Классификация связных высказываний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 01:36, контрольная работа

Краткое описание

Целью моей работы является раскрытие темы «Классификация связных высказываний дошкольников». Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить связность речи как понятие
-рассмотреть характеристику связных высказываний дошкольников
-проанализировать классификацию связных высказываний детей

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Связность речи как понятие………………………………………….…4
2. Характеристика связных высказываний дошкольников……………..12
3. Классификация связных высказываний детей…………………….…..15
Заключение…………………………………………………………..……..20
Список использованной литературы………………………………..…….21

Вложенные файлы: 1 файл

классификация связных высказываний дошкольников.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Построение цельного и связного текста требует от ребенка овладения рядом языковых умений:

1) строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью;

2) пользоваться различными функционально-смысловыми типами речи в зависимости от цели и условий коммуникации;

3) соблюдать структуру определённого типа текста, позволяющую достичь поставленной цели;

4) соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связи и разнообразных средств;

5) отбирать адекватные лексические и грамматические средства.

Наряду с существующими различиями отличается определенная общность и взаимосвязь диалогической и монологической форм речи. Прежде всего, их объединяет общая система языка. Монологическая речь, возникающая у ребенка на основе диалогической, впоследствии органично включается в разговор, беседу. Такие высказывания могут состоять из нескольких предложений и содержать разную информацию: короткое сообщение, дополнение, элементарное рассуждение. Устная монологическая речь в известных пределах может допускать неполноту высказывания - эллипсы, и тогда ее грамматическое настроение может приближаться к грамматической структуре диалога.

Независимо от формы - монолог, диалог, основным условием коммуникативности речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний.

Термином высказывание определяются коммуникативные единицы - от отдельного предложения до целого текста, законченные по содержанию и интонации и характеризующиеся определенной грамматической или композиционной структурой.


2. Характеристика связных высказываний дошкольников

 

К существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний - описание, повествование, относятся связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.

Выделяют следующие критерии связности устного сообщения: смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между членами предложения и законченность выражения мысли говорящего.

В современной лингвистической литературе для характеристики связной развернутой речи применяется категория текст. К основным его признакам, осмысление которых важно для разработки методики развития связной речи, относятся: тематическое, смысловое и структурное единство, грамматическая связность.

Выделяются такие факторы связности сообщения, как последовательное раскрытие темы в следующих друг за другом фрагментах текста, взаимосвязь тематических и рематических элементов (данное и новое) внутри и в смежных предложениях, наличие синтаксической связи между структурными единицами текста.

В синтаксической организации сообщения как единого целого главную роль играют различные средства межфразовой и внутрифразовой связи: лексический и синонимический повтор, местоимения, слова и обстоятельственным значением, служебные слова и др.

Другая важнейшая характеристика развернутого высказывания – последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности текста. Наиболее распространенный тип последовательности изложения – последовательность сложных соподчиненных отношений – временных, пространственных, причинно – следственных.

К числу основных нарушений последовательности изложения относятся: пропуск, перестановка членов последовательности: смешение разных видов последовательности когда, например, ребенок не закончив описания, какого – либо существенного свойства предмета, переходит к описанию следующего, а затем вновь возвращается к предыдущему и т.п.

Соблюдение связности и последовательности сообщения во многом определяется его логико-смысловой организацией. Логико-смысловая организация высказывания на уровне текста представляет собой сложное единство; она включает предметно – смысловую и логическую организацию.  Адекватное отражение предметов реальной действительности, их связей и отношений выявляется в предметно – смысловой организации высказывания, отражение же хода изложения самой мысли проявляется в его логической организации. Овладение навыками логико-смысловой организации высказывания способствует четкому, спланированному изложению мысли, т.е. произвольному и осознанному осуществлению речевой деятельности. Осуществляя речевую деятельность, человек следует «внутренней логике» раскрытия всей структуры предметных отношений. Элементарное проявление смысловой связи – межпонятийная связь, отражающая отношения между двумя понятиями. Основной тип межпонятийной связи – предикативная смысловая связь, которая «ранее других формируется в онтогенетическом развитии».[11]

А.А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутреннем программировании высказывание, рассматриваемом как процесс построения некоторой схемы, на основе, которой порождятся речевое высказывание. Такое программирование может быть двух типов: программирование отдельного конкретного высказывания и речевого целого. А.А. Леонтьев предложил принципиальную схему порождения речи, включающую этапы мотивации, замысла (программы, плана), осуществление замысла и, наконец, сопоставления реализации с самим замыслом.[12]

Порождение речевого высказывания представляет собой сложный многоуровневый процесс. Он начинается с мотива, который объектируется в замысле, замысел формируется с помощью внутренней речи. Здесь же формируется психологическая «смысловая» программа высказывания, которая «раскрывает замысел» в его первоначальном воплощении. Она объединяет в себе ответы на вопросы: что сказать? В какой последовательности и как сказать? Эта программа реализуется затем во внешней речи на основе законов грамматики и синтаксиса данного языка.

Элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2 – 3 лет. С 5 – 6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический и синтаксический строй родного языка. В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с 4 лет детям доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, а на седьмом году жизни – и короткие рассуждения. Однако полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения монологической речью относится формирование специальных мотивов, потребности в употреблении монологических высказываний; сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения. Овладение монологической речью, построением развернутых связных высказываний становится возможным и возникновением регулирующей, планирующей функцией речи.


3. Классификация связных высказываний детей

 

Дети старшего дошкольного возраста способны овладевать навыками планирования монологических высказываний. Формирование навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию.

Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного знака и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи ребенка должна быть направлена и речевая работа по развитию лексических и грамматических языковых навыков.

На полноценное овладение детьми монологической речью должна быть направлена и работа по развитию у них лексических и грамматических языковых навыков.

Раньше всего к связному изложению дети переходят в рассказах спокойного характера. В педагогических исследованиях также доказаны, что связность прежде всего формируется в текстах повествовательного и контаминированного характера.

Особенности связных высказываний дошкольников зависят от характера наглядного материала и ситуации общения. Речь дошкольников более связна в ситуациях: пересказа знакомой сказки по иллюстрациям; рассказывания по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок на одну тему; рассказывания по ситуации, создаваемой воспитателем с помощью игрушек и о собственных играх по аналогичным сюжетам.

 

 

 

Итак, связные высказывания дошкольников можно классифицировать следующим образом:

Таблица 1. Классификации связных высказываний дошкольников:

Связные высказывания дошкольников

Пересказ знакомой сказки по иллюстрациям

 

 

Рассказывания по сюжетной картинке или серии сюжетных картинок на одну тему

Рассказывания по ситуации, создаваемой воспитателем с помощью игрушек и о собственных играх  и о собственных играх по аналогичным сюжетам

 

Пересказы дошкольников по иллюстрациям более содержательны, структурно оформлены, отличаются большей полнотой и последовательностью. Дети воспроизводят практически все основные моменты сказки, поскольку они наглядно представлены на иллюстрациях. Одновременное использование литературного образца и картинок положительно влияет на содержательность и связность пересказов, их объем, плавность речи, повышается мотивированность и самостоятельность высказываний. Вместе с тем, в ряде случаев повышается уровень ситуативности речи, когда дети больше ориентируются на картинку, пересказ заменяют перечислением изображенных персонажей.

В своих рассказах по сюжетной картинке, дети могут описывать ее путем перечисления отдельных предметов и действий. Так же дети могут устанавливать связи и отношения между объектами и пытаться отразить их в речи.

В рассказах по серии сюжетных картинок дети излагают свои мысли более связно. Их высказывания структурно более оформлены, последовательны, развернуты. Вместе с тем, детям трудно самостоятельно определить последовательность расположения картинок, связать отдельные сюжеты в единое целое.

Что касается влияния игровых ситуаций на связность детской речи, то было обнаружено, что она существенно, и по содержанию, и по объему, отличалась от рассказов по картинке. Проигрывание, собственные действия обогащают содержание детской речи, позволяют ребенку понять и раскрыть тему.

В диалогической речи дошкольников обычно присутствуют элементы связности, реплики детей носят развернутый характер. В детской речи проявляются «вставки монологического характера».

Пересказывая литературный текст по иллюстрациям, дошкольники достаточно полно передают содержание. В рассказах присутствуют все эпизоды сказки. Высказывания обычно имеют композиционную завершенность.

Часто, составляя рассказ, дети включают в него не относящиеся к предложенной теме эпизоды. Наибольшие трудности для детей представляют начало и окончание рассказа. Что касается способов соединения предложений, то дети использовали в основном формально-присоединительную и цепную связь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По результатам изучения развития связной речи у дошкольников выделяют четыре уровня связной речи.

Таблица 2. Уровни связной речи у дошкольников

Уровни связной речи у дошкольников

1. Высокий уровень

2. Уровень - выше среднего

3. Средний уровень

4 уровень - низкий.

Тема раскрыта.

Начальное предложение определяет главных героев, события, вводит в сюжет. Рассказы композиционно завершены.

Текст излагается последовательно. Используются разнообразные типы связи. Коэффициент связности приближается к 0,6. Количество пауз и повторов не больше двух. Рассказ самостоятельный. В тексте можно выделить 10-12 предложений.

 

Повествование композиционно завершено. Содержание раскрывается частично и излагается последовательно. Дети используют разные виды связи, но доминирующей является цепная-местоименная. Рассказ самостоятельный. В тексте можно выделить 6-8 предложений.

 

Повествование характеризуется частичной композиционной завершенностью (нет начала или конца). Содержание раскрывается частично, имеются нарушения последовательности. Используется в основном формальная и цепная-местоименная связь. Наблюдаются повторы слов, фраз, предложений (3-4). Рассказ составлен с помощью взрослого. В тексте выделяется 4-5 предложений.

 

Дети пытаются составить рассказ, но ограничиваются отдельными предложениями без начала и конца. Присутствует лишь формальная связь. Количество повторов и пауз более пяти. В тексте 1-3 предложения.

 

Информация о работе Классификация связных высказываний