Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 17:58, реферат
Литература - в широком смысле совокупность любых письменных текстов.
Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства. Характеристика основного элемента литературы слова, связи между материальным и духовным. Анализ передачи поэтического образа в художественной литературе.
Художественная литература – вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни. Только в литературе человек предстает говорящим, чему придал принципиальное значение М.М. Бахтин: «Основная особенность литературы — язык здесь не только средство коммуникации и выражения-изображения, но и объект изображения»
ШКОЛА-ЛИЦЕЯ №44 им.О.БОКЕЯ
РЕФЕРАТ
ТЕМА: ЛИТЕРАТУРА И ИССКУСТВО
г.Усть-Каменогорск 2013г.
Литература - в широком смысле совокупность любых письменных текстов.
Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства. Характеристика основного элемента литературы слова, связи между материальным и духовным. Анализ передачи поэтического образа в художественной литературе.
Художественная литература – вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни. Только в литературе человек предстает говорящим, чему придал принципиальное значение М.М. Бахтин: «Основная особенность литературы — язык здесь не только средство коммуникации и выражения-изображения, но и объект изображения». Ученый утверждал, что «литература не просто использование языка, а его художественное познание» и что «основная проблема ее изучения» — это «проблема взаимоотношений изображающей и изображаемой речи». В литературных произведениях нередки размышления героев на философские, социальные, нравственные, религиозные, исторические темы. Порой интеллектуальная сторона человеческой жизни здесь выдвигается на первый план (знаменитая древнеиндийская «Бхагавадгита», «Братья Карамазовы» Достоевского, «Волшебная гора» Т. Манна).
Осваивая человеческое сознание, художественная литература, по словам В.А. Грехнева, «укрупняет стихию мысли»: писателя «неотразимо притягивает мысль, но мысль, не охлажденная и не отрешенная от переживания и оценки, а насквозь пронизанная ими. Не итоги ее явленные в объективно спокойных и стройных структурах логики, а ее личностный колорит, ее живая энергия— прежде всего это притягательно для художника слова там, где мысль становится предметом изображения».
Основное понятие литературы – это образ; при помощи образов художественная литература воссоздает целые эпохи в многообразии их прошлого, настоящего и будущего: перипетии античности мы узнаем в трагедияхСофокла и Еврипида, эпохи Возрождения – у Шекспира и Лопе де Вега; в романах Л. Толстого и И. Тургенева сталкиваемся с морально-нравственными исканиями дворян начала XIX в.
Основным средством литературы является слово. Посредством созданных словом образов автор пытается увлечь читателя, «включить» его в действие, сделать егоприсутствие во времени и пространстве произведения «реальным». Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания написанного: так, читатель переживает за Татьяну в «Евгении Онегине», пытается понять причины поступков Катерины в «Грозе» и сложный духовный мир Наташи Ростовой в «Войне и мире»,трагедию Григория Мелехова в «Тихом Доне». Именно наше («читательское») восприятиеи глубокое переживание судеб героев свидетельствует о том, что литература –это искусство, искусство слова.
Особую эмоциональную реакцию в душе человека вызывает поэзия. Поэзия объемна и многогранна в отношении тематического плана: поэзия не значит «стихи о любви», это произведения на разные темы – интимные, философские, военные и др. Читателя не оставляют равнодушным искренние и исповедальные строки А. Ахматовой, М. Цветаевой, бессмертные слова А. Твардовского, философские размышления Б. Пастернака и О. Мандельштама и др.
Художественная литература как искусство слова ведет свою историю от устного народного творчества – песни, сказки, героического эпоса и др. Во многих произведениях можно встретить отголоски «истоков» литературы – вспомните произведения Лескова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина и др.
Художественную литературу можно считать самым разносторонним видом искусства: например, замечательная картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» нуждается в историческом комментарии, а роман А. Толстого «Петр I» – нет: он доносит дыхание эпохи в деталях быта и человеческих отношений.
Первоосновой драматического театра является именно художественная литература.
Национальные театры создавались на основе
произведений Шекспира, Островского, Гоголя,
Чехова, Ибсена, Шоу и др. Литературный текст послужил созданию оперного искусства: величайшие гении Чайковский и Мусоргский
На основе текста – сценария – создаются фильмы. Многие из них являются экранизациями художественных произведений («Мастер и Маргарита» и «Идиот» В. Бортко, «Война и мир» С. Бондарчука).
Художественная литература тесно связана с обществом, с его движением к гуманистическому идеалу. Литература является средоточием общественно-исторического опыта и опыта личности в освоении окружающего мира. Она помогает устанавливать связь между поколениями, формировать, развивать и укреплять шкалу ценностей.
Литература в обществе выполняет
несколько функций: познаватель
Как видим, литература заслуженно названа лидером среди других видов искусства в силу своей значимости для развития как отдельного человека, так и всего человечества - и в конкретную эпоху, и в глобальном смысле.
Литература и искусство в СССР в 20-е годы
Октябрьская революция
оказала огромное воздействие
и на развитие искусства.
РАПП (Российская ассоциация пролетарских
писателей) оформилась на I Всесоюзной
конференции пролетарских писателей в
1925 г. В ее состав входили писатели (из
наиболее известных А. Фадеев и Д. Фурманов)
и литературные критики.
Большое значение для развития русской
литературы ХХ в. сыграло поэтическое
творчество В. Я. Брюсова, Э.
Период от Великой французской буржуазной революции и до Парижской Коммуны был временем подъема, расцвета и первых симптомов будущего упадка большой литературы, большого искусства капиталистического общества. В конце XVIII и в XIX в. появились произведения, которые стали драгоценным достоянием мировой культуры. В общей картине этой замечательной эпохи наблюдаются два одновременно действующих процесса: развитие национальных литератур и искусства и образование того, что может быть названо условно «региональными» (т. е. объединяющими ряд стран и народов) литературой и искусством. Развитие национальных литератур и искусства обусловлено укреплением буржуазных нации, образование региональных литератур и искусства вызвано однородностью для многих народов социально-экономической системы и широким развитием разнообразны между ними.
Первоисточниками казахской литературы являются дастаны “Алып Ер Тонга”, “Шу Батыр”, созданные в 11—3 веках до нашей эры. Научными исследованиями доказано, что описанные в них события тесно связаны с древней историей казахского народа. Орхон-Енисейские письменные памятники показали, что у тюркских племен искусство слова отличалось поэтической силой, глубиной мысли и богатством содержания.
Фольклорное наследие тюркской литературы представлено легендами, сказками, пословицами, поговорками, героическими и лироэпическими поэмами. В число нетленных образцов героического эпоса народов мира входят “Алпамыс”, “Қобыланды”, любимые в казахском народе социально-бытовые эпические поэмы —“Қозы Қорпеш — Баян сулу”, “Қыз Жибек”, более поздние сюжеты — “Айман — Шолпан”, “Күлше-қыз”, “Мақпал-қыз”. Из фольклора письменная литература обильно черпала идеи, художественные образы.
Творчеством Абая (Ибрагима) Кунанбаева (1845—1904) открывается новый этап казахской реалистической литературы. Мощь Абая, как большого художника слова, с исключительной силой проявилась в стихотворениях “Восьмистишия”. Основная линия его творчества — призыв к добру, знаниям, культуре, честному труду, справедливости, любви к народу, родному краю. Тонкий ценитель русской поэзии, Абай перевел около 50 произведений Пушкина, Лермонтова, Крылова. Произведения поэта неоднократно издавались на русском и других языках.
Книги по художественной литературе, как
и другие книги других жанров литературы,
объединяет авторские произведения в
отличие от принципиально не имеющих автора
произведений фольклора.
Художественная литература делятся по
родам на следующие: Эпос, Лирика, Драма,
Лироэпика.
Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование») — повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпические произведения описывают внешнюю по отношению к автору объективную действительность. Описание персонажей сконцентрировано на их поведении и поступках, а не на внутреннем мире, как в лирике. Романы-жизнеописания, очень популярные в 19 веке, относятся к эпическим произведениям. Примерами могут служить Война и МирЛьва Толстого, Красное и Чёрное Стендаля, Сага о Форсайтах Голсуорси и многие другие. Название жанр получил от народных поэм-песен, сложенных в древности, также называемых эпосом.
Эпические жанры: басня, былина, баллада,
Лирика — род литературы, который основывается
на обращении к сфере внутреннего — к состояниям
человеческого сознания, эмоциям, впечатлениям,
переживаниям.[1] Даже если в произведениях присутствует
повествовательный элемент, лирическое
произведение всегда субъективно и сконцентрировано
на герое. Характеристиками лирического
произведения являются «сжатость», «монологичность»,
«единство лирического сюжета» и «мгновенность»
(«точечность», «современность»).[2] Большинст
Лирические жанры: ода, послани
Драма — род литературы, воспроизводящий прежде всего внешний для автора мир — поступки, взаимоотношения людей, конфликты, но в отличие от эпоса имеющий не повествовательную, а диалогическую форму.[3] В драматических произведениях текст от лица автора носит эпизодический характер, большей частью ограничивается ремарками и пояснениями к сюжету. Большинство драматических произведений пишется для последующей постановки в театре.
Драматические жанры: драма, комедия, трагеди
М. М. Бахтин писал, что главная задача «теоретической социологической поэтики» — «выделить литературное произведение как таковое, дать экспозицию его структуры, определить ее элементы и их функции». Он же подчеркивал, что задача эта неразрешима без ответа на вопрос об эстетическом: «...без систематического понятия эстетического, как в его отличии от познавательного и этического, так и в его связи с ними в единстве культуры, нельзя даже выделить предмет, подлежащий изучению поэтики — художественное произведение в слове, — из массы произведений другого рода; и это систематическое понятие, конечно, вносится каждый раз исследователем, но совершенно некритически». Литературное произведение, как видно, в первую очередь должно быть поставлено в ряд явлений искусства, независимо от его видов. Картине, симфонии, зданию и т.д. могут быть присущи одинаковые свойства: именно те, которые заставляют нас относить все эти явления к области искусства. Задача выявить в литературном произведении как таковом эту общую сущность искусства, т.е. выделить художественное произведение этого вида из множества таких литературных произведений, которые мы не признаем художественными, решалась в первой части предлагаемого пособия. Слова, как известно, обозначают общие свойства предметов и явлений. Искусство же всегда имеет дело с образами. Оно интересуется проявлением общего в и н-дивидуальном, т. е. миром неповторимо единичного.
Перед теоретиками литературы остро встает вопрос о тех возможностях, которые дает язык творчеству писателя. Решению этого вопроса посвятил свои работы известный русский филолог конца прошлого столетия А. А. Потебня. В книгах «Мысль и язык» и «Из записок по теории словесности» он утверждал, что художественное начало (по его терминологии — поэтическое) заложено в самом языке, в его непрестанном движении и развитии. Поэзия, по мысли Потебни, возникает там, где новое, неизвестное явление объясняется с помощью старого, уже известного, имеющего наименование. Например, ребенок, говоря, что по вечерам деревья засыпают, создает поэтический образ. Словесное искусство (поэзию) Потебня противопоставляет деловой «внехудожественной» речи (прозе), которая лишена образности. И в качестве главного свойства поэзии рассматривает многозначность слова, прежде всего его иносказательность.