Крестьянская тема в произведениях отечественных писателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

В 1964-1985 годы происходило развитие страны. Большое внимание в СССР уделялось постоянному культурному развитию общества. Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у государства и чьи произведения широко издавались и пользовались наибольшим интересом читателей: В. Г. Распутин «Деньги для Марии» (1967г.), «Живи и помни» (1974 г.), «Прощание с Матерой»; В.П. Астафьев «Царь-рыба» (1976 г.). В творчестве «деревенщиков» по-новому начинает звучать тема сельской жизни. Их произведения психологичны, наполнены размышлениями над нравственной проблематикой. В 60-е годы на первый план выходит сохранение традиций русской деревни. В художественном отношении и с точки зрения глубины и своеобразия нравственно-философской проблематики «деревенская проза» - самое яркое и значительное явление литературы 60-80-х годов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава I. «Деревенская проза» как литературное направление.
Общественная литературная ситуация периода 60-80-е гг.…………………………………………………………………………………...6
Изображение крестьянской жизни в отечественной литературе 60-80-е гг. ……….……………………………………………………………….10

Глава II. Анализ произведений деревенской прозы..
2.1 Образ Матрёны в повести А. И. Солженицына «Матренин двор»………….…………………………………………………………………..13
2.2 Образ Егора Прокудина в рассказе В. М. Шукшина «Калина красная»……………………………………………………………………...…...16
2.3 Способы выражения авторской позиции…………………......…......18

Заключение…………………………………...………………………..….23

Литература…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Крестьянская тема в произведениях отечественных писателей.docx

— 63.23 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Изображение  крестьянской жизни в отечественной  литературе 60-х гг.

Русская деревня.… Когда мы произносим слово "деревня"  сразу же вспоминается старый дом, покос,  запах свежескошенного сена, необъятные  поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне и их сильные руки. У многих моих ровесников есть бабушка или дедушка, которые живут в деревне. Приезжая к ним летом отдыхать, а точнее, работать, мы своими глазами видим, как трудна жизнь крестьян и насколько трудно нам, городским, приспособиться к этой жизни. Но всегда хочется приехать в деревню, отдохнуть от городской суеты. Но порой, в наше суетливое время, мы стараемся не замечать трудностей, возникающих в современной деревне. А ведь именно они связаны с наиболее актуальными проблемами общества — экологией и нравственным поведением человека.

 Многие писатели не  обошли в своем творчестве  судьбу русской деревни. Одни  восхищались деревенской природой, другие видели действительное  положение крестьян и называли  деревню нищей, а ее избы –  серыми и ветхими. В советское  время тема судьбы русской  деревни стала чуть ли не  ведущей, а вопрос великого перелома  актуален и в наши дни. Нужно  сказать, что именно коллективизация  и ее последствия заставила  многих писателей взяться за  перо. Писатель показывает, как сильно  изменилась жизнь, душа и нравственные  ориентиры крестьянства после  внедрения колхозов и проведение  поголовной коллективизации. В повести «Матренин двор» А. И. Солженицын показывает кризис русской деревни, который начался сразу после семнадцатого года. Сначала гражданская война, затем коллективизация, раскулачивание крестьян. Крестьяне были лишены собственности, они потеряли стимул в работе. А ведь крестьянство позже, во время Великой Отечественной войны, прокормило всю страну. Жизнь крестьянина, его быт и нравы — все это очень хорошо можно понять, прочитав произведения писателей-деревенщиков.

Крестьянский реализм (деревенская проза) — литературное направление русской прозы (60-х — 80-х гг.); центральная тема — современная деревня, главный герой — крестьянин. В 20-х гг. Л. Д. Троцкий выделял в послереволюционном литературном процессе писателей, выражавших интересы и воззрения крестьянства. Он называл этих писателей «мужиковствующими». Однако крестьянский реализм, развивавшийся полвека спустя, не совпадает с этим художественным явлением 20-х гг., потому что деревенская проза на все явления смотрит сквозь проблемы, связанные с судьбой крестьянина, прошедшего горнило коллективизации.

Деревенской прозе уделяли восторженное внимание критики, издатели, переводчики. Сам термин «деревенская проза» был введен советской критикой в конце 60-х годов ХХ века. Еще до того, как опустели полки продовольственных магазинов, до того, как коммунистическая партия издала  «Продовольственную программу», писатели-деревенщики смело осудили тогда еще неприкасаемую коллективизацию. Эта социальная смелость крестьянского реализма сочеталась с его художественными достижениями (в частности, вводились в литературный обиход новые пласты народной речи, новые характеры, высокие традиционные нравственные ценности). Согласно художественной концепции этого литературного направления, крестьянин — единственный истинный представитель народа и носитель идеалов, деревня — основа возрождения страны. Деревенщики исходили из общечеловеческих идеалов, которые только и плодотворны в искусстве. В известном смысле крестьянский реализм уникален — после середины 30-х гг. это единственное художественное направление, допущенное к легальному существованию в советской культуре рядом с социалистическим реализмом. Крестьянский реализм сформировался в самостоятельное художественное направление, которое стало развиваться параллельно социалистическому реализму, в ряде постулатов совпадая с ним. Так, деревенской прозе, несмотря на отрицание коллективизации, была не чужда идея насильственного вмешательства в исторический процесс, а также обязательный для соцреализма поиск «врагов». В ряде других отношений крестьянский реализм расходился с социалистическим реализмом: деревенская проза утверждала светлое прошлое, соцреалисты - светлое будущее; деревенская проза отрицала многие незыблемые для соцреализма ортодоксальные ценности — осуждала колхозный строй, не считала раскулачивание социально плодотворным и справедливым действием.[2, c. 212]

 

Глава II. Анализ деревенской прозы (А. И. Солженицын «Матренин двор», В. Г. Распутин «Деньги для Марии»)

2.1 Образ Матрёны в произведении «Матренин двор»

 

С приходом писателей-деревенщиков в русской литературе появились и новые герои — люди из простого народа, новые характеры.

 Одна из самых любопытных особенностей «деревенской прозы» – тот тип героя, который становится в ней основным духовно-нравственным ориентиром.

Герои «деревенской прозы» - это коренные сельские жители, натуры мягкие и цельные, совестливые, добрые и доверчивые, высоконравственные, добрые люди, способные на самопожертвование. Тип героя-праведника – это морально-этический эталон, по которому настраивает свою лиру автор. «Праведники» – в «деревенской прозе», как правило, старики или, во всяком случае, очень немолодые люди. С точки зрения авторов, сельская молодежь, не говоря уже о городской, уже тогда утрачивала эти качества.

Одним из первых типов «праведников» стала Матрена из произведения А. Солженицына «Матренин двор». Авторское название рассказа – «Не стоит село без праведника». Матрена - хранитель деревенского типа жизни. Она олицетворяет освященный вековыми традициями стереотип жизненного поведения. В своем произведении писатель не дает подробного, конкретного  описания героини. Лишь одна портретная  деталь  постоянно  подчеркивается  автором  – «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Тем не менее, к  концу рассказа читатель  представляет  облик  героини.  Уже  в  самой настроенности фразы, подборе «красок»  чувствуется  авторское  отношение  к  Матрене:  «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное  окошко  сеней, теперь укороченных, – и грел этот  отсвет  лицо  Матрены».  И  далее  –  уже прямая авторская характеристика: «У тех людей  всегда  лица  хороши,  кто  в ладах с совестью своей».  Запоминается  плавная,  певучая,  исконно  русская речь Матрены, начинающаяся «каким-то низким теплым мурчанием, как у  бабушек в сказках». Весь окружающий мир Матрены в ее темноватой избе с большой русской  печью  – это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни. Историю «колотной житенки» Матрены  автор-рассказчик  разворачивает  не сразу. По крупицам, обращаясь к разбросанным  по  всему  рассказу авторским отступлениям и комментариям, к скупым признаниям самой  Матрены,  собирается полный  рассказ  о  нелегком  жизненном   пути   героини.   Много   горя   и несправедливости  пришлось ей  хлебнуть  на  своем  веку:  разбитая  любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа  на  войне,  адский,  не  всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая болезнь, горькая обида  на  колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив  без пенсии  и  поддержки.  В  судьбе  одной  Матрены  сконцентрирована  трагедия деревенской русской  женщины – наиболее выразительная. Но удивительно! – не обозлилась на этот мир Матрена,  сохранила доброе расположение духа, чувства радости и жалости  к  другим,  по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо. Одна из главных  авторских  оценок  – «у нее  было  верное  средство  вернуть  себе  доброе  расположение  духа  – работа». [10, c.4]За четверть  века  в  колхозе  наломала  спину  себе  она  изрядно: копала, сажала, таскала огромные мешки  и  бревна. И все это «не за деньги – за  палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика». [10, c.4]Тем  не  менее,  пенсии ей не полагалось, потому  что,  как  пишет  с  горькой  иронией  Солженицын, работала она не на заводе – в колхозе. И на старости лет  не  знала  Матрена отдыха: то хваталась за лопату, то уходила  с  мешками  за  болото  накосить травы  для  своей  грязно-белой  козы,  то  отправлялась  с  другими  бабами воровать тайком от  колхоза  торф  для  зимней  растопки. Жила она бедно, убого, одиноко –  «потерянная старуха»,  измотанная трудом и болезнью. Родные почти не  навещали её,  опасаясь, что Матрена будет  просить   у  них  помощи.  Все  хором  осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая,  вечно  в мужичьи дела лезущая.

У Матрены непростая трагическая судьба. И тем сильнее становится ее образ, чем больше раскрываются тяготы ее жизни. И в тоже время, в ней нет ярко выраженной индивидуальности. Но зато, сколько доброты и жизнелюбия! В конце произведения автор говорит о своей героине слова, характеризующие ее назначение: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”. [10,c.220]

Несмотря на множество не связанных с нею событий, Матрена является главным действующим лицом. Вокруг нее развивается сюжет рассказа. В ее внешности есть, да и было в молодости, что-то нелепое, странное. Чужая среди своих, она имела свой собственный мир.

Сам автор, пройдя сложный и разнообразный жизненный путь, повидав много разных людей, обосновал в своем сердце образ женщины - прежде всего человека: той, что поддержит и поймет; той, что, имея свою внутреннюю глубину, поймет и твой внутренний мир, воспримет тебя таким, каков ты есть.

Солженицын не случайно упоминает “праведника” в рассказе “Матренин двор”. Это может с какой-то стороны относится ко всем положительным героям. Ведь все они умели смириться с чем бы то ни было. И в то же время оставаться борцами – борцами за жизнь, за доброту и духовность, не забывая о человечности и нравственности.

Солженицын о замысле своего рассказа говорил так: «Я не брал на себя смелость и не пытался описывать деревню, а написал поэму о бескорыстии. Именно в бескорыстии я вижу важнейшую черту нашего времени, о нем мне хочется писать и дальше. Принцип материальной заинтересованности, честно говоря, не кажется мне органически нашим». [9, c.158]

 

 

 

 

2.2 Образ Егора Прокудина в произведении «Калина красная»

Автор, который призывает читателя быть добрее, душевнее друг с другом, был В. М. Шукшин -  это был человек с многогранным талантом:  актер, режиссер, писатель. От всех его созданий веет душевной теплотой,  искренностью,  любовью к людям.  Однажды  писатель скажет: "Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной".  Вот этой-то болью за людей,  за их  порой  пустую  и  никчемную жизнь, проникнуты рассказы Шукшина.

Егор Прокудин (воровская кличка — Горе) — главный герой повести, «сорокалетний стриженый» уголовник, отсидев очередной срок (пять лет), освобождается из заключения и по стечению обстоятельств вынужден поехать в деревню к девушке Любе, с которой познакомился по переписке. Едет он с намерением передохнуть после заключения. Всерьез к своей поездке и к тому, что говорил при расставании с начальником колонии («Сельским хозяйством займусь, женюсь»), Егор не относится. «Никем больше не могу быть на этой земле — только вором», — почти с гордостью говорит он о себе. О Любе же, к которой едет, думает так: «Ах ты, лапушка ты моя!.. Я хоть отъемся около тебя... Дорогуша ты моя сдобная!.. Задушу в объятиях!.. Разорву и сховаю! И запью самогонкой. Всё!» [11,c.15] Но, оказавшись в знакомой по детству деревенской жизни, среди — чужих до того, но оказавшихся неожиданно родными — людей (Люба, ее родители, Петр), обнаружив неожиданную власть над собой самого уклада деревенской жизни и взаимоотношений, Егор вдруг почувствовал невыносимую боль оттого, что жизнь его прошла не так, как нужно. Он делает отчаянную попытку переломить судьбу — становится трактористом, живет в доме Любы как ее муж. С образом Егора связана главная тема не только этой повести, но, может быть, и всего творчества Шукшина — драматизм людских судеб в стране, развороченной войной и социальными экспериментами; бесприютность человека, потерявшего естественный для него образ жизни и среду обитания. Эмоциональный фон разработки этой темы: «обида» за русского мужика, и шире — «обида за человека вообще», за человека, сломанного  обстоятельствами. Егор рос в деревне без отца, с матерью и пятью братьями и сестрами. В голодное для семьи время подростком он уезжает в город. Уезжает со страшной обидой на людей, на их бессмысленную жестокость. Однажды их единственная корова, кормилица Манька, пришла домой с пропоротым вилами боком. Кто-то просто так, по злобе лишил шестерых сирот кормилицы. Первым, кого встретил Егор в городе и у кого учился пробиваться к настоящей, красивой жизни, был вор Губошлеп. И вроде как пробился Прокудин «Иногда я бываю фантастически богат», — рассказывает он Любе. Праздника хочет душа Егора, воли и красоты. «Не выносил он в людях унылость, вялость ползучую. Оттого, может, и завела его житейская дорога так далеко вбок, что всегда, и смолоду тянулся к людям, очерченным резко, хоть иногда кривой линией, но резко, определенно». [11,c.286] Постепенно Егор выясняет, что не того просила его душа. «Я эти деньги вонючие ... вполне презираю». [11,c.160] Плата за воровскую вольницу оказалась непомерной для  него ощущение изгойства среди нормальных людей, необходимость врать. «Я бы не хотел врать <...> Мне всю жизнь противно врать <...> Я вру, конечно, но от этого <...> только тяжелей жить. Я вру и презираю себя. И охота уж добить свою жизнь совсем, вдребезги, только бы веселей и желательно с водкой».[11,c.158] Тяжелейшим испытанием оказалась встреча с брошенной им матерью, подслеповатой старушкой Куделихой. Егор не проронил ни слова, только поприсутствовал при разговоре Любы и матери. От всей его яркой, рисковой, временами богатой и вольной жизни ничего не осталось в душе, кроме тоски. В облике Егора Прокудина постоянно подчеркивается его «запаленность» жизнью. Веселье, которому предается он на воровской малине, надрывное, истерическое. Попытка устроить в городке на свои деньги пьяный громкий загул кончается его ночным бегством в деревню, к Любе и ее брату Петру, — очень уж убог и противен для него вид собранных «для разврата» людей. В Егоре борются его крестьянская закваска и искореженная воровской жизнью натура. Самое трудное для него - обрести душевный покой: «Душа у меня... наскипидаренная какая-то». По словам Шукшина, Егор умер оттого, что понял: ни от людей, ни от себя прощения ему не будет.

Егор Прокудин в "Калине красной" - образ человека, глубоко переживающего.  Из темного воровского мира он шагнул в новое и  светлое. Его  душа осталась чистой,  он не хочет возвращаться в прошлое.  Автор показывает,  что истинная доброта и нравственность не могут исчезнуть.

Герои рассказов Шукшина все разные: по возрасту, по характеру, по образованию, по социальному положению, но в каждом из них видна интересная   личность. Шукшину, как никому другому, удалось глубоко показать не только образ жизни различных людей, но с удивительной проницательностью раскрыть моральный облик, как негодяя, так и честного человека. Действительно, проза Василия Шукшина может служить своеобразным учебным пособием, которое учит избегать или не повторять многих ошибок.

 

2.3 Авторская позиция

Авторское отношение - безоговорочное приятие, поэтизация героя. В своих героях-праведниках авторы видят точку опоры в современной жизни, то, что нужно спасти и сохранить. И благодаря этому – спастись самим.

Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимании их. Книги Солженицына проникнуты безграничной любовью к Родине и в то же время полны боли и сострадания за нее. В его творчестве мы встречаем трагедию тюрем и лагерей, арестов невиновных граждан, раскулачивание трудолюбивых крестьян. Это та трагическая страница отечественной истории, которая нашла отражение на страницах этого автора.

Особенно ярко все это раскрывается в рассказе Матренин двор. «Матренин двор» – это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, злого рока, о глупости советских порядков, о жизни простых людей, далёких от городской суеты и спешки, – о жизни в социалистическом государстве. Этот рассказ, как замечал сам автор, «полностью автобиографичен и достоверен», отчество рассказчика – Игнатич – созвучно с отчеством А. Солженицына – Исаевич. Он пишет о жизни, основываясь на личном опыте, пишет именно о себе, о пережитом и увиденном. Автор показывает нам жизнь такой, какова она есть (в его понимании). Солженицын говорит о несправедливости, а также о слабости характера, излишней доброте и о том, к чему это может привести. В уста Игнатича он вкладывает свои мысли и свое отношение к обществу. Герой рассказа пережил все, что пришлось перенести самому Солженицыну.

Информация о работе Крестьянская тема в произведениях отечественных писателей