Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 11:06, курсовая работа
Цель исследования – изучение интонации и типов ударения как средств выразительности текста в русском зыке.
Из поставленной цели уже можно выделить задачи, посредством которых будет достигнута цель:
рассмотреть теоретические основы использования интонации;
дать определение интонации и перечислить ее функции;
определить значение ударения в интонации;
охарактеризовать основные типы ударений;
Введение……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения интонации………………. 5
1.1. Определение интонации, и ее значение………………………… 5
1.2. Мелодика как компонент интонации…………………………… 8
Выводы ………………...……………………………………………… 10
Глава 2. Основные типы ударений в русском языке……………….. 12
2.1. Ударение и ее значение в интонации…………………………… 12
2.2. Пауза логическая и психологическая. Темп и ритм речи……… 17
Выводы ………………...……………………………………………… 22
Заключение……………………………………………………………. 23
Список литературы …………………………………………………… 25
Мелодика голоса является главным,
важнейшим коммуникативным
Выводы
Итак, из всего вышесказанного следует, чтоfинтонация представляет собой достаточно сложное, многоплановое и чрезвычайно важное явление в общем контексте речевой деятельности человека. Именноjинтонация фактически организует устную речь в целом, в том числе и чтение.
Ведь интонация, мелодикаkрусской речи проникнута самим духом русского народа. Она родилась под влиянием молитв. В поклонной молитве голос опускается в конце фразы и на ударном слове: «Господи, помилуй». «Благодарю Тебя, Боже». И закономерно то, что есть целая отдельная специализация в языковедении – интонология. Она утверждает мысль, что даже такая, вроде бы незначительная деталь, как опускание тона голоса на ударном слове, в конце фразы, даже в целомiряде вопросительных предложений, отражает отношение к жизни всей нации: серьезное, глубинное, ответственное смиренное. Причем смирениеkрусского народа - это не слабость, а сила, ибо сильному человеку не надо доказывать, что он силен. Как образно говорил русский философ Розанов, «смирение сильного – ангел, смирение слабого – бес».
Глава 2. Основные типы ударений в русском языке
2.1. Ударение как компонент интонации
Среди компонентов интонации особое место занимает ударение. Оно, как и сама интонация, относится к суперсегментным элементам языка.
Цельная синтаксическая интонационно-смысловая
ритмическая единица носит
От фразового надо отличать логическое ударение. (Правда, иногда эти виды ударения совпадают: одно и то же слово несет на себе и фразовое, и логическое ударение.) Главные по мысли слова в предложении выделяются, тоном голоса и силой выдыхания они выдвигаются на первый план, подчиняя себе другие слова. Это «выдвижение тоном голоса и силой выдыхания слова на первый план в смысловом отношении и называется логическим ударением» [22, 96]. В простом предложении, как правило, одно логическое ударение, например: С конца августа в воздухе начинает холодеть.
Но часто встречаются
предложения с двумя и
Здесь однородные члены: долы, холмы, нивы - логически выделяются, становятся ударными.
Логическое ударение создается путем взаимодействия интонационных средств. Главную роль при этом играют усиление словесного ударения и специфическая мелодика. Усиление словесного ударения происходит за счет более динамичного и напряженногоhпроизношения ударного слога выделяемого слова; он также выделяется значительной длительностью. Что касается мелодики, то она может бытьhдовольно разнообразной, однако в основном логическое ударение характеризуется понижением тона.
Логическое ударение очень важно в устной речи. Называя его козырем выразительности устной речи, К. С. Станиславский говорил: «Ударение - указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или в такте! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!» [23,112]. Большое значение придавал Станиславский логическому ударению в художественной (сценической) речи: «Ударение - это любовное или злобное, почтительное или презрительное, открытое или хитрое, двусмысленное, саркастическое выделение ударного слога или слова. Это преподнесение его, точно на подносе» [23, 113].
Если логическое ударение выделитьiневерно, то смысл всей фразы может быть тоже неверным. Проследим, как меняется содержание высказывания от перемены местаjлогического ударения в предложении. Ставим ударение поочередно на каждом слове предложения:
Вы сегодня будете в театре? (а не кто-либо другой?)
Вы сегодня будете в театре? (придете или нет?)
Вы сегодня будете в театре? (а не завтра, не послезавтра?)
Вы сегодня будете в театре? (а не на работе, не дома?)
Правильнаяuпостановка логического ударения определяется смыслом всего произведения или его части (куска). Последняя фраза басни Крылова «Свинья под дубом» звучит так: Когда бы вверх, могла поднять ты рыло, тебе бы видно было, что эти желуди на мне растут ... Из всех ударений, отмеченных подчеркиванием, самым сильным является сочетание на мне. Такое логическое выделение обусловлено содержанием басни: свинья вредила тому дереву, плодами которого она питалась [22, 113].
В каждом предложении необходимоpнайти слово, на которое падает логическое ударение. Практика чтения и речи выработала ряд указаний, как следует ставить логические ударения. Эти правила изложены, например, в известной книге Всеволода Аксенова «Искусство художественного слова» [10, 81].
За немногимиjисключениями, эти правила помогают при прочтении подготавливаемого текста. Приведу некоторые из них:
1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и иногда на глаголахkв тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением. Например: В зале собрались зрители. Стол был накрыт.
2. Логическое ударение нельзяuставить на прилагательных и местоимениях. Например: Сегодня морозный день. Благодарю вас. Вы извините меня.
3. При сопоставлении постановкаuл
4. При сочетании двухyсуществител
5. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего, требуетpлогического ударения на каждом слове с возрастающим усилением. Например: Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит.
6. Перечисления во всехuслучаях (так же,
как и счет) требуют на каждом слове самостоятельного
ударения. Например: Я встал, умылся, оделся и выпил чай.
Н а полянке появился танк, за ним второй, третий, четвертый.
7. При объединенииiавторских (или повествовательных) слов с прямой речью (когда в тексте встречаются собственные слова кого-либо из действующих лиц) логическое ударение сохраняется на главном слове собственной речи. Например: - Да хорошо, по-моему, - сквозь зубы процедил Федор. Механически применять эти или другиеkправила постановки логических ударений нельзя. Всегда следует учитывать содержание всего произведения, его ведущую идею, весьuконтекст, а также задачи, которые ставит себе чтец, читая произведение в данной аудитории. Не рекомендуется и «злоупотреблять» логическими ударениями. Речь, перегруженная ударениями, теряет смысл. Иногда перегрузка эта является результатом разделения слов при произношении. «Разделение есть первый шаг к подчеркиванию ... - первый шаг к распространению ударения на то, что ударения не требует; это начало той невыносимой речи, где каждое слово становится «значительным», где больше нет важного, потому что все важно, где все имеет значение, и потому ничто уже ничего не значит. Невыносима такая речь, она хуже, чем неясная, потому что неясную не слышишь или можно не слушать, а эта речь заставляет себя слушать, а вместе с тем - понять нельзя, ибо, когда ударение не помогает ясному раскрытию мысли, оно искажает и разрушает её) [9, 144].
Эмфатическое ударение. Для характеристики эмоциональной выразительности слова Щерба ввел термин „эмфатическое ударение". Это ударение „выдвигает" и усиливает эмоциональную сторону слова или выражает аффективное состояниеyговорящего в связи с тем или иным словом. Вкратце различие между логическим и эмфатическим ударением можно сформулировать следующим образом: логическое ударение привлекает внимание к данному слову, а эмфатическое делает его эмоционально насыщенным. В первом случае проявляется намерение говорящего, а во втором выражается непосредственное чувство [9, 146].
По-русски эмфатическое ударениеhсостоит в большем или меньшем удлинении ударного гласного: пре-кра-аснейший работник, замеча-ательное произведение искусства".
Так, например, восторг, удовольствие, нежностьtи т. п. действительно выражаются фонетически вuудлинении ударного гласного... Однако негодование, раздражение и т. п. нередкоyполучают в русском языке фонетическое выражение в удлинении первого согласного в слове, например: ч-черт возьми! м-мерзавец,! и т. п.
Л. Р. Зиндер, характеризуя эмфатиское ударение, пишет: „В качестве средства эмфатического ударения, кроме изменения высоты тона, широко используется фактор времени. В русском языке, например, эмфатическое ударение осуществляется главным образом посредством удлинения или, наоборот, сокращения всего выделяемого слова особенно ударенного слога. Так, в Да! или Он придёт при подчеркивании уверенности, несомненности удлиняется а и ё, а в случае категорического утверждения наблюдается краткое произношение, но максимально энергичное" [9, 147].
Л.В. Златоустова подвергла эмфатическое ударение экспериментальному исследованию. Оно, в общем, подтвердило приведенную выше фонетическую характеристику эмфазы. Целесообразно различать эмоции "положительные" (восторг, восхищение, умиление, нежность и пр.), характеризующиеся удлинением ударного гласного в эмфатически выделяемом слове, и эмоции „отрицательные" (угроза, гнев и пр.), характеризующиеся в основном удлинением согласного в начале ударного слога.
Эмфатическое ударение, служащее для выделения какого-либо слова, вместе с другими видами несловесного ударения — синтагматическим, фразовым, логическим, является одним из компонентов интонации. В речи для выражения эмоций используются все интонационные средства. Очень велики выразительные возможности мелодики в обязательном сочетании с другими элементами интонации [10, 115].
Надо научиться не только ставить ударения, но и снимать их или ослаблять, затушевывая остальную часть фразы,- это затушевывание не должно означать торопливого и неясного произношения всей фразы. «Суетливость тяжелит речь. Облегчает же: ее спокойствие и выдержка» [23, 118].
Снятие ударений с других слов уже выделяет ударное слово. Например: Прошла целая неделя, прежде чем мать собрала их в дорогу. Чук·и Гек I времени даром не теряли тоже. Чук смастерил себе кинжал из кухонного ножика, а Гек разыскал себе гладкую палку, забил в нее гвоздь, и получилась пика ... Наконец все дела были закончены. Сильное ударение на слове закончены, ослабляет ударения на словах в дорогу, тоже, кинжал, пика, а с некоторых слов: палку, гвоздь - снимает следуемое по правилам ударение. Контекст подсказывает выделение одних слов и затушевывание других [23, 119].
2.2. Пауза логическая и психологическая. Темп и ритм речи
Осмысленное произношение предложения требует правильного членения его на звенья, такты. Но «в обыкновенной связной речи нет четкой делимости на слова, так что промежутки, белые пространства, отделяющие слова друг от друга в писаном или печатном тексте, не всегда являются показателями членения речи в произношении» [24, 11].
Знаком, сигналом остановки служит смысловая законченность синтагмы или предложения. При выразительном чтении группировка слов по синтагмам облегчает чтецу анализ текста, а слушателям - правильное восприятие его на слух. Объединение слов по логическим группам придает предложению звуковую цельность, законченность. Восприятие читаемого текста, расчлененного на синтагмы, с обозначением синтагматического (фразового) ударения, гораздо легче уже потому, что при таком чтении мы устанавливаем смысл всех логических связей в предложении и далее в тексте, а тем самым даем истолкование текста, обеспечивая убедительную и правильную его передачу.
Членение речи обозначается паузами. Пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их. Это логическая пауза. Паузы могут быть разной длительности, в зависимости от высказываемой мысли, от содержания читаемого. Чтец, соблюдая логические паузы, произносит слова, заключенные между ними, слитно, как одно слово. В предложении: Ячмень сеют, когда молодой скворец головку в окошке показывает паузы разной длительности. Самая длительная пауза - в конце предложения перед следующим предложением, пауза короче - после словасеют, на стыке главного и придаточного, очень короткая - после слова скворец. Пауза членит фразу на звенья. Слова в пределах такта произносятся слитно [9, 169].
При неверной паузе нарушается смысл предложения, содержание его становится неясным, извращается основная мысль. С. Волконский приводит пример, когда неверная постановка паузы нарушает смысл предложения: «И кудри черные до плеч. Остановимся после черные,- совершенно понятно: кудри до плеч ... Теперь остановимся после кудри,- бессмыслица: черные до плеч (а ниже плеч другого цвета?)»[9,169]. Известен также пример предложения, в котором от перенесения паузы меняется основной смысл утверждения: Они кормили его I мясом своих собак. Они кормили его мясом своих собак.
Информация о работе Интонация и типы ударения в русской речи