Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:42, лекция
В 1770-х годах появляется неизвестный прежде в русской литературе жанр – роман. Жанровые приоритеты древнерусской и средневековой русской литературы определялись не столько потребностями самой литературы, сколько потребностями жизни. Отсюда приоритет таких жанров как: жанров жития, который давал читателю образцовую модель жизни; слово и воинская повесть, которые призывали к единению русских земель; моление, гимн и других церковных жанров, которые воспроизводили модель христианско-православного сознания русского человека. Развитие этих жанров было связано с тем, что от них требовали воспроизведения исторической реальности и сохранения церковной, православной модели жизни.
Гг.История русской литературы XVIII века.
Учебник Г.А. Гуковского «Русская литература XVIII века. Классический учебник» М.; 2003.
Учебник В.И. Федорова «История русской литературы XVIII века» М.; 2003.
Учебник О.Б. Лебедевой «История русской литературы XVIII века» М.; 2003.
Хрестоматия «Русская литература 1770-1775 гг. Под редакцией В.А. Западова» М.; 1979.
Хрестоматия «Русская литература последней четверти XVIII века. Под редакцией Западова» М.; 1986.
В 1770-х годах появляется неизвестный прежде в русской литературе жанр – роман. Жанровые приоритеты древнерусской и средневековой русской литературы определялись не столько потребностями самой литературы, сколько потребностями жизни. Отсюда приоритет таких жанров как: жанров жития, который давал читателю образцовую модель жизни; слово и воинская повесть, которые призывали к единению русских земель; моление, гимн и других церковных жанров, которые воспроизводили модель христианско-православного сознания русского человека. Развитие этих жанров было связано с тем, что от них требовали воспроизведения исторической реальности и сохранения церковной, православной модели жизни.
На рубеже XVII-XVIII веков жанровая модель перестраивается вслед за нацией, которая перестраивается на решение внутренних проблем. Появляются новые жанры, сменяются эстетические приоритеты:
Таким образом, на рубеже 17-18 веков происходит перестройка эстетического сознания и переход к новоевропейскому эстетическому сознанию. Однако при этом русская литература не отказывается от своих ценностей (см. Лотман, «Русская литература XVIII века в контексте культуры»). Лотман: русская литература, переходя к новоевропейскому типу сознания, сохраняет традиционную структуру ценностных характеристик. Главные ценности:
Ведущие литературоведы, например, Л.В. Пумпянский, отмечают, что сложность литературного развития XVIII века определяется тем, что она воспринимает ряд духовных волн, идущих с запада, как материал для творческой переработки и как возможность создания не копий западноевропейских эстетических моделей, а их национальных эквивалентов.
В 18 веке
в России ведущим, но не единственным
литературным направлением был классицизм.
В середине – второй половине 18 веке
формируется целый ряд
Законспектировать:
Реформа русского стихосложения:
В.К. Тредьяковский, «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», 1735.
М.В. Ломоносов, «Письмо о правилах российского стихосложения», 1739.
В течение семестра, вплоть до зачета
Реформа жанровой системы:
А.П. Сумароков, «Эпистола о стихотворстве»
Ко второму семинарскому занятию по сатирам Кантемира.
Реформа литературных стилей:
М.В. Ломоносов, «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», 1758.
В течение семестра
Ю.Н. Тынянов, «Ода как ораторский жанр» в книге «Поэтика. История литературы. Кино», М.; 1977
К третьему семинару по Ломоносову
Повесть о Савве Грудцыне.
Религиозная легенда о грехопадении человека с историческими отступлениями, элементами религиозно-мистическими, бытовыми и любовной новеллы.
Повесть о Тверском Отроче монастыре.
В отличие от Саввы Грудцына, традиционного героя притчи (блудный сын, возвращающийся в лоно отцовского дома), Фрол Скабеев представляет собой тип литературного героя Пикаро или плута. Такой герой является литературным предком будущего русского авантюрно-приключенческого плутовского романа XVIII века (М.Д. Чулков, «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины», 1770). Переход к новому типу сознания, заложение тематических жанров и ролей русской литературы.
Читаем: «Повесть о Василии Кориотском»
Литература петровской эпохи (1/4 XVIII века).
Утверждение западнических реформ Петра I во всех сферах жизни, в том числе в литературе. Литература искала своего героя, отразившего идеалы своего времени, руководствовавшегося новой идеологией, идеологией лично ответственности за свою жизнь, жизни близких, личное благополучие и благополучие государства. Такой герой был найден в жанре гистории (повестей), ораторского слова-проповеди, драматургических жанров (комидиях, актах), а также в начинающих развитие лирических жанров. Некоторые из этих жанров соединяли в себе черты традиционной и новоевропейской литературы. Гистории были рукописными, анонимными, основывались на авантюрно-приключенческих сюжетах новоевропейской литературы.
Феофан Прокопович нашел способ эффективной пропаганды петровских реформ. Он привлек для этого традиционный, вызывающий доверие населения, жанр – церковной проповеди. При этом жанр отличался новоевропейскими характеристиками: они были печатными и авторскими, но основой жанра был стиль церковной проповеди, отличающейся высокой степенью идеологизма, направленностью на слушателя, четкой логической конструкцией (риторический логос – воздействие на ум), высокой эмоциональной (риторический пафос – воздействие на сердце), высокой степенью доверия к оратору (риторический этос). Эти три фактора определяли успех оратора, успех церковной проповеди.
Риторическая композиция ораторского слова:
Слова-проповеди Феофана Прокоповича – не философские трактаты, а художественные произведения. Аргументы чаще всего на сравнение, олицетворение, метафору. Главные тезисы в речах Прокоповича связаны с крупными государственными событиями: необходимость создания флота, возвеличивание побед, раскрытие заговора церковников против Петра под началом царевича Алексея и так далее.
Развитие массовых театров (театр Кунца-Фюрста).
Формирование классицизма как нового художественного метода.
Зарождение – Европа 2/2 XVI века. 1561 год – «Поэтика» Юлия Скалигера, которая устанавливает строгие нормативы художественного творчества. 1595 год – «Поэтика» Филиппа Сиднея, 1674 год - «Поэтическое искусство» Николя Буао. Основной источник знаний и критерий оценки мира – разум, разумный контроль над окружающей действительностью. В основе европейского рационализма лежит учение метафизики, согласно которому мир является вечным, неизменным, постоянным (этому учению противопоставлено учение диалектики). Рационалисты делили мир на два уровня. Низший уровень – видимые явления материальной жизни, высший уровень – явления, какими их задумал Творец. Задача искусства – с помощью художественных произведений давать идеальный образ идеальной действительности. Искусство должно совершенствовать действительность или высмеивать отклонения от идеалов. Главная этическая ценность той эпохи – принцип общей пользы, когда личность подчиняет личные желания и стремления общей пользе. Такая личность определялась как «общественная личность», которая противопоставлялась «человеку естественному».
«Высокие» жанры: ода, эпопея, трагедия.
«Низкие» жанры: комедия, сатира, басня, эпиграмма.
Обращение
к жанрам предопределяло круг тем, образов.
Герои делились на добродетельных и
порочных, характер героя был условен,
при этом он строился на использовании
гиперболы, герой классицизма либо
абсолютно положительный, либо абсолютно
отрицательный. Иерархичность
Повесть о Василии Кориотском
Историческая эпоха первого тридцатилетия XVIII века определила поэтику жанра гистории, которая характеризуется главенствующим положением категории героя среди других категорий повествования: здесь сюжет, композиция и стилистика определены центральным положением героя и задачей его максимально полного раскрытия. Основная единица сюжета – эпизод. Сюжет повести делится на несколько эпизодов:
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
Персоналии русского классицизма
Законодателем жанра сатиры стал Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744), продолжатель французского Просвещения. До Кантемира в русской литературе сатирическое направление существовало, но оно не было оформлено в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к сатирическим произведениям утвердившимися в европейской литературе классицизмом, не было строго оформленных сатирических жанров в русской литературе. Кантемир первым создает произведения в жанре поэтической сатире. Тем самым Кантемир решал две задачи: его сатира длжна была иметь боевой характер, высокую степень диалогизма, а также необходимо было реформировать этот стих. Кантемир подошел вплотную к выполнению этой задачи, хотя его стаиры написаны в силлабической системе. Кантемир сделал уступку тоническим принципам: он писал силлабическим тринадцатисложником и, после знакомства с трактатом Тредиаковского, допустил в свой стих после пятого или седьмого слога цезуру.
Главная идейная задача жанра сатиры – осмеяние порока, который искажает идеал. Наиболее востребованный художественный прием для писателя-сатирика – прием иронии, а также гипербола, увелиивающая порок. Писатель использует подтекст, с высоты которого он оценивает окружающую действительность. Ближайшие жанровые родственники сатиры – комедия, басня, эпиграмма. При этом сатира может смыкаться с разными родовыми началами. Она может быть прозаической, может быть драматической.
Кантемир
написал всего 8 сатир. Кантемир использует
живописные аргументы для доказательства
своих мыслей: аргкументы представлены
речевыми портретами персонажей. Сатира
может быть отнесена к корпусу
риторических жанров и имеет риторические
конструкции. Кантемир использует также
прием авторских комментариев, пояснений.
Таким образом голос автора и
голос персонажа
Великим современником Кантемира, основателем другого ведущего литературного направления классицима, одического, был Михаил Васильевич Ломоносов, создавший национальный образец жанра оды, не повторяющий европейскю оду. Он стремился в своей поэзии создать универсальный образ мира, включающий в себя землю, космос, природу, науку. У Ломоносова была особая природа таланта, соединявшая в себе эстетику и науку. Большинство его произведений одновременно являются и научными трактатами, и стихотворными произведениями («Письмо о пользе стекла»). Наибольшее количество од у Ломоносова – торжественные оды. История торжественной оды уходит корнями в античную литературу (Пиндар, Сафо и т.д.), когда одой называли лирическое стихотворение с широкой тематикой. Ломоносов оставляет лирическое содержание и вводит в оду ораторскую установку. Лирический жанр обретает черы ораторского слога.