Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 00:51, реферат
Русистика как наука стала формироваться в первых десятилетиях 19 столетия. Тогда появляется ряд трудов, авторы которых сосредоточивали своё внимание на углублённом описании отдельных сторон грамматического строя русского языка.
На протяжении многих лет ученые изучали издания древнерусских письменных памятников. Что привело к развитию русистики, как самостоятельной науки. Имеющий ряд специализированных направлений в русском языке.
Так же было стимулировано создание ряда программ для собирания диалектологических сведений, были организованы сборы материалов для описания говоров.
1. Введение………………………………………………………………………………….3
2. Наука о русском языке………………… ………..……………………………………...4
3. Выдающиеся ученые- русисты………………………………………………………….5
3.1. Михаил Васильевич Ломоносов……………………………………………………5
3.2. Александр Христофорович Востоков.....…………………………………………..6
3.3. Яков Карлович Грот………………....……………………………...………………7
3.4. Алексей Александрович Шахматов……………………………………………......8
3.5. Александр Матвеевич Пешковский…………………….………………………....9
3.6. Лев Владимирович Щерба………...………………………………………………10
3.7. Виктор Владимирович Виноградов…………. ………………………………......11
4. Заключение……………………………………………………………………………...12
5. Ресурсы………………………………………………………………………………….13
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Сортавальского муниципального района республики Карелия Кааламская средняя общеобразовательная школа
Реферат по русскому языку
тема: «Наука о русском языке. Выдающиеся ученые- русисты»
Учащийся: Домашич Вера, ученица 10 класса
Кааламо
2014
Содержание
Введение
В наши дни наука
стала решающим фактором самой цивилизации
и определяющим условием успешности или
не успешности существования любого общества.
А бурное развитие научного знания и расширение
возможностей новых технологий в современном
мире привлекают внимание ученых разных
специальностей к вопросам языка науки.
Можно выделить целый
ряд предельно актуальных проблем, связанных
с языком науки:
Во-первых, проблема
языка науки связана с глобальными вопросами
о границах могущества науки, поскольку
вопрос о языке науки «встроен» в вопросы
о том, что, как и зачем мы изучаем, насколько
достоверно наше знание и с какой точностью,
однозначностью и полнотой способен его
выразить созданный для этой цели язык.
Объективная сложность заключается в
том, что существует противоречие между
континуальностью знаний и дискретностью
языка, которым эти знания выражаются,
между непрерывной динамикой мысли и статичной
запечатленностью её в слове и тексте.
Во-вторых, вторая
половина XX века (века кибернетики) решает
проблему формализации научного знания,
и следовательно, и проблему формализации
языка изложения научных данных. Дело
не только в создании новых символических
языков (типа языков химии, математики,
логики и др.), сколько в построении формализованных
языков для представления содержания
научных текстов в системе искусственного
интеллекта, т.е. возникает комплекс задач,
связанных с кибернетической трансформацией
языка науки.
В-третьих, проблема
языка науки - это проблема его связи с
тем языком, на котором говорит человек
и который является первым и вечным источником
языка науки. И здесь возникает целый ряд
очень важных проблем, связанных, прежде
всего с выяснением того, насколько «оторвался»
язык науки от обыденного языка. Можно
ли делать «переводы» с языка науки на
язык бытовых представлений. Учитывая
то, что язык науки - это язык повышенной
компрессии смысла, думается, что сделать
новое научное утверждение на бытовом
языке невозможно. Другая проблема связи
языка науки с естественным языком - это
влияние языка науки на свой материнский
источник. Так, В.Н. Ярцева, рассматривая
взаимодействие языка науки и общего языка,
задает вопрос: «Может ли развитие научного
стиля направлять языки в сторону сближения?»
и отвечает на этот вопрос положительно.
Наука о русском языке
Русистика как наука и истоки ее возникновения
Русистика
- наука о русском языке, его истоках, истории
древней и новой, о языке его памятников
и фольклора; об организующих его частных
системах: о народных говорах, о литературном
языке и его функциональных разновидностях;
о строе литературного языка - звуковом,
грамматическом, лексическом, фразеологическом
и о смежных с ним сферах (просторечии
и социальных диалектах); о терминологических
подсистемах; о языке русской художественной
литературы; о связях русского языка с
другими языками, их взаимодействиях и
взаимовлияниях; об истории изучения русского
языка. Русистика может пониматься и более
широко - как весь комплекс наук о русской
словесности и языке. Однако далее речь
пойдет о русистике в узком смысле - как
науке о русском языке. связана
со многими другими областями научного
знания: с историей русского народа и этнографией;
с литературоведением и общим языкознанием,
текстологией, с логикой, психологией
и другими науками. Она входит в славистику,
как одна из её составных частей и в сравнительно-историческое
языкознание. Множественностью этих связей,
а также множественностью и разносторонностью
самих объектов изучения определяется
разнообразие применяемых в русистике
исследовательских методов и способов.
Методы исторического
изучения, собственно описательный и экспериментальный
в разных областях русистике в разные
моменты её развития чередуются с обращением
к анализу логическому, психологическому,
семасиологическому либо к анализу строго
формальному (в грамматике), компонентному
(прежде всего в лексикологии - по смысловым
составляющим слова), функциональному,
эвристическому (в анализе художественных
текстов), социолингвистическому.
Отдельные отрасли
русистики во многих случаях вырабатывают
свои собственные методы и методики лингвистического
анализа и описания материала. В первые
десятилетия 19 века появляется ряд трудов,
авторы которых сосредоточивали своё
внимание на углублённом описании отдельных
сторон грамматического строя русского
языка.
Выдающиеся ученые- русисты
Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765)
«Ломоносов
был великий человек. Он создал первый
университет. Он, лучше сказать, сам был
первым нашим университетом»,-писал о
выдающемся русском просветителе и ученом
А.С.Пушкин.
Научные
идея Михаила Васильевича Ломоносова
обогатили многие отрасли знания.
Значительны открытия М.В.Ломоносова
в лингвистике. Опубликованная в 1757 году
«Российская грамматика» М.В.Ломоносова
является первым научным описанием русского
языка, в котором рассмотрены вопросы
морфологии, синтаксиса, словопроизводства,
систематизированы орфографические правила
и орфоэпические нормы. На основе грамматики
Ломоносова в начале 70-х годов XVIII века
были созданы первые школьные учебники
русского языка.
Огромна
заслуга М.В.Ломоносова в развитии теории
красноречия (риторики). Его «Краткое руководство
к красноречию» стало фактически первой
книгой такого рода, написанной на русском
языке. До Ломоносова учебники красноречия
составлялись либо на церковно- славянском,
либо на латыни.
Оценивая
значения трудов М.В.Ломоносова, А.С.Пушкин
писал: «Соединяя необыкновенную силу
воли с необыкновенною силой понятия,
Ломоносов обнял все отрасли просвещения.
Жажда науки была сильнейшей страстию
сей души…Историк, риторик, механик, химик,
минералог, художник и стихотворец, он
все испытал и всё проник…».
Александр Христофорович Востоков
(1781-1864)
Начало
XIX века в Европе ознаменовалось становлением
языкознания как науки. Научную строгость
лингвистики приобрела благодаря сравнительно-историческому
изучению языков.
В России
у истоков сравнительно-исторического
изучения славянских языков стоит Александр
Христофорович Востоков. В труде «Рассуждение
о славянском языке…»(1820) А.Х.Востоков
сопоставил славянские языки и на огромном
фактическом материале установил звуковые
закономерные соответствия между ними
как доказательство их искомой близости,
родства.
Научные
интересы А.Х.Востокова были необычайно
широки: вслед за М.В.Ломоносовым он создал
научную грамматику; изучал памятники
древней письменности, опубликовал «Остромирово
Евангелие » середины XI века, сопроводил
его лингвистическим комментарием; изучал
диалектную лексику, редактировал «Опыт
областного великорусского словаря» (1852);
занимался проблемами культуры речи, морфологии;
исследовал русское стихосложение и т.д.
Яков Карлович Грот
(1812-1893)
Академик
Яков Карлович Грот, талантливый ученый-филолог,
известен прежде всего своими трудами
по упорядочению русского правописания.
Им разработаны также основные принципы
составления словарей.
Я.К.Грот
родился 15 декабря 1812 года в Петербурге.
Он закончил Царскосельский лицей, изучил
там французский, немецкий, латинский
и итальянский языки. Но особенно серьезно
он начал заниматься русским языком. В
1845 появляются первые статьи Грота о русском
языке. С 1862 года он целиком посвятил себя
науке, начав с подготовки первого издания
сочинений Г.Р.Державина, ставшего образцом
для всех последующих академических собраний
сочинений писателей.
В 1873 году
вышла работа Я.К.Грота «Спорные вопросы
русского правописания от Петра Великого
доныне»,уникальный труд в истории русского
языкознания, заложивший основы научного
изучения русского правописания. В 1885
году Грот составил руководство «Русское
правописание»,выдержавшее около 20 изданий
и утвержденное как обязательное для изучения
во всех школах России. С выходом в свет
работ Я.К.Грота по правописанию впервые
установилась, по словам академика В.В.Виноградова,
«единая система русского правописания
и устранялись мучительные орфографические
шатания»…
С 80-х годов
XIX века начинается новой этап в научной
деятельности Грота- он возглавляет работу
по составлению «Словаря русского языка».
Это был первый нормативный словарь, отразивший
,по утверждению Грота, «общеупотребительный
в России литературный язык в том виде,
как он образовался со времен Ломоносова».
Будучи первооткрывателем во
многих областях языкознания, Грот всю
жизнь следовал правилам, которые сформулировал
для себя так: «Пусть праздность и скука
никогда не будут известны мне. В занятиях
моих я должен для этого наблюдать как
можно более разнообразия, должен начертать
себе определенный план и твердо, но без
педантизма следовать ему».
Алексей Александрович Шахматов
(1864-1920)
А.А.Шахматов,
великий русский лингвист, внес огромный
вклад в изучение синтаксиса и истории
языка. С ранних лет он проявил глубокий
интерес к проблемам языкознания. Еще
учась в гимназии, он принимал участие
в научных диспутах. Тогда же была опубликована
его первая статья.
Многогранны научные интересы
языковеда. А.А.Шахматов занимался историей
и диалектологией русского и других славянских
языков. Он возглавлял работу по созданию
академического толкового словаря и комиссию
по реформе орфографии. Он, наконец, выдающийся
русский синтаксист.
В книге
А.А.Шахматова «Синтаксис русского языка»,по
словам В.В.Виноградова, «впервые собран
колоссальный материал, характеризующий
поразительное разнообразие синтаксических
конструкций современного русского языка».
А.А.Шахматов первым в истории нашей науки
выделил типы односоставных предложений
и описал особенности их строения. Многие
синтаксические идеи Шахматова до сих
пор не потеряли своей актуальности.
Александр Матвеевич Пешковский
(1878-1933)
Александр
Матвеевич Пешковский - один из самых замечательных
лингвистов XX века. Он много лет работал
в московских гимназиях и, желая познакомить
своих учеников с настоящей, научной грамматикой,
написал остроумную, полную тонких наблюдений
монографию « Русский синтаксис в научном
освещении» (1914), в которой как будто беседует
со своими учениками. Вместе с ними он
наблюдает, размышляет, экспериментирует.
Пешковский
первым доказал, что интонация является
грамматическим средством, что она помогает
там, где другие грамматические средства
(предлоги, союзы, окончания) не способны
выразить значение. Пешковский неустанно
и страстно разъяснял, что только сознательное
владение грамматикой делает человека
по-настоящему грамотным. Он обращает
внимание на огромную значимость языковой
культуры: « Умение говорить- это то смазочное
масло, которое необходимо для всякой
культурно-государственной машины и без
которого она просто остановилась бы».
Лев Владимирович Щерба
(1880-1944)
Щерба Лев
Владимирович – выдающийся русский лингвист.
Наибольшую известность Л.В. Щерба получил
прежде всего как фонолог и фонетист. Л.В.
Щерба был виднейшим исследователем в
области экспериментальной фонетики. Как
в фонетике, так и в других уровнях языка
Л.В. Щерба признавал важность эксперимента.
Л.В. Щерба создал свою теорию фонемы. Фонему
он понимал как звуковой тип, способный
дифференцировать слова и их формы, а оттенок
фонемы – как реально произносимый звук,
являющийся тем частным, в котором реализуется
общее (фонема). Л.В. Щерба всегда подчеркивал,
что фонологию нельзя отделять от фоники
(«антропофоники») и что они обе объединяются
в фонетике. У Л.В. Щербы важна идея автономности
фонемы. К этому его привели наблюдения
над разным интонационным оформлением
одного и того же слова-высказывания (например,
смеркается), связанным с той или иной
эмоцией (например, радости, неудовольствия
и т.д.). А из этого Л.В. Щерба выводит очень
важное для его теории фонемы положение
о самостоятельности или автономности
фонем.
Таким образом, по
его мнению, одна и та же интонация обособляется
от конкретных случаев ее реализаций и
приобретает автономность не потому, что
она обладает определенными акустическими
характеристиками. Она обособляется потому,
что в каждом случае связана с определенным
содержанием, вполне осознаваемым говорящими.
Сущность фонетической концепции Л.В.
Щербы в целом, вплоть до понятия отдельного
звука, построена на семантической основе.
«Русские гласные...» содержат два определения
фонемы: предварительное и окончательное.
Первое гласит: фонема — «это кратчайший
элемент общих акустических представлений
данного языка, способный ассоциироваться
в этом языке со смысловыми представлениями»,
и второе: «...фонемой называется кратчайшее
общее фонетическое представление данного
языка, способное ассоциироваться со смысловыми
представлениями и дифференцировать слова
и могущее быть выделяемо в речи без искажения
фонетического состава слова».
Виктор Владимирович Виноградов
(1895-1969)
Русский
филолог, академик, ученик А.А.Шахматова
и Л.В.Щербы. Создал фундаментальные труды
по истории русского литературного языка,
по грамматике, работы о языке художественной
литературы; занимался лексикологией,
фразеологией, лексикографией.
Виктор
Владимирович Виноградов - один из крупнейших
филологов XX в. Его научные идеи и труды
на протяжении 50 лет во многом определяли
методологические подходы и исследовательскую
разработку основных направлений русского
языкознания: грамматики, лексикологии,
словообразования, стилистики современного
русского языка, культуры речи. И до сих
пор идеи ученого созвучны актуальным
поискам лингвистической мысли наших
дней.
Труды Виноградова
- это не только углубленное изучение традиционных
разделов науки о языке, раздвинувшее
исследовательские горизонты, открывшее
новые закономерности языковых механизмов
и "жизни" языка на основе разработанных
ученым оригинальных концепций (достаточно
назвать его грамматическое учение о слове
и синтаксическую теорию, имеющие для
лингвистики методологическое значение).
Монографии и серии статей Виктора Владимировича
послужили базой для развития новых отраслей
филологии: истории русского литературного
языка, науки о языке художественных произведений,
фразеологии. Эти научные дисциплины своим
"открытием", обоснованием предмета,
задач исследования и круга проблематики
обязаны именно Виноградову.
Заключение
Таким образом,
русистикой называют комплекс наук о русском
языке. В наши дни эта наука стала решающим
фактором самой цивилизации и определяющим
условием успешности или не успешности
существования любого общества. Проблемы
русистики связаны с глобальными вопросами
о границах могущества науки. Существующее
противоречие между континуальностью
знаний и дискретностью языка, которым
эти знания выражаются, отражаются в её
в слове и тексте. Вторая половина XX века,
формирования этой науки, решает проблему
формализации научного знания, и проблему
формализации языка изложения научных
данных.
Русистика как наука
стала формироваться в первых десятилетиях
19 столетия. Тогда появляется ряд трудов,
авторы которых сосредоточивали своё
внимание на углублённом описании отдельных
сторон грамматического строя русского
языка.
На протяжении многих
лет ученые изучали издания древнерусских
письменных памятников. Что привело к
развитию русистики, как самостоятельной
науки. Имеющий ряд специализированных
направлений в русском языке.
Так же было стимулировано
создание ряда программ для собирания
диалектологических сведений, были организованы
сборы материалов для описания говоров.
Информация о работе Наука о языке. Выдающиеся ученые-русисты