Модель мира в романе "Бегущая по волнам" Александра Грина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 03:25, статья

Краткое описание

Статья посвящена рассмотрению специфики модели мира в романе Александра Грина «Бегущая по волнам». Анализ символических структур романа, его пространственно-временных особенностей, сюжетного уровня и ключевых образов показывает, что модель мира в романе создана в соответствии с лирической доминантой и символически воплощает духовный идеал писателя, где основной акцент делается на внутреннем мире человека. Такой тип романа (лирико-символический) - жанровое открытие А. Грина.
Ключевые слова: Бегущая по волнам, Вечная Женственность, Грин, роман, символизм, хронотоп.

Вложенные файлы: 1 файл

белогорская_л_в_статья.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

В эпилоге романа автор моделирует идеальное пространство дома, построенного героем по своему проекту – в соответствии с внутренним миром любимой, тождественным его собственному.  

Это пространство является завершающей точкой духовного пути героя, поскольку здесь снимается противоречие между внешним и внутренним. Человек создает из своего внутреннего мира мир внешний, организуя его по законам собственных духовных устремлений.

При анализе структуры времени в романе заметно, что при четком разделении его на часы и сутки не указывается даже приблизительно ни года, ни месяца происходящих событий. Поэтому они приобретают вневременной оттенок.

Как и пространство, время в романе обладает тремя символическими планами:

  1. профанное время четко разделенного на часы дня,
  2. сакральное время вечности, мира ирреального, где существует Фрези Грант,

3) время внутренней жизни человека, отображающее ритм внутренних изменений, происходящих в душе героя, и бессмертие духовного мира человека, идентичного вечному образу Фрези Грант.

Сюжетная структура романа так же, как и пространственно-временная, подчинена отображению внутреннего мира автора. Это проявляется в том, что толчком, дающим развитие действию, являются не какие-либо события или конфликты окружающего мира, а только лишь внутренний духовный поиск героя.

Главный герой помещается в хронотоп дороги, символизирующей  его духовный путь. Гарвея заставляют путешествовать не внешние события. Это и не тяга к приключениям, как в приключенческом романе, и не стремление обрести богатство или славу, не какие-либо социальные противоречия, не скука (подобно «лишним людям» романов XIX века - Онегину, Печорину). Даже намерение отыскать возлюбленную выступает лишь косвенным импульсом к путешествию. Автор не дает четкого определения тому чувству, которое движет героем.  Этот тончайший аспект внутреннего мира, пожалуй, и не подается строгому определению. Грин называет его «зовом Несбывшегося» или «властью Несбывшегося». 

  Особенности сюжетной структуры романа заключаются в том, что каждое последующее событие приближает героя к тому духовному идеалу, который он ищет, и символически отображает определенный этап на его внутреннем пути.

Из этих этапов можно  выделить три основных:

  1. Встреча в море, символизирующего мир духовный, с идеалом Вечной Женственности, выраженном в романе через образ Фрези Грант, обретение этого ирреального образа в своей душе.
  2. Осознание (во время маскарада), что Фрези Грант - это начало, находящееся в центре как духовного, так и материального мира, а также осознание своего одиночества среди людей, от которых это скрыто.
  3. Обретение через образ Фрези Грант своего «Несбывшегося» в земной женщине, для которой, как и для героя,  Фрези Грант – реальность, объединяющая их обоих.

Среди ключевых образов  романа выделим два главных женских образа: образ Биче Сениэль и Дэзи (будущей жены Гаврея), которые, являясь для героя персонифицированным отображением идеального образа Фрези Грант, представляют собой две противоположности.

Биче Сениэль олицетворяет собой рациональное, логическое начало мира. Дэзи – творческую, романтическую его основу.

Биче не способна видеть «сверх видимого», она не способна поверить в существование Фрези Грант.  Дэзи не только способна поверить – она самостоятельно догадывается о встрече Гарвея с Фрези.

Биче не понимает героя, и поэтому не может его полюбить. Дэзи понимает его, и взаимная духовная близость объединяет их в любви.

Может показаться странным, что свое «Несбывшееся» герой обретает в реальной земной женщине, в тихой уютной жизни рядом с ней. Дело в том, что в конце пути Гаврей обретает не просто жену, не просто удовлетворяется страстью к ней, – в Дэзи он находит вторую половину своей души. Их объединяет духовное родство. Ведь как для одного, так и для другого Фрези Грант – реальность, соединившая их обоих.

  Этот мотив духовной  близости мужчины и женщины,  общности их внутреннего мира  проходит через многие произведения  А. Грина («Алые паруса», «Блистающий мир», «Словоохотливый домовой», «Позорный столб», «Джесси и Моргиана»). В романе «Бегущая по волнам» он выражен особенно ярко.

 Характерно, что, стремясь вслед за символистами выйти в мир, скрытый за реальными вещами, герой Грина находит свой идеал не в мире отвлеченных духовных идей, а во внутреннем мире близкого человека. Таким образом, целой вселенной становится для героя мир отдельной души – и тем утверждается ее высшая ценность.

  Такой духовный  идеал находит созвучие  с мыслями современного христианского автора А. Сикари. Рассматривая любовь между мужчиной и женщиной  как отражение на земле Божественного начала, Господней любви, он пишет, что, любя другого, «человек открывает себя самого…, в том смысле, что единство, которое в первый раз ощущаешь как возможность, превращается почти в изначальное призвание и судьбу» [11: 16]. А «супружеская любовь имеет смысл, только если один помогает другому внутренне родиться, если один носит в себе другого, как вынашивают ребенка» [11: 51].

Все вышесказанное показывает, что модель мира в романе А. Грина «Бегущая по волнам» отражает субъективно-авторское представление о действительности и выражает духовный идеал писателя, где основной акцент делается на внутреннем мире человека, на его духовном поиске. Из чего следует, что данный роман можно отнести к роману лирико-символическому.

Такой тип романа –  жанровое открытие Грина; к этому  типу можно так или иначе отнести  все его романы. Хочется надеяться, что подробное исследование новаторства  Грина-романиста – дело ближайшего будущего.

 

                                          ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Вольпе Ц.С. Искусство  непохожести: Б. Лившиц, А. Грин, А.Белый. – М., 1991.
  2. Ковский В. Е. Романтический мир Александра Грина. – М., 1965.
  3. Бааль  В. И. Творчество А. С. Грина. – М., 1978.
  4. Кобзев Н. А. Роман Александра Грина (Проблематика, герой, стиль).- Кишенев,1983.
  5. Цонева  А. Субъективный строй рассказов А. Грина //  Проблемы автора в русской литературе.- Ижевск, 1978.
  6. Романенко В. А. Лингвопоэтическая система сквозных символов в творчестве А. С. Грина. Дис. на соиск. степ. канд. филол. наук. -Тирасполь, 1999.

7. Мазін А.М. Поетика романтичної прози Олександра Гріна. Дис. на  здоб. наук.  ступ. канд. філол. наук. - Дніпропетровськ, 2002.

  1. Козлова Е.А. Принципы художественного обобщения в прозе  А. Грина: развитие символической образности . Дис. на соиск. степ. канд. филол. наук. - Псков, 2004.
  2. Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. – 1968. №8. – с. 74 – 87.
  3.   Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы      литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975. — С.234-407.
  4. Сикари А. О браке. – Милан – Москва, 1993.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Модель мира в романе "Бегущая по волнам" Александра Грина