Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 23:38, реферат
Обстановка в России на рубеже веков отличалась крайней напряженностью. Сложный клубок создавшихся противоречий – экономических, политических и социальных – между самодержавием и либеральной интеллигенцией, помещиками и крестьянами, фабрикантами и рабочими, центральной властью и национальными окраинами мог быть разрешен без социальных потрясений только при глобальной реформе. Необходима была демократизация страны и капитализация деревни. Попытки найти пути выхода из создавшейся ситуации, разработка различных проектов и программ, немедленно реализуемых на практике, осмысление происходящего и отражение этого осмысления творческой интеллигенцией до сих пор остаются в поле внимания историков, философов, ученых.
Введение……………………………………………………………..
Глава 1. Литература Серебряного века……………………………
Глава 2. Творчество Максима Горького…………………………….
2.1.Максим Горький…………………………………………………
2.2.Биография…….…………………...………………………………
2.3Литературная и общественная деятельность…………………….
Заключение……………………………………………………………
Библиографический список……………………………………….
Как же мы потом жить будем?
Что нам этот ужас принесет?
Что теперь от ненависти к людям
Душу мою спасет?"
Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не "музыку", а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В "Несвоевременных мыслях" он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, "звериным" и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге "О русском крестьянстве" (1922)
С 1921 по 1928 год Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой (Л. М. Леоновым, В. В. Ивановым, А. А. Фадеевым, И. Э. Бабелем и др.) Написал цикл "Рассказы 1922-1924 годов", "Заметки из дневника" (1924), роман "Дело Артамоновых" (1925), начал работать над романом-эпопеей "Жизнь Клима Самгина" (1925-1936). Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 1920-х годов.
11 мая
1934 года неожиданно умирает сын
Горького — Максим Пешков. M. Горький
умер 18 июня 1936 г. в Москве, пережив
сына чуть более чем на два
года. После смерти был кремирован,
прах помещён в урне в
ЛИТЕРАТУРНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В 1892 году впервые выступил в печати с рассказом «Макар Чудра». Вернувшись в Нижний Новгород, печатает обозрения и фельетоны в «Волжском вестнике», «Самарской газете», «Нижегородском листке» и др. 1895 год пишет произведения «Челкаш», «Старуха Изергиль». Своим "литературным крестником" Горький считал В. Г. Короленко. В 1895-1896 гг. становится постоянным сотрудником "Самарской газеты", где выступает в качестве фельетониста (около 200 фельетонов за подписью Иегудиил Хламида), очеркиста, рецензента, автора рассказов ("Песня о Соколе", "На плотах", "Старуха Изергиль", "Однажды осенью"). Тогда же Горький знакомится с корректором "Самарской газеты" Екатериной Павловной Волжиной, которая в 1896 году становится его женой. Но вместе они были несколько лет, а после расставания так и не развелись.
В 1899-1906 гг. Горький становится ведущей фигурой в общественно-культурной жизни России. Он поддерживает тесные дружеские отношения с А. П. Чеховым, И. Е. Репиным, Ф. И. Шаляпиным, знакомится с Л. Н. Толстым, А. Ф. Кони, Н. К. Михайловским, Д. С. Мережковским, Н. Ф. Анненским, М. И. Туган-Барановским и другими виднейшими представителями творческой и научной интеллигенции. Вокруг писателя образуется сплоченная группа писателей - «неореалистов" (Л. Н. Андреев, И. А. Бунин, Е. Н. Чириков, А. И. Куприн, В. В. Вересаев), которых Горький привлекает к своим литературно-общественным начинаниям.
С осени 1898 г. Горький становится идейным руководителем журнала "Жизнь", а с сентября 1900 г. - издательского товарищества "Знание". Последнее в 1904-1913 гг. выпускает (при непосредственном руководстве Горького) 40 сборников новейшей русской неореалистической литературы, которые стали эпохой в становлении русского искусства XX в. В 1902 г. Горький избирается почетным академиком по разряду изящной словесности.
С 1902 по 1905 г. Горький становится постоянным автором МХТ; триумфальная премьера пьесы Горький "На дне" (1902 г.) стала, наряду с триумфом чеховской "Чайки", вехой в истории театра. Огромную роль в жизни Горького сыграло и знакомство в 1900 г. с М. Ф. Андреевой, которая стала гражданской женой писателя. Вместе они были 19 лет. Чрезвычайно бурной была в эти годы общественно-политическая жизнь Горького. Вступает в открытую конфронтацию с властями. "Песня о Буревестнике" (1901), появившаяся в апрельском номере "Жизни", была расценена как противоправительственная пропаганда, призыв к насильственному свержению существующего строя; журнал вскоре был закрыт.
В 1902 году он стал крёстным и приёмным отцом еврея Зиновия Свердлова, который взял фамилию Пешков и принял православие. Это было необходимо для того, чтобы Зиновий получил право жить в Москве.
21 февраля — избрание М. Горького в почётные академики Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности. «В 1902 г. Горький был избран почётным членом Императорской академии наук. Но прежде чем Горький смог воспользоваться своими новыми правами, его избрание было аннулировано правительством, так как новоизбранный академик „находился под надзором полиции“. В связи с этим Чехов и Короленко отказались от членства в Академии».
В 1904—1905 годы знакомится с Лениным. За революционную прокламацию и в связи с расстрелом 9 января арестован, но затем под давлением общественности освобожден. Участник революции 1905—1907. Осенью 1905 года вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию. В 1902-1904 гг. он содействует сбору средств для большевистской печати. 11 января 1905 г. Горький, приехавший в Ригу к заболевшей М. Ф. Андреевой, был арестован и препровожден вновь в Петербург, где заключен в тюрьму Трубецкого бастиона Петропавловской
крепости - как особо опасный политический преступник. В крепости им была написана пьеса "Дети солнца". Весь 1905 г. он активно сотрудничает с революционным подпольем; осенью публикует ряд публицистических материалов в пробольшевистской газете "Новая жизнь".
После подавления декабрьского восстания в Москве, ввиду нового неизбежного ареста, Горький и М. Ф. Андреева уезжают из России. Произведения Горького этих лет - романы "Фома Гордеев" (1899) и "Трое" (1900), пьесы "Мещане" (1902), "На дне" (1903), "Дачники" (1904), "Дети солнца" (1905), "Варвары" (1906) - знаменуют наступление нового этапа в горьковском творчестве.
В 1909 г., после разрушительного землетрясения в Калабрии и Сицилии, Горький организовал сбор средств пострадавшим, чем снискал симпатии итальянцев. В эти годы он много путешествовал по Италии, изучая ее быт и культуру; результатом явился цикл очерков "Итальянские сказки" (1912). В 1913 г., после объявления русским правительством всеобщей политической амнистии (в связи с 300-летием дома Романовых), Горький возвращается в Петербург.
Годы первой эмиграции в творческой биографии Горький необыкновенно плодотворны. Помимо обширнейшей художественной, Горьким были созданы повести "Мать" (1906), "Исповедь", "Жизнь ненужного человека" (обе - 1908), "Лето" (1909), "Городок Окуров" (1910), "Жизнь Матвея Кожемякина" (1910), автобиографическая повесть "Детство" (1912-1913), пьеса "Враги" (1906), рассказы, которые позже войдут в цикл "По Руси" (1923).
Другой темой является проблема "национального характера", особенно ярко заявленная в произведениях "окуровского цикла" ("Городок Окуров", "Жизнь Матвея Кожемякина"). В 1915 г. он вместе с И. П. Ладыжниковым и А. Н. Тихоновым организует издательство "Парус" и издает журнал "Летопись". В апреле 1917 г. основывает газету "Новая жизнь".
В период "военного коммунизма" (1918-1921) Горький занимается в основном издательской деятельностью - организует издательство "Всемирная литература" (в августе 1918 г.), объединившее лучшие литературные и научные силы России. В 1919 году в жизни 52-летнего Горького появилась Мария Игнатьевна Закревская-Бенкендорф. Их познакомил Корней Чуковский, порекомендовав Горькому Марию Игнатьевну в качестве секретаря. Оставив Марию Федоровну Андрееву, сделал предложение Марие Игнатьевне. За границей Горький до 1924 г. жил в Германии и Чехословакии. С 1925 г. Горький начинает работу над исторической эпопеей "Жизнь Клима Самгина" (первоначальное название - "Сорок лет"), которая, по замыслу писателя, должна была стать летописью переломной эпохи в истории России и русской интеллигенции.
В 1928 году ЦК партии начал всесоюзную кампанию за возвращение Горького в СССР. По приглашению Советского правительства и лично Сталина совершает поездку по стране, во время которой Горькому показывают достижения СССР, которые нашли свое отражение в цикле очерков «По Советскому Союзу». Сначала объединения советских писателей, а затем и другие организации стали посылать Горькому в Италию письма, чтобы он вернулся на родину помочь поднимать культурный уровень масс. Среди приглашений, которыми засыпали Горького, были даже письма от пионеров и школьников: дети спрашивали горячо любимого писателя, почему это он предпочитает жить в фашистской Италии, а не в Советском Союзе, среди русского народа, который так его любит. Как бы поддаваясь стихийному напору масс, советское правительство направило Горькому тёплое приглашение переселиться в Советский Союз. 1931 год — Горький посещает Соловецкий Лагерь Особого Назначения и пишет хвалебный отзыв о его режиме. Этому факту посвящён фрагмент труда А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Кампания была организована очень искусно. И в 1932 г., после нескольких предварительных поездок, Горький принимает окончательное решение о переезде. С этого момента начала действовать программа его задабривания, выдержанная в сталинском стиле. В его распоряжение были предоставлены особняк в центре Москвы, бывший дом миллионера Рябушинского, а теперь музей Горького, и две благоустроенные виллы - одна в Подмосковье, другая в Крыму. Для поездок в Крым и за границу Горькому был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Горький, по натуре человек скромный и умеренный, пытался протестовать против вызывающей роскоши, которой его окружали, но ему было сказано, что Максим Горький в стране один.
В счастливом неведении Горький оставался до той поры, пока сталинская коллективизация не привела к голоду и к страшной трагедии осиротевших детей, десятками тысяч хлынувших из сёл в города в поисках куска хлеба. Он начал ворчать, а в разговорах с Ягодой открыто осуждал многие явления, которые заметил в стране, но о которых до поры до времени помалкивал.
Однако время шло, а Горький всё не начинал писать книгу про Сталина, что собственно от него хотел Сталин. Сталин и руководство НКВД просто недооценили характер Горького. Зорким писательским глазом он постепенно проник во всё, что делается в стране. Горький давно понял, что за фальшивой вывеской сталинского социализма царят голод, рабство и власть грубой силы. В конце лета 1934 года Горький запросил заграничный паспорт, собираясь провести будущую зиму, как и предыдущие, в Италии. Однако ему было в этом отказано. Сталин, не без мрачного юмора, сказал, что воздух нашего советского Крыма не хуже. Так писатель и остался сталинским пленником до смерти, последовавшей в июне 1936 года.
Великий художник слова, Горький
был и выдающимся литературным критиком,
публицистом. Мысли Горького о роли
труда, о значении фольклора для
национальной культуры, о народности
как источнике силы русской литературы,
об активном гуманизме советской
литературы вливались в русло
исканий советской эстетики 1920 —
начале 1930-х гг., завершившихся созданием
теоретических основ
Величие и мировое значение творчества Горького в том, что он выразил идеи и стремления русского революционного пролетариата, способствовал созданию социалистического общества и новой советской культуры. Творчество Горького оказывает большое влияние на советскую многонациональную и мировую литературу. Р. Роллан, А. Франс, Б. Шоу, Дж. Лондон, Лу Синь и др. прогрессивные писатели высоко оценили вклад Горького в искусство нового мира.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Информация о работе Культура Серебряного века. Максим Горький