Методика изучения на уроках русского языка правописание гласных в корнях слов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы - определить особенности методики преподавания правописание гласных в корне, чтобы преодолеть трудности в изучении данной темы.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1.Изучить правила правописания гласных в корне слова.
2.Проанализировать методическую, педагогическую литературу по данной теме.
3.Выявить проблемные вопросы при изучении гласных в корне слов и другие.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Правописание безударных гласных, проверяемых правилом……………….…5
Правописание гласных, не проверяемых правилом…………………………….9
Чередование гласных. Правописание корней с чередованием гласных……..11
Правописание О и Е после шипящих в корне…………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной научной литературы…………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 5 курс.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Брянский Государственный Университет имени академика И.Г.Петровского

Филологический  факультет

Кафедра теории и истории русского языка 
 
 
 

Студентка 5 курса 3 группы

Мищенкова Т.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методика  изучения на уроках русского языка правописание гласных в корнях слов

(курсовая  работа по методике русского  языка) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Научный руководитель доцент Ручко Л.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Брянск,2011.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………...…3

Правописание  безударных гласных, проверяемых правилом……………….…5

Правописание  гласных, не проверяемых правилом…………………………….9

Чередование гласных. Правописание корней с чередованием гласных……..11

Правописание  О и Е после шипящих в  корне…………………………………15

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной научной литературы…………………………………19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:

Тема нашей работы выбрана не случайно. Ведь значение орфографической грамотности очень велико. Современное поколение отличается безграмотностью и, несомненно, с этим нужно бороться. Привитие учащимся прочных навыков грамотного письма является наиболее сложной задачей, стоящей перед учителями русского языка.

Ошибки на правописание безударных гласных занимают самое  значительное место. Данная проблема является «сквозной»,  проходит через все классы. В связи с расширением словаря учащихся появляются все новые и новые слова с безударными гласными, в написании которых учащиеся допускают ошибки.

Различают три  типа ошибок на правописание безударных гласных:

правописание  безударных гласных проверяемых  ударением, не проверяемых ударением, правописание чередующихся безударных гласных.

Почему так  много ошибок на правописание безударных гласных? Это объясняется тем, что  учащиеся не умеют быстро и правильно  выделять корень, не могут правильно подобрать родственные слова для проверки безударной гласной в силу недостаточного общего лингвистического развития. Следовательно, задача учителя заключается в том, чтобы научить производить структурный анализ и анализ смысловой.

В большинстве  случаев найти проверочное слово  нетрудно. Есть типовые проверки, одинаковые для многих слов.

       При выполнении домашних и классных заданий  на внутренних полях в рабочих  тетрадях учащиеся обязательно записывают проверочные слова к словам с безударной гласной. Это позволяет вырабатывать постоянное внимание к словам на данное правило, умение находить их в тексте и, главное, думать над их правописанием.

       Практические  навыки грамотного письма вырабатывается путем разнообразных тренировочных  упражнений. В течение всех лет обучения используются различные виды работ по данной теме:

       - работа по карточкам,

       - предупредительные диктанты,

       - объяснительные диктанты,

       - работа с перфокартой,

       - словарные диктанты,

       - выборочные диктанты и другие  виды работ.

       Цель  нашей работы - определить особенности  методики преподавания правописание гласных  в корне, чтобы  преодолеть трудности  в изучении данной темы.

         Из поставленной цели вытекают  следующие задачи:

1.Изучить правила правописания гласных в корне слова.

2.Проанализировать методическую, педагогическую литературу по данной теме.

3.Выявить проблемные  вопросы при изучении гласных  в корне слов и другие.

Практическое  применение наша работа может найти  на факультативах по русскому языку, на уроках русского языка, на лекционных аудиторных занятиях и так далее. 
 
 
 

Правописание  безударных гласных, проверяемых правилом. 

Для приобретения правильного и прочного навыка правописания безударных гласных в корне слова  необходимо заучивание учащимися формулировки правила и сознательное применение его на письме.

Чтобы усвоить  правило и уметь хорошо пользоваться им во время письма, необходимо различать  гласные и согласные звуки, находить в слове ударение, выделять корень, а главное правильно находить (по смыслу) однокоренные слова.

«Перед объяснением точной формулировки правила учитель обязан спросить у учащихся, что они помнят о правописании безударных гласных корня слова из курса начальной школы.

После разбора  примеров, приведенных учащимися, учитель  дает им следующую формулировку правила: чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного в корне, слово нужно изменить или подобрать родственное слово так, чтобы этот звук оказался под ударением, например: следы – след, спешить – спешка»*

При чтении правила  следует его четко расчленить на три части, отделяя их друг от друга паузой. Это поможет выделить главные элементы формулировки, раскрывающие существо правила: корень, родственное слово, ударение.

Формулировка  правила прочитывается по книге, затем произносится несколько раз  устно и заучивается при последующем повторении.

Разъяснив сущность правила и добившись осознания  формулировки, учитель  

*Воронов Н.К.Система работы в словах с проверяемыми безударными гласными в корне // Русский язык в школе.1984г.- №6- с.45-49.

 

еще раз показывает учащимся на конкретных и типичных примерах, как надо

подбирать родственное  слово, чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного в корне  слова. Так, например, проверяется написание  гласных букв о, а, е, и, я в словах: умолять, подражать, развевается, свистеть, глядеть.

Затем учащимся предлагается самостоятельно выполнить  работу. Они находят к предлагаемым словам проверочное слово, объясняют  значение однокоренных слов, закрепляют навык применения во время письма. Для такой работы можно взять следующие слова: гора, веселый, тяжелый, часовой, заходить, светить, тихонько, ледокол.

Слова записываются на доске и в тетрадях.

     По  такой теме хорошо дать учащимся задание  на правописание корневого безударного  гласного в глаголах совершенного вида, которые нельзя проверять при помощи глаголов несовершенного вида с суффиксами –ыва(ть), -ива(ть). Например, выпросить – просит, но не выпрашивать; отмолить – отмолит, но не отмаливать).

     «В качестве домашней работы целесообразно дать упражнение, в котором дано в начале каждой группы родственных слов проверочное слово с подударным гласным звуком. В остальных однокоренных словах учащиеся сами вставляют пропущенные буквы.

     В целях применения разнообразных  приемов работы полезно заменить списывание упражнений предупредительным и небольшим контрольным диктантом»*

     Для такого диктанта нужно взять текст, где введены глаголы, гласные  в корне которых произносятся одинаково, а на письме обозначаются разными 

*Иванов П.П. Состав слова. Методические разработки по русскому языку для средней школы. Пособие для учителей. Под редакцией С.Г.Бархударова. М., 1956г.

 

буквами, типа запевал – запивал, поседеть – посидеть.

Он может выглядеть  следующим образом:

 

 Прежде  чем начнёшь гладить  бельё, хорошо накали утюг.- Осторожно  наколи на булавку бабочку, расправив ей крылья. 2. Лектор спокойно обежал глазами присутствующих.- Даже в возбуждённом состоянии отец не обижал маленьких детей.3. Пастух отварил себе немного картофеля и принялся за скудный ужин.-Приезжий быстро отворил дверь и вошёл в комнату.4. Волнуясь, молодой человек всё время поправлял углы пристежного воротника.- Кучер покрикивал на пристяжного коня, запряжённого с правой стороны. 5. Бифштекс оказался до того пересушенным, что посетитель столовой так и не прожевал его.- Некоторое время назад в нашем городе проживал известный художник.6. На корме парохода развевался какой-то незнакомый флаг.- Физически и духовно ребёнок развивался очень быстро.7. Пробираясь вперёд, партизаны топорами разредили чащу леса. - Успешно завершившиеся переговоры разрядили напряжённость обстановки.8. Прочно скрепите брёвна скобами, ведь сплав леса идёт по горной реке.- Идите без шума, не скрипите сапогами.

Контрольный диктант  на безударные гласные целесообразно провести с разнообразными орфографическими трудностями.

Работа над  закреплением правописания безударных гласных в корне слова должна постоянно иметь место и при  изучении правописания слов всех частей речи, где конкретизируется своеобразие  применения правила к разным группам  слов, осложненных приставками и суффиксами и не осложненных ими.

«Так, чтобы не ошибиться в написании гласных в корне глаголов с различными приставками, необходимо хорошо знать состав слова и уметь выделять во всех глагольных словах значимые части, свободно находить в каждом слове ударение. Учащимся следует помнить о подвижности ударения в глаголах. При изменении форм глагола ударение может свободно переходить с корня на приставку (еду, но выеду), суффикс (пилит, но пилить) или окончание (Дышит, но дышу). При изменении глагола учащихся следует предостеречь от механического перенесения правила о безударных гласных на правописание чередующихся гласных корня в глаголах совершенного и несовершенного вида»*

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

__________________________________________________________________

Сергиевский А.Д. Повторение в старших классах трудных случаев правописания проверяемых, безударных гласных корня //Русский язык в школе.- 1961.-№1.- с.70-76.

Правописание  гласных, не проверяемых правилом.

Из того большого количества слов с безударными гласными корня, которые встречаются в письменной речи учащихся, необходимо выделить и освоить правописанием различных категорий слов с непроверяемыми гласными в основе. В результате работы над ними ученики должны научиться осмысленно пользоваться общеупотребительными словами, знать, как следует их произносить и писать.

«Трудность изучения данной группы слов состоит в том, что при их написании ученик не может опереться на определенное орфографическое правило. Уроки по закреплению орфографии этих слов необходимо оснащать наглядными настенными таблицами, схемами. Успех учащихся в закреплении правописания данных слов зависит от повторяемости упражнений, правильного сочетания зрительных, моторных и слуховых ассоциаций»*

Усвоению правописания гласных, не проверяемых ударением, в учебнике для школьников отведено четыре упражнения. Все упражнения необходимо выполнить.

Закрепление правописания этих слов обеспечивает соответствующем  включением их в речевую практику сначала в устной, а затем в  письменной форме.

Вначале учитель раскрывает учащимся значение слов (если они неизвестны), обеспечивает многократное повторение слова с расчетом на усвоение его

произношения. Устная работа над словами заканчивается  записью их в тетрадь, а затем  включением в различные письменные упражнения.

Над словом производится следующая работа. Сначала выясняется значение

слова. Потом  оно сопоставляется с другим словом как логическое понятие

_________________________________________________________________

Ерадкина В. В. Приемы обучения непроверяемым написаниям //Русский язык в школе. – 1992. - №7-8. – с. 13-17.

 
 

рода и вида ( кафтан- одежда) или подбирается  синоним (овация- рукоплескание). Потом  указывается, как произносить данное слово. Далее рассматривается структура  слова: выделяется основа и окончание, а также приставка и суффикс, если они имеются в слове; отмечается к какой части речи относится слово. Затем к безударным гласным в корне проверяемым правилом, подбирают проверочное слово. Следующим моментом в работе является образование родственных слов от данных. Учащиеся подбирают однокоренные слова, указывают принадлежность их к определенной части речи и отмечают особенности структуры и правописания.

Информация о работе Методика изучения на уроках русского языка правописание гласных в корнях слов