Национальные варианты эпического героя в кельтской и русской культурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 16:46, научная работа

Краткое описание

Цель научной работы: определить национальные варианты эпических героев в русской и кельтской культурах на основе сравнительно-сопоставительного анализа русских богатырей Вольги, Микулы Селяниновича и ирландского героя Кухулина.
Объект исследования: уладский цикл саг о герое ирландского эпоса Кухулине и русские былины о «старших» русских богатырях Вольге и Микуле Селяниновиче.
Предмет исследования: образы эпических богатырей Кухулина, Вольги и Микулы Селяниновича.

Содержание

Аннотация
ВВЕДЕНИЕ
ОБРАЗ ЭПИЧЕСКОГО ГЕРОЯ КУХУЛИНА В КЕЛЬТСКОМ ЭПОСЕ
ПАХАРЬ-ИСПОЛИН МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ
ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВОВИЧ – МУДРЫЙ И БЕССТРАШНЫЙ ВОИН-ПОЛКОВОДЕЦ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Мещеряков_Красноярск_Ем_doc.docx

— 31.21 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВОВИЧ  – МУДРЫЙ И БЕССТРАШНЫЙ

ВОИН-ПОЛКОВОДЕЦ

          Богатыри русского эпоса входят в галерею национальных героев и прославленных персонажей русского героического эпоса. Одним из таких героев был могучий богатырь Вольга Святославович (Волх Всеславьевич). В.Я. Пропп необычайное происхождение богатыря-кудесника объясняет  древнейшими представлениями восточных славян о животных как о предках человека и о возможности рождения великого охотника и волхва непосредственно от отца-животного. [13] 

         Уже с младенчества, когда Вольге исполнилось полтора часа от роду, он требует пеленать не «в пелену червчатую», а «во крепки латы булатные, а на буйну голову злат шелом.. в праву руку палицу в триста пуд». Как и древнеирландский герой Кухулин, Вольга с малых лет стал обучаться грамоте и разным премудростям: оборачиваться ясным соколом, волком серым, гнедым туром, рыбой).

            Вольга – не только быстрый  и смелый богатырь, который легко  одолевает все неприступности, проводя  дружину через многие трудности,  но и заботливый, щедрый человек:  добудет «яства переменные, яства  сахарные»  и накормит дружину;  обернется волком, «набьет зверья»  и шуб соболиных-лисьих сошьет. Умеет Вольга определить и  судьбу своих дружинников. [15]  Все это характеризует Вольгу как мудрого, благородного, доброго человека, человека широкой души.

          Таким образом, через образ бесстрашного богатыря Вольги народ дал образец отличного воина-полководца, дружинного предводителя, который бесстрашен в бою, быстр, решителен и настойчив в замыслах, осторожлив в военных приготовлениях, заботлив о своих воинах.  Вольга – это образцовый русский богатырь, воин-полководец, каким его в мечте создал народ, способный справиться с любым захватчиком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Представленное  исследование было проведено  с целью определения национальных вариантов эпического героя в русской и кельтской культурах. Проведенный сравнительно-сопоставительный анализ позволил выделить схожие и отличительные черты русских богатырей Вольги и Микулы Селяниновича  и героя кельтского эпоса Кухулина (табл. 1):

                                                                                                                                          Таблица 1

Характерные черты героя

           Кухулин

      Вольга  Всеславьич

      Микула   Селянинович

Сказочное  рождение, знатное  происхож-

дение

- сын бога света, искусства  и ремесел Луга

- рожден был от Змея

- по мнению некоторых  исследователей, мог быть богом  земледелия или  создателем  земных благ

Воспитание 

- рос в семье короля  среди ученых, музыкантов, воинов

- когда герою от роду  было полтора часа, попросил «матушку  пеленать в латы булатные…  а на буйну голову злат шелом»

 

            --------

Обучение 

-учился премудростям, боевому  искусству у воительницы Скатах

- обучался грамоте и  разным премудростям: оборачиваться  птицей, зверем

    

             --------

Фантастическая сила

- мог сразиться с десятками  воинов и поразить их одним  ударом;

- «…пнет ногой в двери  железные – изломал он все  пробои булатные»

- в сумочке носил «тягу  земную»; 

- выворачивал «пенья-коренья», плуг, который не смогла вся  дружина Вольги поднять, бросил  за ракитов куст

Отвага, храбрость, стойкость,

мужество

- миновал долину Опасностей, кишащую свирепыми чудовищами;

- сражался с сидами-оборотнями, которые превращались в черного  угря;

- защищая короля, границы  Улада, в любом бою одерживал  победу; - один противостоит войскам  четырех провинций Ирландии

- узнал, что царь Индейского  царства собирается вести захватнические  набеги на Землю русскую, со  своей дружиной «ко славному  царству пошел»

- «…мужичков положил…  до тысячи»

Чудесные преобразования, владение магическими приемами

- в бою происходило  «чудесное искажение»: он делался  многоликим, ужасным, неузнаваемым, диким;

- общается с сидами, которые  помогли излечиться от болезни

- умеет оборачиваться  ясным соколом, рыбой-щукою, волком  серым, туром, горностаем, муравьем;

- владеет ворожбой

- он знает кузницу,  где кузнец кует судьбу людям; 

- умеет «орать-пахать  да и крестьянствовать»

Внешняя красота, богатство

-    «глаза сверкают, зубы белее жемчуга, на концах  волосы золотые»;

- воинские доспехи из  золота и серебра

- носит «шубы соболиные…  шубы барсовые»

- «…кудри как жемчуг  рассыпаются»;

- «У оратая сапожки  зелен сафьян… шляпа пуховая,  а кафтанчик у него черна  бархата…»;

Нравственные ценности

- человек долга и чести,  никогда не отказывает в помощи;

- бескорыстие;

- защитник слабых и  угнетённых;

- патриот;

- верен данному слову

- благородный, добрый  князь-кудесник;

- человек широкой души;

-     бескорыстие;

- защитник русской Земли;

- беззаветная служба Родине

- трудолюбивый;

- хлебопашество для него  – смысл жизни и главная  ценность;

- бескорыстие


             Проанализировав и систематизировав результаты исследования, нами было установлено, что  в образах эпических героев Кухулина, Вольги и Микулы Селяниновича древними народами воплощен высокий дух, и воинский, и созидательный. Несмотря на незначительные различия (например, знатный воин Кухулин не шел в бой без золотых украшений, которые украшали его щит, шлем, ножны и рукояти мечей и кинжалов и сияло в вышивке на  одежде и в его волосах; он дружит с представителями потустороннего мира, сидами, прообразами эльфов и фей; бьется со своим другом и убивает его), основными чертами, которыми должны были обладать национальные герои, являются отвага, храбрость, стойкость, безграничное мужество, благородство, невероятная сила.

          Таким образом, мы пришли к  выводу, что наша гипотеза подтвердилась:

  • во-первых, на примере Вольги,  Микулы, Кухулина мы видим, что герои должны выступать  в качестве защитников своего племени от чужих и устраивать благополучную жизнь своего этноса;
  • во-вторых, свою сверхчеловеческую силу, владение магическими приемами и чудесными перевоплощениями применяют не ради собственной выгоды или корысти, а для защиты слабых и угнетенных, ради правды и справедливости, мира на родной земле, ее независимости,  всеобщего благополучия;
  • в-третьих, эти герои свою работу делают основательно, по-богатырски, проявляя при этом мудрость, отвагу, бесстрашие и мужество. Микула-пахарь тоже совершает подвиг, но не военный, а хлебопашеский, земледельческий.     

  И русские былины, и ирландские саги – это  не летопись и даже не воинская  повесть. Они не описывают исторических  событий в точном изложении,  но на основе истории создают  поучительное слово на страх  врагам, в назиданье потомкам.

                                           

 

 

 

                                               БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                                                 

 

  1. Буслаев Ф.И. Народный эпос и мифология. // Бытовые слои русского эпоса. – М.: Высшая школа, 2003. - http://www.erlib.com
  2. Балашов Д. М., Новичкова Т. А. Русский былинный эпос // Былины: в 25 т. — СПб.: 2001—.Т.1: Былины Печоры: Север Европейской России. — 2001 - http://feb-web.ru/feb/byliny/texts/bl1/bl1-021-.htm
  1. Б. Н. Путилов. Былины — русский классический эпос. - http://feb-web.ru/feb/byliny/texts/bpu/bpu-005-.htm

  1. В.Калугин. Идеалы русского эпоса.  Русь многоликая. // Думы о национальном. М.: Советский писатель, 1990.

http://www.northernwind.ru/forum/index.php?showtopic=502

  1. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1988.

  1. Н.С. Широкова. Мифы кельтских народов. – М.: Астрель, 2005.

  1. Предания и мифы средневековой Ирландии. Сост., пер. и вступит. ст. С.В. Шкунаева. – М.: МГУ, 1991. - http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000041/index.shtml

  1. 100 великих мифов и легенд. - М., «Вече», 2007.

  1. E. M. Мелетинский.  Кельтский эпос // История всемирной литературы в 8 томах // АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука,1994.Т. 2. – 1984. - http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/vsemirnaya-literatura/keltskij-epos.htm

  1. В.В. Иванов. Происхождение имени Кухулина, в сб.: Проблемы сравнительной филологии. - М.: 1964. - http://celtologica.co.uk/PDF/CeltoSlavica2%20VyachVsIvanov.pdf).
  2. О. Платонов. Святая Русь: энциклопедический словарь, 2001. -  http://interpretive.ru/dictionary/395/word/byliny.
  1. Былины.   – М.: Художественная литература, 1986.

  1. В.Я. Пропп. Русский героический эпос. - М.: 1958. - 

       http://www.byliny.ru/biblio/propp/alesha-i-tugarin

  1. Л. Прозоров. Времена русских богатырей // По страницам былин - в глубь времен. - http://vsenoshnik62.narod.ru/prozorov_lev_vremena_russkih_bogatyrei_po_stranicam_bylin_v_glub_vremen.htm.

  1. Н.В. Водовозов. Былина Кирши Данилова о  Волхе и древние русско-индийские  отношения. - http://ethnocolocol.ru/load/bylinakirshidanilovaovolkhe_drevrusind/6-1-0-606.

 

 

 

 


Информация о работе Национальные варианты эпического героя в кельтской и русской культурах