Контрольная работа по «Литературе»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 21:05, контрольная работа

Краткое описание

А.С.Пушкин один из самых выдающихся и всеми любимых русских поэтов. С самого раннего детства он проявлял огромный интерес к таким произведениям устного народного творчества как сказки, песни, пословицы и поговорки. Как и все дети из дворянских семей, свое начальное образование поэт получил дома. И уже с 12 лет у него начал проявляться поэтический талант. Невозможно представить русскую литературу без такого легендарного писателя, как А. С.Пушкин. Сегодня это имя знакомо каждому, от маленького ребенка до седого старика. Некоторые произведения Пушкина понятны уже детям дошкольного возраста.

Содержание

1.Сказки А.С. Пушкина в чтении дошкольникам: сюжеты, герои, идейная направленность ,особенности композиции ,языка.
2.Использование сказок А.С .Пушкина в ДОУ(по вашей программе).
3.Анализ сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» по плану :жанр, вид сказки , характеристика основных героев с примерами текста ,идея сказки, художественные особенности ,воспитательное и познавательное значение.

Вложенные файлы: 1 файл

литература контрольная работа13.11.13.docx

— 32.36 Кб (Скачать файл)

1.Сказки А. С. Пушкина  в чтении дошкольникам.

А.С.Пушкин один из самых выдающихся и всеми любимых русских поэтов. С самого раннего детства он проявлял огромный интерес к таким произведениям устного народного творчества как сказки, песни, пословицы и поговорки. Как и все дети из дворянских семей, свое начальное образование поэт получил дома. И уже с 12 лет у него начал проявляться поэтический талант. 
Невозможно представить русскую литературу без такого легендарного писателя, как А. С.Пушкин. Сегодня это имя знакомо каждому, от маленького ребенка до седого старика. Некоторые произведения Пушкина понятны уже детям дошкольного возраста. Одновременно простые, но с глубоким смыслом, они приковывают внимание ребёнка любого возраста, позволяя ему взглянуть на мир с другой, сказочной стороны.

Сказки Пушкина полны волшебства, чудес и неожиданностей, которые так радуют детей. Они учат справедливости и доброте, тому, что хорошие

истории всегда хорошо заканчиваются. К примеру, всем известная и всеми  любимая сказка о "Царе Салтане". Читается она на одном дыхании, так как события развиваются стремительно и интересно. Произведение является полным и законченным. Но, как ни странно, каждый отдельный его отрывок можно смело назвать полноценным стихотворением, которое само по себе уже несет смысл. Эта важная особенность делает сказки А.С. Пушкина такими популярными и интересными. А.С. Пушкин создает свои сказки на фольклорном материале. Обращаясь к нему, он видит неисчерпаемые возможности для обновления литературы. В своих набросках ненаписанной работы по истории русской литературы Пушкин неоднократно касается судеб и смысла народных сказок. В них поэт видел «доказательство сближения с Европой» и заметил «Народность сказок». В работе над сказкой Пушкин следовал правилу: «Пересказать по-своему». Он, как и многие сказочники, осмыслял заимствованные сюжеты других писателей применительно к жизни своего народа.Например, в народном варианте в «Сказке о рыбаке и рыбке» старик со старухой живут «на море, на океане, на острове Буяне», в небольшой ветхой избушке, а у поэта в «ветхой землянке». Это небольшая разница, но замена необходима: в пушкинской сказке старик по требованию старухи лишь потом попросит избу. [1]

Сказки Пушкина не похожи одна на другую. Так, в «Сказке о  попе и работнике его Балде»Пушкин изумительно тонко передает народную грубоватую насмешку над сытыми бездельниками и любителями пользоваться чужим трудом на дармовщинку. С такой же, только более легкой, усмешкой говорит о жадной и сумасбродной, зазнавшейся старухе в «Сказке о рыбаке и рыбке».

Другие же сказки сродни народным песням. Нас пленяют напевность и легкость их стиха. Они звучат как  музыка («Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке») [12]

Ощущение дружественного мира, подвластного мечте поэта, преобладает  в светлой сказке«Руслан и Людмила». Приключения героев то невероятные, то трогательные, то забавные, ни на миг не оставляют сомнения в счастливом завершении событий. [11]В поэме были крупицы народности в характерах Руслана и Людмилы, в батальных картинах и в фантастических сценах. В поэме проявляются авторские отступления –характерный признак пушкинского свободного поэтического мышления. Поэма написана четырехстопным ямбом. Этот размер был привычным в лирических стихах и придавал всему повествованию оригинальную «разговорную интонацию». В «Прологе» –«У лукоморья дуб зеленый» классический образчик народности не только в образном строе, но и в языке и в выражении русского стиха. [13]

Сказки Пушкина – сюжетные произведения, в которых показан  резкий конфликт между светлым и  темным миром. Примером может служить  «Сказка о царе Салтане», где с самого начала дается тонкое сатирическое снижение образа царя: «Во все время разговора он стоял позадь забора…».

 

Особенности сказок Пушкина: динамичный сюжет, необычные ситуации и события, сцены, полные чудес и  роскоши. И так как каждая деталь в них естественна, реальна, тесно  связана с жизнью или взята  из мира, окружающего ребенка, то читать и понимать их очень просто.

Сказки обычно в стихах, но дети всегда на ура воспринимают их, так как написаны они простым  и понятным языком. В каждой сказке встречаются афоризмы и доступное  пояснение того, какой вывод должен сделать ребенок после прочтения.

Многие герои сказок Пушкина  ведут себя как люди из трудовой, крестьянской среды. Не чуждаются простого физического труда: печку затопить, дом прибрать. Такая простота в  отношении к труду помогает воспитывать  в детях уважение к работе.

Над героями всех сказок возвышается простой русский  человек Балда. Он напоминает (по имени) Иванушку-дурачка. Но если Иван нередко допускает несуразные поступки, хотя в конце концов побеждает, то в Балде нет ничего того, что подтверждало бы его имя. Он добр, общителен, сказочно проворен и трудолюбив, приятен в общении и поэтому всем нравится. Это человек с детским простодушием, с богатырской силой и огромной душевной мощью.

Будь то сказка о Балде или о других героях сказок Пушкина – они все легко воспринимаются и в то же время воспитывают благородные чувства.

Каждый человек знаком со сказками А.С.Пушкина с самого детства. Читая его сказки, мы переносимся в глубину воображаемого мира, и каждая их строчка содержит частицу души поэта.  
 
Так как Пушкин сам очень любил сказки, то и в свои вкладывал душу, поэтому они пропитаны любовью к простому народу, верой в победу разума, добра и справедливости. Его сказки можно назвать огромным, прекрасным и многообразным миром, полным жизни, чувства и правды, в котором каждый человек может найти что-то свое, что-то особо близкое для себя. Слушая их, дети проникают в этот мир, и вместе с героями переживают все действия, т.к. герои здесь воспринимаются как живые и ощутимые. 
 
Несмотря на то, что отличительным признаком сказок Пушкина является вымысел, они интересны не только детям, но и взрослым. Ведь в них отражается уклад жизни простого народа. Хотя и воспринимаются они взрослыми по-другому, но не становятся меньше ими любимы. Поэтому, читайте их детям и дарите им любовь.

2.Использование  сказок А.С. Пушкина в ДОУ(по программе»Радуга») 

Примерное планирование работы по теме «Неделя сказок А.С.Пушкина»

Старший дошкольный возраст.

Цель: Расширять представления детей о национальных поэтах России.

Задачи: Обобщать знания детей о творчестве А.С.Пушкина. Воспитывать любовь и уважение к русским писателям. Учить бережно, относиться к книгам. Развивать умения детей, в продуктивной деятельности, передавать различные эмоции.

1. Познавательно-речевое  развитие:

(Образовательные области  коммуникация, познание, чтение художественной литературы)

Коммуникация:

Этические беседы с детьми: (нравственные уроки ) по ск. А.С.Пушкина: «Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта», «Что такое хорошо и что такое плохо в сказках А.С.Пушкина», «Сказки Пушкина – торжество добра и справедливости»

Познание:

-Беседы: «А.С. Пушкин – сказочник»

-Выполнение заданий в рабочей тетради « По сказкам А.С. Пушкина»

-«Экскурсия» в мастерскую художников иллюстраторов.

-Русские народные прибаутки в сказках А.С. Пушкина

-Чудеса и превращения в сказках А.С. Пушкина

-Дидактические игры: «Составь сказку», «Что было-бы если?», «Узнай героя по описанию», «Что кому»

-Составление творческих рассказов « Если бы я попал в сказку»

-Викторина по сказкам А.С.Пушкина « В гости к золотой рыбке»

Чтение художественной литературы:

- Рассказывание сказок  А.С.Пушкина

- Разучивание отрывков  из произведений А.С.Пушкина.

- Конкурс чтецов.

- Этюды по произведениям  А.С.Пушкина

2. Социально-личностное развитие:

(Образовательные области:  социализация, труд, безопасность,)

Социализация:

Сюжетно-ролевые игры: «  Типография», «Библиотека»

Труд:

Ручной труд: «Ремонт книг»

Изготовление настольных театров из бросового и природного материала.

Вырезывание героев для теневого театра.

Изготовление декораций  и волшебных предметов, масок  героев.

Безопасность:

Составление правил обращения  с книгами.

Безопасность героев сказок А.С.Пушкина (Черномор и витязи, богатыри, петушок)

3.Художественно-эстетическое  развитие:

(Образовательные области:  художественное творчество, музыка.)

Художественное творчество:

-Продуктивная деятельность: Лепка мини скульптур по сказкам  А.С.Пушкина, аппликация «Сказочная архитектура»

- Рисование « Иллюстрация  к любимой сказке»- Пушкина.

Музыка:

Прослушивание сказок А.С.Пушкина на дисках и кассетах

Слушание музыки: Слушание оперы М.Глинки «Руслан и Людмила», « Сказка о царе Салтане», « Сказка о золотом петушке».

Вечер музыкальных развлечений  «У лукоморья»

4. Физическое развитие:

(Образовательные области:  физкультура, здоровье.)

Физкультура:

Утренняя гимнастика «  Герои сказок»

Подвижные игры: «Ветер»

Народные игры « Дедушка», «Заря заряница»

Книжный уголок:

- Собрать библиотечку  сказок А.С.Пушкина

- Составить словарик трудных  слов из сказок А.С. Пушкина

- Внести кубики, пазлы, разрезные картинки, домино по сказкам

Взаимодействие с семьёй:

Привлечь родителей к  сбору библиотечки сказок А.С.Пушкина

Организовать конкурс  семейных работ по сказкам А.С.Пушкина

Организовать выставку детских  работ «Любимые сказки А.С.Пушкина»

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Анализ сказки Г.Х. Андерсена « Дюймовочка »

1)Жанр - сказка

2)Вид сказки - сказка "Дюймовочка" рассказывает нам о доброте души, заботе, красоте и любви.

3) Характеристика героев  сказки:

-Дюймовочка была прекрасна . Девочка появилась на свет в бутоне прекрасного цветка.

- Старая жаба со своим сыном жили в болоте . Сын был тоже мокрый и безобразный – точь-в-точь мамаша!

-Старуха мышь была злая. Она  хотела отдать дюймовочку замуж за крота  
- крот был угрюмый подземный житель. он был ученый и очень богатый

-Ласточка была добрая .Она спасла дюймовочку. Наступает холодная зима, – сказала ласточка, – и я улетаю далеко-далеко, в дальние страны. Хочешь лететь со мной? Садись ко мне на спину, только привяжи себя покрепче поясом, и мы улетим с тобой от гадкого крота, улетим далеко, за синие моря, в теплые края, где солнышко светит ярче, где стоит вечное лето и всегда цветут цветы.  
-Красивый ,добрый король эльф .Дюймовочка поглядела на красивого эльфа. Ах, он был совсем не похож на глупого, грязного сынка старой жабы и на слепого крота в бархатной шубе! И она сразу согласилась выйти за него замуж. 
4)Идея сказки- борьба за правду . справедливость

5) Художественные особенности:

-Зачин- Жила-была одна женщина, и не было у нее детей

-Концовка- Там у нее было маленькое гнездышко, над самым окном человека, который умел прекрасно рассказывать сказки. Ласточка поведала ему про Дюймовочку, а от него и мы узнали всю эту историю.

-Повторы с небольшими изменением- (дюймовочка)

-Песенки- (песня эльфов)

6) Сказка знакомит детей с маленькой крохотной девочкой, высотой в дюйм. Девочка появилась на свет в бутоне прекрасного цветка, который вырастила у себя в саду одинокая женщина. Девочка долго не могла найти свое место в жизни, ей пришлось очень много пережить, прежде чем она стала по-настоящему счастливой. Девочка на своем пути встречалась и с хорошими и плохими героями. Ее выкрала жаба, которая хотела ее женить на своем сыне, но девочку спасли рыбы с болота, которые пожалели несчастную. Когда Дюймовочку спасали, ее перехватил жук, который хотел познакомить ее со своими собратьями, но и здесь ее пришлось не сладко. Окружение жука не приняли девочку, так как у них были свои понятия о красоте. 
Беззащитная Дюймовочка летом жила одна в лесу, но когда осенью стало холодать, ее приютила к себе полевая мышь. Вскоре ее спасительница решает ее выдать замуж за своего соседа крота, который был очень богат и вместе с этим, очень жаден. Крот показал Дюймовочке свои подземные владения и богатства. В одной из галерей девочка обнаружила мертвую ласточку, однако оказалось, что ласточка была просто очень слаба. Девочка выходила ее в тайне от мыши и крота, а когда наступила весна, Дюймовочка выпустила ее наружу из "дворца" крота. Впоследствии эта ласточка спасает девочку от жизни в подземелье и помогает сбежать ей в день свадьбы, когда та вышла наружу, попрощаться с солнцем навсегда. 
Благодаря ласточке Дюймовочка оказывается в теплых краях. Там в цветке она знакомится с таким же маленьким ростом мальчиком, который оказывается королем эльфов. Они полюбили друг друга с первого взгляда и вскоре наша Дюймовочка стала королевой эльфов.

Список литературы.

1.Аникин В.П. Русская  народная сказка.-М.,1984

2,Андресен  Г.Х. Дюймовочка

3.Детская литература .Выразительное чтение./Под ред. Т.Рыжковой. М.:Академия,2007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант и №6.

План.

1.Сказки А.С. Пушкина  в чтении дошкольникам: сюжеты, герои,  идейная направленность ,особенности композиции ,языка.

2.Использование сказок  А.С .Пушкина в ДОУ(по вашей программе).

3.Анализ сказки Г.Х.  Андерсена «Дюймовочка» по плану :жанр, вид сказки , характеристика основных героев с примерами текста ,идея сказки, художественные особенности ,воспитательное и познавательное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по детской литературе

Студентки 37 группы заочного

дошкольного отделения

Торжокского  педагогического Колледжа.

Шупиловой Н.С.

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Контрольная работа по «Литературе»