Николай Алексеевич Некрасов и его муза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 20:03, доклад

Краткое описание

Любовные признания Николая Алексеевича Некрасова были посвящены его единственной музе – Авдотье Яковлевне Панаевой – и вошли в так называемый «Панаевский цикл».
Дороги поэта и его будущей музы пересеклись в 1845 году, когда Некрасов почти ежедневно по делам «Современника» бывал в доме Панаевых. Авдотья Яковлевна, будучи хозяйкой, должна была принимать гостей, занимать их, участвовать в разговорах, в обсуждении литературных и редакционных дел. В это время она была в расцвете молодости и покоряла сердца многих. Ее называли одной из самых красивых женщин Петербурга.

Вложенные файлы: 1 файл

Любовные признания Николая Алексеевича Некрасова были посвящены его единственной музе.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Любовные признания Николая  Алексеевича Некрасова были посвящены  его единственной музе – Авдотье  Яковлевне Панаевой – и вошли  в так называемый «Панаевский  цикл».

Дороги  поэта и его будущей музы пересеклись  в 1845 году, когда Некрасов почти ежедневно  по делам «Современника» бывал в доме Панаевых. Авдотья Яковлевна, будучи хозяйкой, должна была принимать гостей, занимать их, участвовать в разговорах, в обсуждении литературных и редакционных дел. В это время она была в расцвете молодости и покоряла сердца многих. Ее называли одной из самых красивых женщин Петербурга.

«Это  была небольшого роста, не только безукоризненно красивая, но и привлекательная брюнетка. Ее любезность была не без оттенка  кокетства; ее темное платье отделялось от головы дорогими кружевами или гипюрами, в ушах у нее были крупные бриллианты, а бархатистый голос звучал капризом избалованного мальчика. Она говорила, что дамское общество ее утомляет и что у нее в гостях одни мужчины», – писал А.А. Фет.

Некрасов, увидев Панаеву, влюбился. День встречи со своей будущей возлюбленной он называет самым счастливым, от которого начинается отсчет настоящей жизни. Страсть вспыхнула внезапно и осветила его одинокую труженическую жизнь. Панаева была замужем, и поэт долго боролся с охватившим его чувством, но бесполезно… Влечение было обоюдным.

В 1846 году Некрасов вступает с Авдотьей Яковлевной в гражданский брак, который  продлится 15 счастливых и мучительных  лет. И хотя документальных свидетельств практически не сохранилось: письма Некрасова Панаева сожгла, осталось лишь одно его письмо к ней и четыре ее письма, – мы можем по стихам Некрасова восстановить весь этот необычный «роман».

«Панаевский цикл» отличает жгучая исповедальность, биографичность; в нем запечатлены  многие эпизоды, «случаи» из их жизни, ссоры и примирения, жажда понимания и счастья

 
 
Тема любви в лирике Н.А. Некрасова

Тема любви решена в лирике Некрасова  весьма своеобразно. Именно здесь в  полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих  предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство “в прекрасных мгновениях”, Некрасов не обошёл вниманием и ту “прозу”, которая “в любви неизбежна” («Мы с тобой бестолковые люди...»). Однако, говоря словами известного некрасововеда Н.Скатова, он “не только прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал её прозу”.

Из  трёх десятков лучших любовных стихотворений  Некрасова в сочинении необходимо упомянуть семь-восемь, а рассмотреть  подробно не меньше трёх-четырёх. Основное внимание естественно уделить “панаевскому циклу”. Авдотья Алексеевна Панаева — главный адресат интимной лирики Некрасова. Отношения с Панаевой стали темой многих стихотворений Некрасова, создававшихся на протяжении почти десяти лет. Это настоящий роман в стихах, в котором нашли отражение различные моменты в жизни лирических героев. Именно лирических, обратим на это внимание выпускников, так как, хотя цикл и имеет реальную биографическую основу, образы лирических героев нельзя отождествлять с их литературными прототипами. Сам Некрасов видел в своих стихах не просто стихотворное обращение к определённой женщине, а придавал им гораздо большее значение. Он печатал эти стихи в журналах, а значит, сознательно делал их предметом поэзии, общим достоянием. “Панаевский цикл” — пример того, как личное, интимное в лирике становится общечеловеческим. В нём мы почти не найдём социальных мотивов, присущих всей лирике Некрасова. Можно сказать, что стихотворения цикла намеренно асоциальны, лишены каких-то конкретных деталей и намёков. На первом плане здесь психологическая мотивировка, изображение чувств и переживаний героев, как и у Тютчева, “поединок роковой”. Что можно сказать об этих двоих? Он человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению. Впрочем, о нём мало что известно. В центре “панаевского цикла” — она. И именно в создании характера героини проявилось новаторство Некрасова. Это характер совсем новый, и кроме того, он “дан в развитии, в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать” (Скатов).

Далее необходимо проанализировать основные мотивы “панаевского цикла” (напомним, что мотив — устойчивый, повторяющийся элемент сюжета, характерный для нескольких произведений). Это прежде всего мотивы ссоры («Если, мучимый страстью мятежной...», «Мы с тобой бестолковые люди...»); расставания, разлуки («Так это шутка? Милая моя...», «Прощание») или их предчувствия («Я не люблю иронии твоей...»); воспоминания («Да, наша жизнь текла мятежно...», «Давно — отвергнутый тобою...»); писем («Сожжённые письма») и др. “Панаевским” стихам присуща некоторая парность (ср., например, «Тяжёлый год — сломил меня недуг...» и «Тяжёлый крест достался мне на долю...», «Прости» и «Прощание»).

Таким образом, стихотворения цикла объединяют не только общность содержания, но и художественные особенности: сквозные образы и детали; “нервность” интонации, передающая почти “достоевские” страсти; фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми кончаются многие стихотворения.

Говоря  о самом известном некрасовском цикле, нельзя обойтись без сравнения его с “денисьевским циклом” Тютчева. (Сходство это подробно проанализировано в работах Скатова.) Как и у Тютчева, любовь у Некрасова почти никогда не бывает счастливой. Мотивы страдания, “незаконности” любви, “мятежности” пронизывают оба цикла и тем самым объединяют — в интимной лирике — двух столь разных поэтов.

В заключение ещё раз вернёмся к  вопросу о новаторстве любовной лирики Некрасова. Оно состоит не только в новизне содержания (“прозы жизни”), но и в том, что для изображения “непоэтических” явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы, новаторское стихосложение. Позже эти особенности некрасовской поэтики будут продолжены другим поэтом-новатором — В.Маяковским, у которого тема любви также получает очень своеобразную трактовку.

 

 

«Проза любви» в лирике Н. А. Некрасова

 
Нисколько не умаляя общественного  значения стихотворений Некрасова, которые внесли в русскую лирику “рыдающие звуки” и заставили  содрогнуться при виде страданий народных, нельзя не сказать о произведениях, где поэт исследует' тонкие движения человеческой души, изображает “жизнь сердца”, проникает в сокровенные уголки внутреннего мира людей.  
О “страницах любви” у Н. Некрасова говорят робко, пытаясь растворить их в гражданской лирике.  
Объектом внимания поэта становится “проза в любви” с ее постоянными размолвками, ссорами и взаимными упреками. И здесь художник остается верным правде жизни.  
В стихотворении “Мы с тобой бестолковые люди...” Н. Некрасов учит нас видеть светлое начало даже в самых горьких сюбытиях. Ведь ссора перестает быть страшной, когда ты знаешь, что за ней последует “возвращенье любви и участья”.  
Мастерство поэта заключалось в том, что он создал в любовной лирике два характера: лирического героя и лирической героини. Лирическая героиня — личность незаурядная, сильная, наделенная глубоким умом. Она подруга и единомышленница, способная поддержать в трудную минуту, принять важное решение, найти выход из сложных обстоятельств (“Ты всегда хороша несравненно...”).  
Для того чтобы представить себе лирического героя, откроем стихотворение “Застенчивость”. В нем запечатлено одно из нелегких душевных состояний, которое переживает чем-либо смущенный или угнетенный человек. Лирический герой умен, наблюдателен, тонок, но жизнь не поддержала его надежд и он утратил веру в будущее.  
Важным является то, что герой сам пытается понять, каковы асе причины его “бесталанной долюшки слезной”, его “сознанья бессилья обидного”, и находит ответ: “Придавила меня бедность грозная”. Н. Некрасов психологически точно передает переживания человека, готового перевернуть мир ради любимой, но при встрече с ней чувствующего на ногах “гири железные”.  
Окружающая действительность может быть сурова не только по отношению к затаенной любви, но и к той, которая уже стала реальностью. В стихотворении “Тяжелый год — сломил меня недуг...” мир предстает в очень важных измерениях и обозначениях: беда — счастье — борьба — “жизнь без счастья” — враг — друг — любимая. Героиня была самым надежным оплотом, но все-таки “не пощадила”. Причина этого не столько в ней самой, сколько в объективных обстоятельствах, в общей несчастливости жизни. Поэт не обвиняет, а оправдывает свою избранницу:  
 
Истерзана, озлоблена борьбой...  
Страдалица! Стоишь передо мной...  
 
В любви, по Н. Некрасову, нет и не может быть застылости и однообразия. Вспомним стихотворение “Да, наша жизнь текла мятежно...” Оно увлекает и силой выраженного в нем чувства, и видением этапов любви, и найденной художником формой выражения этого чувства.  
Самые первые строки — своеобразный конспект повести или романа, открывающие напряженность, динамизм отношений любви, их зависимость от воздействия мира: “Да, наша жизнь текла мятежно, полна тревог, полна утрат”.  
Любящие расстались на время. Их жизнь в разлуке изображается как терпеливое ожидание новой встречи:  
 
Но с той поры, как все кругом меня пустынно,  
Отдаться не могу с любовью ничему,  
И жизнь скучна, и время длинно,  
И холоден я к делу своему.  
 
Постепенно в воспоминаниях герой возвращается к началу любви. Для него очевидно, что нарастание чувства сопровождается усилением сомнений.  
Главенствующая роль в союзе двух сердец принадлежит вере. Не случайно слово “вера” или производные от него повторяются в тексте так часто:  
 
Как ты хотела верить мне,  
И как и верила, и колебалась снова,  
И как поверила вполне!  
 
Динамику чувства Н. Некрасов соединяет с диалектикой жизни. Так поэт помогает нам открыть в изменчивых формах бытия незыблемые ценности. Одна из них — любовь, творящая, возводящая свои вершины, делающая каждый день счастливым.  
Н. Некрасов показывает нам самые разные этапы любовного чувства, объединяя их подчас в одном произведении. Так происходит в стихотворении “Давно отвергнутый тобой...”. Вначале лирический герой предстает перед нами отчаявшимся, готовым к самоубийству, но затем возвращается счастье взаимности, а с ней и полнота жизни. Однако развязка оказалась неизбежной. Любовь ушла, и все вокруг утратило привлекательности. Человеческие чувства не защищены от вторжения враждебного мира. Непредсказуемость судьбы создает ощущение трагизма.  
В изумительной лирической миниатюре “Прости”, по форме напоминающей заклинание (благодаря анафорическому повтору слова “не помни”), прослеживается зависимость любви от хода жизни:  
 
Прости! Не помни дней паденья,  
Тоски, унынья, озлобленъя, —  
Не помни бурь, не помни слез,  
Не помни ревности угроз!  
 
Герой наделен благородной памятью, ему горька мысль о расставании с былым. Он хочет, чтобы общее прошлое осталось светлым и в памяти его возлюбленной. Развитие авторской мысли интересно тем, что чувство признательности к пережитому истолковано как возможность избежать болезненного разрыва. Тот, кто любил, должен быть внимательным и терпеливым. Он не имеет права сходить с пьедестала, на которой возвела его любовь. Благородством сердца измеряеются и апогей и закат чувства. Поэтому последние строки звучат как завещание:  
 
Но дни, когда любви светило  
Над нами ласково всходило  
И бодро мы свершали путь, —  
Благослови и не забудь!  
 
“Любви светило” наделяется свойствами живого существа: оно “ласково всходило”, согревало душу, сердце, вселяя в них надежду на возможность преодолеть все неурядицы жизни. Эта метафора делает слова поэта особенно проникновенными.  
Таким образом, прочитав даже немногие стихотворения, нельзя не согласиться с утверждением, что Н. Некрасов внес в русскую литературу новые поэтические открытия сокровенных тайн сердца. 

Источник:http://www.litra.ru/


 

Тем временем:


...С. Ляпуновой.  Материалы второй части и вступительная  статья к ней подготовлены  М.П. Рахмановой.  
   Каждый из публикуемых архивных текстов имеет свою специфику, в соответствии с которой избирается форма его подачи. Поскольку материалы первой и второй частей альманаха, относящиеся к одному и тому же периоду жизни Одоевского, тесно связаны между собой, неизбежным в некоторых случаях становится повторение тех или иных сведений; отсюда же — и возвращение к проблематике Дневника Одоевского во второй части книги (дневниковые записи выступают как комментарии к другим документам и письмам).  
   Тексты публикуются преимущественно в соответствии с принятыми ныне правилами орфографии и пунктуации, что в случае Одоевского не потребовало сколько-нибудь существенных изменений: его стиль письма близок к современным нормам. Исключением является устойчивое выдерживаемое и сохраненное в публикации написание с прописных всех титулов и всех слов в названиях ученых обществ, учебных заведений и других институций такого рода.  
   Публикаторы приносят свою благодарность Рукописному отделу Российской национальной библиотеки и лично Н.В. Рамазановой за предоставленную возможность публикации материалов из архива А.С. Ляпуновой и помощь в работе с рукописями Одоевского, хранящимися в РНБ. Мы благодарим также А.А. Наумова за исключительно ценные замечания, сделанные им в ходе подготовки альманаха.  
    
 
    Часть I  
    
 
    Предисловие  
   В последние годы мы часто открываем непознанное в жизни и наследии выдающихся деятелей прошлого. Среди них и князь Владимир Федорович Одоевский, 200-летний юбилей которого был отмечен в прошлом, 2004 году. Государственный чиновник, известный беллетрист, публицист, механик-изобретатель, композитор и музыкально-общественный деятель, Одоевский занимался также изучением церковной и народной русской музыки, увлекался физикой и математикой, философией и акустикой. Эта разносторонняя его деятельность открывается нам порой с неизвестных, ранее неизученных сторон...


 
 
Лирика Н. А. Некрасова во многом автобиографична. В цикле стихотворений, обращенных к А. Я. Панаевой («Поражена потерей невозвратной…», «Я не люблю иронии твоей…», «Да, наша жизнь текла мятежно…»), поэт правдиво раскрывает свои душевные переживания. Некрасов не смягчает, не сглаживает собственные противоречия и терзания, анализирует самые сокровенные чувства. Стихотворения так называемого «панаевского цикла» Некрасова можно сравнить с «денисьевским циклом» Тютчева. Два великих поэта независимо друг от друга создавали любовные стихотворения, удивительные по открытости чувств.

В стихотворениях Некрасова выражены подлинная драматичность переживаний, сложные и мучительные отношения героя и героини. В любовной лирике герой винит себя в наступлении охлаждения, мучительно кается в разрыве отношений, трагически переживает страдания любимой женщины. Такая моральная высота чувств, напряженный драматизм переживаний явились новой страницей в русской лирике. Чернышевский писал Некрасову, что его стихотворения о любви «буквально заставляют меня рыдать».

Все творчество Некрасова проникнуто совершенно особым, полным благоговения и восхищения отношением к женщине. Женские образы в его любовной поэзии - сильные, решительные, более цельные и уравновешенные по сравнению с их вечно колеблющимися, сомневающимися и страдающими от собственной слабости воздыхателями. Герой любовной лирики поэта склонен к мнительности, подозрениям и самоанализу:

Верь: постыдный порыв подозренья

Без того ему много принес

Полных муки тревог сожаленья

И раскаянья позднего слез.

Героиня лирики Некрасова - удивительно мудрая женщина, способная переносить удары судьбы, прощать своего мятущегося, ревнивого возлюбленного и понимать «его грустный недуг». Он часто впадает в пессимистические настроения, предается унынию и озлоблению, она всегда выступает в роли утешительницы и друга, приходит на помощь в трудную минуту и учит мудрому смирению перед неизбежным:

  • Ты всегда хороша несравненно,
  • Но когда я уныл и угрюм,
  • Оживляется так вдохновенно
  • Твой веселый, насмешливый ум.

Любовь рассеивает грустные мысли, вселяет в душу лирического героя надежду, помогает ему «без обычного страха» смотреть «в темное море» будущего.

Своеобразие лирики Некрасова в  том, что в ней разрушается  лирическая замкнутость, преодолевается лирический эгоцентризм: любовные стихи  открыты для героини, которая  входит в стихотворение со всем богатством и сложностью своего внутреннего мира. В лирическом цикле Некрасов создает характер героини, характер новый, в разных проявлениях, самоотверженный и ревнивый.  Почти все произведения интимной лирики Некрасова заканчиваются многоточиями - значит, ситуация не разрешена, не исчерпана, продолжение следует. Высокий взлет человечности - в драматическом диалоге стихотворения «Тяжелый крест достался ей на долю…». Чернышевский называл это стихотворение лучшим лирическим произведением. Стихотворение - одно из самых трагических у поэта, стихотворение высокого строя, который определен удивительным единством основного образа - образа креста. Образ креста соответствует высоте страдания и окончательного разговора перед лицом надвигающейся смерти. В первой строке - «Тяжелый крест достался ей на долю…» - отвлеченное обозначение тягот, слегка обновленный житейский оборот « нести крест ».

Любовную лирику Некрасова отличает сюжет, конкретность, которых раньше не было в любовной поэзии, с ее непременной отвлеченностью от «низменных» бытовых тем и нарочитой восторженностью в описании мира человеческих чувств. Героиня любовной лирики Некрасова погружена в житейскую действительность, наделена вполне определенными, земными чертами, мы узнаем подробности о ее жизни. Герою Некрасов уделяет гораздо меньше внимания, чем героине, герой не так конкретен и ярок, поэт говорит только о его чувствах, но не о нем самом, кто он, откуда - неизвестно.

Поэт отказался от восторженных гимнов красоте и наполнил поэзию описаниями повседневной жизни, подробностями быта, деталями нелегкого жизненного пути героини. В стихотворении «Еду ли ночью по улице темной…» - свободное любовное чувство между мужчиной и женщиной, не освященное церковью. Поэт не осуждает влюбленных, он приветствует их смелость и восхищается тем, что они живут без оглядки на светские и церковные законы. Но современное общество не терпит свободы в любых ее проявлениях, и любящие вынуждены расстаться, не в силах в одиночку противостоять господствующей морали. Лирический герой сострадает несчастной, решившейся бросить вызов общепринятым нормам поведения, и сочувствует женской доле:

  • Кто ж защитит тебя?
  • Все без изъятия
  • Именем страшным тебя назовут.

Трагическая развязка в любви неизбежна. В стихотворении «Я не люблю иронии твоей…» герой, еще страстно любящий женщину, уже предчувствует конец их отношений: Не торопи развязки неизбежной, И без того она недалека. Не случайно Некрасов историю любви часто преподносит в форме воспоминания о былом чувстве, которое уже прошло и никогда не вернется. Поэт не идеализирует любовные отношения, часто любовь в его стихотворениях соседствует со взаимным непониманием, раздражением, ссорами. В любовной лирике Некрасова непременно присутствует проза жизни. Поэт приобщает к поэзии ежедневную «прозу», далекую от какой бы то ни было идиллии:

  • Если проза в любви неизбежна,
  • Так возьмем и с нее долю счастья:
  • После ссоры так полно, так нежно
  • Возвращенье любви и участья.

В интимной лирике проявилось новаторство Некрасова. Лирический герой, появившийся в его стихотворениях второй половины 40-х годов, - своеобразное открытие в русской поэзии. Это - типичный разночинец, которому очень тяжело дается разрыв с дворянским прошлым. Важно и появление у поэта образа лирической героини. Мысли и поступки лирических персонажей Некрасова социально обусловлены и изображены в пределах совершенно конкретного времени и пространства.

Информация о работе Николай Алексеевич Некрасов и его муза