Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 10:48, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить образ народа и проследить процессы коллективизации на примере романа М. А. Шолохова «Поднятая целина».
Задачи курсовой работы:
Изучить историческую роль коллективизации.
Проанализировать роман Шолохова М. В. «Поднятая целина».
Изучить историю создания романа.
Охарактеризовать главных героев произведения и их судьбы.
Введение………………………………………………………………………….3
Художественный образ…………………………………..5
1.1
Образ народа в русской литературе 19-20 вв……………………..
Коллективизация и народ в творчестве М. А. Шолохова……………
2.1 Образ народа в романе…….………………………………………….11
2.2 Воплощение процесса коллективизации в романе «Поднятая целина» М. А. Шолохова………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………………26
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1
2.1 Образ народа в романе…….………………………………………….11
2.2 Воплощение процесса коллективизации в романе «Поднятая целина» М. А. Шолохова………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………26
Введение
На протяжении многих столетий крестьянство являлось основой российского общества. Именно оно было источником основных средств для развития промышленности и хозяйства страны в целом. История XX века коренным образом изменила судьбу крестьянства в России, обернулась трагедией для целого класса.
В историографии выдвигались
неоднозначные оценки коллективизации:
позиция идеологического
В современной литературе тема коллективизации представлена широко, это и понятно: большое переломное событие всегда находит многоаспектное отражение.
Такое положение крестьянства в обществе неоднозначно воспринималось политическим руководством страны. С одной стороны, в СССР провозглашалась власть и диктатура рабочих и крестьян. Но с другой стороны, еще В.И. Ленин отмечал, что мелкотоварное хозяйство «ежедневно, ежечасно, стихийно и в массовом масштабе» рождает капитализм. Потому опасно долгое время базировать политический режим на двух разных экономических основах: крупной государственной промышленности и мелком индивидуальном крестьянском хозяйстве. Крестьянин, по мнению большевиков, очень сложно и долго «врастает» в социализм. Поднятая целина» вошла в историю советской литературы как одно из самых замечательных произведений, запечатлевших эпоху коллективизации, крушения старых и рождения новых форм жизни.
У этой книги необычная судьба. Она создавалась, как говорил сам писатель, «по горячим следам событий». М. А. Шолохов — непосредственный участник коллективизации. Его друзьями были партийные работники, председатели только что возникающих колхозов, казаки-колхозники... Все годы он живет и работает в станице Вешенской. То, что происходило вокруг, касалось его кровно, и поэтому книга рождалась каш прямой отзыв на события, которые бурлили, клокотали, в которых проступал, кристаллизовался новый лик времени.
Роман Шолохова М. А. «Поднятая целина» был и остается вневременным произведением. Проблематика его актуальна и до сих пор. Это ложь и предательство, любовь и верность, смерть и рождение. И если раньше роман читали, прежде всего, с точки зрения проблем коллективизации, налаживания колхозного быта в нелегкие 30-е годы, то теперь мы, современники, читаем его, больше обращая внимание на то, как раскручивается бесконечный клубок судеб героев.
Объект исследования: роман М. А. Шолохова «Поднятая целина».
Предмет исследования: образ народа и процессы коллективизации.
Цель курсовой работы – выявить образ народа и проследить процессы коллективизации на примере романа М. А. Шолохова «Поднятая целина».
Задачи курсовой работы:
Метод исследования: описательный. Проведено изучение научных трудов в историческом аспекте: современников М. А. Шолохова, исследователей и критиков русской литературы 19- 20 веков.
Научная
новизна исследования заключает
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Коллективизация в конце 20-х - начале 30-х годов стала самым сложным и драматичным периодом в судьбе русского крестьянства, оценить и осмыслить который до сих пор непросто не только писателям, но и историкам, социологам, философам.
После революции деревня изменилась неузнаваемо: на месте старых, покосившихся осиновых изб появились красивые кирпичные дома, улицы замостили камнем, через овраги перекинули мосты. Кто больше работал, тот больше имел. Работать же мужики любили, да и воля им была — делай, что хочешь: "торгуй на всю катушку, расцветай!”[1]
В 1929-м году на XV съезде ВКП(б) было принято решение о сплошной коллективизации деревни. По-разному отнеслись к нему жители, но энтузиазма оно не вызвало ни у кого. В село спустили план: одна тысяча пудов зерна на сдачу государству. Местные власти, чтобы выслужиться, увеличили его в пять раз. Застонала деревня.[3]
Истребили кулаков... Теперь кулаками были объявлены середняки, а потом и все, кто не был согласен с политикой партии. Оценку всему происходящему дает умный, порядочный человек, истинный интеллигент Дмитрий Успенский: "Весь ужас в том, что все эти схемы насчет улучшения жизни составлены не по любви к ближнему, не по нравственным соображениям, не по соблюдению очевидных законов, а по голому расчету.
Коллективизация – процесс объединения мелких единоличных крестьянских хозяйств в коллективные сельскохозяйственные предприятия путём кооперирования. Как и в случае с индустриализацией, коллективизация – одна из глобальных задач, стоящих перед большевистским режимом.
«Обобществление» необходимо
с хозяйственной точки зрения
– чтобы построить новую
Первые попытки подобных реформ были предприняты ещё в начале 20-х годов – по указанию «сверху» в деревнях насаждались ТОЗы (Товарищества по совместной Обработке Земли), которые должны были стать первой ступенькой к дальнейшему переходу к «колхозам» и «совхозам». На этом этапе «земля» ещё не становится «общей», однако на каждом отдельном крестьянском наделе работает весь коллектив ТОЗа.
Подобные организации, рассчитанные на добровольное вступление, потерпели полный крах – общее количество крестьян, отдавших свою собственность в общественное пользование, составило менее 1%. Главные стимулы для вступления, заявленные государством: рационализация хозяйства, механизация (тракторы) и химизация (удобрения) – оказались и не слишком привлекательными, и не вполне выполнимыми.[5]
Годы Гражданской войны,
военного коммунизма, а затем и
годы НЭПа не принесли сколь-нибудь значимого
продвижения в этом направлении.
А потому вместе со «свёртыванием»
НЭПа, форсированной
Первые принципиально новые решения по этим вопросам были приняты на XV съезде партии в 1927 году, а также на XVI партконференции в апреле 1929 года.
Полтора года между двумя этими событиями «коллективизация» проходит в новом «директивном» режиме. Первыми жертвами массового террора становятся «кулаки» - зажиточные крестьяне, использующие на своей земле труд наёмных рабочих (как правило – более бедных крестьян из тех же деревень). Уничтожив самых успешных и зажиточных хозяев (во многих случаях неподчинившихся крестьян убивали, в большом количестве ссылали на принудительные работы – оставшихся и не сбежавших в город заставляли войти в состав новообразованного «колхоза»). Главными средствами достижения цели для большевиков становятся активная пропаганда классовой ненависти – бедных против богатых, а также умышленная дезинформация и сокрытие данных, касающихся реального количества крестьян, вступающих в колхозы.[2]
Промежуточные итоги коллективизации по-прежнему «неудачны» - к апрелю 1929 года лишь 4% крестьянских хозяйств стали «колхозными».
На XVI партконференции принимаются меры к ужесточению борьбы против «кулаков» под общим лозунгом «Кулак – враг социализма», а также примерный план, предусматривающий 20% коллективных крестьянских хозяйств в течение 5 лет. Таким образом, к осени 1929 года общее число обобществлённых хозяйств достигает уже 7,5 %.
7 ноября 1929 года в газете
«Правда» (№259) выходит статья Сталина,
озаглавленная «Год Великого
Перелома». Статья посвящена
С этого момента коллективизация
приобретает почти
Узаконенный террор уничтожил экономическую основу старой государственности – земельное крестьянство, разрушил систему до самого основания. Современники сравнивали коллективизацию с «приходом Антихриста» в деревню и ожидали скорого «конца Света», в течение нескольких лет было подавлено не менее сотни восстаний и акций протеста против принятых решений, однако масштабного консолидированного сопротивления организованно так и не было. Наступил апофеоз насаждаемого коллективизма: «Общими были даже слёзы из глаз».
«Соревнования» по кооперированию,
в которые включились многие районы
страны, приводили к всё большему
ужесточению методов коллективи
По словам М. Геллера, «важнейшим этапом на пути к созданию «нового человека» был шок коллективизации, на десятилетия травмировавший сознание современников и потомков. Коллективизация была великой политической и психологической победой Сталина – осуществлением плана инфантилизации крестьянства». В тот момент, когда была разорвана традиционная связь крестьянства с собственной землёй, новые «колхозники» и «горожане» (те крестьяне, которым каким-то образом удалось, избавившись от хозяйства, переселиться в город) на долгие десятилетия оказались в зависимом положении от новой власти.
Крупнейший голод 1932-1933 гг. в СССР (главным образом в Украине, Казахстане и Поволжье) стал прямым следствием коллективизации и индустриализации – в их общей взаимосвязи. Изымаемый у крестьян хлеб государство продавало по демпинговым ценам в обмен на новые технологии, необходимые для индустриализации. Другой важнейшей причиной был массовый забой скота, устроенный крестьянами, не желавшими сдавать его в колхоз. В результате хозяйственный аграрный кризис чрезвычайно углубился.
Коллективизация была остановлена естественными причинами: разорением крестьянских хозяйств, тяжелейшими последствиями голода, а также переменами во внутренней политике: в декабре 1934 года был убит Киров, и началась эпоха «Большого террора».
Информация о работе Коллективизация и народ в творчестве М. А. Шолохова