Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:24, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что исследуется такой жанр, как сказка; такое произведение могут читать как дети, так и взрослые. Каждый может вынести для себя полезные моменты, обыгрываемые в сказке при помощи иронии.
Предмет исследования – проявление иронии в различных аспектах сказки.
Целью данной работы является понимание того, как ирония работает в сказке Гофмана, и осознание того, что она проявляется на примере разных ситуаций и героев данной сказки.
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Понятие «ирония». 4
1.1. Ирония в период романтизма. 5
Глава 2. Ирония по поводу героев. 11
2.1. Крошка Цахес. 11
2.2 Энтузиаст – Бальтазар. 13
2.3 Кандида. 14
2.4 Мош Терпин. 15
2.5 Чиновники и князь Пафнутий. 16
2.6 Итоги. 16
Глава 3. Ирония по поводу ситуации. 18
3.1 Ирония на примере некоторых ситуаций. 18
3.2 Итоги 25
Заключение. 26
Список литературы. 27
Студент
Бальтазар - «энтузиаст», романтический
герой-мечтатель, недовольный окружающим
его обществом филистеров, схоластикой
университетских лекций, и находит забвение
и отдых лишь в уединении на лоне природы.
Он по натуре своей поэт, сочиняет стихи
о соловье, вкладывая в устойчивые поэтические
образы страсть к красавице Кандиде. Не
столь уж важно, талантливы творения Бальтазара
или нет, а важно, что ему присуще поэтическое
мироощущение.28 Бальтазар – поэт,
он видит окружающих людей такими, каковы
они на самом деле, колдовство не может
заставить его обмануться и увидеть в
Цахесе достойного человека. Потому он
и есть истинный романтический герой,
что вступает в поединок с негодяем, который
похищает все, что попадает в поле его
зрения.
В связи с таким образом героя Гофман, пользуясь характерной для романтиков иронией, умело обыгрывает такую ситуацию: разочарованный во всём его окружающем Бальтазар ушёл в лес и отчаялся.
«В совершенном отчаянии от всего, о чем писал ему друг, Бальтазар убежал
в самую чащу леса и принялся громко сетовать.
- Надеяться! - воскликнул он. - И я еще должен надеяться, когда всякая
надежда исчезла, когда все звезды померкли и темная-претемная ночь
объемлет меня, безутешного? Злосчастный рок! Я побежден темными силами,
губительно вторгшимися в мою жизнь! Безумец, я возлагал надежды на
Проспера Альпануса, что своим адским искусством завлек меня и удалил из
Керепеса, сделав так, что удары, которые я наносил изображению в зеркало,
посыпались в действительности на спину Циннобера. Ах, Кандида! Когда б
только мог я позабыть это небесное дитя! Но искра любви пламенеет во мне
все сильнее и жарче прежнего. Повсюду вижу я прелестный образ
возлюбленной, которая с нежной улыбкой, в томлении простирает ко мне руки.
Я ведь знаю! Ты любишь меня, прекрасная, сладчайшая Кандида, и в том моя
безутешная, смертельная мука, что я не в силах спасти тебя от бесчестных
чар, опутавших тебя! Предательский Проспер! Что сделал я тебе, что ты
столь жестоко дурачишь меня?
Смерклось: все краски леса смешались в густой серой мгле».29
Такая ситуация передаёт иронию Гофмана над его героем. Ослеплённый Бальтазар ни капли не ценил того, что для него сделал маг. Он наконец вспомнил о своей безмерной любви к Кандиде – «образованной» девушке, прочитавшей всего пару книг, отличавшейся особой красотой, хотя никто не мог даже вспомнить цвета её волос. Итак, Бальтазар – истинно романтический герой: попав впервые в сложное положение и возомнив себя отшельником, он ушёл в лес.
Здесь вспоминается более ранний писатель-романтик – Людвиг Тик, который часто использует мотив отшельничества и уединения. Например, в новелле «Белокурый Экберт» главный герой уходит в незапланированное путешествие после смерти жены и убийства друга, им самим совершённого. Причём на такое уединение его толкает постепенно приходящее сумасшествие: в каждом мужчине Экберт видел своего убитого друга Вальтера. Непосредственно во время отшельничества Экберт встречает старуху, которую ещё в молодости обманула его жена, также став своего рода отшельницей. Старуха открывает герою глаза на многие вещи: оказывается, именно она была и Вальтером и встретившимся Экберту во время путешествия рыцарем, и была связана с его отцом, а погибшая жена Экберта являлась ему сестрой. Как видно, Тик преподносит идею уединения уж точно без иронии. Обстоятельства, вынудившие Экберта стать отшельником, гораздо серьёзнее, чем те, из-за которых ушёл в лес Бальтазар.
Также,
мотив уединения
«В "Крошке Цахесе" тоже смешна история мерзкого уродца, с помощью полученных от феи волшебных чар околдовавшего целое государство и ставшего в нем первым министром, - но идея, легшая в её основу, скорее страшна: ничтожество захватывает власть путем присвоения заслуг, ему не принадлежащих, а ослепленное, оглупленное общество, утратившее все ценностные критерии, уже не просто принимает "сосульку, тряпку за важного человека", но еще и в каком-то извращенном самоизбиении из недоумка творит кумира».30
Цахес пользуется волшебными чарами, которые хоть и не были им самим изобретены и претворены в жизнь, как чем-то, само собой разумеющимся – использует их, как только можно. Он задирает нос, считая, что к нему на самом деле есть повод хорошо относиться. А ведь и его самого, и жителей маленького государства обманул не кто иной, как фея Розабельверде. Конечно, ею двигал не злой умысел, а желание помочь маленькому уродцу и его матери – крестьянке Лизе. Кто же дал ей право вводить в заблуждение общество и самого карлика? Естественно, на это у неё никакого права не было, то есть фея воспользовалась своими умениями во вред княжеству и его жителей. Ведь, кто знает, что могло бы стать с государством, у которого был бы такой глупый, заносчивый, необразованный министр.
Итак, Розабельверде двигали только добрые побуждения и жалость к карлику. Эта ситуация – также пример иронии Гофмана. Наглая фея, которую вообще с трудом оставили жить в княжестве, злоупотребляет способностями, данными ей свыше. А права управлять чужими судьбами никто ей не давал ни свыше, ни откуда-либо ещё. Но, опять же, к уродцу Цахесу она относится с материнским трепетом и заботой, а Цахес сам этого не ценит. Так, женщина, наделённая волшебным даром, сумела поставить под угрозу благополучие целого государства ради того, чтобы помочь своему «малышу». Только ирония автора на этом не заканчивается: Розабельверде поддерживает свои чары и каждый девятый день расчёсывает Цахеса волшебным гребнем, то есть никак не может одуматься и помогает «малышу» дальше дурить чиновников и всех окружающих.
Действительно,
вообще та ситуация, что общество приняло
ранее не знакомого ничтожного уродца,
увидев в нём прелестного юношу,
да ещё возвысило, показательна. Здесь
автор иронизирует по поводу любого общества
в целом. Порой мы сами создаём кумиров,
а потом следуем за ними, как безмозглое
стадо. В политике достаточно примеров
подобного вознесения не совсем достойных
людей – так произошло и в сказке Гофмана.
Точнее, ситуация, показанная в сказке,
является проекцией на обыденную жизнь,
а ведь именно в повседневной жизни мы
частенько не задумываемся о подобных
вещах. И именно ирония помогает людям
понять, в каком положении они находятся,
посмотреть на себя со стороны, всё осознать,
исправиться.
Подобное поклонение ложному кумиру присутствует в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор».31 В комедии приняли «сосульку, тряпку за важного человека». За важного человека принимают и уродливого ничтожного Цахеса: «… все приняли его за красивого, статного мужчину и превосходного наездника»32, превозносят его как «умнейшего, учёнейшего, наикрасивейшего господина студента среди всех присутствующих»33; ему расточали непомерные похвалы, как превосходнейшему поэту. Он – умнейший и искуснейший чиновник в канцелярии, «… тот самый, что столь прекрасным слогом составляет и столь изящным почерком переписывает доклады…»34. Со всех сторон слышится: «Какой талант! Какое усердие!»; «Какое достоинство, какое величие в поступках!»; «Какое творение! Сколько мысли! Сколько фантазии!». «Божественный» Циннобер принимается за «вдохновенного композитора», он – министр! А профессор Мош Терпин заявляет: «Он женится на моей дочери, он станет моим зятем, через него я войду в милость к нашему славному князю…».35 Здесь вспоминается гоголевский городничий с его отношением к Хлестакову.
Как отметил Н. Я. Берковский, «по своему сверхничтожеству Цахес является как бы предчувствием нашего Ивана Александровича Хлестакова: когда в послеобеденный час тот начинает похваляться перед уездным обществом, то эта сцена некоего цахизма; если угодно, подобно Цахесу, Иван Александрович замещает в своих рассказах все высокие должности и авторствует при всех прославленных сочинениях».36
Далее, Гофман обыгрывает обряд назначения я Циннобера министром. Крохотное княжество не может проводить какую-либо самостоятельную политику. Гофман пользуется любым случаем, чтобы высмеять мизерный характер деятельности в карликовых немецких государствах; так, семь дней напролёт заседал Государственный совет при Барсануфе, чтобы приладить орденскую ленту к уродливой фигуре Цахеса. Членам капитула орденов, чтобы не перегружать их мозги, за неделю до исторического заседания запретили думать, а в ходе его во дворце «все ходили в толстых войлочных туфлях и объяснялись знаками». Даже если взглянуть на саму ту ситуацию, когда Циннобера сделали министром, то можно увидеть, что главный прём в ней – это ирония. В ней иронии подвержены и система назначения чиновников, их инициация, сам князь, Циннобер, а также все присутствующие поддакивающие чиновнички. Также примечательно то, как после долгих раздумий комиссия выносит всего лишь решение пригласить портного, на которого далее надевают практически такую же ленту как у Циннобера. Сам Циннобер, опять же, не умеет даже читать, что лишний раз свидетельствует о необразованности и неприспособленности чиновников к жизни.
Романтической иронии в «Крошке Цахесе» подвергнута вся система феодальной государственности: ее духовная и материальная жизнь, жалкие потуги на реформы с большими претензиями, система чинов, капитул орденов. Такая ирония направлена на осмеяние филистерского мира и героя-филистера, а также на осмеяние романтического энтузиазма и самого героя-романтика.
Могучим средством критики смехом является романтический гротеск, который в известной мере был «…реакцией на те элементы классицизма и Просвещения, которые порождали ограниченность и одностороннюю серьезность этих течений: на узкий рассудочный рационализм, на государственную и формально-логическую авторитарность, на стремление к готовности, завершенности и однозначности, на дидактизм и утилитаризм просветителей, на наивный или казенный оптимизм и т.п.».37
Само введение просвещения в страну имеет ярко выраженную ироническую подоплёку: князь просто в один прекрасный день объявляет жителям о том, что просвещение введено. Он приказывает развесить об этом объявления (причём отпечатанные большими буквами), вырубить леса, сделать реку судоходной, развести картофель, улучшить сельские школы, насадить акации и тополя, научить юношество распевать на два голоса утренние и вечерние молитвы, проложить шоссейные дороги и привить оспу.38 Также князь считает, что из государства надлежит изгнать всех людей опасного образа мыслей, кои глухи к голосу разума и совращают народ на различные дурачества. Как все эти меры могли поспособствовать реальному просвещению, непонятно.
Ирония
преследует героев Гофмана до самого
конца, даже до счастливой развязки. Альпанус,
устроив благополучное
«Оставаясь верным принципам романтического жанра, писатель, может быть незаметно для себя, вносит в него существенные коррективы».40 И действительно, мы можем видеть, что в повествование входят элементы реальной жизни - автор помещает действие сказки в узнаваемые житейские обстоятельства (немецкие имена большинства героев; съестные припасы типичны для Германии: пумперникель, рейнвейн, лейпцигские жаворонки). Изображая сказочное карликовое государство, Гофман воспроизводит порядки многих немецких государств. Так, например, перечисляя важнейшие просветительские акции, включает в этот перечень то, что действительно делалось в Пруссии по приказанию короля Фридриха II.
Основной для каждого романтика конфликт – разлад между мечтой и действительностью, поэзией и правдой – принимает у Гофмана безысходно трагический характер, но писатель-романтик, с одной стороны, маскирует, а с другой, - подчёркивает всю трагичность ситуаций, описанных в его новелле, при помощи иронии.
Ирония Гофмана, по поводу которой многое уже было сказано и написано, существует в его новелле «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» на границе волшебного и филистерского миров, то есть в зоне их контакта. Двоемирие, характерное для романтиков, присутствует у многих писателей, у Гофмана умело обыгрывается при помощи иронии. С одной стороны, автор иронизирует по поводу случаев, произошедших с Цахесом, подверженным влиянию волшебных чар, а с другой, - по поводу того, что происходит с Бальтазаром и остальными героями, которые не находятся под действием волшебства Розабельверде.
Романтическая ирония – универсальный способ взглянуть на самих себя и на различные ситуации со стороны. При помощи своей сказки «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» Гофман иронизирует по поводу мелких немецких государств, в которых творились беспорядки, подобные изображённым в сказочном мире и в княжестве Барсануфа.
Информация о работе Ирония в сказке Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер»