Новые грани вечного образа Дон Жуана в одноименной комедии Мольера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть какие новые черты Мольер внес в «вечный» образ Дон Жуана.
Задачи: 1. Изучить литературу, посвященную данной теме;
2. Охарактеризовать время написания комедии;
3. Определить основные темы и проблемы;
4. Сравнить легендарный образ Дон Жуана с мольеровским.

Содержание

Введение
Глава 1
1.1 Дон Жуан как «вечный образ»
1.2 Прототипы образа
Глава 2
2.1 Эпоха написания комедии «Дон Жуан», биография Мольера
2.2 Дон Жуан в интерпретации Мольера
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 45.47 Кб (Скачать файл)

В 1350 году дон Педро вступил  на престол и вскоре получил прозвание  Педро Жестокий. Дон Жуан, по-прежнему остававшийся его другом, был возведен в звание обер-келлермейстера. Отличаясь  дерзким бесстрашием, презрением к  общепринятой морали, сластолюбием и  бессердечием, Дон Жуан по малейшему  поводу, а иногда и без него, затевал  многочисленные дуэли, из которых всегда выходил победителем, обольщал женщин - девиц и замужних дам, навлекая на них позор и принося горе многим почтенным семьям. Благородные  севильцы не раз жаловались на Дон  Жуана королю, но Педро Жестокий неизменно пренебрегал этими  жалобами. Однажды внимание Дон Жуана  привлекла дочь командора Гонсалес де Ульоа - донна Анна, и он решил  похитить девушку.

Ночью Дон Жуан тайно проник в дом командора. Однако Гонсалес де Ульоа в это время еще  не спал, между хозяином и незваным гостем произошла схватка, и командор был убит. Король не мог оставить безнаказанным убийство столь знатного человека, и Дон Жуану пришлось покинуть Севилью. Командора похоронили в фамильном склепе в монастыре  Святого Франциска, а над его  могилой поставили каменною статую. Родичи убитого поклялись отомстить  убийце. Чтобы заманить Дон Жуана  в Севилью, ему отправили ложное любовное письмо с приглашением на свидание в монастырь Святого  Франциска, и, когда Дон Жуан явился в назначенный час, убили его, а тело тайно закопали. Предполагая, что тайна может быть раскрыта и, опасаясь в этом случае королевского гнева, родичи Гонсалеса де Ульоа  распустили слух о том, что Дон  Жуан ночью пробрался в склеп  и оскорбил статую убитого им командора. Но статуя вдруг ожила, схватила дерзкого нечестивца в свои каменные объятья  и низвергла его в ад. Этот слух показался всем весьма правдоподобным, и история жизни Дон Жуана  вошла в легенду именно с таким  окончанием.

В легендах, предшествующих литературным появлениям Дон Жуана, были определены основные сюжетные обстоятельства, в которых будет существовать и действовать герой. Место действия, чаще всего, Испания, время - эпоха «плаща и саги», обязательные участники - дочка  командора и сам командор, убитый Дон Жуаном в предыстории действия или в самом начале. Что же касается развязки, то она, как правило, оказывается  смертельной для Дона Жуана, хотя его гибель не всегда происходит от «пожатия каменной руки».

Глава 2.

2.1 Эпоха  написания комедии «Дон Жуан», биография Мольера

Комедия «Дон Жуан, или каменный гость» была написана и поставлена Мольером (кстати, сам он выступил в  ней в роли Сганареля) в 1665 году.

Мольер творил в эпоху  классицизма. В это время планетой завладел Абсолютный Разум - новый идол новых людей. А, как известно, идол определяет героя. В произведениях  стали появляться герои-патриоты, подчинившие  чувства долгу. Роль искусства также  была определена и сформулирована - дидактическая, нравоучительная: добродетели  непременно должны были быть прославлены, а порок обличен и развенчан. Колоссальное влияние на классицизм оказала всеобщая увлеченность античностью, которая и была взята за образец.

Драматургии приписывалось  три единства: места, времени и  действия. Художественные произведения из себя тогда большой важности не представляли. Зато очень важна была роль театра, трибуны, посредством которых  непосредственно можно было просвещать, учить и воспитывать.

В основе любого искусства  лежало подражание природе, но, однако, лишь той, которая отвечала вкусам и  требованиям времени. Так, можно  сказать, делалась установка не на идеал, но на совершенную абсолютную идеализацию. Искусство - средство, а не самоцель.

Ведущими жанрами эпохи  были трагедия и комедия, у каждой были свои задачи и художественные средства. Смешение низкого и высокого, ужасного и смешного не допускалось. Центральным конфликтом трагедии, безусловно, должно было стать столкновение чувства  и долга, герой должен быть сомневающимся. Причем симпатии автора могли быть только на стороне положительных  персонажей, которые делали трудный, но однозначно правильный выбор в  пользу личного долга. Комедия же разоблачала пороки и заканчивалась  торжеством добродетели. Искусство  классицизма, надо заметить, вовсе не подражание и не копирование

образцов, а вполне самостоятельное  направление.

И в то же время, как это  ни странно, самые яркие представители  классицизма прославились своей  противоречивостью, отходом от норм, стандартов, концепций и стереотипов, создав жизненные и правдивые  образы и раскрыв противоречия между  общим и частным, воспроизведя трагический  диссонанс времени.

Мольер пришел в литературу в период расцвета классицистической  трагедии. Комедии воспринимались зрителями  в то время как несерьезное  зрелище, которое только развлекало публику. Мольер предоставил комедии  совсем другого содержания. Его пьесы  были не только интересными, но и поучительными. Беря образы и ситуации из современной  ему жизни, драматург показывал  людям их недостатки, страсти и  ошибки. Мольер соединил правила классицизма  с традициями народного театра. Произведения Мольера стали проявлениями самого духа народа, духа вольнодумства, непокорности и протеста против всего фальшивого, порочного. Мольер считал, что комедия  может влиять на зрителя не меньше, а возможно, даже больше, чем трагедия. Вместе с тем, художник был истинным новатором в области литературы и театральной деятельности, потому что вышел за пределы классицизма  и заложил новые принципы драматургии.

Жан Батист Поклен (сценическое  имя Мольер) родился 15 января 1622 года в Париже. Он -- французский комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства. Жан Мольер служил при дворе Людовика XIV. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада, плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Высмеивая сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян и церковников, видел в них извращение человеческой природы («Смешные жеманницы», поставлена 1659; «Мизантроп», поставлена 1666; «Скупой», поставлена 1668; «Ученые женщины», поставлена 1672; «Мещанин во дворянстве», поставлена 1670; «Мнимый больной», поставлена 1673); Мольер с особой непримиримостью разоблачал лицемерие, создав бессмертный образ Тартюфа, -- комедия «Тартюф, или Обманщик» (поставлена 1664). Постановка «Дон Жуана» в 1665 подверглась преследованиям за вольнодумство. Жизненность, художественная емкость образов Мольера оказали огромное влияние на развитие мировой, в т. ч. русской, драматургии и театра.

Семья Покленов принадлежала к обеспеченному торговому классу: в 1631 отец Мольера получил высокую  официальную должность королевского обойщика. Он дал прекрасное образование  своему старшему сыну, который с 1636 по 1639 учился в иезуитском Клермонском  коллеже в Париже, где воспитывались  дети многих дворянских семей. Большое  влияние на Мольера оказали лекции П. Гассенди. Опираясь на его учение, писатель позднее будет глубоко  исследовать человеческие характеры  и жизнь, отдавая преимущество не умозрительным схемам, а опыту. Поэтому  образы Мольера такие живые и  достоверные. Жан Батист знал толк в  обойном ремесле и вступил  в ремесленный цех, но родня предназначала  его к юридической карьере: в 1641 он был принят в коллегию адвокатов.

Примерно в это же время  Жан Батист вошел в круг учеников философа-эпикурейца Гассенди и завел  знакомства в актерской среде: итальянский  мим Фиорилли, по прозвищу Скарамуш, дал ему несколько уроков сценического мастерства, а молодая актриса  Мадлен Бежар стала его любовницей. В 1643 он решил окончательно связать  свою судьбу со сценой и заключил с  Мадлен Бежар договор о создании «Блистательного театра». В 17 веке актерская  профессия считалась «подлой», поэтому  на сцене никто не выступал под  собственным именем. Псевдоним «Мольер» впервые зафиксирован в документе  от 28 января 1644 года. В 1645 будущий комедиограф  дважды побывал в тюрьме из-за долгов, и труппе пришлось покинуть столицу. Турне по провинциям продолжалось 12 лет: первые пьесы Мольера «Шалый, или Все невпопад» (1655), «Любовная  размолвка» (1656) относятся именно к  этому периоду. Годы странствий сыграли  значительную роль в жизни драматурга: став превосходным актером и режиссером, он научился успешно вести дела с  авторами, коллегами и властями.

В 1658 труппа вернулась в  Париж и устроила в Лувре представление  для Людовика XIV, которому чрезвычайно  понравилась пьеса Мольера «Влюбленный  доктор». Первый успех у публики  драматург снискал в 1659 году комедией «Смешные жеманницы», в которой высмеял  прециозную слащавость и вычурность манер. В 1661 провалилась единственная «правильная» пьеса Мольера «Дон Гарсия Наваррский», но зато оказались  чрезвычайно удачными постановки «Школы мужей» и «Докучных» в театре Пале-Рояль, где ныне размещается Комеди Франсез (известная также под именем «Дом Мольера»). В следующем году разразилась  «памфлетная война» в связи с  представлением «Школы жен»: святоши  увидели в ней покушение на принципы христианского воспитания. Пьеса имела колоссальный успех: по словам современника, «все находили ее жалкой, и все спешили ее увидеть». Это означало зарождение столь характерного для Франции «двойного вкуса» или «двойного стандарта»: либо популярность, либо точное следование «правилам».

Жану Мольеру ставили  в вину слабую интригу, которая и  в самом деле почти примитивна: Арнольф поместил в монастырь  крестьянскую девочку Агнессу, чтобы  дать ей благочестивое воспитание и  получить затем покорную жену, однако плутовка влюбилась в юного красавчика Ораса и обрела благородного отца, который освободил ее от тиранических притязаний старика. Как и во многих других комедиях Мольера, развязка здесь  притянута за уши. Однако драматурга интересовал вовсе не финал (для  Арнольфа почти трагический), а «общечеловеческий» тип: пожилой мужчина, влюбленный в  юную девушку и воспитавший ее на радость молодому сопернику. Вызванная  пьесой полемика по значению почти  не уступала «Спору о «Сиде»». На нападки  своих врагов Мольер ответил «Критикой  «Школы жен»», в которой суммировал все уже высказанные суждения и вложил в уста одного из персонажей примечательные слова: «На мой взгляд, самое важное правило - нравиться. Пьеса, которая достигла этой цели, хорошая  пьеса. Таким образом, Мольер существенно  раздвинул рамки классицистической  эстетики, поставив мнение широкой  публики выше оценки «мудрецов».

В «Школе жен» усматривают  иногда и отражение личной жизни  драматурга. В 1622 сорокалетний Мольер женился на двадцатилетней Арманде  Бежар, сестре Мадлен, и этот брак послужил поводом для скандала: один из актеров  Бургундского отеля (конкурирующего с  театром Мольера) направил королю жалобу, в которой утверждал, будто Арманда  вовсе не сестра Мадлен, а ее дочь от Мольера. Людовик XIV оставил этот донос без внимания, а впоследствии согласился стать крестным отцом  для первенца своего любимого автора и актера. Арманда родила Мольеру  троих детей, однако супружеская  жизнь драматурга была, по общему мнению, крайне несчастной.

В 1663 появился «Тартюф», вызвавший  грандиозный скандал. Противники Мольера  добились запрета пьесы через  могущественного «Общества святых даров», и только после примирения Людовика XIV с Церковью в 1669 комедию начали ставить с неизменным успехом у публики: за один лишь первый год пьеса выдержала более 60 представлений. Первый вариант пьесы не сохранился. Во второй (смягченной) редакции «Тартюф» терпит сокрушительное поражение: его уводят в тюрьму по приказу короля. Но до благодетельного вмешательства власти Оргон и его семейство оказываются в полной власти коварного ханжи, которому хозяин дома отписал все свое имущество и доверил крайне опасные бумаги. Тартюф пленил Оргона тем, что обещал спасение души и открыл греховность мира - это, безусловно, можно считать пародией на янсенистов, хотя повадками своими Тартюф больше напоминал воспитанника иезуитов. За реалиями конкретной эпохи скрывается вечный тип лицемера, успешно обделывающего свои делишки под маской святости. Равным образом Оргон являет собой привычную для того времени фигуру дворянина, слегка затронутого янсенизмом, и одновременно -- тип недалекого, но симпатичного человека, слепо доверяющего друзьям.

В 1665 очередную бурю вызвала  постановка «Дон Жуана»: на сей раз  враги Мольера, не довольствуясь  временным запретом, предприняли  все возможное, чтобы окончательно изгнать пьесу с театральных  подмостков, и после 15 представлений  ее при жизни драматурга уже никогда  более не ставили. С финансовой точки  зрения оказался неудачным и поставленный в 1666 году «Мизантроп». Это одна из самых  «загадочных» и многозначных комедий  Мольера. Альцест - честный человек, который не находит своего места  в обществе. Он проигрывает тяжбу, ссорится с другом Филинтом, теряет любимую девушку Селимену и гордо  удаляется «в пустыню» -- прочь от порочного света. Стремление Альцеста раскрыть истинный смысл социальных условностей, несомненно, совпадает  с позицией самого Мольера.

Вместе с тем Альцест  показан не только как идеалист, но и как зрелый человек, упорно не желающий взрослеть. Многие его претензии  к Селимене и Филинту выглядят смехотворными. Он демонстрирует крайнюю  обидчивость в ситуациях совершенно безобидных. Наконец, при очень жестких  требованиях к другим он весьма снисходителен  к самому себе. 17 век отдавал безусловное  предпочтение Филинту - именно этот персонаж считался воплощением «порядочного человека». В 18 веке Филинта порицали за конформизм, тогда как Альцест  стал символом принципиальности. В  ранг одинокого гения, гонимого пошлым обществом, возвели Альцеста романтики.

Денежные затруднения  вынудили Жана Мольера за один лишь сезон 1667-68 написать пять пьес: в их число входят «Жорж Данден, или  Одураченный муж», «Брак поневоле»  и «Скупой». В 1670 появилась одна из самых популярных комедий драматурга «Мещанин во дворянстве», которая представляет собой веселый фарс со вставным турецким балетом -- возможно, эти сцены были заказаны королем, чтобы сбить спесь  с посланника Оттоманской империи. Обессмертила пьесу фигура господина  де Журдена - неправдоподобно глупого  и очень смешного буржуа, помешавшегося  на своем стремлении стать «своим»  в кругу дворян.

Сценическая карьера драматурга завершилась трагически. В феврале 1673 был поставлен «Мнимый больной», где Жан Мольер, несмотря на давнюю тяжелую болезнь (скорее всего, у  него был туберкулез) исполнял главную  роль. На четвертом представлении  он потерял сознание, и его пришлось отнести домой. Он скончался в  ночь с 17 на 18 февраля, не успев исповедаться и отречься от актерской профессии. Приходской священник запретил хоронить его на освященной земле: вдова обратилась за помощью к королю, и лишь тогда  было разрешено произвести религиозное  погребение.

Пьесы Мольера выдержали  на сцене одной только Комеди Франсез  более 30 тысяч представлений. Французская  Академия, пренебрегавшая «комедиантом»  при жизни, в 1769 объявила конкурс  на «Похвалу Мольеру» и установила у себя его бюст. Жан Мольер стал подлинным создателем жанра классицистической  комедии, где коллективным героем являются бесчисленные и безмерные человеческие заблуждения, которые иногда переходят  в манию.

Информация о работе Новые грани вечного образа Дон Жуана в одноименной комедии Мольера