Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 17:49, контрольная работа
Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII вв. до н. э.);
Введение...................................................................................................................2
1. Мифология Древнего Египта. Классификация мифов.....................................4
1.1 Космогонические мифы....................................................................................5
1.2 Мифы заупокойного культа..............................................................................7
1.3 Земледельческие мифы.....................................................................................7
2. Происхождение мира..........................................................................................9
3. Миф об Осирисе и Исиде..................................................................................12
Заключение.............................................................................................................14
Список литературы................................................................................................15
Приложение
Женой Осириса была его сестра Исида, они полюбили друг друга еще во чреве матери. В Древнем Египте брак между кровными родственниками не был редкостью, и египтяне почитали Исиду как воплощение верной, самоотверженной жены.
Узнав о гибели мужа, Исида отправилась на поиски его тела, чтобы похоронить достойным образом.
Волны вынесли короб с телом Осириса на берег возле города Библ. Над ним выросло могучее дерево, скрыв короб внутри своего ствола. Местный царь приказал срубить дерево и сделать из него для своего дворца колонну.
Исида достигла города Библ, извлекла из колонны тело Осириса и увезла его на лодке в Дельту Нила. Там в уединении, среди болот, стала она оплакивать мужа.
Плач Исиды по Осирису перевела Анна Ахматова:
«…Тьма вокруг нас, хотя
Ра в небесах,
Небо смешалось с землей, тень легла на
землю.
Сердце мое горит от злой разлуки.
Сердце мое горит, потому что стеною
Отгородился ты от меня…»
По одному из египетских поверий, разлив Нила происходит оттого, что его переполняют слезы Исиды. Ночью, когда Исида уснула, злобный Сет выехал поохотиться при лунном свете. И случилось так, что на пустынном берегу он увидел тело своего ненавистного брата. Сет рассек тело Осириса на четырнадцать частей и разбросал по всему свету.
Горестная Исида снова отправилась на поиски тела своего мужа. В ее странствиях ей помогали люди и звери, змеи и птицы, и даже крокодилы не причинили ей вреда, когда плыла она по болотам на папирусной лодке. Египтяне верили, что в память о великой богине крокодилы никогда не тронут того, кто плывет на лодке, сделанной из папируса.
В одном варианте мифа Исида похоронила найденные части тела Осириса в разных местах. Этим объясняется то, что в Египте было несколько гробниц Осириса. В другом – она собрала его тело воедино и сказала: «О, светлый Осирис! Собраны твои кости, собрано твое тело, отдано сердце твое телу твоему!»
Бог Анубис набальзамировал тело Осириса и сделал первую в мире мумию. С тех пор у египтян появился обычай мумифицировать умерших, причем жрец, наблюдавший за процессом бальзамирования, должен был быть в маске Анубиса – пса или шакала.
Исида чудесным образом зачала от умершего Осириса сына – Гора. Возмужав, Гор отомстил за своего отца, победил Сета и стал царем Египта.
А Осирис сделался владыкой загробного мира и небесным судьей.
Осирис – это прежде всего бог-царь, покровитель и защитник людей. Но кроме того, он считался богом растительности, производительных сил природы. В храмах, посвященных Осирису, устанавливали деревянную раму, повторяющую контуры его тела, засыпали плодородной землей и засевали зерном. Весной «тело Осириса» прорастало молодыми всходами.
Функции бога-царя и бога растительности не противоречат друг другу. По представлениям древних народов, вождь или царь племени был магически связан с земным плодородием. Этим объясняется обычай, по которому царь должен был принимать участие в земледельческих работах при начале и окончании годового цикла.
Сложной для понимания является роль Осириса как владыки загробного мира. Египтяне верили, что каждый умерший, воскресший за гробом, не просто уподобляется Осирису, а как бы превращается в него. В заупокойных текстах перед именем покойного ставится имя Осириса – «Осирис имярек».
Сказание об Осирисе и Исиде возникло, вероятно, в период Древнего царства (III тыс. до н.э.). Различные его варианты содержатся в магических надписях на стенах пирамид и саркофагов. Наиболее полное и законченое его изложение было сделано в начале нашей эры греческим писателем Плутархом.
Заключение
Яркий след в египетской
мифологии оставил культ
В египетских мифах нашли отражение особенности мировосприятия жителей долины Нила, их представления о происхождении мира и его устроении, сложившиеся на протяжении тысячелетий и уходящие своими корнями в первобытные времена. Здесь и попытки найти истоки бытия в биологическом акте творения богов, поиски изначальной субстанции, олицетворенной божественными парами, - зародыш позднейших учений о первоэлементах мира, и, наконец, как одно из высших достижений египетской теологической мысли - стремление объяснить происхождений мира, людей и всей культуры как результат творческой силы, воплощенной в слове бога.
Многообразие богов
древнеегипетского пантеона порождает
вопрос, как сумели сочетать египтяне
представления о великом
Итак, мы можем сделать
вывод, что Древний Египет оказал
влияние на развитие культуры всего
древнего мира, и в частности на
становление греческой и
Список использованной литературы
1. Андреев Д.Л. Роза мира. Метафилософия истории. М:. Прометей, 1991. – 288 с.
2. Бадж Э. Легенды о египетских богах. – М.: “Рефл-бук”, 1993. – 297 с. – илл.
3. Бадж Э. Путешествие души в Царстве мертвых: Египетская Книга Мертвых. –М.: Ассоциация Духовного единения “Золотой Век”, 1997. – 447 с., илл.
4. Брюсов В.Я. Учители Учителей.// Собрание сочинений, М., 1975; т. 7.
5. Бьювел Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. – М.: “Вече”, 1998. – 360 с., илл.
6. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – М.: “Детская литература”, 1986. – 206 с., илл.
7. Жак К. Египет великих фараонов. – М.: “Наука”, 1992. – 330 с., илл.
8. История древнего мира / под ред. И.М. Дьяконова / - главная редакция восточной литературы, 1989. – 470 с., илл
9. История искусства зарубежных стран. \ под ред. М.В. Доброклонского \ - М.: “Изобразительное искусство”, 1981. – 407с., илл.
10. Керам К. Боги, гробницы, ученые. – СПб.: “КЕМ”, 1994. – 364с., илл.
11. Мифы народов мира./Энциклопедия в 2-х томах/ гл. ред. С.А. Токарев. –М.: “Советская Энциклопедия”, 1991.- илл.
12. Сказки Древнего Египта / под ред. Г.А. Беловой / - М.: “Алетейа”, 1998. – 346 с., илл.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Богиня Исида в облике Небесной Коровы.
Египетская богиня Хатор.
Людей создаёт бог Хнум, лепя их
на гончарном круге из глины.
Информация о работе Мифология Древнего Египта. Происхождение мира. Миф об Осирисе и Исиде