литератур. Оно объясняется различием в жанрообразующих элементах, различием, которое обусловлено специфической ориентацией на читательское восприятие. Специфичны все жанрообразующие элементы произведения для детей.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат).docx

— 54.75 Кб (Скачать файл)

Народные, не современные  сказки, включаемые в репертуар изданий  для детей, как правило, нуждаются  в дополнительной обработке. Дело в  том, что сказка фиксирует языковой пласт времени своего создания. Известно, что в процессе развития лексика претерпевает различного рода изменения: отдельные слова, выражения перемещаются из активной части речи в пассивную, некоторые слова и выражения изменяют свой первоначальный смысл; кроме того, активная часть лексики постоянно обогащается новыми элементами - словами, выражениями, речевыми конструкциями. Все это ставит задачи «внедрения» старой сказки в контекст современного языка, которым ребенок овладевает. Поэтому старинные сказки адаптируют либо дают в пересказе писателей.

Сказка - трудный для писателя жанр. По словам Ю. Олеши, «...очень мало было авторов, писавших сказки. Поэты этого рода действительно редкое и удивительное явление. Здесь не может быть подделки, здесь поэзия и выдумка - первоклассны, здесь индивидуальность автора - исключительна» .

О сказке размышлял и К.И. Чуковский: «Цель сказочников... заключается  в том, чтобы какою угодно ценою  воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую  судьбу как свою», - писал он.

Сказки, издаваемые для детей, можно разделить на три группы, каждая из которых соответствует  различным возрастным категориям читателей, решая определенные воспитательные задачи.

Сказки, выпускаемые для  самых маленьких (от 3 до 6 лет), способствуют постижению малышом разнообразных  предметов и явлений. К таким  сказкам можно отнести «Маленькую Бабу-Ягу» и «Маленького водяного» О. Пройслера, «Мафина и его веселых друзей» Э. Хоггарта, «Пале один на свете» И.Сиггорда, русские сказки «Терем-теремок», «Варежка», «Курочка-Ряба».

Все это, как правило, сказочные  миниатюры, показывающие, чему стоит  подражать, как нужно вести себя, содержащие одну простую, ясную мысль, которую ребенок усваивает тем  быстрее, чем больше увлекает его сюжет. Это самые простые уроки нравственности (как, например, в детских рассказах Л. Толстого), такие, как «стыдно хитрить и лгать», «нехорошо быть злым и вредным».

Сказки, издаваемые в расчете  на детей 6-8 лет, сложнее. Они больше по размеру и направлены на то, чтобы  помочь ребенку в первых шагах  самопознания. Собственные чувства, желания, требования внешнего мира становятся для него основным содержанием, и  ориентиры его поведения связаны  с ними. Его интересуют те сказки, которые позволяют понять самого себя, укрепляют чувство самоуважения, ориентируют в возможностях самореализации. Такова, например, сказка А. Милна о Винни-Пухе, помогающая ребенку вычленить некоторые фрагменты собственной жизни из общего контекста окружающего бытия. Более того, эта сказка, не показывая будущего, все-таки говорит о нем, определяя и взросление самого читателя, подбадривая его и благословляя на дальнейший путь. Умный, сильный, помогающий обитателям «Зачарованного Леса» мальчик Кристофер Робин становится старше. «Кристофер Робин куда-то уходил. Совсем. Никто не знал, почему он уходит; да, да - никто не знал даже, почему он знает, что Кристофер Робин уходит. Но - по той или иной причине - все в лесу чувствовали, что это в конце концов должно случиться». Сказка говорит своему читателю: «Ты тоже растешь. И впереди целая жизнь! А законы в этой, иной жизни, - другие, будь же готов к этому.» Вот финальный диалог из «Винни-Пуха»: «Теперь я уже больше не смогу заниматься тем, что мне нравится… - Совсем? - Если только иногда. Очень редко. Они не позволят». Обращаясь к ребенку, взрослый не опускается на корточки, он стоит во весь рост и, как со взрослым, беседует со своим читателем. Несомненно, это повышает степень педагогического воздействия книги на детей: тут и подготовка к взрослой жизни, и намек на то, что многое меняется по мере взросления человека.

К третьей группе можно  отнести сказки, обращенные к 9-10-летним читателям, - это сказки, которые  пытаются приоткрыть и объяснить  «взрослый» мир, вводя читателя в  систему общественных отношений. Среди  них различные сказки Д. Родари, сказки «Джованино и Пульгероза» Д. Пирелли, «Тисту-мальчик с зелеными пальцами» М. Дрюона и др. Эти сказки показывают читателю сложность социальных связей, открывая перед ребенком кусочек взрослого мира: радости семьи, дружбы, возможности познания, творчества.

»Социальная» сказка уважает  своего читателя, размышляет вместе с  ним, показывает ему природу и  общество через повествование о  судьбах сказочных героев. Как  правило, сюжетообразующим мотивом  таких сказок становится хождение за правдой, за истиной, поиск справедливости. Интересно, что если в сказках для младших ребят важным элементом содержания является ответ на поставленный вопрос - четкий и ясный, позволяющий детям понять важные для человека моменты («что такое хорошо и что такое плохо»), то в «социальных» сказках для более взрослого читателя вопросы могут быть только названы, а ответ ребенок должен искать сам. Последнее важно, так как способствует развитию мышления детей, формированию у них потребности определять собственную позицию. А именно в этом возрасте начинают складываться личностные начала субъекта. Ребенок осознает себя как личность, задумывается о собственном внутреннем мире.

Таким образом, умело подобранные сказки позволяют показать ребенку окружающий мир от простейших связей до сложных социальных отношений. Ясно, что репертуар изданий должен включать разнообразные произведения, отвечающие запросам детей.

Мы остановились на наиболее характерных для детской литературы жанрах.

В общем случае жанры детской  литературы формировались под влиянием особенностей детского восприятия произведений литературы.

Для детей младших возрастов  предпочтительны короткие произведения. Причем пространственные рамки должны быть сужены, ограничены, а временные - растянуты. Это связано со спецификой отношения детей к окружающей действительности; каким длинным кажется ребенку день, как далеко расположен его детский сад! Но постепенно взрослея, он начинает ощущать, что день занимает все меньше времени, а отправляясь в школу, отмечает, что детский сад - всего в двух шагах от дома.

Именно поэтому в произведениях  для детей, как правило, место  действия ограничено, а между сценами  проходят небольшие промежутки времени. Следовательно, одна из жанровых особенностей произведений - их сравнительно небольшой  объем.

Естественно, чем моложе дети, тем проще по составу должно быть произведение. Не случайно практикуется адаптация сказок и «взрослых» произведений, пересказ их, выделение фрагментов. Все это направлено именно на упрощение  жанра произведения за счет сокращения объема, вычленения отдельных сюжетных линий. Таковы, например, знаменитые фрагменты «Козетта» и «Гаврош» из романа Гюго «Отверженные», пересказ «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле, «Дона Кихота» Сервантеса. Тут осуществляется минимизация жанра, учитывающая особенности детского восприятия. И кроме того, если подобной обработке подвергаются произведения классического наследия, ребята получают возможность знакомиться с сокровищами мировой культуры.

Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло  от глагола «баить, баять», что означает «говорить». Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. Со временем колыбельные песни утратили обрядный и заговорно-заклинательный характер.  
 
В центре колыбельной песни – дитя. Им любуются холят, лелеют. Нежные, монотонные песни необходимы для перехода ребенка из бодрствования в сон. В колыбельных песнях отражается в смягченной форме все, чем живет обычно мать, - ее радости и заботы, ее думы о младенце, мечты о его будущем. Слов-понятий в колыбельной обычно немного – лишь те, без которых первичное познание окружающего мира невозможно. Слова эти дают первые навыки родной речи. 
 
Колыбельной песне присуща своя система выразительных средств, своя лексика, свое композиционное построение. Часты краткие прилагательные, много переносов ударений с одного слога на другой. Повторяются предлоги, местоимения, сравнения, целые словосочетания. Также следует отметить изобилие ласкательных, уменьшительных суффиксов – не только в словах, обращенных непосредственно к ребенку, но и в названиях всего того, что его окружает. 
 
«Колыбельная песня _ своего рода прелюдия к музыкальной симфонии детства, Пением песен приучают ухо младенца различать тональность слов, интонационный строй родной речи, а подрастающий ребенок, уже научившийся понимать смысл некоторых слов, овладевает и некоторыми элементами содержания этих песен» - В.П. Аникин. 
Пестушки получили свое название от слова «пестовать» - «няньчить, растить, ходить за кем-либо, носить на руках, воспитывать». Это короткие стихотворные приговоры, песенки, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Потешки – от «потешать, развлекать, играть». Потешками называются игровые песенки, стишки, которые часто сопровождают игры детей с различными частями тела. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки. Для малышей подбирают потешки, которые не только понятны по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня. 
 
Фольклорные прибаутки — небольшие сказочки в стихах с сюжетом. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице, обрисовано предельно кратко, только в главных, определяющих чертах. 
Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя — коток, курочка — рябушечка. 
Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Прибаутки подобны расписным матрешкам или деревянным механическим игрушкам, где все ярко и образно. Слово в них передает звук, движение, объем, цвет и даже вкус. Подобные произведения следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание. 
Особые виды прибауток – это небылицы и перевертыши. Они помогают понять ребенку реальное и фантастическое, укрепляют в правильном восприятии и ощущении мира. 

 

2.2. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений  разных жанров.

 

Среди жанров литературы есть абсолютно уникальные формы, которые  предназначены исключительно для  детского восприятия. Так, если роман  или рассказ могут читать и  школьники, и подростки, и люди зрелого  возраста, то различные короткие стихотворения, прибаутки, небылицы, считалки и загадки понравятся и дадут возможность узнать что-то новое только детям.

Основная задача детской  литературы – развитие, воспитание и обучение. Произведения должны развивать  ребенка, его мышление, воображение  и фантазию, воспитывать в нем  исключительно положительные качества и чувства, эмоции, обучать правилам этикета и тому, как нужно вести  себя в социуме с другими людьми, выполнять определенные обязанности, нести ответственность за все  свои действия. Правильно подобранная  детская литература способна помочь родителям вырастить достойного члена общества и яркую индивидуальность.

Подрастающие дети являются не только объектами всех игр, но и  уже их участниками. И, чем старше становится ребенок, тем активнее он принимает участие в игре и  обучении. Именно в это время лучше  всего знакомить малыша с одним  из интереснейших фольклорных жанров – со считалками. Считалка является одной из наиболее интересных, подвижных, живых фольклорных форм, так как  она допускает различные импровизации, отвечает стремлениям детей к  самостоятельному словотворчеству.

Очень важным качеством считалок, наряду с развитием речи и пополнением  словарного запаса, является развитие у малыша и чувства ритма. Именно ритм является основным организационным  элементом художественного пространства считалки – здесь прослеживаются динамичные фразы, параллелизм структуры  предложений, яркое окончание. Согласно мнению специалистов, данная форма  способна отражать психологические  особенности маленького ребенка, соответствовать  его восприятию окружающей действительности.

Кардинально новым методом  освоения окружающего мира ребенком могут стать загадки, которые  представляют собой краткое описание того или иного предмета, явления. Загадка – это вопрос, на который  малыш должен ответить. Ничто так  не стимулирует мыслительную деятельность ребенка, как эти небольшие произведения литературы. Основным элементом загадки  является наиболее выразительный художественный прием – метафора. Предмет, который загадывается, напрямую не называется – ребенку предлагаются только его основные признаки, черты, как правило, в поэтической форме.

В процессе разгадывания загадок  ребенок может открывать для  себя совершенно новые свойства уже  давно изученных и знакомых предметов, изучать новые явления и хорошо запоминать их, благодаря четким и  емким стихотворным описаниям. Это  позволяет значительно эффективнее  упорядочивать сведения про окружающий мир, искать различия и сходства между  теми или иными предметами, явлениями. Загадки для уже немного подросших  малышей часто строятся на метонимии  – малышу предлагают угадать предмет  по функции, целое – по одной из частей и т.д. Подобно всем остальным  жанрам фольклора, загадка имеет  довольно четкую ритмическую структуру  и чаще всего пишется в рифмованной  форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Литература развивает  многие способности детей: учит искать, понимать, любить - всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книги формируют внутренний мир  ребенка. Во многом благодаря им дети мечтают, фантазируют и изобретают. 
Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства. 
 
Мирное будущее зависит от наших ежедневных поступков и усилий. Давайте учить толерантности в школах и в сообществе, дома и на работе, а, главное, помнить о ней и нести ее в наших сердцах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.Сабуров Е. В сторону  игрового общества //Известия.-30сентября.-2000г,

2. Джежелей О.В. О новом курсе "Обучение грамоте в программе "Чтение и литература" // Начальная школа.-2000.- №8.- С.14 -19.

3.Ефпосинина Л. А.,Оморокова М.И. Программа "Литературное чтение" I - IV классы //Начальная школа. - 2000.- N"8. - C. 20 -35.

4.Троицкая Т.О. Литературное  образование младших школьников// Начальная школа, - 2000.-№8.-С.46 - 54.

 

 

 

 


Информация о работе Жанры литературы