Культура чтения и развитие информационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 09:11, контрольная работа

Краткое описание

Применение науки подарило человеку благоустроенный дом и научило его вести в нём здоровый образ жизни… Теперь оно может позволить ему правильно организовать большой объём знаний и подняться к мудрости человеческого опыта.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура чтения и развитие информационной культуры.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Принцип интегративности, постулирующий необходимость органичного взаимодействия образовательных и библиотечных учреждений в рамках единых программ информационного образования.

Принцип деятельностного подхода, ориентирующий образование на информационные потребности учащегося, связывающий обучение с информационными задачами пользователя.

Принцип технологического подхода, подразумевающий, что формирование информационной культуры личности происходит путём применения массовой и воспроизводимой педагогической технологии, включающей определённую совокупность методов и средств и направленную на достижение чётко сформулированного результата. 

Принцип непрерывности, предполагающий, что информационное образование должно организованно осуществляться на всех уровнях, от дошкольного до послевузовского.

Авторы пособия называют нескольких базовых условий реализации этих принципов. По их мнению, в систему образования должна войти специальная учебная дисциплина «Основы информационной культуры личности», снабжённая полноценным учебно-программным, учебно-теоретическим, учебно-практическим и учебно-методическим аппаратом. Кроме этого, формирование информационной культуры должно предполагать использование разнообразных информационных средств, как современных, так и традиционных. Также необходимым условием создания системы полноценного информационного образования является организация специальной подготовки кадров, сочетающих в себе знания и умения библиотекаря и педагога.

Какое место занимает культура чтения в программе разработанного курса? Из пяти основных разделов три  первых предполагают обучение работе с литературой, основам библиографии и библиотековедения. Учащиеся знакомятся с видами документов и литературы, с основными видами аналитико-синтетической переработки информации, с их применением в учёбе, получают представление о Государственной системе научно-технической информации. Второй блок посвящён различным видам информационного поиска и завершается темой, рассматривающей библиотеку как информационно-поисковую систему. Третий блок ориентирован на работу с источниками информации, отдельные темы в нём посвящены структуре и свойствам текста, логико-психологическим основам чтения. Примечательно, что для освоения неклассических информационных технологий в программе курса выделяется только один блок, последний из пяти. Такое соотношение обоснованно, если учесть, что для современной социокультурной ситуации характерно заметное падение интереса к традиционному чтению. Главный редактор старейшего профессионального журнала «Библиотека» С. Самсонов в своём интервью характеризует положение: «Во-первых, целые социальные группы фактически перестали читать. Во-вторых – качество чтения. Неумение и нежелание иметь дело с серьёзной литературой, незнание классики, отсутствие привычки к самообразованию. В-третьих, фактический отказ от книги значительной части детей и молодёжи. В “продвинутых” слоях общества – в результате поверхностной, развлекательной компьютеризации; в беднейшей части населения, в группах риска – вследствие фактической неграмотности».13

Н. Н. Сметанникова пишет, что «обучение любому предмету должно включать обучение стратегиям чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разножанровых текстах, что будет активизировать познавательную, творческую (креативную), критическую и коммуникативную деятельность…». Как отмечает автор, на момент создания статьи обучение культуре чтения и практической риторике велось в школах Екатеринбурга. В результате этого показатели исследования PISA-2000 в указанной области были выше, чем в других регионах.14

Любопытную особенность отмечает Л. Фомина, говоря, что «читательское  развитие возможно лишь при условии», что человек отличает читательскую деятельность от других (учебной, познавательной), выделяет в ней для себя важные, привлекательные, полезные стороны».15 Это тонкое замечание обращает наше внимание на то, что, несмотря на тесную связь с образованием, чтение имеет самостоятельную значимость, без осознания которой невозможна ни культура чтения, ни производная от неё информационная культура. Привитие понимания этой значимости – особая педагогическая задача, которая должна решаться не только в условиях организованного образовательного процесса, но и в сфере досуга, свободной от жёсткой школьной структуры. «Читатели не связаны с библиотекой нерасторжимыми узами… Взаимодействие (читателя и библиотекаря) протекает в контексте читательской, а не учебной деятельности» – пишет Л. Фомина.16 Успех библиотечного воспитания прямо зависит от уместного сочетания ненаправленного и направленного воздействия.

Многие библиотеки практикуют приобщение детей, особенно младшего возраста, к литературе через различные формы творчества, как это делает Центр книги и чтения «Золотое руно» в Ростове-на-Дону. Гибко сочетая разные виды занятий – театр, рисование, игры, прослушивание музыки – сотрудники центра находят индивидуальный подход к каждому читателю, ненавязчиво и органично помогая ему привыкнуть к книге.17 Похожим образом действует отдел творческой работы и досуга детей Тамбовской областной детской библиотеки, работая по собственной программе опережающего развития детей 5–6 лет «Филипок».18 Многообещающую форму работы проводит Центральная районная библиотека Каневской централизованной библиотечной системы, публикуя в прессе библиографические обзоры.19 Систематически осуществляется информационное образование в Центральной районной библиотеке Лабинской централизованной библиотечной системы. Библиотека ведёт спецкурсы, циклы занятий, поддерживает работу литературно-информационного центра. Большое внимание уделяется не только информированию и практике, но и дискуссионным формам обучения.20 В Ивановской областной библиотеке для детей и юношества создан отдел «Лингвист», оснащённый компьютерно-лингафонным кабинетом.21

Обращаясь к вопросам практики информационного  образования, следует отметить, что  кроме принципиальных, методических трудностей, современные российские библиотеки сталкиваются с проблемами технического характера. Первым и основным препятствием здесь является недостаточность финансирования культуры и образования.22 Уровень оплаты труда в библиотечной сфере гораздо ниже, чем в среднем по стране и даже в сфере культуры. Этот фактор сказывается как на уровне информационных услуг, предоставляемых современными библиотеками, так и на составе кадров, где наблюдается устойчивая тенденция к «старению».

В соответствии с принципами деятельностного и технологического подхода, для эффективного формирования информационной культуры читателей библиотека должна обеспечивать их актуальными и достоверными материалами. Фонды должны оперативно пополняться информационными изданиями.23 Это трудно, в первую очередь, в финансовом плане, но существует и дополнительная сложность в отборе материала, в отсеивании некачественной литературы, в избытке наполняющей современный книжный рынок. Кроме этого, успешное информационное образование невозможно без использования широкого спектра технологий. Информация о фонде библиотеки должна представляться в виде оперативно меняющейся базы данных, доступной для пользователей и оснащённой удобным поисковым интерфейсом. Библиотеки должны предоставлять доступ не только к традиционным книжным, но и к электронным информационным ресурсам. Всё это, соответственно, требует высокого технического обеспечения.

Особенное место  в технической сфере библиотечного  дела занимает Интернет. Использование глобальной сети является важной частью информационного обслуживания.24 В сегодняшней мировой практике само собой разумеется, что публичные библиотеки должны предоставлять пользователям бесплатный доступ к Сети, но российские реалии таковы, что многие библиотеки не имеют доступа к Интернету даже для осуществления своей внутренней работы, не говоря уже об обеспечении пользователей. В этом случае страдает не только информационная культура читателей, но и имидж библиотеки как социокультурного института. Скорейшее обеспечение публичных библиотек современными информационными технологиями должно стать приоритетной задачей органов управления культуры.25 Широкое и грамотное использование медиатехнологий позволяет не только развивать собственно «технические» навыки работы с информацией, но и способствовать приобщению к чтению.26 Подробнее об этом говорится в пособии И. Ю. Матвеевой «Медийная поддержка чтения», вышедшем в 2010 году. Автор сосредоточивает основное внимание на особенностях информационных каналов и рассматривает традиционные (литературная критика, библиография) и современные (электронный диалог, интернет-рассылки, мультимедийные продукты) формы поддержки чтения.  

Формулируя  заключительные выводы, мы можем сказать, что значимость и основной характер развития культуры чтения на сегодняшний день хорошо осмыслен теоретически. Однако практическое воспитание читательской культуры требует развитой и функционирующей системы культурных и образовательных учреждений, действующих координировано, по образовательным концепциям, профессионально разработанным в соответствии с требованиями новейшего времени. Если сама система информационного образования на сегодняшний день существует, то её реформирование, необходимое правовое, материальное и учебно-методическое обеспечение представляет собой проблему, требующую не только усилий работников образования и культуры, но и активного участия власти и общества.  

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Бородин, О. Журнал «Библиотека»: 100 плюс 100 лет : Интервью-размышления Главного редактора журнала «Библиотека» Станислава Самсонова, навеянные юбилеем старейшего печатного органа страны / О. Бородин // Библиотека. – 2011. – № 3. – С. 6–29.
  2. Бородина, В. А. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении. Практикум. – М.: Школьная библиотека, 2006. – 208 с.
  3. Гаянова, Т. И. Дети в Интернете // Т. И. Гаянова // Новая библиотека. – 2011. – № 4. – С. 31–43. 
  4. Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. – 2-е изд., перераб. – М.: Школьная б-ка, 2003. – 296 с.
  5. Голубева, Н. Л. «Окно в вечно живой мир детства» : К вопросу об информационном пространстве детской библиотеки // Библиотечное дело. – 2011. – № 2. – С. 8–10.
  6. Гребенникова, Е. В. Моделирование личности будущего читателя в условиях детской библиотеки / Е. В. Гребенникова // Библиотека и образование – единое социокультурное пространство. – Тамбов. – ОДБ. – 2003. – С. 50–52.
  7. Дворкина, М. Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход / М. Я. Дворкина. – М.: ИПО Профиздат, 2001. – 112 с.
  8. Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде. – М.: Школьная библиотека, 2004. – 336 с. – (Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря).
  9. Дулатова, А. Н. Информационная культура личности: учебно-методическое пособие / А. Н. Дулатова, Н. Б. Зиновьева. – М.: «Либерея-Бибинформ», 2007. – 176 с.
  10. Загашев, И. О. Чтение в библиотеке. Стратегия «Чтение с остановками»: [метод. пособие по проведению занятий в библиотеке с использованием стратегии «Чтение с остановками»: из технологии развития критического мышления средствами чтения и письма] / И. О. Загашев, В. П.  Гусева. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 32).
  11. Зиновьева, Н. Б. Информационная культура личности. Введение в курс: Учеб. пособие. – Краснодар, 1996. – 136 с.
  12. Интеллектуальная свобода – центр этической вселенной библиотекаря : Интервью с Полом Старжесом // Библиотечное дело. – 2011. – № 1. – С. 20–23.
  13. Крук, Н. В. Библиотечные уроки по чтению. Сценарии. 1–9 классы: В 2-х ч. Ч. 1. 1-4 кл. Ч. 2. 5-9 кл. / Н. В. Крук, И. В, Котомцева. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010. Ч. 1. – 504 с. Ч. 2. – 304 с. 
  14. Логинов, Б. Информационно-библиотечная сеть Либнет: третье десятилетие развития / Б. Логинов // Библиотека. – 2011. – № 2. – С. 9–22.
  15. Матвеева, И. Ю. Медийная поддержка чтения: практическое пособие / И. Ю. Матвеева. – М.: Литера, 2010. – 166 с.
  16. Матлахова, И. В. Дети в системе «цифрового взрыва» : Эффективный поиск и безопасный доступ // Библиотечное дело. – 2011. – № 2. – С. 30–31.
  17. Мелентьева, Ю. Культура чтения как фундамент информационной культуры личности : По материалам исследования 2007 года / Ю. Мелентьева // Библиотека в школе. – Первое сентября. – 2007. – № 17 (197), 1–15 сентября. – С. 15–18. – (Работа с читателями. На заметку).
  18. Микийчук, М. А. Если дети попали в Сети : Осваиваем новые территории / М. А, Микийчук / Библиотечное дело. – 2011. – № 6. – С. 28–30.
  19. Молодёжь. Чтение. Успех: сборник материалов научно-практической конференции. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 128 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря, вып. 7.)  
  20. Мясникова, В. Электронные ресурсы – по запросам пользователей / В. Мясникова // Библиотека. – 2011. – № 2. – С. 5–8. 
  21. Национальная программа поддержки и развития чтения // Библиотека и закон. Вып. 25 (2 2008). – М.: Либерея–Бибинформ, 2008. – 384 с. С. 191–213.
  22. Никитина, И. М. Прочитай малышке книжку // Библиотека в школе. – 2011. – № 3. – С. 38–40.
  23. Порядина, М. Е. Кто боится Слонопотама : Некоторые проблемы и перспективы существования электронной книги в сфере детского чтения // Библиотека в школе. – 2011. – № 2. – С. 11–16.
  24. «Поэзия – вещь изначально бессловесная» : [Интервью с Л. С. Рубинштейном] // Литература. – 2011. – № 7. – С. 4–8.
  25. Синельникова, Е. А. Библиотекарь – читатель: поиск путей к взаимопониманию // Библиотечное дело. – 2011. – № 2. – С. 41–42.
  26. Создаём будущее вместе: V Форум по управлению Интернетом // Библиотека в школе. – 2011. – № 4. – С. 10–11.
  27. Тимофеева, И. Н. Дети. Время. Книга: пособие для руководителей детским чтением / И. Н. Тимофеева. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. – 408 с. – (Серия 1, Вып. 1–2). – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря). – Приложение к журналу «Школьная библиотека». 
  28. Фокеев, В. А. Информация в контексте культуры. Информационная культура (Основная литература, функционирующая в системе научных коммуникаций) // Проблемы информационной культуры / Ред. Ю. С. Зубов, В. А. Фокеев. – М., 1997. – Вып. 6:Методология и организация информационно-культурологических исследований. – С. 157–156.
  29. Фомина, Л. Развитие – череда изменений. К чему они ведут?: [о закономерностях и механизмах читательского развития] / Л. Фомина // Библиополе. – 2010. – № 1. С. 33–37.
  30. Фомина, Л. Читательское развитие как педагогическая задача / Л. Фомина // Библиополе. – 2009. – № 7. – С. 36–39.
  31. Через библиотеки – к будущему: Сб. материалов по формированию детско-юношеской информационной политики: (по материалам конференций Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»): В 2 Ч.: Ч. 2 / ЮНИСЕФ, Рос. комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Сост. А. Демидов, О. Старовойтова. – М.: Школьная библиотека, 2004. – 648 с. – (Проф. б-ка шк. б-ря, Сер. 1. Вып. 1–10.)
  32. Ялышева, В. В. Продвижение книги и чтения средствами визуальной культуры : К итогам Всероссийского конкурса / В. В. Ялышева, А. С. Степанова // Библиотечное дело. – 2011. – № 7. – С. 24–27.

1 Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. 2-е изд., перераб. М., 2003. С. 15.

2 Зубов Ю. С. Информатизация и информационная культура // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. М., 1994. С. 6–11.

3 Библиотека и закон. Вып. 25 (2 2008). М., 2008. С. 191–213.

4 Непосредственно о культуре чтения в современном образовании: «…Существующая система общего обязательного образования не в состоянии обеспечить необходимого сегодня уровня читательской компетентности, а дополнительное образование не может компенсировать её недостатки. В результате значительная доля россиян, окончивших общеобразовательную школу, оказывается не готовой к эффективному освоению всё усложняющихся и увеличивающихся потоков информации и знаний». (Там же. С. 201.)

5 Правописание этого слова часто вызывает затруднения не только у широкой аудитории, но и у профессионалов. Слово Интернет относится к именам собственным (т. к. кроме Интернета существуют другие компьютерные сети), пишется с заглавной буквы без кавычек и склоняется как слово мужского рода (Интернет, Интернета, Интернету). В публицистике допускается использование эвфемизмов Сеть (с заглавной буквы, без кавычек) или Всемирная паутина (неполный синоним). Важно! В составе сложных слов корень интернет- употребляется со строчной буквой: пользователь Интернета, но интернет-пользователь.     

6 «Создание… информационных продуктов не рассматривается в общеобразовательных учреждениях как деятельность, требующая глубокой специальной подготовки. Тем самым в сознание молодого человека закладывается иллюзорное представление о простоте деятельности по аналитико-синтетической переработке информации, убеждённость в правомерности действий основанных исключительно на интуитивных началах и субъективных подходах к оценке информации» (Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях … С. 30–31.)

7 Любопытно также рассмотреть данные, полученные Фондом развития Интернета. 90 % российских детей пользуются Интернетом. Средний возраст выхода в сеть в России – 10 лет. Среди взрослой аудитории доля пользователей Сети составляет 35 %. 80 % детей-пользователей активно пользуются социальными сетями. 60–80 % публикует свою личную информацию, о чём знает только 10 % родителей, при этом треть детей-пользователей не ограничивают публичный доступ к своим страницам. Также российские дети встречаются с незнакомыми онлайн-собеседниками в пять раз чаще, чем их европейские сверстники.

Информация о работе Культура чтения и развитие информационной культуры