Комплексный анализ текста на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:54, реферат

Краткое описание

Предметом – организация работы с текстом на уроках русского языка.
Цель исследования – разработка теории и практики по работе с комплексным анализом текста на уроках русского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Содержание

Введение 3
Глава первая. Комплексный анализ текста как вид учебной деятельности. 4
Глава вторая. Анализ текста на уроках русского языка. 18
Заключение 26
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

комплексный анализ текста.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

   Например: Старый  друг лучше новых двух.

Прилагательное старый является многозначным. В этой пословице  слово старый употребляется в  одном из своих значений: старый друг – значит друг, существующий с  давнего времени, долго. Синоним: давний. В этой же пословице употреблен антоним к этому значению слова: новый. Слово старый употребляется и в других значениях. Например, в словосочетаниях старый человек, старый учебник, старые времена.

Лексический разбор текста.

При лексическом разборе  текста надо не только отмечать факты  использования в нем синонимов, антонимов, слов с переносным значением, устаревших слов, фразеологизмов и  т.д., но и выявлять, чем мотивировано их употребление, что достигается  с помощью использования этих лексических средств. Определяя объем и характер лексического разбора, который проводится на материале связного текста, следует учитывать: 1) учебные задачи данного урока, 2) условия проведения разбора, 3) особенности текста, предлагаемого для разбора.

       Чтобы произвести лексический разбор текста, надо найти в тексте:

  • ключевые слова (словосочетания);
  • слова, употребленные в переносном значении;
  • синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные), омонимы;
  • слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц. и др.);
  • заимствованные слова, архаизмы, неологизмы (в том числе авторские);
  • профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы;
  • объяснить роль этих лексических явлений в тексте, их назначение, показать, что достигается благодаря их использованию;
  • уточнить (обратившись к словарю) значение ряда слов; если слово многозначное, то определить, в каком значении оно употребляется в тексте;
  • подобрать к ряду слов синонимы, составить синонимический ряд, показать, чем различаются слова-синонимы, объяснить целесообразность выбора автором именно данного слова;
  • провести наблюдения над использованием в тексте лексического повтора (использованием одного и того же слова, однокоренных слов); особенно интересно обратить внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в разных значениях;
  • показать, с помощью каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между предложениями, между абзацами.

   Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. При анализе художественного текста следует указать средства художественной изобразительности, используемые автором, показать, как реализуются в тексте стилистические возможности лексических средств. Если анализируются тексты публицистического и художественного стилей, то план лексического разбора включает наблюдения над использованием лексических средств, с помощью которых автор выражает свое отношение, оценку (оценочная лексика, стилистически окрашенные слова, лексический повтор, синонимы, антонимы и др.). 
Анализируя особенности использования в художественном тексте ключевых слов, целесообразно привлечь более широкий контекст, показать, как употребляются эти слова в других произведениях писателя.

   Лексический  разбор на уроках русского  языка – одно из упражнений, ориентированных на развитие речи учащихся. Использование этого вида разбора способствует также повторению, углублению сведений о слове как основной единице лексической системы. 
    Произвести полный лексический разбор текста невозможно, поэтому, когда мы говорим о лексическом разборе текста, то имеем в виду частичный лексический разбор.

   Морфологический  разбор слова.

Буквально слово морфология значит «учение о форме», а как лингвистический термин оно обозначает раздел грамматики, изучающий структуру слова и выражение грамматических значений в пределах слова. Те грамматические значения, которые выражаются за пределами слова, изучаются в другом разделе грамматики – в синтаксисе. А слово как носитель смысла, обозначение понятий действительного мира изучается в разделе «Лексика».

Морфологический разбор включает в себя перечисление в определенной смысловой последовательности грамматических признаков отдельных слов и его  форм.

Как известно, слова классифицируются по частям речи на основании не одного, а трех признаков: 1) общее значение; 2) морфологические признаки; 3) синтаксическая роль. Понимание совокупности этих признаков лежит в основе морфологического разбора слов. Соответственно строится и план морфологического разбора каждой части речи.

При морфологическом  разборе очень важно понимание различий между постоянными и непостоянными морфологическими признаками слова. Это отображается в требовании соблюдать определенный порядок при разборе: сначала указываются постоянные, более общие признаки, свойственные слову в целом, в какой бы форме оно ни стояло, затем – такие, которые характеризуют только данную словоформу.

При морфологическом  разборе в сконцентрированном виде отражается понимание учащимися  микроструктуры каждой части речи: какие признаки являются различительными  для каждой части речи, деление этих признаков на постоянные и непостоянные.

    Умение  выделять грамматические признаки  и понимать их систему в  слове лежит в основе правильной  квалификации слова как части  речи. Поэтому упражнение в морфологическом разборе является очень важным средством развития грамматического мышления школьников.    

Синтаксический разбор.

Синтаксический  разбор включает разбор словосочетания, простого предложения, предложения  с прямой речью, сложного предложения.

     Для  синтаксического разбора  можно брать словосочетания как вне предложения, так и из предложения и из текста.                                                            

    Порядок синтаксического разбора словосочетания .

  1. Выделить словосочетание из предложения.
  2. Рассказать о строении словосочетания: найти главное и зависимое слово и указать, какими частями речи они выражены;  определить способ синтаксической связи.
  3. указать грамматическое значение словосочетания.

 Синтаксический  разбор простого предложения.

   Основные  умения и навыки учащихся, необходимые для развития мышления и речи, формируются при изучении простого предложения. Синтаксический разбор предложений надо проводить так, чтобы учащиеся видели строение и значение предложения, думали над их соотношением. Для этого нужно привлекать внимание к семантико – стилистической стороне анализируемых предложений. Какая бы работа ни проводилась по предложению, прежде всего учащиеся должны выразительно прочитать его , осознав его речевое значение.

   Синтаксический  разбор простого предложения проводится на всех этапах обучения русскому языку, но с указанием тех его свойств, которые известны учащимся.

   Порядок  синтаксического разбора простого  предложения.

  1. Найти грамматическую основу предложения и установить, что оно простое.
  2. Назвать тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
  3. рассказать о строении предложения:

а) двусоставное или односоставное; если односоставное  – какого типа (указывается после  изучения соответствующих тем);

б) нераспространенное или распространенное;

в) полное или  неполное (указывается после изучения соответствующей темы).

4. Отметить, если  предложение осложнено однородными  членами или обособленными членами  предложения, обращением, вводными  словами и др. (указывается после изучения соответствующих тем)

5. Разобрать  предложение по членам и указать,  чем они выражены               ( сначала разбираются подлежащее  и сказуемое, далее второстепенные  члены, входящие в состав подлежащего,  затем  - в состав сказуемого).

6. Объяснить расстановку знаков препинания.

   Порядок  синтаксического разбора предложения с прямой речью.

  1. Выделить прямую речь и слова автора; подчеркнуть интонационное и смысловое единство предложения в целом.
  2. Определить место прямой речи по отношению к словам автора.
  3. составить схему предложения с прямой речью.
  4. Объяснить знаки препинания.
  5. Разобрать предложения, составляющие прямую речь и слова автора, в соответствии с порядком разбора простых или сложных предложений; обратить внимание на осложнение приложений, включающих прямую речь, обращениями, вводными словами, эмоциональными частицами и другими элементами, характерными для разговорной речи.

   Порядок  синтаксического разбора сложносочиненного   предложения.

  1. Указать, сколько простых предложений входят в сложное, и назвать их.
  2. Какими союзами эти предложения связываются между собой? Если есть другие средства связи, отметить их.
  3. указать грамматическое значение предложения (смысловые отношения между простыми предложениями).
  4. Объяснить знаки препинания.
  5. После этого каждое предложение разбирается как простое.

   Порядок  синтаксического разбора сложноподчиненного  предложения.

Предложение сложное, союзное, сложноподчиненное.

  1. Указать главное и придаточное предложение.
  2. К чему относиться придаточное предложение (к слову, словосочетанию или ко всему предложению)?
  3. На какой вопрос отвечает придаточное предложение?
  4. Определить тип сложноподчиненного  предложения.
  5. Отметить средства связи (союзы, союзные слова, указательные слова и т.д.)
  6. Указать место придаточного предложения, знаки препинания.
  7. После этого главное и придаточное предложение разбираются как простые предложения.

Пунктуационный  разбор.

   Пунктуационный разбор (объяснение знаков препинания) – один из видов грамматического разбора. Он или используется как самостоятельный вид разбора, или входит как составная часть в синтаксический разбор.

   Как известно, пунктуация изучается в школе в тесной связи с синтаксисом и на базе его. Пунктуационный разбор будет иметь успех только тогда, когда учащиеся владеют хотя бы основными навыками синтаксического разбора, т.е . умеют видеть те синтаксические единицы, которые оформляются знаками препинания.

   Пунктуационный разбор может проводиться по тексту со знаками препинания и без них. В первом случае учащиеся должны только объяснить знаки препинания. Во втором случае ставят знаки препинания и объясняют их.

   Пунктуационный разбор определяется целями и задачами обучения, а также условиями его проведения. Независимо от того, выступает ли пунктуационный разбор как самостоятельный вид работы или как составная часть общего синтаксического разбора, его компоненты будут такие:

  1. Назвать синтаксическую единицу, в которой объясняются знаки препинания (однородные члены, обращения, части сложносочиненного предложения и т.д.).
  2. Назвать знак препинания (запятая, две запятых, двоеточие, тире и т.д.).
  3. указать на функцию знака препинания (разделение , выделение).
  4. Перечислить необходимые и достаточные условия (условия пунктуационной нормы ), при которых ставятся (или не ставятся) знаки препинания в рассматриваемой синтаксической единице. (Перечисление может быть заменено формулировкой пунктуационного правила, но это несколько хуже, так как не из всякого правила легко вычленяются условия пунктуационной нормы)
  5. указать на соотношение пунктуации и интонации (соответствие, расхождение, отсутствие интонационных признаков).

Стилистический  разбор.

Знакомство  учеников 5 – 7 классов с функциональной стилистикой на уроках развития речи и через стилистический аспект изучения фонетики, лексики, грамматики позволяет говорить о стилистическом разборе.

   В школе  существует три вида разборов  – анализов, связанных с вопросами  стилистики: разбор, который рассматривает  языковые средства вне контекста,  разбор, который извлекает языковые  средства из контекста, и стилистический разбор связного текста.

   Стилистический  разбор текста проверяет знания  учащихся о стилях литературного  языка, помогает ответить на  вопрос, почему названные при  разборе признаки стиля и их  сочетание более уместны в  данном стиле, а не в другом.

   Стилистический  разбор текста может включать  элементы лингвистического анализа:  наблюдение над особенностями  композиции, средствами связи предложений,  способами передачи авторского  отношения  в текстах разных  стилей.

 Каждый текст  может быть разобран по следующей схеме:

  1. Основная функция, задачи речи. Есть ли дополнительные функции?
  2. Сфера применения, жанр.
  3. Монологическая или диалогическая речь.
  4. Из художественного произведения взят пример данного стиля или нет (особенно о разговорном)? Если пример взят из художественного произведения, то объяснить свое решение.
  5. Какие из перечисленных особенностей характерны для данного отрывка: непринужденность – официальность; точность, ясность – расплывчатость, неопределенность; образность – отсутствие образности; эмоциональность – бесстрастность; объективность – субъективность.
  6. Языковая специфика: лексика, фразеология, грамматика (привести примеры из отрывка)
  7. Вывод: какой стиль?

Информация о работе Комплексный анализ текста на уроках русского языка