Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 16:16, статья
В поэтическом мире Лермонтова не найти счастливой любви в обычном ее понимании. Душевное родство возникает здесь вне “чего б то ни было земно¬го”, даже вне обычных законов времени и пространства. Вспомним поразитель¬ное стихотворение “Сон”. Его даже нельзя отнести к любовной лирике, но именно оно помогает понять, что есть любовь для лермонтовского героя. Для него это прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью. Такова любовь в том мире, что зовется поэзией Михаила Юрьевича Лермонтова.
Любовная лирика М.Ю.Лермонтова
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! — любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.
Эти строки из стихотворения “1831-го, июня,
11 дня” — словно эпиграф к лирике Лермонтова,
лирике “сильнейших страстей” и глубоких
страданий. И хотя Лермонтов вступил в
русскую поэзию прямым наследником Пушкина,
эта вечная тема — тема любви — зазвучала
у него совершенно по-иному. “Пушкин —
дневное, Лермонтов — ночное светило нашей
поэзии”, — писал Д. Мережковский. И воистину,
если для Пушкина любовь — источник счастья,
то для Лермонтова она неразлучна с печалью.
У Михаила Юрьевича мотивы одиночества,
противостояния героя-бунтаря “бесчувственной
толпе” пронизывают и стихи о любви, в
его художественном мире высокое чувство
всегда трагично.
Лишь изредка в стихах юного поэта мечта
о любви сливалась с мечтою о счастье:
Меня бы примирила ты
С людьми и буйными страстями, —
писал он, обращаясь к Н. Ф. И. — Наталии
Федоровне Ивановой, в которую был страстно
и безнадежно влюблен. Но это лишь одна,
не повторившаяся больше нота. Весь же
цикл посвященных Ивановой стихов — это
история неразделенного и оскорбленного
чувства:
Я недостоин, может быть,
Твоей любви; не мне судить,
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я скажу, что ты
Несправедливо поступила.
Перед нами словно страницы дневника,
где запечатлены все оттенки пережитого:
от вспыхивающей безумной надежды до горького
разочарования:
И стих безумный, стих прощальный
В альбом твой бросил для тебя,
Как след единственный, печальный,
Который здесь оставлю я.
Лирическому герою суждено остаться одиноким
и непонятым, но это лишь усиливает в нем
сознание своей избранности, предназначенности
для иной, высшей свободы и иного счастья
— счастья творить. Завершающее цикл стихотворение
— одно из самых прекрасных у Лермонтова
— это не только расставание с женщиной,
это и освобождение от унижающей и порабощающей
страсти:
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам...
Контраст между высоким чувством героя
и “коварной изменой” героини в самом
строе стиха, насыщенном антитезами, столь
характерными для романтической поэзии:
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней...
Этот типично романтический прием определяет
стиль не только одного стихотворения
— на контрастах, противопоставлениях
построена вся лирика поэта. И рядом с
образом “изменившегося ангела” под
его пером возникает другой женский образ,
возвышенный и идеальный:
Улыбку я твою видал,
Она мне сердце восхищала...
Эти стихи посвящены Варваре Лопухиной,
любовь к которой не угасала у поэта до
конца дней. Пленительный облик этой нежной,
одухотворенной женщины предстает перед
нами и в живописи, и в поэзии Михаила Юрьевича:
...все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но и в стихах, посвященных Варваре Александровне,
звучит тот же мотив разлуки, роковой неосуществимости
счастья:
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоем!
Отчего же так трагична судьба любящих?
Известно, что Лопухина ответила на чувство
Лермонтова, между ними не было непреодолимых
преград. Разгадка, наверное, кроется в
том, что лермонтовский “роман в стихах”
не был зеркальным отражением его жизни.
Поэт писал о трагической невозможности
счастья в этом жестоком мире, “среди
ледяного, среди беспощадного света”.
Перед нами опять возникает романтический
контраст между высоким идеалом и низкой
действительностью, в которой он осуществиться
не может. Поэтому Лермонтова так притягивают
ситуации, таящие в себе нечто роковое.
Это может быть чувство, восставшее против
власти “светских цепей”:
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
Это может быть гибельная страсть, изображенная
в таких стихотворениях, как “Дары Терека”,
“Морская царевна”. Вдумываясь в эти
стихи, невозможно не вспомнить знаменитый
“Парус”:
Увы! Он счастия не ищет...
Этой строке вторят другие:
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Лермонтовский герой будто бежит от безмятежности,
от покоя, за которым для него — сон души,
угасание и самого поэтического дара.
Нет, в поэтическом мире Лермонтова не
найти счастливой любви в обычном ее понимании.
Душевное родство возникает здесь вне
“чего б то ни было земного”, даже вне
обычных законов времени и пространства.
Вспомним поразительное стихотворение
“Сон”. Его даже нельзя отнести к любовной
лирике, но именно оно помогает понять,
что есть любовь для лермонтовского героя.
Для него это прикосновение к вечности,
а не путь к земному счастью. Такова любовь
в том мире, что зовется поэзией Михаила
Юрьевича Лермонтова.
Адресаты любовной лирики.
Варвара Александровна Лопухина
Варвара Александровна Лопухина -
одна из самых глубоких сердечных
привязанностей М.Ю.Лермонтова. Пережив
бурное увлечение Н.Ф.Ивановой, поэт в
1831 встретился в близкой ему семье Лопухиных
с младшей сестрой своего друга Алексея
- Варенькой. Весной 1832 года компания молодежи
с Поварской, Большой и Малой Молчановки
собралась ехать в Симонов монастырь ко
всенощной - молиться, слушать певчих,
гулять. Солнце склонялось к Воробьевым
горам, и вечер был прекрасный. Уселись
на длинные линейки, запряженные в шесть
лошадей, и тронулись вверх по Арбату веселым
караваном. Случайно во время этой поездки
Лермонтов оказался рядом с Варенькой
Лопухиной. Минувшей зимой шестнадцатилетнюю
Вареньку привезли в Москву на "ярмарку
невест". Она только одну зиму выезжала
и еще не успела утратить ни свежести деревенского
румянца, ни сельской естественности и
простоты. Это делало ее не похожей на
московских барышень, у которых все было
рассчитано: каждый жест, поза, улыбка.
Варенька была пылкая, восторженная, поэтическая
натура. Сельское уединение и чтение романов
сделали ее мечтательной. Но эта мечтательность
умерялась природной живостью, веселостью
и общительностью. Свою склонность помечтать
она не выказывала, а, наоборот, стыдилась
как слабости. Была блондинка с черными
глазами. Это придавало ей особую прелесть.
Каждая перемена настроения, мимолетное
чувство и мелькнувшая мысль отражались
на ее подвижном лице. В минуты внутреннего
подъема оно становилось прекрасным, а
порой Варенька могла показаться совсем
некрасивой. В ней была обаятельная простота,
свойственная глубоким и цельным натурам.
Она была всеобщей любимицей. "Будучи
студентом, - пишет А.П. Шан-Гирей,- Лермонтов
был страстно влюблён ... в молоденькую,
милую, умную, как день, и в полном смысле
восхитительную Лопухину; это была натура
пылкая, восторженная, поэтическая и в
высшей степени симпатичная.... Как теперь
помню ее ласковый взгляд и светлую улыбку:
ей было лет пятнадцать-шестнадцать, мы
же были дети и сильно дразнили ее, у ней
на лбу чернелось маленькое родимое пятнышко,
и мы всегда приставали к ней, повторяя:
"у Вареньки родинка, Варенька уродинка",
но она , добрейшее создание, никогда не
сердилась. Чувство к ней Лермонтова было
безотчётно, но истинно, сильно, и едва
ли не сохранил он его до самой смерти
своей"
С тех пор, как мне явилась ты,
Моя любовь - мне оборона
От гордых дум и суеты...
Она была одних лет с поэтом, и это было,
между прочим, причиной многих страданий
для Лермонтова, потому что Варенька по
годам своим была членом общества, когда
ровесник ее, Мишель, все еще считался
ребенком. Характер ее, мягкий и любящий,
увлекал его. Он, сопоставляя себя с нею,
находил себя гадким, некрасивым, сутуловатым
горбачом: так преувеличивал он свои физические
недостатки. В неоконченной юношеской
повести он в Вадиме выставлял себя, в
Ольге – её. Переезд Лермонтова в 1832 в
Петербург и зачисление в школу юнкеров
помешали обоюдному чувству развиться,
а военная служба и светские увлечения
на время заслонили образ любимой девушки.
Однако Лермонтов не переставал интересоваться
судьбой Вареньки. Вот одно из писем Лермонтова
к М.А. Лопухиной, сестре Вареньки: "Мне
бы очень хотелось задать вам небольшой
вопрос, но не решаюсь начинать. Коли догадываетесь
- хорошо, а нет - значит, если б я задал
вопрос, вы не могли бы на него ответить..."
На что М.А. Лопухина, мгновенно догадавшись,
отвечает: "Поверьте, я не утратила способности
вас понимать: Она хорошо себя чувствует,
выглядит довольно веселой..."
Между тем молчание Лермонтова заставило
Варвару Александровну, вероятно, под
влиянием родителей в 1835 году выйти замуж
за Н.Ф.Бахметева, человека не молодого.
По-видимому, решение это некоторым образом
было связано со слухами о романе Лермонтова
с Сушковой; с другой стороны, и жестокая
развязка этого романа (история с анонимным
письмом), возможно, имеет отношение к
известию о скором замужестве Вареньки.
Лермонтов тяжело пережил эту, по его мнению,
измену любимой женщины, и горечь утраченной
любви надолго окрасила его творчество.
Фамилию ее по мужу он не признавал. Посылая
ей в 1840 или 1841г. новую переделку поэмы
"Демон", он в посвящении к поэме из
поставленных переписчиком букв В.А.Б.
несколько раз перечеркивает Б. и ставит
Л. Последний раз они видятся мимолетно
в 1838г, когда Варвара Александровна проездом
за границу посещает вместе с мужем Петербург,
а Лермонтов в это время служит в Царском
Селе. Лопухиной Лермонтов посвятил множество
стихов, например стихотворение 1832 г.:
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоём!
Так поток весенний отражает
Свод небес далекий голубой
И в волне спокойной он сияет
И трепещет с бурною волной.
Будь, о будь моими небесами,
Будь товарищ грозных бурь моих;
Пусть тогда гремят они меж нами,
Я рожден, чтобы не жить без них.
Я рожден, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей,
Но с тобой, мой луч-путеводитель,
Что хвала иль гордый смех людей!
Души их певца не постигали,
Не могли души его любить,
Не могли понять его печали,
Не могли восторгов разделить.
Это стихотворение выделяется просветленным
настроением. Идеальный образ любимой
женщины служит поэту единственной
отрадой. Однако надежда найти счастье
в любви несбыточна, поэтому Лермонтов
и говорит о невозможности общего пути,
он предчувствует другой исход, уготованный
ему судьбой. Еще одно стихотворение этого
же года - "Оставь напрасные заботы".
Одно из немногих, в котором лирический
герой уверен в ответном чувстве. Образ
чистой, неохлажденной души проходит через
все стихотворение. Однако даже взаимная
любовь не приводит к гармонии, потому
что душа самого поэта во всем разуверилась
и ничем не дорожит. Это стихотворение
было положено на музыку К.Д. Агреневым-Славянским
и А.Ф. Пащенко.
С именем Лопухиной связано стихотворение
"Нет, не тебя так пылко я люблю" (1841),
адресованное, вероятно, Е.Г.Быховец. В
этом стихотворении воспоминания о прошлой
любви сильнее впечатлений настоящего,
власть прежнего чувства реальнее "блистанья"
новой "красы". Но первая фраза сразу
создает впечатление давно идущего диалога
между лирическим героем и присутствующей
в данный момент собеседницей. Она, несмотря
на то что отвергается героем, втянута
в круг его переживаний, доля "пылкости"
чувства передается и ей.
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье;
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза, вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
История отношений Лермонтова и Е.А.Сушковой
История отношений Лермонтова и Е.А.Сушковой
- достаточно значительный "сюжет"
в личной и литературной биографии поэта.
Лето и начало осени 1830 г., проведенные
Лермонтовым в имении Столыпиных Середникове
в тесном общении с московской кузиной
Сашенькой Верещагиной и её близкой приятельницей
Катей Сушковой, отмечено интенсивностью
творческого развития поэта: поэтические
создания этой поры - заметная веха в становлении
его художественной индивидуальности.
Конец 1834-начало 1835 г. - время новой встречи
Лермонтова и Сушковой в Петербурге - тоже
весьма значительный эпизод в творческой
биографии поэта, связанный с созданием
оставшейся незавершенной повести "Княгиня
Лиговская". У Сашеньки Верещагиной
Сушкова познакомилась с Лермонтовым,
который жил также по соседству: " У
Сашеньки встречала я в это время её двоюродного
брата, неуклюжего, косолапого мальчика
лет шестнадцати или семнадцати, с красными,
но умными, выразительными глазами, со
вздернутым носом и язвительно-насмешливой
улыбкой". Первоначальное их знакомство
произошло, по-видимому, ранней весной 1830
г.: Сушкова помнила, как Мишель "радовался"
и "торжествовал", когда получил приз
на пансионском экзамене. Это было 29 марта
1830г., итак, начало увлечения пятнадцатилетнего
мальчика "петербургской модницей",
как шутя аттестовала Сушкову Верещагина,
следует отнести к ранней весне этого
года. Разница в возрасте составляла, таким
образом, два года с небольшим; разница
в общественном положении, предопределенная
ею, была гораздо больше. " Мне восемнадцать
лет, - говорит Сушкова Лермонтову,- я уже
две зимы выезжаю в свет, а Вы ещё стоите
на пороге этого света и не так-то скоро
его перешагнёте".
Следуя за рассказом Сушковой, мы должны
считать, что её знакомство с Лермонтовым
в Москве продолжалось несколько месяцев:
до поздней весны или начала лета, когда
начался разъезд в подмосковные имения.
В это время ещё ни о каком цикле стихов
нет речи; Лермонтов для Сушковой - маленький
"кузен" Верещагиной, добровольный
паж, который носит её шляпку и зонтик
и теряет её перчатки. К её удивлению, Сашенька
однажды говорит ей: "Как Лермонтов
влюблен в тебя!".
Одно стихотворение из числа посланных
Лермонтовым позднее Сушковой относится,
впрочем, к этому периоду. Это "Весна"-
первое печатное стихотворение поэта,
появившееся в " Атенее" в сентябре 1830
г. под анаграммой. Трудно сказать, имелась
ли в нем в виду именно Сушкова, или оно
было затем послано "к случаю": лирическая
ситуация в нем совершенно традиционна.
Вместе с тем оно вполне соответствовало
и ситуации реальной; насмешки старших
девушек над юностью поклонника вполне
могли вызвать с его стороны такого рода
поэтическую "месть":
Мечтанье злое грусть лелеет
В душе неопытной моей.
Гляжу, природа молодеет,
Но молодость лишь только ей;
Ланит спокойных пламень алый
С собою время уведет,
И тот, кто так страдал, бывало,
Любви к ней в сердце не найдет.
Прервавшееся на время знакомство
возобновляется уже летом 1830 г. в Середникове.
Собственно с этого времени только и можно
говорить о взаимоотношениях Лермонтова
и Сушковой, которые стали позже зерном
любовной интриги, а теперь дали начало
лирическому циклу. Именно в это время
Сушкова "предсказывает" Е.А. Арсеньевой
"великого человека в косолапом и умном
мальчике". Первые стихи "сушковского
цикла" лишены каких-либо связей с Байроном.
Сушкова рассказывала, что первое стихотворение,
адресованное ей, она получила от Лермонтова
при отъезде из Середникова в Москву, 12
августа 1830г. Это было стихотворение "Черноокой"
(Лермонтов шутливо называл Сушкову miss
Black eyes), содержавшее полупризнание в любви
и как бы отмечавшее начальную фазу развивающегося
чувства. Сила любви героя передана через
противопоставление "рай - ад". Все
стихотворение построено на одной и той
же рифме: "очи-ночи".
Много звезд у летней ночи;
Отчего же только две у вас,
Очи юга! черны очи!
Нашей встречи был недобрый час.
Кто ни спросит, звезды ночи
Лишь о райском счастье говорят;
В ваших звездах, черны очи,
Я нашел для сердца рай и ад.
Очи юга, черны очи,
В вас любви прочел я приговор,
Звезды дня и звезды ночи
Для меня вы стали с этих пор!
Сушкова приняла стихи благосклонно,
и юный поэт поспешил откликнуться ("Благодарю!...Вчера
мое признанье И стих мой ты без смеха
приняла..."). Слово "Благодарю"
повторяется четыре раза и в последней
строфе звучит особенно по-лермонтовски:
"надеждам и мечтам", которые еще
живы в душе поэта, он предпочитает истину,
хоть и лишенную всякой надежды.
Следующие стихи ("Зови надежду сновиденьем")
содержали уже прямое признание, как известно
не встретившее ответа. Тогда пишется
"Нищий", ведущий мотив этого стихотворения
- неразделенная любовь: "Так чувства
лучшие мои Обмануты навек тобою!".
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
Интересна история создания этого
стихотворения. Однажды несколько семей,
проводящих лето в Середникове, в том числе
Арсеньева с внуком, Столыпины, Верещагины
и Сушковы, отправились в Троицко-Сергеевскую
лавру. На паперти стоял нищий, в руку которого
кем-то был положен камень. Так возникла
развернутая метафора, которую Лермонтов
использует в стихотворении как символ
человеческого равнодушия и глухоты.
Следующая группа, в которую входят "Стансы"
("Взгляни, как мой спокоен взор"),
"У ног других не забывал" и "Когда
к тебе молвы рассказ" есть своего рода
кульминация эмоционального напряжения.
Эти стихи пишутся не сразу после первой
группы, а спустя некоторое время, когда
Лермонтов услышал от Верещагиной о светских
успехах предмета своей страсти. Рассказы
Верещагиной вызывали в Лермонтове чувства
обиды и ревности. Об этих чувствах Лермонтов
говорил Сушковой в "Стансах" ("Взгляни,
как мой спокоен взор"). Перерабатывая
это стихотворение, он рисует на полях
тетради красивую девушку с большими черными
глазами, длинными черными волосами и
гордой осанкой. Стихотворение "Когда
к тебе молвы рассказ", которое Лермонтов
дарит Сушковой, содержало упрек и, как
говорила она в "Записках", "грозно
предвещало" ей будущее:
Когда к тебе молвы рассказ
Мое названье принесет
И моего рожденья час
Перед полмиром проклянет,
Когда мне пищей станет кровь,
И буду жить среди людей,
Ничью не радуя любовь
И злобы не боясь ничьей:
Тогда раскаянья кинжал
Пронзит тебя...
Таким образом, в "сушковском цикле"
стихов можно отметить две группы. Более
ранние, написанные в Середникове, представляют
собою традиционную любовную лирику с
признаниями в пылкой страсти и с элегическими
мотивами. Вместе с тем они являются и
лирическим дневником. Вторая группа стихов
отличается от первой своим более обобщенным
характером. В отличие от первой группы,
которая в дальнейшем у Лермонтова не
варьируется и не перерабатывается, эта
вторая содержит такие лирические мотивы
и темы, которые затем перейдут в позднюю
лермонтовскую лирику. Душевный опыт,
отложившийся в них, выходит далеко за
пределы конкретной ситуации. Эти стихи
есть определенная ступень самосознания
личности, связь же их с байроновским циклом,
посвященным Мэри Чаворт, является, помимо
всего прочего, важным подтверждением
правдивости рассказа Сушковой о том,
что именно она была их непосредственным
адресатом.
Если первый эпизод отношений Лермонтова
и Сушковой связан с ранней лирикой поэта,
то "развязка" этого "романа"
связана с его прозой. Как известно, Лермонтов
подробно описал ее в "Княгине Лиговской".
Как и первый эпизод, последний проходит
под знаком литературных воздействий.
Вообще литературный элемент настолько
ярко окрашивает эти отношения, что вопрос
о "реальных" портретах Лермонтова
и Сушковой в середине 1830-х годов приобретает
особое значение.
Со времени отъезда Сушковой из Москвы
в 1830г. Лермонтов не встречался с ней до
конца 1834 г. Вначале они поддерживали связи
через Верещагину, но затем эти связи,
по-видимому, прекратились. К началу 1830-х
годов относится увлечение Лермонтова
Н.Ф. Ивановой, а затем В.А. Лопухиной. Приехав
в Петербург в 1832г., Лермонтов встречи
с Сушковой не искал; она же была слишком
занята светом и поисками выгодной партии,
чтобы вспомнить о своем московском знакомом.
Сцены, которые Сушковой приходилось переносить
дома, Лермонтов изобразил в романе "Княгиня
Лиговская", - в эпизодах с Негуровым,
его женой и дочерью Лизаветой Николаевной
(прототипом ее была Сушкова). В "Княгине
Лиговской" светские успехи Сушковой-Негуровой
охарактеризованы довольно зло. В повесть
"Княгиня Лиговская" вошли не только
биографические и конкретные бытовые
детали, но также и наблюдения художника
над созданной им самим ситуацией и над
психологией действующих лиц.
Для М.Ю. Лермонтова любовь – одно
из самых сильных человеческих чувств
и самое естественное проявление человеческих
отношений. Любовь, как и поэзия, овладевает
всем существом человека, и все его внутренние
силы приходят в движение. Лермонтов был
от природы влюбчив, пылок и очень искренен.
Он боготворил избранницу своего сердца,
посвящал ей прекрасные стихи, окружал
вниманием и нежной заботой. Но часто случалось
так, что любовь поэта разбивалась о холодность,
непонимание и даже измену возлюбленной.
Вот почему в интимной лирике м.Ю. Лермонтова
очень мало светлых, радостных настроений,
тех «чудных мгновений», что воспеты Пушкиным.
Чаще всего у Лермонтова речь идет об одиночестве,
о неразделенной любви, об измене женщины,
не оценившей возвышенные чувства друга.
Стихотворение «К***» («Я не унижусь пред
тобою…») посвящено Наталии Федоровне
Ивановой, которой поэт за два года их
бурного романа посвятил более двадцати
стихотворений.
Наталья Федоровна была дочерью известного
в ту пору писателя Федора Федоровича
Иванова. Поэт познакомился с ней летом
1830 года на даче у своих родственников
Столыпиных. Это было недалеко от Москвы,
на Клязьме. Первое стихотворное послание
Ивановой было полно радостных надежд,
счастливых ожиданий, восхищения юной
красотой:
… В окно светил
Весенний теплый день; и у окна
Сидела дева, нежная лицом,
С очами, полными душой и жизнью.
Но срок любви и открытой взаимности
был коротким, таким коротким, что через
недолгий промежуток времени поэт скажет:
«Мне, польстив любовию сперва…»
Летом 1831 года в отношениях Михаила Юрьевича
и Наталии Федоровны произошел сильный
разлад. Случилось нечто страшное. Вернувшись
в Москву после «начального дачного отдыха»,
поэт начинает писать пьесу, посвященную
потрясшим его событиям. Название пьесы
– «Странный человек». В ней под именем
Владимира Павловича Арбенина Лермонтов
выводит самого себя, под именем Наталии
Федоровны Загорскиной – Наталию Федоровну
Иванову. Загорскина изменяет Арбенину.
Легкодумно предпочтя его друга Белинского,
она решает выйти за него замуж. К Арбенину
она начинает проявлять все большую холодность,
пренебрегает его страстным чувством.
Сюжет драмы проливает свет на то, что
случилось в отношениях поэта и Ивановой.
Лермонтов тяжело пережил разрыв с любимой
девушкой, которой он поверял свои тайны
и мечты. И вот в 1832 году, спустя полгода
после роковых событий, как, навеки прощаясь
с «Н.Ф.И.» - так он часто озаглавливал стихи,
посвященные ей, поэт пишет последнее
стихотворное послание любимой:
Я не унижусь пред тобою,
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай, мы чужие с этих пор…
Герой сожалеет, что напрасно «пожертвовал
я годы» неискренним чувствам девушки,
которая просто кокетничала с ним. Лирический
герой любит сильно и жертвенно, но он
не позволит обращаться с ним снисходительно:
Я горд! – прости! Люби другого
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного,
Я не сделаюсь рабом.
Так же, как и А.С. Пушкин в своем знаменитом
«Я Вас любил…», М.Ю. Лермонтов желает
возлюбленной радости и счастья с другим
ее избранником. Вот только женскому кокетству
он больше верить, не намерен, он разуверился
в искренности любовных признаний. Поэт
готов к отмщению:
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем…
Но досада и злость обманутого чувства
уступают место грусти одиночества и сожалению:
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку –
Безумец! – лишний раз пожать!
Стихотворение не делится на строфы.
Это создает эффект взволнованной, безостановочной
речи – исповеди. Автор использует яркие
эпитеты и метафоры, помогающие ему передать
сложное душевное состояние («мысль небесная»,
«коварная измена», «дар чудесный», «пожертвовал
я годы твоей улыбке и глазам» - синекдоха).
В основу композиции положен прием противопоставления:
«любовь» - «измена», «надежда» - «заблужденье»,
«привет» - «укор».
После этого стихотворения Лермонтов
уже никогда не посвящал стихи Н.Ф. Ивановой.
Забвение стало своеобразным отмщением
за разбитые мечты и надежды. Лишь позже,
год спустя, Лермонтов запишет в своем
дневнике и в альбоме Н.Ф.И.: