Интонация и типы ударения в русской речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 11:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение интонации и типов ударения как средств выразительности текста в русском зыке.
Из поставленной цели уже можно выделить задачи, посредством которых будет достигнута цель:
рассмотреть теоретические основы использования интонации;
дать определение интонации и перечислить ее функции;
определить значение ударения в интонации;
охарактеризовать основные типы ударений;

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения интонации………………. 5
1.1. Определение интонации, и ее значение………………………… 5
1.2. Мелодика как компонент интонации…………………………… 8
Выводы ………………...……………………………………………… 10
Глава 2. Основные типы ударений в русском языке……………….. 12
2.1. Ударение и ее значение в интонации…………………………… 12
2.2. Пауза логическая и психологическая. Темп и ритм речи……… 17
Выводы ………………...……………………………………………… 22
Заключение……………………………………………………………. 23
Список литературы …………………………………………………… 25

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_Valya.docx

— 59.94 Кб (Скачать файл)

Иногда место логической паузы определяется знаками препинания:

Хотя услуга нам - при нужде дорога,  Но за нее не всяк умеет взяться. 

Не дай бог с дураком связаться!  Услужливый дурак опаснее врага. Научиться хорошо, слышать паузу и соблюдать ее при чтении. Прочтём:

1. Синий, синий,  ходит он плавным разливом и середь ночи, как середь дня,  виден за столько вдаль, за сколько видеть может человечье oкo.

2. Нежась и прижимаясь ближе к берегам от ночного холода,  дает он по себе серебряную струю;  и она вспыхивает, словно полоса дамасской сабли;  а он,  синий,  снова заснул. 

В первом предложении пауза  выделяет обособленное определение, отделяет однородные сказуемые и концовку - придаточное. Во втором пауза отделяет деепричастный оборот, является предупреждением  о перечислении действий, противопоставлении их. Пауза наполняется соответствующим  содержанием. Логические паузы оформляют  речь, придают ей законченность. Иногда логическая пауза переходит в  психологическую. Логической паузе «отведено более или менее определенное, очень небольшое время длительности. Если это время затягивается, то бездейственная логическая пауза должна скорее перерождаться в активную психологическую» [23, 106].

Психологическая пауза - это остановка, которая усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка. Она богата внутренним содержанием, активна, так как обусловливается отношением чтеца к событию, к действующему лицу, к его поступкам. Она отражает работу воображения читающего, тотчас же отражается на интонации , иногда даже меняет логическую группировку слов , так как проистекает из внутренней жизни , из жизни воображения. Значение её характеризуется В.Аксёновым так: « Психологическая пауза может возникнуть в начале фразы – перед словами, внутри фразы - между словами и в конце фразы - после прочитанных слов. В первом случае она предупреждает значение слов предстоящих; во втором - проявляет психологическую зависимость (объединяющую или разъединяющую) высказанной мысли от мысли последующей, подчеркивая значение этих мыслей и отношение к ним; в третьем случае она задерживает внимание на отзвучавших словах и образах, как бы продлевая в молчании глубину их значения. Воздействие психологической паузы в последнем случае огромно» [10, 126].

Вот одна из заключительных сцен «Тамани», где М. Лермонтов описывает  борьбу русского офицера, случайно попавшего  «в мирный круг честных контрабандистов», с девушкой-контрабандисткой.

- Ты видел,- отвечала она:- ты донесешь! - и сверхъестественным усилием повалила меня на борт; мы оба по пояс свесились из лодки; ее волосы касались воды; минута была решительная. Я уперся коленкою в дно, схватил ее одной рукой за косу, другой за горло, она выпустила мою одежду, и я мгновенно бросил ее в волны. Было уже довольно темно; голова её мелькнула раза - два среди морской пены, и больше я ничего не видал.

При чтении этого отрывка  первая психологическая пауза перед  словами и я мгновенно сбросил ее в волны - пауза ожидания исхода борьбы, в то же время эта пауза - знак перелома, быстро сменяющиеся действия, напряженность этих действий должны же привести к какому-то концу. Вот он, конец: я мгновенно сбросил ее в волны. Что будет? Каково последствие этого действия? Верно, утонет? Таково содержание второй паузы. Эпизод закончен: Голова ее (девушки) мелькнула раза - два среди морской пены, и больше я ничего не видал. Третья пауза наполняется ·тоже значительным содержанием: гибель девушки случайна, бессмысленна. Пауза в данном случае заставит слушателя осмыслить прочитанное, задуматься над ним.

Психологическая пауза - выразительное  средство при чтении произведения. По выражению К. С. Станиславского, «красноречивое молчание» и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным орудием общения» [23, 105]. «Все паузы умеют досказать то, что недоступно слову, и нередко действуют в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь. Их бессловесный разговор может быть интересен, содержателен и убедителен не менее, чем словесный» [23, 105].

 «Пауза - важный элемент  нашей речи и один из главных ее козырей» [23, 206].

 Паузное членение речи  очень важно для осмысления  читаемого и произносимого текста. Именно между двумя паузами,  следующими одна за другой, выделяется отрезок речи, который является основной интонационной единицей. С паузой неразрывно связаны темп и ритм речи. Произнесём какую-то фразу или ряд фраз. Самое произнесение займет определенное время. Чем же заполнилось это время? Звуками самой разнообразной длительности. Звуки речи слагаются в слоги и слова, т. е. в ритмические части и группы. Одни ритмические части или группы требуют отрывистого произношения, другие - плавного, растянутого, певучего; одни звуки притягивают ударение, другие лишены его и т. д. Между потоками этих звуков имеются паузы - тоже разной длительности. Таким образом, в устной речи мы замечаем определенный темп и ритм. «Темп есть быстрота чередования условно принятых за единицу одинаковых длительностей в том или другом размере. Ритм есть количественное отношение действенных длительностей (движения, звука) к длительностям, условно принятым за единицу в определенном темпе и размере» [23, 140]. Так определяет К. С. Станиславский понятия темпа и ритма, необходимые нам для изучения устной выразительной речи. Эти понятия очень близки, а самые явления почти неразделимы в речи. К. С. Станиславский объединяет темп и ритм в одно понятие - «темпо - ритм». «Буквы, слоги и слова,- говорит он,- это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют музыкальной» [23, 172]. Речь диктора (чтеца) должна быть в одних случаях плавной, слитной, в других - быстрой, легкой, четкой, чеканной. Такая гибкость речи приобретается сознательным стремлением выработать в себе чувство темпа и ритма. Темп и ритм в свою очередь определяются смысловой стороной читаемого текста и намерениями читающего или рассказывающего. Для овладения «музыкальной» речью К. С. Станиславский советует: «Берите за образец подлинных певцов и заимствуйте для своей речи их четкость, правильную размеренность и дисциплину в речи. Передавайте правильно длительность букв, слогов, слов, остроту ритма при сочетании их звуковых частиц, образуйте из фраз речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз между собой, любите правильные и четкие акцентуации (ударения), типичные для переживаемых чувств, страсти или для создаваемого образа» [23, 174].

Эти советы молодым актерам  как нельзя более пригодны и для  чтеца, и для диктора, желающего  совершенствовать речь, добиваясь ее большей выразительности. Не только в стихотворной, но и в прозаической речи есть ритм. В этом можно убедиться, слушая хорошее чтение произведений Пушкина, Гоголя, Typгенева и других. Даже в деловой речи – в выступлениях на собрании, по радио, при чтении газетной статьи - отмечается ритмическое произнесение. Самый четкий ритм ощущается при произнесении стихов. На протяжении предложения или всего высказывания темпо - ритм меняется в зависимости от смысла. Если мы хотим привлечь внимание слушателя, то произнесем фразу или ее часть замедленно, подчеркнуто; вводные же слова или предложения, мысли второстепенные, высказываемые, между прочим, произнесем в среднем или даже быстром темпе.

 

Выводы

Интонация включает в себя несколько компонентов: мелодику, громкость, логическое ударение, темп речи и паузу. Эти интонационные средства в  речи выступают в различных сочетаниях, придавая ей разнообразие, яркость и выразительность.

Ударение создается путем взаимодействия интонационных средств. Главную роль при этом играют усиление словесного ударения и специфическая мелодика. Усиление словесного ударения происходит за счет более динамичного и напряженного произношения ударного слога выделяемого слова; он также выделяется значительной длительностью. Что касается мелодики, то она может быть довольно разнообразной, однако в основном логическое ударение характеризуется понижением тона.

 

Заключение 

В традиционном подходе под интонацией обычно понимают совокупность изменений  относительной высоты тона в слоге, слове, словосочетании и целом высказывании, передающую субъективное отношение  говорящего (пишущего) к высказыванию. Важнейшая функция интонации – определение модальности высказывания.

Выполнение этой и всех других функций  интонации определяется особенностями  ее структурной организации, в которой чаще всего выделяют пять основных компонентов: ударение, мелодику, темп, силу звучания и паузу. Все эти компоненты, объединенные в интонации, создают ощущение живого потока человеческой речи. Поэтому знание природы интонации имеет такое важное значение для каждого человека. Умение выразительно говорить или воссоздавать художественный текст, выполняя требования декламационного искусства, называют умением живописать интонацией или рисовать интонацией.

Любое предложение имеет  интонационное оформление (интонацию  конца предложения, интонацию законченности; интонацию сообщения, вопроса, побуждения и т.д.). Поэтому интонация является одним из постоянных характерных  признаков предложения в устной речи.

В результате анализа мелодики интонационных конструкций простого предложения можно сделать следующие  выводы:

- интонация состоит из разных компонентов, которые необходимо учитывать в интонационной схеме предложения;

- повествовательные предложения имеют нисходящую интонацию;

- вопросительные предложения и предложения с обращением наблюдаем нисходящую интонацию с усилением на логическом центре фразы;

Вопрос, можно ли научиться хорошей  интонации, неправомерен, точно так  же как вопросы о том, можно  ли научиться плакать, смеяться, печалиться, радоваться. Интонацию не выдумывают. Она возникает сама. В процессе декламации «интонацию рождают «два рычага» — мысль и эмоция»,— утверждал А. Я. Закушняк. Попытки выдумать интонацию или позаимствовать ее ведут к фальши, кривлянью.

Но существуют средства и приемы, помогающие найти интонацию, наиболее подходящую как для живой разговорной  речи, так и для исполнения самых  разнообразных художественных произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение. М. 1972.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.

3. Блинов И.Я.Выразительное чтение и культура устной речи.М.,1966.

4. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. – М.: Просвещение, 1981.

5. Буланин, Л.Л. "Фонетика современного русского языка" М., Высшая школа, 1970

6. Буяльский, Б.А. Искусство выразительного чтения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 176 с.

7. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г. Риторика и культура речи. Издание 5-е, дополненное и переработанное. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005. – 544 с.

 8. Войскунский, А.Е. “ Я говорю, мы говорим ”, М, Просвещение, 1989

9. Волконский С. Выразительное слово. СПб.,1963.

10 Всеволд Аксенов. Искусство художественного слова. М.,1954.

11. Георгиева, М., Попова, М. Русская фонетика и интонация. – М.: «Высшая школа», 1974.

12. Земская, Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М.1979.

13.Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский язык,ч.2.М.,1971.

14. Златоустова, Л.В. Фонетическая структура слова в потоке речи. Казань. 1962.

15. Кубасова, О.В. Выразительное чтение: Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «академия», 1997. – 144 с.

16. Культурология. ХХ век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. – 640 с.

17. Муханов, И. Интонация в практике русской диалогической речи.  
Д.Антонова. Фонетика и интонация. М., 1988.

 18.Панов, М.В. О стилях произношения. Развитие современного русского языка, М., 1963.

19. Проблема интонации в контексте учения о внутренней речи // Общая педагогика и методика преподавания. Психология. Филология. Сборник трудов молодых ученых Байкальского региона. — Улан-Удэ: БГУ, 1999. — (0,4 п. л.)

20. Проблема интонации в современной филологии // Актуальные проблемы современного литературоведения. Материалы межвузовской научной конференции. — Вып. 4. — М.: МГОПУ, — 2000. — (0,2 п. л.)

21 Современный русский язык. Синтаксис. Под ред. Е.М. Галкиной-Федорук. М., 1972.

22. Станиславский К.С. Собр. Соч. в 8-ми т., т.3. М., 1955.

23.Грамматика русского языка, ч. 1. М., 1982.

24.Эффективная коммуникация: история, теория, практика: Словарь-справочник. М.: 2005. – 960 с.


Информация о работе Интонация и типы ударения в русской речи