Методика изучения на уроках русского языка правописание гласных в корнях слов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы - определить особенности методики преподавания правописание гласных в корне, чтобы преодолеть трудности в изучении данной темы.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1.Изучить правила правописания гласных в корне слова.
2.Проанализировать методическую, педагогическую литературу по данной теме.
3.Выявить проблемные вопросы при изучении гласных в корне слов и другие.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Правописание безударных гласных, проверяемых правилом……………….…5
Правописание гласных, не проверяемых правилом…………………………….9
Чередование гласных. Правописание корней с чередованием гласных……..11
Правописание О и Е после шипящих в корне…………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной научной литературы…………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 5 курс.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Наконец, учащиеся дают ряд словосочетаний с данным словом. К именам существительным  они подбирают числительные, прилагательные и глаголы; к прилагательным - существительные, к глаголам - существительные или наречия, к наречиям подбирают существительные или глаголы. Например: белый калач, калач печется, одиннадцать калачей.

В заключении учащиеся составляют коротенькие предложения с данными словами.

Закрепление следует провести различными приемами или комбинацией приемов с учетом слухового и зрительного восприятия образа слова. Можно выполнить орфографический диктант под диктовку учителя, также для зрительного восприятия можно раздать индивидуальные карточки с пропуском букв. Например, могут быть такие слова как: « дежурный, ученик, учитель, ребята, пенал, тетради, платок, капуста, пальто, карандаш, картина, магазин, багаж, вагон, газета, календарь, салют, двенадцать,

желать, интересный, прекрасный, сверкать, телефон, восемь, сегодня,

сейчас, теперь, электричество, беседа, железо, инженер, председатель»*

*Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Григорян Л.Т. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М., 2008г. С.15-25.

Чередование гласных. Правописание корней с чередованием гласных.

Чередование гласных - закономерное явление в русском языке. Оно представляет собой замену гласного звука другим звуком как в основах родственных слов, так и в различных формах одного и того же слова, например: теку – ток (е чередуется с о в разных словах), сон – снах (о чередуется с нулем звука в формах именительного и родительного падежей имени существительного). Таким образом, чередованием называется замена одного звука другим при изменении или образовании слов.

В современном  русском языке чередование звуков используется в качестве вспомогательного приема для образования грамматических форм или слов с новым лексическим значением. Например, в глаголах умолкать и умолчать наблюдаются различия фонетические (чередуются гласные к ч) и лексические умолкать (затухать, становиться неслышимым) и умолчать (скрыть, умышленно не сказать о чем-то).

Изучение чередование  звуков в средней школе преследует практические цели: ученики учатся определять общность корня в родственных  словах при наличии чередующихся звуков, правильно писать слова с  чередующимися звуками; устранять из речи ошибки.

Для объяснения чередования гласных звуков в  русском языке и показа роли этих чередований при образовании  и изменении этих слов полезно  подготовить к уроку табличку с раздельными примерами на словообразование и словоизменение.

Чередование гласных в корне

Чередующиеся  гласные

звуки

В основах одного и того же

слова

В основах родственных

слов

е - о   Греметь - гром
е - ё ведро - вёдра желтеть - жёлтый
о - а усвоить - усваивать распоротый - распарывать
е –  и запереть –  запирать блестеть - блистать
я - им обнять - обнимать понять - понимание

 

«Выполняя упражнения из учебника, в каждом слове выделяется корень. В результате наблюдений учащиеся устанавливают, что буква -и- пишется в тех случаях, когда после корня стоит суффикс –а-. Затем следует прочитать правило по учебнику, где излагается правило правописания корней с чередованием»*

Из четырех  правил, изложенных в учебнике, два  правила о правописании корней кос- и касс-, лож- и лаг- усваиваются сравнительно легко. Они ориентируют учащихся писать корни касс- и лаг- с а  в том случае, если за корнем следует суффикс –а- Учащимся формулируется правило по учебнику и приводятся соответствующие примеры. Слова с этими корнями предлагаются попарно, например: коснуться – касаться, изложить – излагать.

В качестве первичного закрепления материала учащимся предлагается переписать из учебника табличку с данными корнями, подчеркнув в каждом слове корень.

Кроме того, следует  провести наблюдение над словами  с корнями гор-- гар-, зор- - зар- и подвести учащихся к выводу: в словах с корнем гор- - гар- под

ударением пишется  а, без ударения- о (загар, но загорать); в словах с корнем

зар- -зор- без  ударения всегда пишется а (заря, озарять, но зори).

Потом следует  выполнить упражнение с чередованием о-а.

После этого изучается правописание слов с корнем рос- - раст- и

 

*Дзюбенко О.Г. О выделении корня слова при правописании безударных гласных // Русский язык в школе.-1983.-№5.- с.22-25.

практически закрепляется написания слов с корнями ровн- - равн- и мак- - мок-.

Вначале целесообразно  изложить учащимся правило так, как  оно сформулировано в учебнике.

В целях лучшего  запоминания правила хорошо использовать таблицу, расположив на ней компактно  словарь, данный в учебнике на это  правило. Вот эта таблица.

Запомни!

о а
рос - рост раст - ращ -рас
вырос – росток расти - отрасль
недоросль – Ростов растение - отраслевой
поросль – Ростислав растительность
заросли – ростовщик возраст
водоросли выращенный

сращение


 

При разборе  таблицы в каждом слове выделяется корень. Учащим объясняется значение неизвестных слов: недоросль (глуповатый юноша), поросль (молодой лес) и так далее.

Учащиеся списывают  табличку в тетрадь. Выполняют упражнения для закрепления. Они могут выглядеть так:

1.Выпишите с/с, в которых есть слова с чередующимися гласными.

Осл…пительный блеск, бл…снуть на солнце, выр…щенный на коне, расст…латься га лугу, распол…гаться у реки, увл…каться теннисом, выр…сли в лесу, предл…жить книгу, густая р…стительность, выб…раться из леса, б…рлога медведя, б…реговая охрана, бл…стает серебром, зап…реть дверь, п…рочинный ножик, маленькая п…репелка, зат…реть следы, т….раж книги, т...реть до блеска, бл…стательная победа, маленький т…ремок, р…скошный наряд, насл…ждение от победы.

2. Вставьте пропущенные  буквы, объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне: а) от согласной; б) от ударения; в) от суффикса  -а; г) от лексического значения (смысла).

Зам…рать, ср…внить, заг..р, р…внина, прод…раться, ср…внять, р…стительность, прод…раться,

ср…внять, р….стительность, непром…каемый, з…ря, обм…кнуть,прик…сновение, зап…реть, заг…релый, бл…стеть, отр…сль, подл…жить, выр…щенный, р…сток, к…сание.

3. Распределите  слова в 3 столбика: 1) проверяемая  безударная в корне слова; 2) непроверяемая  гласная в корне слова; 3) чередующаяся гласная в корне слова.

Насл…ждение, предл…гать, неув…дающий, обм…кнуть, заг…рать, к…рнавал, …кварель, распол…гать,уд…вление, б…гровый, р…сток, ст…дион, просл…влять, …ромат, зам…реть, р…стительный, ф…нтан, оз…рение, возр…ст, кр…вать.

4. Спишите, выделите корни с чередованием, обозначьте орфограмму, отметьте слова-исключения.

Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая  поросль, отраслевая промышленность, нарастающая  скорость, обложной дождь, продираться  сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, не согласиться с предположением, возложить к подножию памятника выращенные цветы, коснулось и его, подошел к зарослям камышей подгоревший пирог, ростовщик Ростислав, живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, расположился на блестящем листе, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение, растительный покров, слабый росточек.

Эти упражнения не только помогут закрепить пройденный материал, но и вспомнить правила  на безударную гласную в корне, правописание гласных, непроверяемых ударением.

Правописание  о и е после шипящих в  корне.

Изучение правописания о и е после шипящих в корне, естественно, следует начать с разъяснения учащимся правила, изложенного в учебнике.

Надо иметь  ввиду, что подбор проверочного слова часто затрудняется в результате несоответствия звукового состава корня (шел – шедший), различного произношения гласного в безударном слоге (желтый – желтеть); во втором слове слышится часто звук ы, а не е.

Правописание  о и е после шипящих включает правила, относящиеся не только к написанию о, е в корне слова, но также в суффиксах и окончаниях всех частей речи.

«При изучении данного правила, учащиеся впервые узнают о том, что гласные звуки о и ё, будучи в ударном положении, могут представлять серьезные затруднения при обозначении их буквами на письме. Они должны научиться правильно писать о и ё после шипящих в тех случаях, когда произношение их расходится с написанием (шел) и когда произношение и написание совпадают (шорох)»*

Правило по данной теме сложное, так как под него попадают разные по трудности слова.

Одну группу составляют слова, в которых после  шипящих пишется о фонетически, например: крыжовник, шов. Сюда же попадают слова, в которых пишется о после мягких шипящих: чокаться, трещотка.

Другую группу составляют слова, в которых написание  о или ё устанавливается лексико-грамматически, исходя из контекста речи. Так, например, в существительном ожог (на теле) после ж пишется о, а в глаголах прошедшего времени сжег и ожег после ж пишется ё.

Написание ё  после шипящих в словах челка, кошелек, щетка устанавливается этимологически, путем сопоставления с однокоренными

*Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.Л. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1999г.

словами, уже  утратившими близость значения: челка – чело, щетка – щетина, кошелка – кошелек.

«Сюда же следует включить иностранные слова с безударным о, написание которых не может быть проверено соотнесением с другими словами; о после шипящих в этих словах пишется вопреки правилу, т.е. не под ударением. Сюда относятся следующие слова с непроизводной основой: жокей, шоколад, шофер, шоссе»*

Среди слов на данное правило особое место занимают слова: черт, пчелы, дешевка. Чтобы определить, какую гласную букву надо писать после шипящих в данных словах, приходится подбирать такие однокоренные слова или другие формы того же слова, в которых под ударением произносится е, например: черт – черти, пчелы – пчельник, дешевка – дешевле. В первых словах каждой пары пишут ё, а не о.

Наконец, последнюю  группу составляют слова типа шелк, жены, шепот, черный, выяснение правописания которых основано тоже на соотнесении их с однокоренными словами. Но в однокоренных словах в том же слоге слышатся различные гласные звуки: шелка, жена, шептать, чернота (е, ы, и), а пишется везде е, согласно принятому морфологическому принципу. Соотнесение слов с ударным гласным о после шипящих с однокоренными словами в целях установления написания е может иногда оказаться не совсем убедительным. Сопоставление, например, слова шелк со словом шелковистый или шелка будут не убедительны для тех, кто в словах шелковистый или шелка после ш произносит не е (э), а звук ы.

В отдельных  диалектах русского языка, и в  частности в северных, учащиеся произносят звук о после ж не под ударением и поэтому ошибочно по слуху пишут букву о, а не е.

__________________________________________________________________

*Текучев А.В.Методика русского языка в средней школе. М., 1980г.с.232-287.

Информация о работе Методика изучения на уроках русского языка правописание гласных в корнях слов