Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 11:06, курсовая работа
Цель исследования – изучение интонации и типов ударения как средств выразительности текста в русском зыке.
Из поставленной цели уже можно выделить задачи, посредством которых будет достигнута цель:
рассмотреть теоретические основы использования интонации;
дать определение интонации и перечислить ее функции;
определить значение ударения в интонации;
охарактеризовать основные типы ударений;
Введение……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения интонации………………. 5
1.1. Определение интонации, и ее значение………………………… 5
1.2. Мелодика как компонент интонации…………………………… 8
Выводы ………………...……………………………………………… 10
Глава 2. Основные типы ударений в русском языке……………….. 12
2.1. Ударение и ее значение в интонации…………………………… 12
2.2. Пауза логическая и психологическая. Темп и ритм речи……… 17
Выводы ………………...……………………………………………… 22
Заключение……………………………………………………………. 23
Список литературы …………………………………………………… 25
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Теоретические основы изучения интонации………………. |
5 |
1.1. Определение интонации, и ее значение………………………… |
5 |
1.2. Мелодика как компонент интонации…………………………… |
8 |
Выводы ………………...…………………………………… |
10 |
Глава 2. Основные типы ударений в русском языке……………….. |
12 |
2.1. Ударение и ее значение в интонации…………………………… |
12 |
2.2. Пауза логическая и психологическая. Темп и ритм речи……… |
17 |
Выводы ………………...…………………………………… |
22 |
Заключение…………………………………………………… |
23 |
Список литературы …………………………………………………… |
25 |
Введение
Интонация является обязательным признаком устной, звучащей речи. Речь без интонации невозможна. Богатство и содержательность речи, ее выразительные возможности обеспечиваются не только богатством словаря и мастерством словесного выражения, но также ее интонационной гибкостью, выразительностью и разнообразием.
Важно уметь прочитать, донести вслух необходимую информацию. Но умение читать не приходит само собой. Его необходимо развивать умело и последовательно.
Выразительное, правильное чтение – это воплощение литературно-художественного произведения или авторского, журналистского материала в звучащей речи. И от того как мы его прочтем, зависит адекватное понимание слушателем данного текста. Выразительно прочитать произведение, текст – значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом автора, передать идеи и чувства, вложенные в конкретный текст.
Среди компонентов интонации особое место занимает ударение. Оно, как и сама интонация, относится к суперсегментным элементам языка. Когда говорят об ударении, то имеют в виду обычно словесное ударение (т. е. выделение с помощью фонетических средств одного из слогов, слова).
Это тема актуальна, так как
интонация является обязательным признаком
устной, звучащей речи. Речь без интонации
невозможна. Богатство и содержательность
речи, ее выразительные возможности
обеспечиваются не только богатством
словаря и мастерством
Объект исследования – система реализации интонации как выразительность в русском языке
Предмет исследования – теория и практика интонации, типы ударений
Цель исследования – изучение интонации и типов ударения как средств выразительности текста в русском зыке.
Из поставленной цели уже можно выделить задачи, посредством которых будет достигнута цель:
Методологическую базу исследования составили учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература), научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.
Методы исследования – эмпирические.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения интонации
1.1 Определение интонации, и ее значение
Значение интонации в выразительной речи очень велико. «Никакая живая речь без интонации невозможна», - говорят психологи [12,24].
«Интонация есть высшая и самая острая форма речевого воздействия»[10,121], - утверждают мастера художественного слова.
Интонация фонетически организует речь, расчленяя ее на предложения и фразы (синтагмы); выражает смысловые отношения между частями предложения, придает произносимому предложению значение сообщения, вопроса, приказания и т.д., выражает чувства, мысли, состояния говорящего – так оценивают роль интонации филологи[11, 56].
Можно ли научиться интонации, которая бы точно отражала содержание высказывания? На этот вопрос психологи отвечают отрицательно: «Это - то же самое, что обучаться плакать, смеяться, горевать, радоваться и т. д. Интонация речи в определенной жизненной ситуации приходит сама собой, о ней не нужно ни думать, ни заботиться ... Но есть способы найти интонацию, когда поставлена задача прочитатьvкакой-либо текст, не нами составленный. Эта задача решается в теории сценической речи, наиболее совершенной из которых считается система К. С. Станиславского» [12,24].
Всякая речь ситуативная. Интонация - это ответ на ситуацию разговора. Она вvизвестной мере непроизвольна. В процессе своейvсобственной речи человек не задумывается над ней: она - проявление внутреннего его состояния, его мыслей, чувства, особенностей его нервной системы. Интонация собственной речи рождается непосредственно. Сvпередачей чужой, написанной речи (при чтении произведения) живость, интонационное соответствие появляется в ситуации общения: речь «чужая» должна быть чтецом «присвоена», должна стать «своей». Прием этот характеризуется психологами так: «Надо сообщать о своих собственных мыслях, считая: что для собеседника эти сообщения новы и интересны. Тогда появится заинтересованность в общении, у обоих партнеров, и речь приобретет эмоциональную обращенность, выраженную в интонации» [12, 23]. Элементы интонации по их совокупной роли в устной речи должны рассматриваться как нераздельное целое. Однакоvдля удобства освещения приходится, несколько искусственно выделяя основные компоненты интонации, говорить о каждом из них отдельно.
Одной из важнейшихvфункций интонации целого словосочетания является определение законченности или незаконченности высказывания; именно — законченность интонации отделяет фразу, завершенное выражение мысли от части предложения, от группы слов и двух первых слов во фразах: «Вы куда?» и «Вы куда идете?». Разумеется, носителем этой интонации может являться и отдельное слово, и даже отдельный слог «Да?» — «Да».
Другой не менее важной
функцией интонации целогоvсловосочетани
1. Повествовательная или изъявительная интонация характеризуется заметным понижением тона последнего слога, которому предшествует легкое повышение тона на одном из предыдущихvслогов. Самый высокий тон называется интонационной вершиной, самый низкий — интонационным понижением. В простой несложнойvповествовательной фразе обычно бывает одна интонационная вершина и одно интонационное понижение. Там, где повествовательная интонация объединяет более сложный комплекс слов или словосочетаний, отдельные части последнегоvмогут характеризоваться или повышением или частичным понижением интонация (особенно часто понижение интонация наблюдается в перечислениях), но менее низким, чем конец фразы. В таких случаях повествовательная фраза может содержать либо несколько вершин и одно заключительное понижение, либо несколько понижений, менее низких, чем заключительное.
2. Вопросительная интонация бывает двух основных типов: а) в тех случаях, где вопрос касается всего высказывания, наблюдается повышение тона на последнем слоге вопросительной фразы, более сильное, чем отмечавшееся выше повышение голоса в повествовательной фразе (последняя, будучи оборвана на повышении, создает впечатление незаконченности высказывания, чего нет после повышения вопросительной интонации); б) вопросительная интонация характеризуется особо высоким произношением того слова, к которому преимущественно относится вопрос. От положения этого 548слова в начале, конце или середине фразы зависит, разумеется, остальной ее интонационный рисунок [18, 46].
3. В восклицательной интонации необходимо различать: а) интонация собственноvвосклицательную, характеризуемую более высоким, чем при повествовании, но более низким, чем при вопросе, произнесением важнейшего слова; б) интонация побудительную с многочисленными градациями, от просьбы и побуждения до решительного приказания; интонация последнего характеризуется понижением тона, близким к повествовательной интонация
Эти виды интонации иногда объединяются
исследователями в понятие
Совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целямиvвысказывания, носит название интонация.
Основные элементы (а точнее компоненты) речевой интонации следующие:
1) направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты (мелодика);
2) сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;
3) скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительности звучания и остановках (паузах) [5, 78].
1.2 Мелодика как компонент интонации
Мелодика речи – движение голоса (вверх и вниз) по звукам разной высоты. В речевой практике мелодика многих синтаксических структур предложений закрепилась как нормативная. Это относится к нормам произнесения вопросительных, восклицательных, повествовательных предложений, а также к мелодике перечисления, причины, цели, противопоставления, разделения, предупреждения, водности и других [20, 38].
Термин "мелодика" употребляется в разных науках и имеет оттенки в своем значении.
1.Мелодика — лингвистический термин, обозначающий систему повышений и понижений голосового тона в речи, а также отдел фонетики, эту систему изучающий. Мелодикаnкакого-либо высказывания слагается, таким образом:
а) из интонаций, т. е. повышений и понижений тона, связанных со смыслом высказывания и являющихсяnмелодическими средствами речевой выразительности.
б) из повышений и понижений тона, связанных с фонематической стороной языка и являющихся мелодическими средствами дифференциации слов.
Примерами мелодических средств этого типа являются:[20, 42].
1) так называемое «музыкальное
ударение» тех языков, которые
с помощью повышений и
2) повышение или понижение тона,
сопровождающее изменения силы
экспирации в языках с так
называемым «экспираторным
2. Мелодика – стиховедческий терм
Мелодика неотъемлемаbот словесной системы, словесная система — от системы образов. Каждыйbлитературный стиль и даже каждый этап в движении стиля имеет свою мелодическую систему, в чем нас и убеждает историко-литературный анализ. Легкоbсопоставить, например, интонацию стиха символистов, имеющую явно напевный характер и основанную по преимуществу на повторяющейся повествовательной или вопросительной интонации, с приведенным примером из Маяковского.
Понятие мелодика не следует смешивать с понятием мелодии или мелодичности стиха; система интонирования стиха может иметь, например, самый резко выраженный разговорный характер; мелодичность стиха есть только один из частных случаев мелодической организации вообще (как, например, у символистов) [17, 179].
Именноnс работы над мелодикой чтения (в совокупности с пазами) начинается формирование выразительности речи в начальных классах. Уже с периода обученияnграмоте дети учатся пользоваться интонациями повествовательной, вопросительной, перечислительной, пояснительной, обращения… в дальнейшем появляется необходимость работы над интонацией предупредительной, интонацией незаконченности и т.д.
Исследования мелодики приобрелиgособенную значимость в последние годы, - и это не случайно. В связи с резким изменением речевой культуры в обществе, трансформируетсяlи представление о процессе коммуникации. Современному человекуkочень важно уметь мелодически строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.
Информация о работе Интонация и типы ударения в русской речи