Литература Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:34, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы стало изучение немецкой литературы на рубеже XIX-XX веков. Для достижения поставленной цели, мы рассмотрим основные литературные направления:
Бидмейер
Реализм
Натурализм
Неоромантизм
Символизм
Экспрессионизм

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Бидмейер…………………………………………………………………4
Реализим…………………………………………………………………..5
Натурализм………………………………………………………………..6
Неоромантизм…………………………………………………………….7
Декаданс…………………………………………………………………...8
Символизм…………………………………………………………….…10
Экспрессионизм…………………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………12
Список использованных источников …………………………………..13

Вложенные файлы: 1 файл

немецкая литература.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………3

Бидмейер…………………………………………………………………4

Реализим…………………………………………………………………..5

Натурализм………………………………………………………………..6

Неоромантизм…………………………………………………………….7

Декаданс…………………………………………………………………...8

Символизм…………………………………………………………….…10

Экспрессионизм…………………………………………………………11

Заключение………………………………………………………………12

Список использованных источников …………………………………..13

 

 

 

 

 

Введение.

Бурное развитие мировой истории на рубеже  XIX-XX веков дало толчок к развитию литературы.

Первая мировая война и революционные движения в начале XX века резко изменили взгляды поэтов на окружающий их мир.

Целью данной работы стало  изучение  немецкой литературы  на рубеже XIX-XX веков.   Для достижения поставленной цели, мы рассмотрим основные литературные направления:

  1. Бидмейер
  2. Реализм
  3. Натурализм
  4. Неоромантизм
  5. Символизм
  6. Экспрессионизм

Проследим за развитием  литературы и героя   в немецкой поэзии.

 

Бидермейер

К середине XIX века в немецкой литературе появились новые литературные течения,  их нельзя выделить в отдельную эпоху, они находятся между классикой и романтикой с одной стороны  и бюргерским реализмом  -  с другой. Для них используется культурно-исторический термин «бидермейер». Его считают ответвлением романтизма, пришедшего на смену ампиру, некоторые называют его «смесь ампира с романтизмом». В бидермейере отразились и представления «бюргерской» среды, формы стиля ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Для бидермейера характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей. Наиболее яркими представителями являются поэты Николаус Ленау (1802—1850), Эдуард Мёрике (1804—1875), Фридрих Рюккерт (1788—1866) и  Август фон Платен (1796—1835). Среди прозаиков выделяются Аннетте Дросте-Хюльсхофф (1797—1848), Адальберт Штифтер (1805—1868) и Иеремия Готхельф (1797—1854). Известные драматурги — Франц Грильпарцер (1791—1872), Иоганн Нестрой  (1801—1862) и Фердинанд Раймунд (1790—1836). Грильпарцер писал драмы в духе венских классиков, тогда как Нестрой и Раймунд представляли венскую народную пьесу.

 

Реализм

В 50-е годы XIX века  на смену бидермейеру пришел поэтический реализм. «Реалистический способ освоения действительности, завоевавший прочные позиции в XIX в., опиравшийся на достижения науки, на принцип историзма… на понимание общества как некоей объективной целостности, подвластной научной систематизации и типизации в формах, аналогичных жизни, – получил на рубеже XIX–XX вв. новые импульсы для своего развития», – заметил известный российский ученый Л.Г. Андреев. По ходу своего развития реализм к середине века претерпевает существенные изменения: появляются новые формы художественного воплощения действительности, расширяется круг тем и проблем. Так, если в реалистических произведениях XIX в. преобладало социально-бытовое начало, то на рубеже XIX–XX вв. оно начинает сменяться духовно-личностной проблематикой. Даже основной художественный принцип этого направления - представление всего в максимально приближенном к жизни, реальности, свете - уступает  место новым тенденциям: большую роль в литературе начинает играть условность конкретно-эмпирическое изображение действительности соединятся с параболическим, символическим. В центре всех романов, драм и стихотворений стоит человек-индивидуум. Выходят «Шварцвальдские деревенские истории» Ауэрбаха, который с 60-х гг. XIX  века становится одним из популярнейших романистов. М. Л. Михайлов писал об Ауэрбахе «С появлением ”Шварцвальдских деревенских повестей началось возрождение повествовательной литературы в Германии»1; с 1856 г. появляются «Культурно-исторические новеллы» историка и политико-эконома Риля, который описывает жизнь прошлого не проводя любовной линии в своих произведениях. Самые крупные представители поэтического реализма  - Готфрид Келлер и Теодор Фонтане.

Натурализм

В восьмидесятые годы  наступает эпоха «Натурализма». Она характеризуется появлением новых стилистических методов: авторы уходят от литературной речи и, для достижения эффекта максимальной реальности, прибегают к использованию в произведениях повседневной речи, жаргона, диалектов. Человек и его поступки понимаются как обусловленные физиологической природой, наследственностью и средой — социальными условиями, бытовым и материальным окружением. Толчком к развитию натурализма стало бурное развитие естественных наук. Писатели-натуралисты в создании своих произведений опирались на тщательное изучение быта, условий труда и самой работы своих героев, технологий и инструментов, клинических отчетов, медицинских трудов. Ключевое отличие натурализма от классического реализма в том, что герои натуралистических произведений не несут ответственности за свою жизнь, у них просто нет выбора. Многие персонажи натуралистов — беспомощные в той среде где они оказались и являются жертвами плохой наследственности и животных инстинктов. Удовлетворение этих инстинктов невозможно для героя, так как он  скован социально-экономическим статусом. По замечанию Б. Сучкова, натурализм «имитирует реализм», отличаясь от него «не только отсутствием социального анализа и способности к типизации, но и тем, что уравнивает в изображении разнозначные по своему объективному содержанию явления действительности»2 

Неоромантизм

Особое место среди литературных направлений 2-й половины XIX – начала XX в. занимает неоромантизм (греч. neos и романтизм; в противоположность романтизму конца XVIII – начала XIX в.). Он возник  как реакция на реалистические и натуралистические  тенденции второй половины XIX века. Он восходит к романтизму, непосредственно с ним связан, развивает это направление. Неприятие действительности; сильная личность, часто одинокая, руководствующаяся в своей деятельности  идеями альтруизма; острота этической проблематики; максимализм и романтизация чувства, страсти; напряженность, преобладание эмоционального над рациональным. При этом неоромантизм отличается от романтизма. Теперь герой находится не в вымышленном мире а практически реальном. Персонажи неоромантиков – чаще всего являются частью реальности, но, в отличие от реализма,  наделены силой духа, неукротимыми чувствами и высокими устремлениями.  Английский неоромантик Роберт Льюис Стивенсон говорил: «К сожалению, все мы в литературе играем на сентиментальной флейте, и никто из нас не желает бить в мужественный барабан… Будем же в меру сил учить народ радости. И будем помнить, что уроки должны звучать бодро и вдохновенно, должны укреплять в людях мужество». 3 
   Весьма ощутимо эстетическое присутствие неоромантизма в немецкой литературе: в лирике и философских работах Фридриха Ницше, у таких писателей, как Теодор Шторм, Вильгельм Раабе, Герхарт Гауптман, Рикарда Хух, Детлеф фон Лилиенкрон, ранний Герман Гессе; в творчестве таких австрийских авторов, как Гуго фон Гофмансталь, Райнер Мария Рильке.

 

 

 

 

Декаданс

На рубеже XIX–XX вв., когда происходило переосмысление духовно-эстетических ценностей и рушились прежние убеждения формируется и дает о себе знать во всех сферах общественной и культурной жизни такое явление, как декаданс (фр. decadence, от позднелат. decadentia – упадок).

Толчок к развитию декаданса дал немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788–1860). Основной его труд «Мир как воля и представление» вышел в 1819 г., но заложенные в нем и других сочинениях Шопенгауэра идеи оказались близки философско-эстетическим представлениям 2-й половины XIX – начала XX в. Вслед за И. Кантом, полагавшим, что всякое явление есть обусловленное сознанием представление, Шопенгауэр создал свое учение о мире как стихийной стремящейся к воплощению воле. Приблизиться к познанию этого мира способен лишь тот, в ком эстетическая интуиция преобладает над интеллектуально-рассудочным началом, т. е. художник.

Под влиянием А. Шопенгауэра  формировались философские взгляды Фридриха Ницше, оказавшего огромное влияние на искусство слова рубежа XIX–XX вв. Весьма существенным было также воздействие на литературно-художественный мир, особенно уже начала XX в., французского философа Анри Бергсона, создателя интуитивизма – учения об интуиции как основном способе познания жизненной сущности, и австрийского психиатра, автора теории и метода психоанализа Зигмунда Фрейда. Психоаналитическая теория Фрейда стимулировала глубоко новаторский подход не только ко многим конкретным наукам, но и к литературе.  

Насколько удалось выяснить литературоведам, первым использовал  понятие «декаданс» в 1869 г. относительно искусства слова французский поэт Теофиль Готье (в предисловии к переизданию книги Шарля Бодлера «Цветы зла»).

Сначала декаданс приравнивался  к символизму,   но искусство декаданса не тождественно ни символизму, ни какому-либо иному литературно-художественному направлению. Некоторые ученые даже предлагают считать декаданс как мировоззрение, возникшее на рубеже веков, вобравшее в себя настроение меланхолии, тоски, неопределенности, безнадежности. Ницше усматривал абсолютную формулу декаданса в христианстве; в Христе же с его смирением видел своего рода идеал декадента.

Одним из первых литературных произведений, получивших наименование «декадентского», считается н роман Ж. – К. Гюисманса «Наоборот» (1884), показавший чем декаданс «был на самом деле, – не характеристикой одного журнала, не признаком одной литературной школы или группы писателей, а мировоззрением, образом мысли и образом жизни, эстетикой и поэтикой в одно и то же время».4    П. Бурже писал: «Стиль декаданс начинается там, где единство книги распадается, чтобы уступить место независимости страницы, где страница распадается, чтобы уступить место независимости фразы, а фраза – чтобы уступить место независимости слова».5 
   

 

 

Символизм

Одним из наиболее значимых литературных направлений, получивших развитие во 2-й половине XIX – начале XX в. стал символизм.    

Основой символистской  концепции искусства послужило, учение Платона о противопоставленных друг другу «мире идей» и «мире вещей». Мир идей, по мнению философа, является истинным, вечным, не зависящим от пространства и времени, мир вещей, или мир теней, (материальный мир) - всего лишь отражение первого, его тень.

Определенное влияние  на символистскую эстетику оказали  идеи немецких философов Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше, а также открытия психологов и психофизиологов, проявлявших  растущее внимание к подсознательному. Символизм стал отрицанием реализма и натурализма.

Основная задача для символистов - постижение «мира идей», выражение духовно-душевного посредством символов (фр. symbolisme, от греч. symbolon – символ, условный знак). Именно символ играет определяющую роль в художественной системе символизма.   

Знаменитый немецкий философ И. Кант основным признаком  символического считал «представление по одной только аналогии»; символ он определял как «косвенное изображение  по аналогии», «перенесение рефлексии  с предмета созерцания на совершенно другое понятие, которому, вполне вероятно, созерцание никогда не сможет прямо соответствовать»6 .

Выдающимися представителями  символизма немецкой поэзии стали  Стефан Георге (1868—1933), Гуго фон Гофмансталь (1874—1929) и Райнер Мария Рильке (1875—1926).

 

 

 

 

 

Экспрессионизм

Экспрессионизм считается  последним крупным литературным направлением Германии. Это авангардистское  направление, существовавшее параллельно  с дадаизмом, сюррелиазмом и футуризмом.

Экспрессионизм в немецкой поэзии впервые выразился в стихотворении  Якоба фон Годдиса «Конец мира» (1911).

У бюргера сдувает котелок, 
Повсюду вопли в воздухе плывут. 
Разъяты крыши, надвое ползут. 
На берег — пишут — движется поток.

Там буря, скачет дикая вода 
Об землю, толщу дамбы сокрушая. 
Столпились люди, насморком страдая. 
Летят с мостов железных поезда.

(перевод Антона  Черного)7

Поэт стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния.  экспрессионизм возник как острая болезненная реакция на события Первой мировой войны, революционные движения. Поэт видит мир  через  призму негативных, несдерживаемых  эмоций,  облекает в форму стихотворения боль, тревогу, страх, разочарование. Поэты – экспрессионисты противопоставляют натурализму идею эмоционального воздействия на публику, то есть стараются «выжать» из  человека максимум эмоций.

 

 

 

Заключение

Немецкая литература на рубеже XIX-XX веков двигалась от безэмоционального, сухого иллюстрирования повседневности – реализма- до  резкого крика души - экспрессионизма.  Делая шаг  за шагом, немецкая литература переходила от реализма к преувеличено точному натурализму, от него - к неоромантизму, где реальность  смешивается с чувственностью героя, его одиночеством и безысходностью. Следующий шаг  - символизм. Поэт-символист отходит от реальности и использует только эмоции и символы, чтобы передать свою идею. От символизма  - к экспрессионизму – взрыву чувств. Поэт, подавленный событиями конца XIX начала XX веков видит смысл поэзии в том, чтобы вызвать как можно больше эмоций, как можно больше эмоций вложить в произведение.

Немецкая литература за половину столетия невероятно развилась. Поэт больше не описывает быт, природу. Теперь он эмоционально  открыт. Теперь он заставляет читателя задуматься, ощутить  чувственный мир.

Большой вклад  в развитие литературы  сделали, как не странно, немецкие философы. Именно они помогли вырваться чувствам поэта на свободу, придали этому смысл.

 

Список использованных источников

 

1. Андреев Л. Г./ Импрессионизм. М., 1980. .316 с.

Информация о работе Литература Германии