Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 01:36, контрольная работа
Целью моей работы является раскрытие темы «Классификация связных высказываний дошкольников». Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить связность речи как понятие
-рассмотреть характеристику связных высказываний дошкольников
-проанализировать классификацию связных высказываний детей
Введение…………………………………………………………………….3
1. Связность речи как понятие………………………………………….…4
2. Характеристика связных высказываний дошкольников……………..12
3. Классификация связных высказываний детей…………………….…..15
Заключение…………………………………………………………..……..20
Список использованной литературы………………………………..…….21
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Связность речи как понятие………………………………………….…4
2. Характеристика связных высказываний дошкольников……………..12
3. Классификация связных высказываний детей…………………….…..15
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..…….21
Введение
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи.
Вот почему среди многих важных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, задача обучения родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Целью моей работы является раскрытие темы «Классификация связных высказываний дошкольников». Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить связность речи как понятие
-рассмотреть характеристику связных высказываний дошкольников
-проанализировать классификацию связных высказываний детей
1. Связность речи как понятие
Характеристика связной речи и ее особенностей содержатся в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы.
Применительно к различным видам развернутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, исходящих в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое.
Под связной речью следует понимать любую единицу речи, составленные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи.[1]
Связность как один из самых значимых категориальных признаков текста характеризуется взаимодействием нескольких факторов: содержания текста, его смысла, логики изложения, особой организации языковых средств; коммуникативной направленности; композиционной структуры.
Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка овладения ряда языковых умений: строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства.
Если предметом речевой деятельности является мысль, на формирование и выражение которой направлены говорение и письмо, то главным и определяющим средством осуществления речевого общения является язык или языковая система. Она включает в себя слова с их значениями, объективное и обобщенное отражение в сознании человека обозначаемого словом предмета, явления окружающей действительности, и синтаксис, традиционно сложившиеся нормы, правила сочетания, объединение слов, на основе которых строится языковое сообщение. Основными и универсальными, используемыми в самых разных вариантах во всех видах речевой деятельности, единицами языка являются слово, предложение и текст.
Слово как универсальный знак является основной структурно образующей единицей языка. В речевой деятельности человека слово выполняет важнейшие функции обозначения и передачи, в обобщенной форме, наиболее важной информации об обозначаемом предмете, свойстве или отношении.
Предложение и текст как основные языковые формы реализации речевого высказывания служат целям намеренной передачи информации о том или ином фрагменте окружающей действительности. Основной систематической функцией, предложения является формирование какой – либо одной законченной мысли.
Текст представляет собой передаваемое средствами языка развернутое речевое сообщение. С его помощью предмет речи - явление, событие отображается в наиболее полном и законченном виде.[2]
Фонемы - звуки речи в их смыслоразличительной функции и морфемы -структурообразующие грамматические части каждого слова, являются базовыми «строительными» элементами языка. [3]
Правильное произношение звуков – фонем на внешней фазе реализации речевой деятельности обеспечивает возможность ее полноценного восприятия слушающим и, соответственно, адекватную передачу мысленного содержания. Точное, безошибочное воспроизведение морфем в составе слова обеспечивает правильное грамматическое структурирование речи, соблюдение грамматических норм ее оформления по законам данного языка.
Мысль говорящего или пишущего может быть по – разному сформирована и сформулирована при помощи одних и тех же языковых средств, т.е. словаря и грамматики данного языка.
В связи с этим в общей структуре речевой деятельности наряду со средствами выделяются различные способы ее осуществление – различные способы формирования и формулирования мысли. Им отвечают различные формы организации речевого общения и, соответственно, различные формы речи. Таких форм три – внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя речь.
Внешняя -устная и письменная речь представляет собой внешний способ формирования и формулирование мысли и передачи информации. Основными формами внешней речи являются диалогическая, монологическая и полилогическая -групповая речь.[4]
Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формами речи.
Диалогическая – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения. [5]
Диалог как форма речи состоит из реплик - отдельных высказываний, их цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь.
В диалоге наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи большую роль играют и невербальные компоненты – жест, мимика, а также средства интонационной выразительности.
Указанные особенности определяют характер речевых высказываний. Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания - эллипсы или элизии, наличие повтора лексических элементов в смешных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля - речевые штампы. Простейшие формы диалога, например, реплики – высказывания типа утвердительного или отрицательного ответа и т.п. не требуют построения программы высказывания.
В лингвистике единицей диалога принято считать тематически объединенную цепь реплик, характеризующихся семантической, структурной и смысловой законченностью – «диалогическое единство». Достаточное раскрытие темы, смысловая законченность и структурное единство, определяемые адекватным использованием языковых и внеязыковых средств в конкретной ситуации речевого общения, - критерии связности развернутой диалогической речи.
Монологическая речь -монолог понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщении о каких – либо фактах, явлениях реальной действительности.[6]
Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации.
Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируются. Сопоставляя монологическую и диалогическую форму речи, как относительная развернутость, большая производительность и программированность.
Обычно «говорящий планирует или программирует не только каждое отдельное высказывание, но и… весь «монолог» как целое».
Являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо – и словообразующие, а также синтаксические средства. Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности (текущего, последующего, упреждающего) с опорой, как на слуховое, так и на зрительное (составление рассказа по наглядному материалу) восприятие. По сравнению с диалогом монологическая речь более контекстная и излагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных, в том числе сложных, синтаксических конструкций. Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера.
Выделяется ряд разновидностей устной монологической речи, или «функционально – смысловые» типы. В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описания, повествование и элементарные рассуждения.
Дадим краткую характеристику основных типов монологических высказываний.
Сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности, называется описанием. Оно представляет собой относительно развернутую словесную характеристику предмета или явления, отображение их основных свойств или качеств, данных «в статическом состоянии».[7]
Описание – это образец монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета. При описании объект речи раскрывается, т.е. уточняются форма, состав, структура, свойства, назначение (объекта). Назначение описания – запечатлеть какой-то момент действительности, дать образ предмета, а не просто назвать его. Описание статично, в нем утверждается наличие или отсутствие каких-либо признаков предмета. В описании употребляются языковые категории, раскрывающие сополагающие признаки фактов, явлений, предметов: именные конструкции, формы настоящего времени глаголов, слова с качественным и пространственным значением.[8]
Особый вид высказывания, отражающий причинно – следственную связь каких – либо фактов (явлений), называется рассуждение. В структуру монолога – рассуждения входят: исходный тезис (информация, истинность или логичность которой требуется доказать), и выводы. Рассуждение складывается, таким образом, из цепи суждений, образующих умозаключения. Каждый из видов монологической речи имеет свои особенности построения в соответствии с характером коммуникативной функции. Рассуждение – это модель монологического сообщения с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на полное или сокращенное умозаключение. Рассуждение ведется с целью достижения вывода.[9]
Сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности, называется повествование. В повествовании, сообщается о каком – либо событии, которое развивается во времени, содержит «динамику». Развернутое монологическое высказывание имеет, как правило, следующую композиционную структуру: введение, основная часть, заключение. Повествование – это особый тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состояниях предметов. Основой повествования является сюжет, развертывающийся во времени, на первый план выдвигается порядок протекания действий. При помощи повествования передается развитие действия или состояния предмета.[10]
Выделяются различные формы повествования: о событии, о переживании, о состоянии и настроении, краткое сообщение о фактах.
Разновидностью повествования является рассказ, в котором различаются завязка, кульминация, развязка. Схема повествования: 1) начало события; 2) развитие события; 3) конец события.
Текст рассматривается как речетворческое произведение, как продукт речи, как основная единица речи. Продуцирование текстов и их осмысление происходят в процессе коммуникации. Именно в процессе общения формируются определенные типы высказываний - речевые жанры, обладающие определёнными и относительно устойчивыми типическими формами построения целого. Основными характеристиками текста являются цельность и связность.