История русской литературы XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:42, лекция

Краткое описание

В 1770-х годах появляется неизвестный прежде в русской литературе жанр – роман. Жанровые приоритеты древнерусской и средневековой русской литературы определялись не столько потребностями самой литературы, сколько потребностями жизни. Отсюда приоритет таких жанров как: жанров жития, который давал читателю образцовую модель жизни; слово и воинская повесть, которые призывали к единению русских земель; моление, гимн и других церковных жанров, которые воспроизводили модель христианско-православного сознания русского человека. Развитие этих жанров было связано с тем, что от них требовали воспроизведения исторической реальности и сохранения церковной, православной модели жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Istoria_russkoy_literatury_XVIII_veka.docx

— 37.03 Кб (Скачать файл)

 Гг.История русской литературы XVIII века.

Учебник Г.А. Гуковского «Русская литература XVIII века. Классический учебник» М.; 2003.

Учебник В.И. Федорова «История русской  литературы XVIII века» М.; 2003.

Учебник О.Б. Лебедевой «История русской литературы XVIII века» М.; 2003.

Хрестоматия «Русская литература 1770-1775 гг. Под редакцией В.А. Западова»  М.; 1979.

Хрестоматия «Русская литература последней  четверти XVIII века. Под редакцией Западова» М.; 1986.

 

        В 1770-х годах появляется неизвестный прежде в русской литературе жанр – роман. Жанровые приоритеты древнерусской и средневековой русской литературы определялись не столько потребностями самой литературы, сколько потребностями жизни. Отсюда приоритет таких жанров как: жанров жития, который давал читателю образцовую модель жизни; слово и воинская повесть, которые призывали к единению русских земель; моление, гимн и других церковных жанров, которые воспроизводили модель христианско-православного сознания русского человека. Развитие этих жанров было связано с тем, что от них требовали воспроизведения исторической реальности и сохранения церковной, православной модели жизни.

 

        На рубеже XVII-XVIII веков жанровая модель перестраивается вслед за нацией, которая перестраивается на решение внутренних проблем. Появляются новые жанры, сменяются эстетические приоритеты:

 

  • Традиционная литература была анонимной, имя автора ничего не значила с  точки зрения эстетической ценности произведения. Постепенно появляются произведения авторские, и идея личной авторской ответственности за написанное начинает занимать ведущее место в литературе. Литература перестраивается от анонимного авторства к личному. Если в традиционной литературе авторство было коллективным, соборным, то в XVIII веке появляется личностная ответственность за книгу.
  • Личностное авторство создает условия для литературного диалога, литературной полемики, а, значит, создает условия для создания литературной среды.
  • Литература начинает не воспроизводить жизнь как таковую, а корреспондировать с ней, выбирать те сюжеты, которые отвечают потребностям самой литературы. Постепенно литература начинает осознавать самое себя, определять свои потребности, в частности, в развитии тех или иных форм, литературных жанров. Литература начинает осознавать себя как самоценное явление, наряду, например, с наукой.
  • В традиционной литературе произведения бытовали, в основном, как рукописные. Постепенно появляется все больше произведений печатных. В начале XVIII века появляется взлет книгопечатания, появляются условия для создания массовой, то есть доступной грамотному читателю, литературы.
  • Изменяется содержание литературы. В древнерусской и средневековой литературе основное содержание произведений представлено библейскими, евангельскими и историческими сюжетами. На рубеже XVII-XVIII веков появляются художественные произведения, основанные на авторском вымысле. Авторский вымысел становится основным способом и содержанием художественных произведений.

 

        Таким образом, на рубеже 17-18 веков происходит перестройка эстетического сознания и переход к новоевропейскому эстетическому сознанию. Однако при этом русская литература не отказывается от своих ценностей (см. Лотман, «Русская литература XVIII века в контексте культуры»). Лотман: русская литература, переходя к новоевропейскому типу сознания, сохраняет традиционную структуру ценностных характеристик. Главные ценности:

 

  • Отношение к слову не как к  игре, а как к слову-истине, к  божественному глаголу. Отсюда отношение  к писателю и к поэту в русской  литературе как к пророку.
  • Сохраняется отношение к литературе как к трибуне, к общественной кафедре, с которой вещает поэт-пророк.
  • Стремление русской литературы к независимости от власти. Русская литература с древних времен позиционировала себя как самостоятельную духовную власть, формирующую самостоятельные духовные ценности.

 

Ведущие литературоведы, например, Л.В. Пумпянский, отмечают, что сложность литературного развития XVIII века определяется тем, что она воспринимает ряд духовных волн, идущих с запада, как материал для творческой переработки и как возможность создания не копий западноевропейских эстетических моделей, а их национальных эквивалентов.

 

В 18 веке в России ведущим, но не единственным литературным направлением был классицизм. В середине – второй половине 18 веке формируется целый ряд контрклассицистических макромоделей, таких как предромантизм, сентиментализм, а также авторских  микромоделей. С 1730-х по 1770-е гг формируется  и утверждается как ведущий классицистический  метод.

 

Законспектировать:

Реформа русского стихосложения:

В.К. Тредьяковский, «Новый и краткий  способ к сложению российских стихов», 1735.

М.В. Ломоносов, «Письмо о правилах российского стихосложения», 1739.

В течение семестра, вплоть до зачета

Реформа жанровой системы:

А.П. Сумароков, «Эпистола о стихотворстве»

Ко второму семинарскому занятию  по сатирам Кантемира.

Реформа литературных стилей:

М.В. Ломоносов, «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», 1758.

В течение семестра

Ю.Н. Тынянов, «Ода как ораторский жанр»  в книге «Поэтика. История литературы. Кино», М.; 1977

К третьему семинару по Ломоносову

 

Повесть о Савве Грудцыне.

Религиозная легенда о грехопадении человека с историческими отступлениями, элементами религиозно-мистическими, бытовыми и любовной новеллы.

Повесть о Тверском Отроче монастыре.

В отличие  от Саввы Грудцына, традиционного  героя притчи (блудный сын, возвращающийся в лоно отцовского дома), Фрол Скабеев  представляет собой тип литературного  героя Пикаро или плута. Такой  герой является литературным предком  будущего русского авантюрно-приключенческого плутовского романа XVIII века (М.Д. Чулков, «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины», 1770). Переход к новому типу сознания, заложение тематических жанров и ролей русской литературы.

 

Читаем: «Повесть о Василии Кориотском»

 

Литература петровской эпохи (1/4 XVIII века).

 

Утверждение западнических реформ Петра I во всех сферах жизни, в том числе в литературе. Литература искала своего героя, отразившего идеалы своего времени, руководствовавшегося новой идеологией, идеологией лично ответственности за свою жизнь, жизни близких, личное благополучие и благополучие государства. Такой герой был найден в жанре гистории (повестей), ораторского слова-проповеди, драматургических жанров (комидиях, актах), а также в начинающих развитие лирических жанров. Некоторые из этих жанров соединяли в себе черты традиционной и новоевропейской литературы. Гистории были рукописными, анонимными, основывались на авантюрно-приключенческих сюжетах новоевропейской литературы.

Феофан  Прокопович нашел способ эффективной пропаганды петровских реформ. Он привлек для этого традиционный, вызывающий доверие населения, жанр – церковной проповеди. При этом жанр отличался новоевропейскими характеристиками: они были печатными и авторскими, но основой жанра был стиль церковной проповеди, отличающейся высокой степенью идеологизма, направленностью на слушателя, четкой логической конструкцией (риторический логос – воздействие на ум), высокой эмоциональной (риторический пафос – воздействие на сердце), высокой степенью доверия к оратору (риторический этос). Эти три фактора определяли успех оратора, успех церковной проповеди.

Риторическая  композиция ораторского слова:

  1. Начальное обращение к слушателю.
  2. Формулирование главного тезиса.
  3. Система аргументов для доказательства главной мысли.
  4. Вывод, повторяющий начальную посылку.
  5. Финальное обращение к слушателю.

Слова-проповеди  Феофана Прокоповича – не философские  трактаты, а художественные произведения. Аргументы чаще всего на сравнение, олицетворение, метафору. Главные тезисы в речах Прокоповича связаны  с крупными государственными событиями: необходимость создания флота, возвеличивание побед, раскрытие заговора церковников против Петра под началом царевича Алексея и так далее.

Развитие  массовых театров (театр Кунца-Фюрста).

 

Формирование классицизма  как нового художественного метода.

 

Зарождение  – Европа 2/2 XVI века. 1561 год – «Поэтика» Юлия Скалигера, которая устанавливает строгие нормативы художественного творчества. 1595 год – «Поэтика» Филиппа Сиднея, 1674 год - «Поэтическое искусство» Николя Буао. Основной источник знаний и критерий оценки мира – разум, разумный контроль над окружающей действительностью. В основе европейского рационализма лежит учение метафизики, согласно которому мир является вечным, неизменным, постоянным (этому учению противопоставлено учение диалектики). Рационалисты делили мир на два уровня. Низший уровень – видимые явления материальной жизни, высший уровень – явления, какими их задумал Творец. Задача искусства – с помощью художественных произведений давать идеальный образ идеальной действительности. Искусство должно совершенствовать действительность или высмеивать отклонения от идеалов. Главная этическая ценность той эпохи – принцип общей пользы, когда личность подчиняет личные желания и стремления общей пользе. Такая личность определялась как «общественная личность», которая противопоставлялась «человеку естественному».

 

«Высокие» жанры: ода, эпопея, трагедия.

«Низкие»  жанры: комедия, сатира, басня, эпиграмма.

 

Обращение к жанрам предопределяло круг тем, образов. Герои делились на добродетельных и  порочных, характер героя был условен, при этом он строился на использовании  гиперболы, герой классицизма либо абсолютно положительный, либо абсолютно  отрицательный. Иерархичность классицистического мышления воплощала иерархичность  государства. В России классицизм возник тогда, когда возникла угроза возвращения  к допетровским порядкам.

 

Повесть о Василии Кориотском

Историческая  эпоха первого тридцатилетия  XVIII века определила поэтику жанра гистории, которая характеризуется главенствующим положением категории героя среди других категорий повествования: здесь сюжет, композиция и стилистика определены центральным положением героя и задачей его максимально полного раскрытия. Основная единица сюжета – эпизод. Сюжет повести делится на несколько эпизодов:

 
  1. Жизнь Василия в родительском доме
 
 
  1. Служба во флоте и пребывание у голландского купца.
 
 
  1. Жизнь Василия на разбойничьем острове.
 
 
  1. Пребывание при австрийском дворе.
 
 
  1. Козни флоренского адмирала
 
     

 

Персоналии русского классицизма

 

Законодателем жанра сатиры стал Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744), продолжатель французского Просвещения. До Кантемира в русской литературе сатирическое направление существовало, но оно не было оформлено в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к сатирическим произведениям утвердившимися в европейской литературе классицизмом, не было строго оформленных сатирических жанров в русской литературе. Кантемир первым создает произведения в жанре поэтической сатире. Тем самым Кантемир решал две задачи: его сатира длжна была иметь боевой характер, высокую степень диалогизма, а также необходимо было реформировать этот стих. Кантемир подошел вплотную к выполнению этой задачи, хотя его стаиры написаны в силлабической системе. Кантемир сделал уступку тоническим принципам: он писал силлабическим тринадцатисложником и, после знакомства с трактатом Тредиаковского, допустил в свой стих после пятого или седьмого слога цезуру.

 

Главная идейная задача жанра сатиры –  осмеяние порока, который искажает идеал. Наиболее востребованный художественный прием для писателя-сатирика –  прием иронии, а также гипербола, увелиивающая порок. Писатель использует подтекст, с высоты которого он оценивает  окружающую действительность. Ближайшие  жанровые родственники сатиры – комедия, басня, эпиграмма. При этом сатира может  смыкаться с разными родовыми началами. Она может быть прозаической, может быть драматической.

 

Кантемир  написал всего 8 сатир. Кантемир использует живописные аргументы для доказательства своих мыслей: аргкументы представлены речевыми портретами персонажей. Сатира может быть отнесена к корпусу  риторических жанров и имеет риторические конструкции. Кантемир использует также  прием авторских комментариев, пояснений. Таким образом голос автора и  голос персонажа уравновешиваются в своей значимости, что придает  сатирам Кантемира лиро-эпических  характер. Самые известные сатиры Кантемира – «К уму своему, на хулящих учения», «филарет и Евгений. На зависть и гордость дворян злонравных». Все сатиры Кантемира можно объединить единой мыслью о необходимости борьбы и высменивания невежества.

 

Великим современником Кантемира, основателем  другого ведущего литературного  направления классицима, одического, был Михаил Васильевич Ломоносов, создавший  национальный образец жанра оды, не повторяющий европейскю оду. Он стремился в своей поэзии создать универсальный образ мира, включающий в себя землю, космос, природу, науку. У Ломоносова была особая природа таланта, соединявшая в себе эстетику и науку. Большинство его произведений одновременно являются и научными трактатами, и стихотворными произведениями («Письмо о пользе стекла»). Наибольшее количество од у Ломоносова – торжественные оды. История торжественной оды уходит корнями в античную литературу (Пиндар, Сафо и т.д.), когда одой называли лирическое стихотворение с широкой тематикой. Ломоносов оставляет лирическое содержание и вводит в оду ораторскую установку. Лирический жанр обретает черы ораторского слога.

Информация о работе История русской литературы XVIII века