Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:34, контрольная работа
Целью данной работы стало изучение немецкой литературы на рубеже XIX-XX веков. Для достижения поставленной цели, мы рассмотрим основные литературные направления:
Бидмейер
Реализм
Натурализм
Неоромантизм
Символизм
Экспрессионизм
Введение…………………………………………………………………3
Бидмейер…………………………………………………………………4
Реализим…………………………………………………………………..5
Натурализм………………………………………………………………..6
Неоромантизм…………………………………………………………….7
Декаданс…………………………………………………………………...8
Символизм…………………………………………………………….…10
Экспрессионизм…………………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………12
Список использованных источников …………………………………..13
Содержание
Введение…………………………………………………………
Бидмейер…………………………………………………………
Реализим…………………………………………………………
Натурализм……………………………………………………
Неоромантизм………………………………………………
Декаданс…………………………………………………………
Символизм………………………………………………………
Экспрессионизм…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников …………………………………..13
Введение.
Бурное развитие мировой истории на рубеже XIX-XX веков дало толчок к развитию литературы.
Первая мировая война и революционные движения в начале XX века резко изменили взгляды поэтов на окружающий их мир.
Целью данной работы стало изучение немецкой литературы на рубеже XIX-XX веков. Для достижения поставленной цели, мы рассмотрим основные литературные направления:
Проследим за развитием литературы и героя в немецкой поэзии.
Бидермейер
К середине XIX века в немецкой литературе
появились новые литературные течения,
их нельзя выделить в отдельную эпоху,
они находятся между классикой и романтикой
с одной стороны и бюргерским реализмом
- с другой. Для них используется культурно-исторический
термин «бидермейер». Его считают ответвлением романтизма, пришедшего на смену ампиру, некоторые называют его «смесь
ампира с романтизмом». В бидермейере
отразились и представления «бюргерской»
среды, формы стиля ампир преобразовывались в духе интимности
и домашнего уюта. Для бидермейера характерно
тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей.
Наиболее яркими представителями являются
поэты Николаус Ленау (1802—1850), Эдуард Мёрике (1804—1875), Фридрих Рюккерт (1788—1866) и Август фон Платен (1796—1835). Среди прозаиков выделяются Аннетте Дросте-Хюльсхофф (1797—1848), Адальберт Штифтер (1805—1868) и Иеремия Готхельф (1797—1854). Известные драматурги — Франц Грильпарцер (1791—1872), Иоган
Реализм
В 50-е годы XIX века на смену бидермейеру пришел поэтический реализм. «Реалистический способ освоения действительности, завоевавший прочные позиции в XIX в., опиравшийся на достижения науки, на принцип историзма… на понимание общества как некоей объективной целостности, подвластной научной систематизации и типизации в формах, аналогичных жизни, – получил на рубеже XIX–XX вв. новые импульсы для своего развития», – заметил известный российский ученый Л.Г. Андреев. По ходу своего развития реализм к середине века претерпевает существенные изменения: появляются новые формы художественного воплощения действительности, расширяется круг тем и проблем. Так, если в реалистических произведениях XIX в. преобладало социально-бытовое начало, то на рубеже XIX–XX вв. оно начинает сменяться духовно-личностной проблематикой. Даже основной художественный принцип этого направления - представление всего в максимально приближенном к жизни, реальности, свете - уступает место новым тенденциям: большую роль в литературе начинает играть условность конкретно-эмпирическое изображение действительности соединятся с параболическим, символическим. В центре всех романов, драм и стихотворений стоит человек-индивидуум. Выходят «Шварцвальдские деревенские истории» Ауэрбаха, который с 60-х гг. XIX века становится одним из популярнейших романистов. М. Л. Михайлов писал об Ауэрбахе «С появлением ”Шварцвальдских деревенских повестей началось возрождение повествовательной литературы в Германии»1; с 1856 г. появляются «Культурно-исторические новеллы» историка и политико-эконома Риля, который описывает жизнь прошлого не проводя любовной линии в своих произведениях. Самые крупные представители поэтического реализма - Готфрид Келлер и Теодор Фонтане.
Натурализм
В восьмидесятые годы
наступает эпоха «Натурализма». Она характеризуется появлением новых
стилистических методов: авторы уходят
от литературной речи и, для достижения
эффекта максимальной реальности, прибегают
к использованию в произведениях повседневной
речи, жаргона, диалектов. Человек и его
поступки понимаются как обусловленные
физиологической природой, наследственностью
и средой — социальными условиями, бытовым и материальным окружением. Толчком к
развитию натурализма стало бурное развитие
естественных наук. Писатели-натуралисты
в создании своих произведений опирались
на тщательное изучение быта, условий
труда и самой работы своих героев, технологий
и инструментов, клинических отчетов,
медицинских трудов. Ключевое отличие
натурализма от классического реализма
в том, что герои натуралистических произведений
не несут ответственности за свою жизнь,
у них просто нет выбора. Многие персонажи
натуралистов — беспомощные в той среде
где они оказались и являются жертвами
плохой наследственности и животных инстинктов.
Удовлетворение этих инстинктов невозможно
для героя, так как он скован социально-экономическим
статусом. По замечанию Б. Сучкова, натурализм «имитирует реализм»,
отличаясь от него «не только отсутствием
социального анализа и способности к типизации,
но и тем, что уравнивает в изображении
разнозначные по своему объективному
содержанию явления действительности»2
Неоромантизм
Особое место среди литературны
Весьма ощутимо эстетическое присутствие
неоромантизма в немецкой литературе:
в лирике и философских работах Фридриха
Ницше, у таких писателей, как Теодор Шторм,
Вильгельм Раабе, Герхарт Гауптман, Рикарда
Хух, Детлеф фон Лилиенкрон, ранний Герман
Гессе; в творчестве таких австрийских
авторов, как Гуго фон Гофмансталь, Райнер
Мария Рильке.
Декаданс
На рубеже XIX–XX вв., когда происходило переосмысление духовно-эстетических ценностей и рушились прежние убеждения формируется и дает о себе знать во всех сферах общественной и культурной жизни такое явление, как декаданс (фр. decadence, от позднелат. decadentia – упадок).
Толчок к развитию декаданса дал немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788–1860). Основной его труд «Мир как воля и представление» вышел в 1819 г., но заложенные в нем и других сочинениях Шопенгауэра идеи оказались близки философско-эстетическим представлениям 2-й половины XIX – начала XX в. Вслед за И. Кантом, полагавшим, что всякое явление есть обусловленное сознанием представление, Шопенгауэр создал свое учение о мире как стихийной стремящейся к воплощению воле. Приблизиться к познанию этого мира способен лишь тот, в ком эстетическая интуиция преобладает над интеллектуально-рассудочным началом, т. е. художник.
Под влиянием А. Шопенгауэра формировались философские взгляды Фридриха Ницше, оказавшего огромное влияние на искусство слова рубежа XIX–XX вв. Весьма существенным было также воздействие на литературно-художественный мир, особенно уже начала XX в., французского философа Анри Бергсона, создателя интуитивизма – учения об интуиции как основном способе познания жизненной сущности, и австрийского психиатра, автора теории и метода психоанализа Зигмунда Фрейда. Психоаналитическая теория Фрейда стимулировала глубоко новаторский подход не только ко многим конкретным наукам, но и к литературе.
Насколько удалось выяснить литературоведам, первым использовал понятие «декаданс» в 1869 г. относительно искусства слова французский поэт Теофиль Готье (в предисловии к переизданию книги Шарля Бодлера «Цветы зла»).
Сначала декаданс приравнивался к символизму, но искусство декаданса не тождественно ни символизму, ни какому-либо иному литературно-художественному направлению. Некоторые ученые даже предлагают считать декаданс как мировоззрение, возникшее на рубеже веков, вобравшее в себя настроение меланхолии, тоски, неопределенности, безнадежности. Ницше усматривал абсолютную формулу декаданса в христианстве; в Христе же с его смирением видел своего рода идеал декадента.
Одним из первых литературных
произведений, получивших наименование «декадентского»,
считается н роман Ж. – К. Гюисманса «Наоборот»
(1884), показавший чем декаданс «был на самом
деле, – не характеристикой одного журнала,
не признаком одной литературной школы
или группы писателей, а мировоззрением,
образом мысли и образом жизни, эстетикой
и поэтикой в одно и то же время».4 П. Бурже писал: «Стиль декаданс начинается
там, где единство книги распадается, чтобы
уступить место независимости страницы,
где страница распадается, чтобы уступить
место независимости фразы, а фраза –
чтобы уступить место независимости слова».5
Символизм
Одним из наиболее значимых литературных направлений, получивших развитие во 2-й половине XIX – начале XX в. стал символизм.
Основой символистской концепции искусства послужило, учение Платона о противопоставленных друг другу «мире идей» и «мире вещей». Мир идей, по мнению философа, является истинным, вечным, не зависящим от пространства и времени, мир вещей, или мир теней, (материальный мир) - всего лишь отражение первого, его тень.
Определенное влияние на символистскую эстетику оказали идеи немецких философов Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше, а также открытия психологов и психофизиологов, проявлявших растущее внимание к подсознательному. Символизм стал отрицанием реализма и натурализма.
Основная задача для символистов - постижение «мира идей», выражение духовно-душевного посредством символов (фр. symbolisme, от греч. symbolon – символ, условный знак). Именно символ играет определяющую роль в художественной системе символизма.
Знаменитый немецкий философ И. Кант основным признаком символического считал «представление по одной только аналогии»; символ он определял как «косвенное изображение по аналогии», «перенесение рефлексии с предмета созерцания на совершенно другое понятие, которому, вполне вероятно, созерцание никогда не сможет прямо соответствовать»6 .
Выдающимися представителями символизма немецкой поэзии стали Стефан Георге (1868—1933), Гуго фон Гофмансталь (1874—1929) и Райнер Мария Рильке (1875—1926).
Экспрессионизм
Экспрессионизм считается последним крупным литературным направлением Германии. Это авангардистское направление, существовавшее параллельно с дадаизмом, сюррелиазмом и футуризмом.
Экспрессионизм в немецкой поэзии впервые выразился в стихотворении Якоба фон Годдиса «Конец мира» (1911).
У бюргера
сдувает котелок,
Повсюду вопли в воздухе плывут.
Разъяты крыши, надвое ползут.
На берег — пишут — движется поток.
Там
буря, скачет дикая вода
Об землю, толщу дамбы сокрушая.
Столпились люди, насморком страдая.
Летят с мостов железных поезда.
(перевод Антона Черного)7
Поэт стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния. экспрессионизм возник как острая болезненная реакция на события Первой мировой войны, революционные движения. Поэт видит мир через призму негативных, несдерживаемых эмоций, облекает в форму стихотворения боль, тревогу, страх, разочарование. Поэты – экспрессионисты противопоставляют натурализму идею эмоционального воздействия на публику, то есть стараются «выжать» из человека максимум эмоций.
Заключение
Немецкая литература на рубеже XIX-XX веков двигалась от безэмоционального, сухого иллюстрирования повседневности – реализма- до резкого крика души - экспрессионизма. Делая шаг за шагом, немецкая литература переходила от реализма к преувеличено точному натурализму, от него - к неоромантизму, где реальность смешивается с чувственностью героя, его одиночеством и безысходностью. Следующий шаг - символизм. Поэт-символист отходит от реальности и использует только эмоции и символы, чтобы передать свою идею. От символизма - к экспрессионизму – взрыву чувств. Поэт, подавленный событиями конца XIX начала XX веков видит смысл поэзии в том, чтобы вызвать как можно больше эмоций, как можно больше эмоций вложить в произведение.
Немецкая литература за половину столетия невероятно развилась. Поэт больше не описывает быт, природу. Теперь он эмоционально открыт. Теперь он заставляет читателя задуматься, ощутить чувственный мир.
Большой вклад в развитие литературы сделали, как не странно, немецкие философы. Именно они помогли вырваться чувствам поэта на свободу, придали этому смысл.
Список использованных источников
1. Андреев Л. Г./ Импрессионизм. М., 1980. .316 с.