Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 17:53, реферат
Целью данной работы будет являться рассмотрение возможностей использования таких наглядных средств, как учебные и мультипликационные фильмы на уроке.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы………………5
2. Учебные фильмы……………………………………………………………….7
3. Использование мультипликационных фильмов на уроках литературы……8
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованных источников и литературы………………………….16
Далее необходимо спросить у детей, совпали ли их возможные ожидания с только что просмотренным мультфильмом: то ли они увидели в мультфильме, чего хотели? Как правило, ожидания не совпадают. Поскольку режиссёр мультфильма представил в нём свою интерпретацию прочитанного произведения. Потом в разговоре нужно выяснить, в чём ожидания детей не совпали с точкой видения режиссёра. Это хорошо, ведь встретились разные интерпретации: детские и режиссёрская.
Когда же ученики прочитают и разберут второе произведение и познакомятся со вторым мультфильмом, созданным по его мотивам, тогда можно обсудить те приёмы, которые использовали создатели мультфильма с целью вербализации внимания: образный ряд, линии, объёмность, цветовую гамму, звуковое сопровождение. Надо поговорить об образе главного героя. Ученики опять натолкнутся на несовпадение своих интерпретаций с режиссёрской. Пусть постараются точно определить, в чём, в каких деталях, образах они видят это несовпадение. Можно найти приёмы изображения героев в тексте, затем – в мультфильме и сравнить их.
Следующим этапом работы может стать рисование детей «по следам просмотренного». Поскольку ученики уже познакомились с мультфильмом, работами художников в нём и в книге (иллюстрации рассматриваются в процессе чтения), сами создавали рисунки к художественному тексту, то в их работах обязательно отразятся знакомые детали: черты героев, обстановка, в которой они действуют, цвета и оттенки. Это доказывает, что просмотр мультфильмов не прошёл бесследно: у детей сложился некий стереотип, а значит, стоит подумать о том, чтобы видеоряд не довлел над сознанием ребёнка.
Теперь предложите ученикам рассмотреть те рисунки, которые они сделали раньше, после чтения произведения. Они будут более самостоятельными, неожиданными, уникальными, чем рисунки, созданные после просмотра мультфильма. Художественный текст даёт больше простора для творчества, поскольку ребёнок сам создает видимый им образ, а в мультфильме он уже навязан режиссёром зрителю.
Роль взрослого в этой работе значительна: он может высказать своё мнение как о тексте, так и о мультфильме, показать другой уровень восприятия.
Таким образом, возникшая ранее триада Автор-Текст-Читатель, присущая литературному тексту, превращается в анимационном тексте в триаду Режиссёр-Мультфильм-Зритель. Освоение новой позиции ребёнка в пространстве анимации является залогом воспитания не только читательской, но и зрительской культуры ребёнка.
Поскольку литература и мультипликация в последнее время особенно плотно сотрудничают друг с другом, этот факт нельзя обойти вниманием современному учителю. Стоит изыскивать все возможные способы работы с разными видами искусства, синтезируя самые лучшие достижения на уроках литературы. Мультфильм является универсальным языком, помогающим разностороннему развитию детей. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала, совершенствования навыков общения и социализации.
Использование мультфильмов в школе позволяет с успехом решать триединую задачу урока: обучение, развитие и воспитание.
Перечислим основные
обучающие функции
1. Сообщение учащимся
новых знаний по изучаемому
вопросу для последующего
2. Обобщение изученного по теме или разделу;
3. Повышение познавательной
активности школьников, качества
усвоения программного
Продуманное применение
мультфильмов на уроках
Возможности мультфильма
могут быть реализованы при
одном условии: заинтересованном, вдумчивом,
не шаблонном их использовании.
При планировании предстоящего
урока нужно очень чётко
Заключение.
Таким образом, видеопродукция, в частности мультипликационный фильм, выступает не только в качестве средства организации досуга школьников, но и является эффективным средством, обеспечивающим формирование универсальных способов деятельности.
Результативность использования мультипликационных и учебных фильмов в образовательном процессе школьников обеспечивается:
- качеством отбора мультипликационных и учебных фильмов,
- методически грамотной организацией работы над содержанием фильма, отвечающей потребностям и интересам детей школьного возраста.
Учебные фильмы могут быть направлены как на изучение новой темы, так и на повторение. Все учебные фильмы имеют единую структуру. Каждый фильм должен начинаться с формулировки темы. В фильме могут присутствовать таблицы, схемы и другие наглядные материалы.
Ещё одним замечательным наглядным средством на уроке являются мультипликационные фильмы. Мультфильмы привлекали детей с самого раннего детства и служили исключительно для провождения досуга. Но их можно также использовать и на уроке после прочтения произведения. Важен сам процесс просмотра мультфильма, ведь в нём нужно отметить особенности, персонажей. Очень часто образы, представленные в мультфильме, расходятся с образами, данными в произведении или представленными в сознании детей. Всё это нужно обсуждать.
Таким образом, учебные и мультипликационные фильмы являются важным наглядным средством, так как позволяют сделать урок запоминающимся, а материал основательно закрепить. Очень важна также методика работы с такого рода фильмами. Ведь обычный просмотр без анализа и хорошего обсуждения особых результатов не даст.
Список использованных источников и литературы.
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: 1994.
2. Северенчук Н. Влияние анимационных фильмов на развитие психических процессов ребенка. //Психолог. - 2007 - №16.
3. Черна Л. Влияние современного телевидения на внутренний мир и поведение ребенка. //Психолог. 2009. - №15.
4.Ширинкина М.А. Компьютерное обеспечение гуманитарного образования: информационные технологии в обучении русскому языку: метод пособие. Пермь: Пермский государственный университет, 2007.
5.Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна» http://festival.nicsnail.ru/
6. Учительский портал
http://www.uchportal.ru/publ/
Информация о работе Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы