Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 17:49, контрольная работа
Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII вв. до н. э.);
Введение...................................................................................................................2
1. Мифология Древнего Египта. Классификация мифов.....................................4
1.1 Космогонические мифы....................................................................................5
1.2 Мифы заупокойного культа..............................................................................7
1.3 Земледельческие мифы.....................................................................................7
2. Происхождение мира..........................................................................................9
3. Миф об Осирисе и Исиде..................................................................................12
Заключение.............................................................................................................14
Список литературы................................................................................................15
Приложение
Кафедра отечественной истории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Литература»
по теме:
Мифология Древнего Египта. Происхождение мира. Миф об Осирисе и Исиде.
Выполнила:
студентка
Уфа-2011
Содержание
Введение......................
1. Мифология Древнего Египта. Классификация
мифов.........................
1.1 Космогонические мифы..........
1.2 Мифы заупокойного культа......
1.3 Земледельческие мифы..........
2. Происхождение мира............
3. Миф об Осирисе и Исиде........
Заключение....................
Список литературы.............
Приложение
Введение
Источники изучения мифологии
Древнего Египта отличаются неполнотой и
несистематичностью изложения. Характер
и происхождение многих мифов реконструируются
на основе поздних текстов. Основными
памятниками, отразившими мифологические
представления египтян, являются разнообразные
религиозные тексты: гимны и молитвы богам,
записи погребальных обрядов на стенах
гробниц. Наиболее значительные из них
– «Тексты пирамид» - древнейшие тексты
заупокойных царских ритуалов, вырезанные
на стенах внутренних помещений пирамид
фараонов V и VI династий Древнего царства
(XXVI – XXIII вв. до н. э.); «Тексты саркофагов»,
сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего
царства (XXI – XVIII вв. до н.э.), «Книга мертвых»
- составлявшаяся начиная с периода Нового
царства и до конца истории Египта. Значительный
материал дают записи драматических мистерий,
которые исполнялись во время религиозных
праздников и коронационных торжеств
фараонов жрецами, а в некоторых случаях
и самим фараоном, произносившими от лица
богов записанные речи. Большой интерес
представляют магические тексты, заговоры
и заклятья, в основе которых часто лежат
эпизоды из сказаний о богах, надписи на
статуях, стелах и т. д., иконографический
материал. Источником сведений о египетской
мифологии являются также труды античных
авторов: Геродота, посетившего Египет
в 5 в. до н. э., Плутарха (1-2 вв. н. э.), оставившего
подробный труд «Об Исиде и Осирисе», и
др.
Египетская мифология начала формироваться
в VI – IV тыс. до н. э., задолго до возникновения
классового общества. В каждой области
(номе) складывается свой пантеон и культ
богов, воплощенных в небесных светилах,
камнях, деревьях, птицах, змеях и т.д.
Значение египетских мифов неоценимо, они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений на Древнем Востоке, и для исследования идеологии греко-римского мира, и для истории возникновения и развития христианства.
Большую роль вЕгипетской
мифологии играли представления
о загробной жизни как
Миф — это чувственное
представление о мире, когда человек
не противопоставляет себя природе.
В нём всегда присутствует обобщающее
начало. Мифы объясняют появление
различных природных и
Центральную группу мифов,
по крайней мере, у народов с
развитыми мифологическими
1. Мифология Древнего Египта. Классификация мифов.
По-видимому, египетская мифология начала формироваться в 6 – 4-м тыс. до н. э. задолго до возникновения классового общества в долине Нила [11]. В каждой из областей под влиянием тех или иных исторических событий складывались различные культы и пантеоны богов и свой покровитель. Позднее местные божества обычно группировались в триады: бог-Творец, его жена богиня-Мать и их сын. Характерной была космология: каждый из богов, участвовавших в творении, имел свой характер (хотя полностью не подчиняющийся логике современного человека-европейца). Другие же духи Земли (Та) менее характерно выражены, хотя без сомнения были для египтян вполне реальными и активно заботились о земле. В отличие от греческих богов, чей характер мало отличается от человеческого, египетские боги слиты со своими стихиями и защищают их интересы. По мнению У.Баджа, египетская мифология ранних эпох явилась синтезом мифологии коренных жителей долины Нила и пришельцев из Азии [3].
У. Бадж, анализируя мифы египтян, пришел к следующим выводам: “Египтяне верили в существование Бога, Творца и Хранителя всего сущего, но они считали, что все, что касается этого мира, было передано Им в управление ряду второстепенных духов или сущностей, называющихся “богами”, которые, как они полагали, были в значительной степени подвержены влиянию магических заклинаний и ритуалов. Владыка был существом настолько отдаленным, и такого высокого положения, что напрасно было ожидать, что он снизойдет до вмешательства в дела смертных, или что Он изменит какое-либо повеление или закон, установленный им ранее. С другой стороны, сущность духов, или “богов” была не настолько отдалена от человека и считалась поддающейся прошениям и лести, мольбам и просьбам.”[2; с.17]. Этот отрывок навел меня на мысль, что слово “боги” в работах египтологов имеет далеко не одно значение: оно либо переводится однозначно, либо имело более широкий смысл и не нуждалось для египтян в пояснении (выделенные мной значения я привожу в приложениях).
Не должен увеличивать реальное число богов тот факт, что подчас совершенно разные боги имеют одинаковые имена или один бог – много имен, пересекающихся с именами совершенно других богов (возможно, это особенность египетского менталитета).
Исследователи часто делят богов Египта на богов Неба, Земли и Преисподней. Возможно отсюда и разделение мифов: космогонические мифы, мифы заупокойного культа, земледельческие мифы.
1.1 Космогонические мифы
Судя по данным археологии, в самый древний период египетской истории еще не было космических богов, которым приписывали сотворение мира. Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. Это олицетворение, несомненно, древнее, чем космогонические идеи жрецов из крупных религиозных центров. Как обычно, от уже существующего мифа не отказывались, и образы Геба (бога земли) и Нут (богини неба) как родителей бога солнца Ра сохраняются в религии на протяжении всей древней истории. Каждое утро Нут производит на свет солнце и каждый вечер прячет его на ночь в своем чреве.
Богословские системы, предлагавшие другую версию сотворения мира, возникли, вероятно, в одно и то же время в нескольких крупнейших культовых центрах: Гелиополе, Гермополе и Мемфисе. Каждый из этих центров объявлял создателем мира своего главного бога, который был, в свою очередь, отцом других богов, объединявшихся вокруг него.
Общей для всех космогонических концепций была идея о том, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. Начало выхода из хаоса связывалось с возникновением света, воплощением которого являлось солнце. Представление о водном просторе, из которого появляется поначалу небольшой холм, тесно связано с египетскими реалиями: оно почти в точности соответствует ежегодному разливу Нила, илистые воды которого покрывали всю долину, а затем, отступая, постепенно открывали землю, готовую к пахоте. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно.
Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. Часто одни и те же мифологические события изображены по-разному, и боги в них выступают в различном облике. Любопытно, что при множестве космогонических сюжетов, объясняющих сотворение мира, чрезвычайно мало места уделяется созданию человека. Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей. В письменном литературном наследии Египта очень мало прямых указаний на сотворение рода человеческого, такие указания – исключение. В основном же египтяне ограничивались убеждением, что человек обязан своим существованием богам, которые ждут от него за это благодарности, понимаемой очень просто: человек должен поклоняться богам, строить и содержать храмы, регулярно совершать жертвоприношения.
Жрецы Гелиополя (крупного религиозного центра Древнего Египта) создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный», имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Атума обычно изображали в облике человека, Хепри в виде скарабея, а это значит, что его культ восходит к тому времени, когда богам придавали облик животных. Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Как олицетворение восходящего солнца, он был тождествен Атуму – заходящему солнцу и Ра – светящему днем. Придаваемый ему облик скарабея был связан с убеждением, что этот жук способен размножаться сам по себе, отсюда его божественная созидательная сила. А вид скарабея, толкающего свой шар, подсказал египтянам образ бога, катящего солнце по небу.
Миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри записан в «Текстах пирамид», а к тому времени, когда текст его впервые был высечен в камне, он, вероятно, существовал уже давно и был широко известен.
Согласно «Текстам пирамид», Ра – Атум - Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса, именуемого Нуном. Нун, или Первоокеан, изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство. Атум, появившись из него, не нашел места, на котором ему можно было бы удержаться. Поэтому он в первую очередь создал холм Бен-бен. Стоя на этом островке твердой почвы, Ра-Атум-Хепри приступил к созданию других космических богов. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому. От союза этой первой пары произошли другие боги, таким образом, согласно гелиопольскому мифу, появились земля и правящие ею божества. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада.
Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии. По одному из преданий, создателем людей был, например, гончар – бог Хнум, представлявшийся в облике барана, - который вылепил их из глины.
Богословы Мемфиса, крупнейшего политического и религиозного центра Древнего Египта, одного из его столиц, включили в свой миф о сотворении мира многих богов, принадлежавших разным религиозным центрам, и подчинили их Пта как творцу всего. Мемфисский вариант космогонии по сравнению с гелиопольским значительно более отвлеченный: мир и боги созданы не с помощью физического акта – как в процессе творения Атумом, - а исключительно мыслью и словом.
Информация о работе Мифология Древнего Египта. Происхождение мира. Миф об Осирисе и Исиде